кандидат педагогических наук, доцент
ФГАОУ ВПО РГППУ, УрИ ГПС МЧС России
профессор
Костина Ольга Валентиновна, Российский государственный профессионально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры технологи машиностроения
УДК 37.022
Выдвижение на первый план вопросов технологичной организации образовательного процесса в вузе с учетом его личностной ориентации и индивидуальной дифференциации в зависимости от уровня подготовленности студентов обусловливает необходимость применения различных педагогических технологий, направленных на индивидуальную дифференциацию процесса обучении студентов в вузе. Индивидуальную дифференциацию учебного процесса в вузе можно рассматривать в аспекте личностной ориентации содержания обучения в соответствии с когнитивным потенциалом студента и аспекте индивидуализации темпа изучения дисциплины. Интеграция обоих аспектов в рамках учебного процесса в вузе позволяет проектировать индивидуально-дифференцированные образовательные траектории студентов вуза. Проектирование индивидуально-дифференцированных образовательных траекторий студентов обусловливает применение для организации и осуществления учебного процесса в вузе индивидуально дифференцированных образовательных технологий. Одной из современных образовательных технологий, обладающих требуемым потенциалом, является модульная технология обучения. Сущность ее состоит в относительно самостоятельном изучении студентами учебного материала дисциплины, структурированного на логически завершенные дидактические единицы, получившие название модули (модульные блоки) [1].
Модульные блоки структурируются на шаги, соответствующие этапам деятельности студента по изучению содержания дисциплины. Каждому шагу соответствует строго определенный спектр навыков, формируемых у студента в результате прохождения шага, а каждому навыку или группе однопорядковых навыков соответствует учебный элемент, являющийся минимальной дидактической единицей [1, 3]. Учебные элементы представляют собой брошюры, раскрывающие в логической последовательности основные пункты содержания обучения в виде отдельных абзацев, сопровождаемых иллюстрациями. Темп изучения модульной программы индивидуализируется в рамках графика прохождения дисциплины [2].
В нашем университете модульная технология используется для обучения студентов анализу конструкции металлорежущих станков в рамках лабораторного практикума дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».
Разработана и успешно применяется модульная программа лабораторного практикума, включающая в базовом варианте 5 модульных блоков, соответствующих пяти лабораторным работам, предусмотренным рабочей программой дисциплины. В модульные блоки входят учебные элементы, раскрывающие конструкцию типовых металлорежущих станков (токарно-винторезного, горизонтально-фрезерного, вертикально-сверлильного, зубофрезерного и плоскошлифовального), принцип действия и приемы работы этих станков, методику проведения лабораторных экспериментов, последовательность выполнения лабораторной работы и формы представления результатов лабораторной работы.
Базовая модульная программа может быть индивидуализирована как на уровне логически завершенных модульных блоков, так и на уровне учебных элементов, что обусловливает ее содержательную гибкость, вариативность и позволяет проектировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента в соответствии с особенностями его личности.
Процесс обучения состоит из четырех этапов: входной контроль; изучение содержания модульных блоков и текущий контроль; выполнение лабораторной работы и промежуточный контроль; итоговый контроль.
Для входного контроля используются тесты, позволяющие выявить уровень сформированности опорных знаний и умений студентов по дисциплинам, предшествующим дисциплине «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации». Входное тестирование производится на первом учебном занятии. Результаты входного тестирования используются для индивидуализации базовой модульной программы. Если результаты входного контроля отрицательные, то студенту предлагается изучить инструкционные карты, раскрывающие содержание входного контроля. Таким образом, для каждого студента формируется индивидуальный учебный пакет, включающий комплект учебных элементов, соответствующий индивидуальной образовательной траектории студента, разработанной с учетом его личностных качеств и базового уровня сформированности знаний и умений, и строго заданную последовательность изучения учебных элементов.
Изучение содержания модульных блоков проводится в рамках самостоятельной работы студентов в последовательности, заданной модульной программой и в соответствии с графиком прохождения дисциплины. График изучения дисциплины включает время для самоподготовки и точки текущего контроля уровня сформированности знаний и умений, который производится после изучения каждого учебного элемента.
На основании результатов текущего контроля делается вывод о возможности перехода студента к изучению следующего учебного элемента. Если результаты текущего контроля положительные, то студент переходит к изучению следующего учебного элемента, если же отрицательные - студент возвращается к изучению неусвоенного учебного элемента. Таким образом, процесс изучения учебных элементов позволяет получать в рамках графика изучения дисциплины неизменно высокий и одинаковый для всех студентов уровень сформированности знаний и умений по дисциплине.
После усвоения содержания учебных пакетов в соответствии с графиком изучения дисциплины проводится лабораторный практикум. В рамках лабораторного практикума студенты выполняют пять лабораторных работ в соответствии с методикой, усвоенной при изучении соответствующих учебных элементов, и оформляют протоколы результатов экспериментов, формы заполнения которых также рассматривались в ходе изучения модульной программы.
Промежуточный контроль в виде тестирования проводится после выполнения каждой лабораторной работы. Тестовые задания промежуточного контроля приведены в соответствие с учебными элементами, входящими в модульный блок, поэтому на основании результатов контроля делается вывод об уровне сформированности знаний и умений студента и, при необходимости, студенту предлагается повторить неусвоенные учебные элементы.
После выполнения всех лабораторных работ производится итоговый контроль по лабораторному практикуму, заключающийся в проведении семинара по защите результатов лабораторных работ.
Опытно-поисковая работа по апробации разработанной модульной технологии велась два года, в течение которых обучение прошли 78 студентов очной и заочной форм обучения. Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют, что уровень подготовки большинства студентов, обучаемых посредством применения разработанной модульной технологии лабораторного практикума, оценивается максимальным количество баллов по пятибалльной шкале. Основываясь на результатах опытно-поисковой работы, можно говорить о продуктивности применения модульных технологий для индивидуальной дифференциации процесса обучения студентов вуза.
Рецензии:
5.04.2015, 23:08 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.Основания:
1.Интердисцилинарность проблематики, хотя основные научные доводы и доказательств нужно в какой то степени верифицировать.
2.В методологическом отношений схема исследования не лишена логики, нужно одинако обдумать корелационных механизмов анализа.
3.Модульное обучение дано в сжатом конструкте, хотя переходы ясны как намерение.
6.04.2015, 11:51 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема статьи актуальна и интересна, однако содержание не в полной мере ей соответствует. Необходимо скорректировать название работы, усилить выводы. После доработки статья может быть рекомендована к печати.