Статья опубликована в №20 (апрель) 2015Разделы: СоциологияРазмещена 01.04.2015.
Просмотров - 6278
ДОСТУПНАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Украинцева Ирина Дмитриевна
ИМБТ СО РАН
аспирант
Петрова Елена Викторовна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
Аннотация:
Статья посвящена вопросу создания безбарьерной, или доступной среды для инвалидов в Российской Федерации. Раскрыто понятие безбарьерной среды, описаны ее основные компоненты. Представлен опыт создания доступной среды в Республике Бурятия
Abstract:
The article is devoted to creation barrier-free environment for people with disabilities in the Russian Federation. We explain the concept of barrier-free environment and describe its basic elements. The experience of the Republic of Buryatia is presented
Ключевые слова:
доступная среда; люди с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование
Keywords:
barrier-free environment; people with disabilities; inclusive education
УДК 316.344.6 (571.54)
Современный этап развития общества характеризуется появлением интереса к проблематике явлений и процессов, ранее не являвшихся актуальными и возникших в результате каких-либо социальных изменений. Доступная, или безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья является характерным примером. В настоящий момент данная тема приобрела особую актуальность, так как она рассматривается в рамках понятий толерантности и равноправия, что составляет одну из основополагающих идей современного общества.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия является создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, под которой понимается совокупность условий, позволяющих осуществлять их жизненные потребности, в том числе обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и услугам связи, а также комплекс социальных услуг, воспитательных, образовательных и иных мер, направленных на интеграцию инвалидов в общество[4].
Безбарьерная среда включает следующие компоненты: архитектурная доступность зданий и сооружений, транспортная доступность; доступность получения образовательных услуг и возможность трудоустройства; толерантное отношение к людям с особыми потребностями.
Данные компоненты являются одновременно и основными задачами по формированию доступной среды. Первоочередной задачей является обеспечение доступа к объектам социальной и транспортной сфер. Доступ обеспечивается путем реконструкции зданий и сооружений, транспортных объектов, а также применения специального оборудования и техники. Примерами тому служат: строительство пандусов, поручней, лифтов, расширение дверных проемов, установка сигнальных светофоров. Решение данной задачи – достаточно трудоемкий и долгий процесс. Это связано с тем, что большинство зданий, сооружений, дорог были построены во времена социальной политики изоляции инвалидов от общества.
Следующей задачей является предоставление людям с инвалидностью возможности получения образовательных услуг посредством внедрения инклюзивного образования и последующее трудоустройство.
Наиболее трудноразрешимой является третья задача - формирование толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Данная задача имеет долговременный характер. Ее необходимо решать постепенно, путем устранения стереотипов, связанных с инвалидностью.
Что касается Российской Федерации, то началом формирования безбарьерной среды можно условно считать Указ от 2.10.1992г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». С того времени до настоящего времени разработано и направлено на реализацию несколько десятков нормативно-правовых актов. Например, в данный момент действует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. В целом, российское государство принимает различные меры по созданию безбарьерной среды, и можно уже говорить о позитивном опыте. Но, тем не менее, процесс формирования безбарьерной среды идет не достаточно быстро и равномерно.
В отличие от многих регионов Российской Федерации, формирование безбарьерной среды в Республике Бурятия происходит более активно. Это связано как с политикой Правительства Республики Бурятия, а в частности, Министерства социальной защиты населения Бурятии, так и с деятельностью различных фондов Республики: Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», Байкальский благотворительный фонд местного сообщества.
В качестве примеров результатов реализации политики Бурятии в обеспечении доступной среды можно выделить следующие факты. Во-первых, в системе социальной защиты населения Республики Бурятия функционирует Специализированный жилой дом для инвалидов-колясочников. Жилье предоставляется для временного проживания совершеннолетним дееспособным инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые не способны перемещаться без инвалидных кресел-колясок, сохранившим полную или частичную способность к самообслуживанию в быту в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, нуждающимся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг[6]. Дом представляет собой четырехэтажное здание, рассчитанное на 83 квартиры. Каждая квартира оснащена водосчетчиками холодной и горячей воды, кнопкой экстренного вызова персонала, а также в квартире установлены кабельное телевидение и интернет. Стоит отметить, что здание полностью оснащено всеми необходимыми приспособлениями для свободного и комфортного перемещения по нему инвалидами-колясочниками: дверные проемы широкие, просторные кухни, санузел оборудован поручнями. Вблизи дома расположены: парк отдыха, торговые центры, культурно-спортивный комплекс. С жильцами с ограниченными возможностями здоровья работают специалист по социальной работе и социальные работники. Здание полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы в плане их приспособленности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во-вторых, предоставляются услуги социального такси. Служба оснащена такими автотранспортными средствами, как автобус «Форд-транзит» с подъемником; микроавтобус «Ниссан-Ванетт» с подъемником; легковой автомобиль «Мазда-Демио» с подъемником; микроавтобус «Истана» [5]. Услуги такси предоставляются следующим гражданам: инвалидам 1 и 2 группы по зрению и с заболеванием опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидам (участникам) Великой Отечественной Войны, детям-инвалидам, а также гражданам пожилого возраста и инвалидам, обслуживаемым на дому.
