г.Самара,Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Факультет психологии
магистрант
Шарапов В.В., доцент кафедры общей и социальной психологии, факультет психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
УДК 159.944.3
В структуре личности рефлексия занимает очень важное место, о чем свидетельствует многофункциональность и широкий спектр ее признаков. Практически в каждой сфере социально-психологической деятельности протекают подобные процессы.
В контексте социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. То есть человек не просто понимает своего собеседника, но и знает, как другой понимает его. В этом случае рефлексия является одним из основных механизмов социальной перцепции.
В качестве основополагающего для нашей статьи можно считать определение рефлексии, данное М.К. Тутушкиной: «Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь «над ситуацией» [4, С. 18]. Т.е. в данном случае рефлексия выступает как механизм саморегуляции.
Для человека рефлексия имеет большое значение в любом виде деятельности. Однако, особую роль она приобретает в управленческой работе. Сегодня к управленцу предъявляются требования по обладанию способностями высокого уровня интеллектуальной и социальной рефлексии.
Основная позиция рефлексии определяется занимаемой должностью, выполняемыми обязанностями, опытом работы, отношениями в коллективе, и другими факторами, среди которых, по мнению А.П. Исаева, так же можно выделить:
- оценки (самооценки) результатов выполненной деятельности; ее возможности определяются полнотой знаний о результатах своей работы;
- наблюдения за собой как действующим управленцем;
- критические оценки процесса деятельности после ее выполнения;
- предвосхищение возможного результата и его последствий [2].
Рефлексивные качества руководителя, как и все профессиональные качества, формируются с течением времени при воздействии определенных факторов. Объединив особенности процесса становления личности в профессиональной деятельности и факторное влияние на этот процесс внешней среды, можно выделить основные этапы формирования рефлексивных качеств руководителя:
1. Профессиональное обучение (или дорабочий этап). Данный этап характеризуется обучением в ВУЗе и приобретением профессиональных знаний и навыков (в ходе учебных практик).
2. Первоначальный этап рабочей деятельности. На данном этапе происходит узнавание особенностей работы системы изнутри – с самых низов. Данный этап является наиболее важным, т.к. чтобы развить у себя рефлексивные качества руководителя на должном уровне, пока еще работнику нужно пройти организационную иерархию полностью – с низших должностей до руководящей точки. Только при таком раскладе рефлексия будет наиболее адекватной и результативной.
3. Должностной этап. На данном этапе человек уже пребывает в должности руководителя, примеряет на себя новый статус и учится оценивать свои действия и решения именно в этом контексте.
По нашему убеждению, лишь пройдя через все эти этапы, руководитель сможет обладать достаточным для продуктивной деятельности уровнем рефлексии. Ведь в современной практике много примеров, когда руководящую должность занимает сторонний человек, слабо знакомый с тонкостями структуры организации, устроенный, как принято выражаться «по знакомству»; или же пришедший руководитель имеет другую специализацию и ему приходится заново переучиваться и приобретать профессиональные знания в новой сфере. Все это в итоге наносит ущерб производственной деятельности организации.
Таким образом, рефлексивные качества руководителя неотделимы не только от качеств личности, но и от профессиональных навыков и знания специфики работы конкретного предприятия.
Рефлексивные качества руководителя включают в себя следующие составляющие:
1. Черты характера (интроверсия-экстраверсия).
2. Темперамент (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик).
3. Интеллектуальные способности.
4. Ряд личностных и профессиональных умений:
- умение моделировать различные варианты результатов решения стоящей проблемы;
- умения анализировать свои действия;
- умение выбирать оптимальные способы и методы решения проблемы;
- умение интуитивно чувствовать проблемную ситуацию и возникшие противоречия.
Совокупность данных черт и умений определяют уровень развитости рефлексивных качеств у руководителя. Разумеется, большее внимание следует уделить перечисленным умениям и вопросу их развития, так как это именно та детерминанта, которая поддается более быстрому и легкому изменению, чем, к примеру, качества характера личности, которые в абсолютном измерении характеризуются более продолжительным временным периодом формирования.
В данной статье стоит так же сказать о взаимосвязи рефлексивных качеств и стиля управления менеджера. Как мы знаем, в теории и практике менеджмента различают в основном три стиля управления: авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют); сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); и автономный (управленец играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами) [1].
Наиболее оптимальным, как правило, считается сопричастный (или демократический) стиль управления. Между тем, каждая организация, как и личность – индивидуальна и неповторима, и к каждой требуется свой подход в управлении. И, в определении этого подхода не последнюю роль играют рефлексивные качества руководителя. Способность увидеть ситуацию со стороны, оценить свои действия и действия коллег в первую очередь помогают определиться в данном вопросе.
Ориентируясь на все вышесказанное можно отметить, что формирование и развитие рефлексивных качеств является очень важной задачей при подготовке руководителя. Наиболее эффективное развитие управленческой рефлексии происходит в референтных ситуациях и в условиях инновационной деятельности предприятия. Этому вполне способствует игровое моделирование, особенно в организационно-деятельностных видах игр.
Таким образом, система рефлексивных действия является своего рода «…основой для механизмов рефлексивного управления» [3, С. 89], а рефлексивное управление представляет собой грамотное, гуманистически ориентированное, психологически обоснованное управление, в основу которого входит психологические закономерностей рефлексии. В более узком смысле можно сказать, что рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала.
Рецензии:
31.03.2015, 7:33 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья соответствует основным требованиям.Возможно есть смысл расширить библ.список.Рекомендуется к печати.
5.04.2015, 18:23 Кучер Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «Рефлексивные качества руководителя»
магистранта Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Абрамовой Светланы Сергеевны
Тема исследования носит научный характер и является актуальной.
Актуальность темы исследования продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению психологических аспектов управленческой деятельности. Неслучайно, организационная психология и социальная психология управления - это наиболее динамично развивающиеся области психологического знания Кроме этого, коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, которые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодействий За изменением политических и экономических отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера В этой связи, успех осуществляемых в последние годы реформ непосредственным образом зависит от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития российского общества.
Рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала.
В последние годы интерес к проблеме рефлексии заметно возрос в прикладных областях, в частности в психологии управления. Возник даже термин «рефлексивное управление», получивший в существующем в психологии понятийном аппарате свою отличительную терминологическую нагрузку. Поэтому можно уверенно утверждать, что изучение социальной рефлексии руководителей и влияние этой способности на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе лежит в русле современных тенденций развития научно-психологической мысли и представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом планах.
Результаты исследования носят прикладной характер, т.к. благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью руководителя.
Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации.
кандидат психологических наук, И.В. Кучер
старший преподаватель кафедры психологии
ГБОУ ВПО СГПИ
28.04.2015, 23:23 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Тема, рассматриваемая автором является актуальной. Проблемы формирования и развития рефлексивных качества руководителя недостаточно изучены в научной литературе. Хотелось бы уточнить что автор понимает под процессами формирования и развития рефлексивных качеств? Как эти процессы осуществляются? Статья может быть рекомендована к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий