Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.03.2015.
Просмотров - 7760

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Петросян Татевик Самвеловна

Ставропольский государственный Аграрный Университет

студент

Остапенко Елена Анатольевна, Ставропольский государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, доцент, кафедра - Финансовый менеджмент и банковское дело


Аннотация:
Статья посвящена анализу и оценке конкурентной среды предприятия. Рассматриваются возможности использования SWOT- и PEST-анализа для определения факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия в конкурентной среде; возможные ошибки при оценке состояния конкурентной среды и их анализ методом «слепых зон». Предложена методика, которая дает возможность определить степень влияния силы конкуренции на рынке.


Abstract:
the Article is devoted to the analysis and evaluation of the competitive environment of the enterprise. Deals with the use of SWOT and PEST analysis to identify factors influencing the activities of an enterprise in a competitive environment; possible errors in assessing the state of the competitive environment and their analysis by the method of "blind spots". The technique, which allows to determine the degree of influence of competitive forces in the market.


Ключевые слова:
конкурентная среда; методы оценки конкурентной среды; SWOT-анализ; PEST- анализ; метод экспертных оценок; метод «слепых зон»; методика оценки влияния силы конкуренции.

Keywords:
competitive environment; methods of assessment of the competitive environment; SWOT analysis; PEST analysis; expert evaluation method; the method of "blind spots"; the method of assessing the impact of competitive forces.


УДК 339.138

В рыночной экономике каждое предприятие действует в сложившейся конкурентной среде, которая представляет собой субъекты конкурентной борьбы и их действия по обеспечению своих интересов, в результате чего формируются определенные условия деятельности предприятия. Анализ конкурентной среды является необходимым условием для принятия обоснованных стратегических маркетинговых решений. Его результаты используются для формирования различных сфер деятельности компаний на рынке.

Проблемами исследования конкурентной среды занимались такие ведущие зарубежные и отечественные ученые как И. Ансофф, Б. Бенсуссан, Д. Дэй, Ф. Котлер, М. Портер, М. Скотт, К. Фляйшер, Г. Азоев, С. Бо- рисенко, А. Войчак, Е. Голубков, Е. Крикавский, Р. Фатхутдинов, А. Юданов и другие. Результаты исследований, которые предлагаются этими авторами, заслуживают тщательного изучения, но некоторые аспекты требуют дальнейшего развития и конкретизации. Остаются нерешенными многие вопросы, связанные с исследованием состояния конкурентной среды. Поэтому целью данной работы является рассмотрение подходов к анализу конкурентной среды и методов ее оценки.

Для успешной работы предприятия на рынке важно учитывать факторы внешней среды, которые оказывают влияние на его деятельность. С помощью такого распространенного метода исследования, как SWOT- анализ, можно количественно оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности, способствующие дальнейшему развитию, и те угрозы, которые могут мешать его стабильному функционированию в конкурентной среде [1].

Оценить влияние факторов внешней среды дает возможность и PEST- анализ. Он предназначен для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Эти методы анализа отличаются глубиной характеристики объекта исследования, но оба являются полезными для выяснения позиции предприятия на рынке и состояния конкурентной среды.

Для оценки факторов конкурентной среды в рамках проведенного SWOT- и PEST-анализа чаще всего используются методы экспертных оценок. Группа экспертов должна хорошо ориентироваться в политической ситуации в стране, знать тенденции развития экономики и научно-технического прогресса, социальные процессы, которые происходят в обществе. На предприятии в качестве экспертов могут выступать специалисты по маркетингу; экономисты-аналитики; главный юрисконсульт; начальник опытно-конструкторского отдела, руководители предприятия и т.п. При проведении данного исследования важными являются уровень подготовки и осведомленности экспертов, их опыт и интуиция, так как переоценка собственных достижений, ресурсов и возможностей может помешать объективной оценке состояния конкурентной среды, что, в свою очередь, негативно повлияет на качество принятых решений [3].

Чтобы этого избежать, целесообразно воспользоваться подходом, который предложил М. Портер. Он сформулировал теорию «слепых зон» и объяснил, почему аналитики часто неверно оценивают состояние конкурентной среды. М. Портер разделил эту проблему на две составляющие: первая − это собственно представление предприятия о себе, и вторая − представление фирмы о своих конкурентах и той области, в которой происходит их соперничество. Наиболее распространенными являются 7 источников «слепых зон»: неверные предположения; бич победителя, или гипотеза высокомерия; усиливающаяся приверженность; перспектива в условиях ограничений, или ограниченная ценностная ориентация; излишняя самоуверенность; эвристическая представительность, или обоснование по аналогии; просеивание информации [2].