Одним из приоритетных направлений по созданию доступной среды в Бурятии является продвижение инклюзивного образования. С 2008 года на базе общеобразовательных школ республики реализуется проект «Развитие инклюзивных школ в Республике Бурятия», которым занимается Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». В настоящий момент проект инклюзивного обучения детей реализуется на базе четырех школ: №4, №20, №13 и полностью соответствующая требованием безбарьерной среды школа № 2, открытая в 2012 г. в г. Кяхта. На начало учебного 2014 года в данных школах всего обучаются 34 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Что касается трудоустройства инвалидов, то по данным Министерства социальной защиты населения в 2014 г. в Бурятии было создано и оснащено необходимым оборудованием 111 рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды. Работодатели приобрели необходимую технику для обеспечения труда инвалидов в зависимости от индивидуальных программ реабилитации, мебель, яркую спецодежду [1].
Также необходимо отметить, что на сегодняшний день в Бурятии построено более 1500 пандусов, установлено 11 звуковых светофоров для слабовидящих и слепых граждан, запущено по маршрутам города 4 специализированных низкопольных автобуса, приспособленных для перевозки инвалидов.
С каждым годом расширятся нормативно-правовая база по формированию безбарьерной среды. В 2008 году в Бурятии был принят закон «О социальном обслуживании населения в РБ» [3], в котором говорится об основных правах граждан на социальное обслуживание, формах и видах социального обслуживания на территории Бурятии. В числе задач Республиканской целевой программе «Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы» присутствует обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере предоставления социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья и содействие их социальной и профессиональной реабилитации.
В 2010 году Правительством Бурятии было принято постановление об утверждении Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2017 годы [4]. Основными целями программы являются обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан, а также реабилитация и социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан в общество. Данная программа охватывает весь комплекс мер, необходимых для создания условий, отвечающих всем требованиям доступной среды.
В целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительством Бурятии в 2013 году была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. Одно из ее направлений – «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений» [2]. Впервые в официальном документе утверждены основные понятия, составляющие теоретическую базу инклюзивного образования: инклюзия и инклюзивное образование. Данный документ является показательным примером поддержки идеи создания доступной среды для инвалидов.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что Республика занимает активную позицию по формированию безбарьерной среды. Сделано уже многое, но, при этом некоторые стороны этого процесса требуют большего времени и средств.
Библиографический список:
1. В Бурятии стабильно растет число рабочих мест для инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=5330&tx_ttnews%5Btt_news%5D=33793 (дата обращения: 01.03.2015).
2. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия от 28 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: egov-buryatia.ru/uploads/tx_npa/258_05.doc (дата обращения: 17.01.2015).
3. О социальном обслуживании населения в РБ: Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. N 468-IV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soczaschita.ru/?p=279 (дата обращения: 10.10.2014).
4. Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2017 годы: утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. N 185 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/links/dostupnaya_sreda.php?sphrase_id=16154 (дата обращения: 17.01.2015).
5. Служба «Социальное такси». Доступная среда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/adaptation/?section_id=28&element_id=9544#dostupnaya-sreda-menu (дата обращения: 01.03.2015).
6. Специализированный жилой дом для инвалидов. Доступная среда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/adaptation/?section_id=28&element_id=9543#dostupnaya-sreda-menu. (дата обращения: 01.03.2015).
Рецензии:
1.04.2015, 11:30 Подосинников Евгений Юрьевич
Рецензия: Рекомендуется к публикации.
1.04.2015, 20:27 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Оказание нужным людям возможной социальной помощи важно, в этом деле действия соответствующих органов государственной власти бесценны, опыт регионов достоин пропаганды ради заимствований. С учетом этих соображений предлагаемая статья ценна, найдет своих читателей. Но эти читателям нелегко находить сведения по остальным регионам государства. Было бы легче, если бы автор дал бы хоть какие-то сведения и о других регионах России. Если лучше всего в Бурятии, то как там дается преимущество? Стоит в дальнейшем с этим поделиться.
2.04.2015, 14:13 Петрунина Любовь Яковлевна
Рецензия: Статье не хватает цифр: какой % инвалидов от общего их числа в республике проживает в приспособленном упоминаемом доме? На сколько удовлетворена потребность в инклюзивных школах? Организованные 111 рабочих мест на сколько % удовлетворяют потребности работоспособных инвалидов? Хотелось бы не еленой сладости, а реальной картины с описанием проблем и перспектив их решения. После дополнения может быть опубликована
13.04.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Украинцева Ирина Дмитриевна:
Здравствуйте! Спасибо за рецензию. Считаем необходимым уточнить, что целью статьи было описание опыта формирования доступной среды в Бурятии. Действительно, получилось слишком позитивно, что мы обязательно учтем в дальнейшем.
По поводу статистических данных. Вы затронули несомненно актуальные вопросы. Для сравнения статистических данных и, тем более, обоснования каких-либо выводов по данной теме требуется огромная статистическая база, получить которую возможно иногда только посредством проведения массовых исследований. Официальная статистика не предоставляет конкретных данных по инвалидности, которые могли бы лечь в основу анализа многих актуальных вопросов, касающихся инвалидности. К сожалению, пока необходимыми данными не располагаем.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий