Ставропольский государственный Аграрный Университет
студент
Агаркова Любовь Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры финансы, кредит и страховое дело, Ставропольский государственный аграрный университет
УДК 338.45
Глубокие изменения, происходящие в плоскости финансовых отношений на протяжении десятилетий, в последние годы развиваются особенно быстро. Катализатором этих изменений, кроме научно-технического прогресса, стал мировой финансовый кризис 2007-2008 гг., рецессию которого мировая экономика еще окончательно не преодолела [1]. Кризис, поразивший экономику стран мира, на первых порах позиционировавшийся как финансовый, показал свой системный, структурный характер. Его негативное воздействие, в соответствии с кондратьевской методологией, усиливается в связи с нахождением мировой экономики в зоне ее перехода к следующей повышательной полуволне цикла. За 50 лет кондратьевского инновационного цикла образовался инновационный «зуб», который способен расколоть любую экономику мира [5]. Не минули эти проблемы и Россию. Развитие финансовой системы РФ в настоящее время находится на стадии «реанимации» после разрушительного влияния мирового финансового кризиса. Несмотря на все происходящие за последние годы положительные сдвиги в финансовой системе государства, состояние ее развития продолжает желать лучшего, поскольку, к сожалению, она не соответствует всем требованиям экономики. Это проявляется в том, что финансовая система не всегда позволяет эффективно и в полной мере аккумулировать финансовые ресурсы, а в конечном итоге – перераспределить их между различными ее сферами. В результате этого тормозятся процессы притока инвестиций, которые так необходимы для экономического роста, снижается конкурентоспособность реального сектора экономики.
До 2008 г. отечественный финансовый сектор развивался достаточно динамично: росли число финансовых учреждений, стоимость активов, спрос на услуги со стороны потребителей. Основными факторами губительного влияния стали: ухудшение качества банковских активов, девальвация национальной денежной единицы, снижение рыночной стоимости финансовых инструментов, замораживание банковских депозитов участников финансового рынка и т.д. [3]. В условиях трансформационных преобразований экономики финансовая система практически приобретает черты мощного источника инвестиционных ресурсов, обеспечивая эффективное аккумулирование средств и экономически целесообразное удовлетворение инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов на ресурсы как кратко, так и долгосрочного характера.
Очевидно, что будущее развитие финансовой системы России фактически невозможно без реформирования большинства составляющих рынка. Это должны быть существенные шаги, направленные на развитие институциональной структуры, увеличение прозрачности участников и внедрение эффективной и открытой регуляторной политики и надзора.
Стремительные процессы глобализации мировой экономики, которые находят свое отражение в финансовой системе современной информационно-экономической среды, с одной стороны, создают новые возможности финансирования реального сектора экономики России, а с другой, усиливают угрозу поглощения финансовой системы страны в силу ее слабости и косности. Проблемы финансовой безопасности в России занимают важное место в широком спектре экономических проблем государства. Необходимо учитывать, что многие финансовые проблемы для России являются качественно новыми, поскольку современная национальная финансовая система формируется параллельно с трансформацией экономики и системой государственного управления [4]. К тому же, в условиях перехода к открытой экономике Россия попадает под влияние мощных внешнеэкономических факторов, которые в настоящее время в большинстве своем отрицательно влияют на финансовую безопасность страны.
На первом этапе исследования представляется целесообразным обозначить цель трансформационных процессов в финансовой системе государства, которая заключается в создании ликвидного и конкурентоспособного финансового рынка, способного выполнять экономические функции, присущие финансовым посредникам стран с развитой экономикой, а именно:
1. Мобилизация капитала инвесторов.
2. Диверсификация капитала и обеспечение инструментов для эффективного управления рисками.
3. Предоставление участникам рынка информации о ценах на финансовые инструменты.
4. Способствование более эффективному распределению ресурсов.
5. Содействие лучшему корпоративному управлению.
6. Обеспечение эффективной системы расчетов и клиринга.
7. Уменьшение проблемы несимметричности информации между участниками финансового рынка.
В данном контексте, по мнению автора, одной из наиболее перспективных тенденций развития финансовой системы России, имеющей значительный потенциал отдачи и способствующей сближению ее финансового сектора с мировой системой, является рационально и органично построенная система взаимоотношений между банками и страховыми компаниями, которая способствует мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов в стране, призвана обеспечить сохранение национального капитала в целом и защиту финансовой системы от рисков, в частности.
Другим аспектом конвергентных тенденций на финансовом рынке является взаимопроникновение страхового и фондового рынков. Результатом этого должно стать развитие новых финансовых инструментов, которые используются как альтернатива перестрахованию. Сущность данного процесса заключается в передаче страховщиком части своих страховых рисков специальному перестраховочному учреждению, которое проводит эмиссию ценных бумаг, размещает их на фондовом рынке среди институциональных инвесторов, осуществляет управление привлеченными средствами [Там же]. Такой механизм позволяет страховым компаниям получить доступ к дополнительному источнику финансовых ресурсов, что особенно актуально в условиях ограниченности собственной ресурсной базы страховщиков и, в частности, низкого уровня капитализации российских страховых компаний. Перераспределение страховых рисков через инструменты фондового рынка способствует расширению страхового поля страховых компаний путем включения в него более масштабных, но предсказуемых рисков.