Неверные предположения могут касаться разнообразных аспектов поведения предприятия в конкурентной среде: оценки своих конкурентов, их сильных и слабых сторон, стратегий и уровня принимаемых решений, ошибок в выборе поставщиков и посредников. Кроме того, возможны неправильные представления о своих потребителях, их возможностях, процессе принятия ими решений о выборе товара и марки, а также созданном корпоративном мифе, который завышает конкурентные позиции предприятия.

 Бич победителя выражается в том, что успешные предприятия часто переплачивают за разработки, патенты, технологии, которые приобретают. Это часто приводит к тому, что они могут не получить тот размер прибыли, на который рассчитывают. 

Усиливающаяся приверженность приводит к неэкономному расходованию средств, неправильной оценке возможных инвестиций и, как следствие, дальнейшим потерям.

Перспектива в условиях ограничений состоит в том, что решения принимаются без учета ценностных ориентиров фирмы и возможных действий конкурентов.

Излишняя самоуверенность лиц, ответственных за принятие решений, в оценке собственных возможностей, своего опыта и знаний может привести к искажению ситуации, а значит негативно отразиться на качестве стратегической оценки конкурентной среды.

Эвристическая представительность, или обоснование по аналогии заключается в том, что часто из-за ограниченного объема информации исследования проводятся на малых выборках, что приводит к неверным выводам. Проблема состоит в том, что предприятия не проводят глубоких исследований процессов, которые происходят в конкурентной среде, что отражается на качестве принимаемых решений.

Просеивание информации приводит к тому, что руководитель получает ограниченные, часто искаженные (вольно или невольно), данные. Это также не способствует пониманию ситуации на рынке, а значит, уровень принятия решений будет невысоким.

 Анализ конкурентной среды будет неполным без оценки силы конкуренции. Чтобы оценить степень влияния силы конкуренции на рынке, можно воспользоваться подходами, которые предложили российские ученые В. Шкардун и Т. Ахтямов [4]. Эти подходы были нами обобщены и упорядочены. Все это позволило определить и сформулировать этапы оценки интенсивности конкуренции в отрасли и на рынке.

Оценку степени влияния силы конкуренции предлагается осуществлять по следующим этапам:

 - Формируется перечень составляющих элементов каждой из пяти сил конкуренции, разработанных М. Портером (приход новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, сила позиции поставщиков, сила позиции покупателей, конкуренция среди производителей внутри отрасли). Рассматриваются показатели, обуславливающие состояние конкуренции на рынке в соответствии с ситуацией в отрасли, появлением товаров-заменителей и новых конкурентов, позицией поставщиков и потребителей;

- Разрабатываются критерии оценок, по которым определяется сила воздействия факторов конкуренции. Предлагается использовать такую шкалу: «1» − влияние факторов конкуренции не имеет проявления; «2» − влияние факторов конкуренции проявляется слабо; «3» − влияние факторов конкуренции проявляется четко;

 - Формируется группа экспертов. Путем опроса выясняется их мнение относительно силы проявления факторов конкуренции. По приведенным выше критериям оценок они определяют силу влияния каждого фактора, а также коэффициенты важности с учетом того, что различные факторы оказывают неодинаковое влияние на конкуренцию на рынке;

 - Определяется средневзвешенный балл, который является оценкой степени влияния каждой из пяти сил конкуренции;

- Рассчитываются границы силы действия факторов, которые определяют промежутки интервальной шкалы.

 Уровень силы конкуренции может быть:

- очень высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает в интервал;

-высокий, если полученный средневзвешенный балл находится в интервале;

-умеренный, если полученный средневзвешенный балл попадает в интервал;

-слабый, если полученный средневзвешенный балл находится в интервале;

– средневзвешенный балл, соответствующий случаю слабого проявления факторов конкуренции на рынке;

На интервальной шкале проставляется значение средневзвешенного балла исследуемого предприятия и делаются выводы. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно рассчитывать на то, что полученное представление о состоянии конкурентной среды будет способствовать принятию обоснованного стратегического решения. 

Библиографический список:

1. Бєлова Т. Г., Крайнюченко О. Ф., Скригун Н. П. Можливості використання SWOT-аналізу для розроблення стратегії підприємства // Наукові праці НУХТ. 2007. № 22. С. 81-84.
2. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
3. Чернышева Т. Ю., Попова О. А. Экспертные методы принятия решений // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2007. № 4 (4). С. 192-194.
4. Шкардун В. Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 44-54. ISSN 1993-5552 Альманах современной науки и образования, № 2 (81)




Рецензии:

24.03.2015, 11:56 Федотова Татьяна Анатольевна
Рецензия: Нет заключения в статье. Список литературы дооформить по стандартам. В перечне этапов, если начинается с большой буквы, то ставится не точка с запятой, а точка, либо начинать с маленькой, как в следующем перечне. "Бич победителя" в кавычках. Небольшая доработка нужна.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх