Полесский государственный университет
студент
Онищук Александр Васильевич, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Полесский государственный университет
УДК 338.2
В современном мире существует множество проявлений франчайзинга. Компании, чью продукцию потребляют миллионы людей по всему миру каждый день, используют данную модель ведения бизнеса для продвижения своих товаров и услуг. К ним относятся сети ресторанов и кафе Subway, KFC, Pizza Hut, сеть магазинов одежды Mexx и другие. В настоящее время франчайзинг широко используется более чем в 70 отраслях экономики и признается во всем мире как один из наиболее эффективных способов ведения бизнеса.
В настоящее время в Республике Беларусь проводится активная политика по совершенствованию малого бизнеса. Наиболее эффективным способом развития малого предпринимательства является его интеграция в более мощные производственные сети других систем, и франчайзинг является одной из форм такой интеграции. Это обуславливает актуальность рассмотрения данной темы.
Франчайзинг как система впервые появился в США в ХХ веке и изначально являлся для производителей методом расширения рынка сбыта продукции. Позже франчайзинг стали использовать независимые оптовые и розничные предприятия для повышения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других предприятий. В 30-е годы ХХ века франчайзинг начали использовать нефтедобывающие компании при открытии сети автозаправочных станций. Использование франчайзинга для этих компаний способствовало успешному выходу из кризиса 30-х годов, так как за короткое время основным методом предоставления их продукции стали организации, заключившие с ними договоры по системе франчайзинга. Наибольшего успеха в использовании франчайзинга удалось достичь в 50-х годах ХХ века братьям Макдональдам. Сегодня их сеть включает более 14 тыс. предприятий в различных уголках мира.
Франчайзинг (от англ. franchising – «льготное предпринимательство») – это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках [1, c.102]. То есть это способ «аренды», при которой одна сторона предоставляет другой стороне право вести бизнес, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.
Субъектами договора франчайзинга (франшизы) являются по меньшей мере две стороны. Первая сторона, – франчайзер или франшизодатель – как правило, крупная корпорация, обладающая известным торговым брендом и играющая значительную роль на рынке сбыта данного вида продукции. Франчайзер предоставляет другой стороне (франчайзи) право вести бизнес на платной основе под своей торговой маркой на определенный срок. Франчайзи или франшизополучатель – это обычно небольшая организация, приобретающая у франчайзера право на осуществление коммерческой деятельности. Франшизодатель и франшизоплучатель связаны между собой системой договоров, в основе которой лежит франшиза – генеральное соглашение, дающее исключительное право франчайзи использовать бизнес-концепцию и торговый бренд франчайзера на оговоренных условиях.
Согласно данным Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь в данное время в Беларуси зарегистрировано около 130 договоров франчайзинга. Основную часть из них занимают договоры в сфере розничной торговли (69%). На договоры франчайзинга в области услуг общественного питания приходится 12% всех договоров, в сфере услуг – 9% и в сфере услуг для бизнеса – 10% [2]. Данные показатели являются крайне низкими в сравнении с количеством франчайзинговых договоров в развитых странах мира. Например, в США и Европе объемы продаж через франчайзинговые сети исчисляются триллионами долларов и составляют около 20% ВВП. Однако именно низкая насыщенность рынка розничных услуг Беларуси знаменитыми брендами обуславливает низкий уровень конкуренции, что делает белорусский рынок привлекательным для развития франчайзинга. Сейчас в Беларуси на основе договора комплексной предпринимательской лицензии существуют такие бренды, как TOPSECRET, Opinions, «Оранжевый верблюд». Из национальных брендов, использующих франчайзинговую модель ведения бизнеса необходимо отметить сеть магазинов белья «Milavitsa». В настоящее время розничная сеть «Milavitsa» включает более 600 магазинов в 23 странах мира. Ведущей на белорусском рынке франчайзинга определенно считается компания «НТС», которая представляет сеть розничных магазинов «Родная сторона». Эта компания первой заключила договор франчайзинга в Беларуси и сегодня имеет наибольшее количество действующих договоров франчайзинга в нашей стране.
Основными причинами низкого уровня развития франчайзинга в Беларуси являются:
В 2011 году начала свою деятельность Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг», созданная для популяризации и развития франчайзинга в Беларуси. Данная организация призвана расширять и совершенствовать область применения франчайзинга в Беларуси, развивать профессиональный и творческий потенциал специалистов, занятых в области бизнеса с применением франчайзинговых методов, развивать программы профессиональной подготовки специалистов. Ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга. Деятельность Ассоциации направлена на поддержку и защиту франчайзи, так как именно его успешность гарантирует успешность всей сети [3].
В качестве положительных сторон использования франчайзинга необходимо отметить, что бизнес-модель франшизодателя является успешно зарекомендованной на рынке, имеет надежных покупателей, что дает уверенность приобретателю франшизы в успешности предприятия. Использование известного бренда франчайзера также гарантирует приток лояльных клиентов. Затраты на рекламу и маркетинговое продвижение продукции берет на себя франчайзер, что значительно уменьшает расходы франчайзи. Для франшизодателя важна успешность всех его франчайзи, поэтому организация-франчайзер постоянно следит за эффективностью их работы, разрабатывая новые технологии ведения бизнеса, занимаясь поисками новых поставщиков, оптимизируя бизнес-процессы.
Несмотря на все преимущества франчайзинга имеют место также и некоторые недостатки данной модели ведения бизнеса. Так, например, франчайзи в силу заключенного договора обязан выполнять все требования франчайзера, связанные с ассортиментом продукции, клиентской политикой, выбором поставщиков, что невсегда бывает возможно с учетом региональных особенностей. Также франчайзи необходимо уплачивать различные взносы, включающие плату за заключение договора франшизы, ежемесячные взносы, плату за рекламу и прочие. Компания-франчайзер имеет право расторгнуть договор франшизы в одностороннем порядке в случае неудовлетворенности его исполнением и обязать франчайзи компенсировать убытки в судебном порядке.
Проведя анализ уровня развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь, а также преимуществ и недостатков ведения бизнеса данным способом можно сделать вывод о том, что белорусский рынок заинтересован как в привлечении иностранных франшиз, так и в совершенствовании собственного опыта. Внешние условия в Республике способствуют развитию франчайзинга. За последние годы количество инвесторов, желающих разместить свои средства в продвижение белорусского бизнеса значительно выросло. Государство заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, «Белфранчайзинг» включен в программу развития предпринимательства на 2013-2015 годы. Основными задачами для Беларуси является развитие экспорта, привлечение инвестиций, продвижение бизнеса в регионах. Франчайзинг является удобным инструментом для решения всех этих задач.
Рецензии:
7.04.2015, 23:45 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Название статьи не соответствует ее содержанию, поэтому его необходимо заменить. Не раскрыты ни проблемы, ни перспективы. Даже вывод начинается словами "Проведя анализ уровня развития франчайзинговых отношений в Республике Беларусь, а также преимуществ и недостатков ведения бизнеса данным способом", а не проблем и перспектив развития франчайзинга.
Есть ошибки: "в Национальной центре".
Непонятна актуальность (дата обращения 28.03.2013) двухлетней давности к материалам официальных сайтов.
В таком виде статья к публикации не рекомендуется. Необходима доработка, хотя материал интересный и изложен вполне доступно и последовтельно.