Анализируя перспективы развития негосударственных пенсионных фондов, следует отметить, что эти финансовые институты хотя и представлены на финансовом рынке России, однако их размеры незначительны, и количество участников слишком мало [2]. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), вероятней всего, в ближайшее время будут развиваться медленно из-за отсутствия последовательной пенсионной реформы и низкого доверия населения к системе пенсионного накопления в целом. Учитывая значительный потенциал НПФ, их социальное значение и важную роль в развитии финансовой системы страны, отдельного внимания заслуживает вопрос содействия их развитию.
Представляется, что для развития системы НПФ в России необходимы:
- диверсификация структуры активов НПФ с целью оптимального соотношения между доходностью, ликвидностью и рискованностью размещения средств (в частности, эксперты Всемирного банка рекомендуют разрешить НПФ инвестировать средства за рубеж);
- восстановление доверия со стороны населения. НПФ не смогут преодолеть стереотипы недоверия ни с помощью рекламных кампаний, ни путем громких обещаний, единственно возможный путь – надежная и эффективная работа в течение трех-пяти лет;
- совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
- совершенствование и углубление механизмов взаимодействия и обратной связи между НПФ и другими участниками системы НПО;
- наличие соответствующей инфраструктуры, способной обеспечить высокую ликвидность и абсолютную прозрачность финансовых вложений НПФ;
- развитие информационной системы отчетности НПФ.
Важным для дальнейшего развития финансового рынка является тот факт, что в настоящее время финансовая система России имеет существенный потенциал по противодействию внешним шокам за счет снижения дисбалансов, которые обострили проявления финансово–экономического кризиса 2007-2008 гг. Этому способствовали действия, направленные на дедолларизацию экономических отношений в стране. В частности, в посткризисный период постоянно уменьшалась валютная составляющая банковских кредитов.
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что стремительные процессы глобализации мировой экономики, которые находят свое отражение в финансовой сфере, с одной стороны, создают новые возможности финансирования реального сектора экономики, а с другой, усиливают угрозу поглощения финансовой системы страны со слабым финансовым сектором.
Под влиянием глобализационных процессов проблема организации устойчивого развития государства получает новое решение, а именно, путем внешней гармонизации ресурсных составляющих получать экономическую устойчивость и рост. Критериями высокой степени гармоничности ресурсных составляющих являются: высокая плотность связей между элементами; соответствие направлений их динамики; наличие положительного синергетического эффекта взаимодействия составляющих элементов и постоянное устойчивое повышение экономического потенциала отечественных предприятий [6].
В данном контексте результаты анализа, представленного в статье, позволяют сформулировать ряд рекомендаций и направлений дальнейшего развития финансовой системы России.
Во-первых, основные тенденции изменений финансовой системы России должны быть ориентированы на восстановление кредитной активности коммерческих банков, формирование сегмента инвестиционного кредитования, который будет стимулировать внутренний спрос и обеспечивать устойчивость финансового сектора и всей экономики страны в целом в условиях нестабильности внешнего окружения и воздействия неконтролируемых рисков.
Во-вторых, процесс формирования и реализации намеченных направлений развития, с одной стороны, должен учитывать существующие негативные последствия интеграционных процессов на финансовом рынке, а с другой – обеспечивать в перспективе использование инструментов финансового рынка в деятельности небанковских институтов и сегментов.
В-третьих, необходимо оптимизировать всю систему управления финансовыми инструментами. Чрезвычайно важной является передача регуляторных полномочий саморегулирующимся организациям и системным институтам рынка, в частности, биржам, депозитариям, кредитным союзам, инвестиционным, пенсионным фондам.
Рецензии:
28.03.2015, 12:12 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: В статье собран интересный материал по различным составным элементам преобразующейся финансовой системы РФ, но материал следует изложить более целостно, потому что в целом статья состоит из отдельных "кусочков". Совсем непонятно использование при подведении итогов следующей ссылки "Под влиянием глобализационных процессов проблема организации устойчивого развития государства получает новое решение, а именно, путем внешней гармонизации ресурсных составляющих получать экономическую устойчивость и рост. Критериями высокой степени гармоничности ресурсных составляющих являются: высокая плотность связей между элементами; соответствие направлений их динамики; наличие положительного синергетического эффекта взаимодействия составляющих элементов и постоянное устойчивое повышение экономического потенциала отечественных предприятий" [Шароватов С. В. Исследование современной концепции жизненного цикла товара при анализе устойчивости предприятия в конкурентной среде // Научные труды Вольного экономического общества России. 2011. Т. 155. С. 399-404.] И в целом выводы очень слабые и напоминают лозунги, а не выводы по излагаемому материалу, потому что не относятся к направлениям, исследуемым в статье. Что это за ссылка: "осуществляет управление привлеченными средствами [Там же]"? Статья может быть рекомендована к публикации после переработки: 1) Материал изложить целостно и взаимоувязанно; 2) Переработать выводы в соответствии с излагаемым материалом и названием и целью статьи.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий