Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 16.04.2015. Последняя правка: 21.04.2015.
Просмотров - 5620

Становление и развитие аудита в Республике Беларусь

Козлова Алеся Васильевна

Полесский государственный университет

студент

Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Полесского государственного университета


Аннотация:
В статье рассмотрены основные этапы развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь, а также основные показатели деятельности аудиторских организаций.


Abstract:
This article describes the main stages in the development of audit activity in the Republic of Belarus, as well as key performance indicators of audit firms.


Ключевые слова:
аудит; аудиторская деятельность.

Keywords:
Audit; Auditing.


УДК 657.6

Общеизвестно, что финансы как экономическая категория выполняют не только распределительную, но и контрольную функцию. Контрольная функция финансов реализуется посредством осуществления финансового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов. В настоящее время аудит, являясь одним из видов финансового контроля, играет важную роль в проверке качества работы предприятий всех форм собственности во всех сферах народного хозяйства. Этим фактом обуславливается актуальность данной работы.

Согласно Закону Республики Беларусь об аудиторской деятельности аудит бухгалтерской отчетности представляет собой аудиторскую услугу по независимой оценке бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности [2].

История становления аудита длится уже достаточно долго. Первые аудиторы появились в  XIX веке в странах Европы. Зарождение аудита связано с разделением интересов непосредственной администрации предприятия, его управляющих и  владельцев предприятия и инвесторов. Собственники предприятия не могли полагаться на достоверность данных, которые предоставляли им их подчиненные, а инвесторы надеялись получить исчерпывающую информацию о финансовом состоянии предприятия, его слабых и сильных сторонах, чтобы снизить уровень риска вложения средств в будущем. Для проверки бухгалтерской отчетности приглашались уполномоченные лица, обладавшие безупречной репутацией и честностью, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.

Законодательно обязанность правления акционерных компаний привлекать независимых аудиторов для проверки финансовой отчетности впервые была установлена в Англии в 1844. Дальнейшее становление аудита и аудиторской деятельности в Европе стало предпосылкой для его развития в России и её Северо-Западном крае, то есть Беларуси. В России аудиторы были введены Петром I. В то время это были юристы, которые совмещали деятельность прокурора, секретаря и делопроизводителя и занимались расследованием имущественных споров в армии. Аудиторы осуществляли свою деятельность до проведения военно-судебной реформы в 1867 году. Однако, в дореволюционной России дважды предпринимались попытки ввести аудиторскую деятельность. В первый раз после отмены крепостного права 1861 года, повлекшей за собой бурный рост промышленности, открытия новых предприятий. Позже – в 1909 году – члены Московского общества бухгалтеров, организовавшие первый Всероссийский съезд бухгалтеров, также пытались создать систему независимого контроля. В СССР первые аудиторские фирмы появились в 1987 году, так как предприятия, организации, кредитные учреждения, которые заключали договоры с другими хозяйствующими субъектами, хотели быть уверены в финансовой устойчивости своих партнеров.

После распада СССР в Республике Беларусь появилась потребность в создании собственной системы независимого контроля. Процесс становления аудита в Беларуси можно разделить на несколько этапов. Первый этап относится к 1992-1995 годам, когда появились основные нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность. В данный период была создана Аудиторская палата при Совете Министров РБ, которая была в ответе за функционирование системы услуг по проверке соблюдения установленного порядка ведения финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Позже Аудиторская палата при Совете Министров была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самофинансирования и саморегулирования.  В ноябре 1994 года был принят Закон РБ «Об аудиторской деятельности», установивший порядок и принципы проведения аудита деятельности хозяйствующих субъектов. Развитию аудиторской деятельности способствовало ускорение приватизации, увеличение объёма иностранных инвестиций в страну, а также стимулирование предпринимательской деятельности и развитие кредитной системы государства [3, с. 81].

Следующий этап становления аудиторской деятельности (1996-2000 гг.) характеризуется усилением административного контроля во всех сферах народного хозяйства в целях регулирования предпринимательской деятельности. Было проведено всеобщее лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов, что способствовало увеличению спроса на аудиторские услуги. Декретом Президента РБ № 30 от 28 июля 1999 года обязанности Аудиторской палаты были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, которое и в настоящее время лицензирует аудиторскую деятельность, разрабатывает методологию аудита, контролирует соблюдение порядка осуществления аудиторской деятельности, ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций и пр. Через 4,5 года после Указа № 30 вышел в свет Указ № 67 от 12 февраля 2004 года «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности», в соответствии с которым контроль за выполнением актов законодательства об аудиторской деятельности стал осуществлять Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

В настоящее время аудиторы Беларуси имеют все необходимые законодательные инструменты для оказания качественных услуг заказчику. Этими инструментами главным образом являются Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 года № 3373-XII, а также национальные правила аудиторской деятельности.

Сегодня право на получение квалификационного аттестата аудитора (без ограничения срока его действия )имеют физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет после успешного прохождения проверки знаний в форме квалификационных экзаменов на право получения аттестата аудитора (ст.19 Закона). 

Следует отметить, что становление аудита в Республике Беларусь еще не завершено. Ведется постоянная работа по развитию системы оказания аудиторских услуг, совершенствуются законодательные акты.

По состоянию на 01.01.2014 года в Республике Беларусь осуществляли свою деятельность 1553 аудитора, что на 3% больше, чем в предыдущем году. За 2013 год 139 аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 231 614 млн.рублей (за аналогичный период прошлого года 141 аудиторской организацией было оказано услуг на сумму 167 691 млн.рублей. Аудит в 2013 году был проведен в 5500 организациях (в 2012 году – в 5636). В результате проведения в 2013 году аудита в 2805 организациях установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета, что составляет 51% от общего количества проаудированных организаций. Нарушения налогового законодательства были обнаружены у 1915 субъектов хозяйствования, что повлекло недоплату налогов и других обязательных платежей на сумму более 46 млрд. руб. Приведенные данные говорят о устойчивом развитии аудита в Республике Беларусь [1].

Рассмотрев этапы становления аудиторской деятельности в Республике Беларусь и проведя анализ деятельности аудиторских организаций, можно сделать вывод, что рынок аудиторских услуг активно развивается. В перспективе должно быть предусмотрено создание в стране профессионального объединения аудиторов, которое способствовало бы улучшению качества проводимого аудита посредством повышения профессиональной квалификации самих аудиторов, разработки методологии и принципов проверки качества аудита, регулирования финансовой устойчивости аудиторских организаций. Также дальнейшему развитию аудита в Республике Беларусь будет способствовать ее вхождение в международную организацию бухгалтеров и аудиторов (IFAC) с целью интеграции национальных правил проведения аудита с международными стандартами.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь / Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities (Дата обращения - 12.04.2015)
2. Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г.,
№ 56-З // Консультант Плюс: Беларусь
3. Хмельницкий, В.А. Контроль и аудит / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. - Минск: Соврем.шк., 2006. - 240с.




Рецензии:

20.04.2015, 1:10 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья написана, грамотно, логично. Рекомендуется к публикации. Непонятно оформление 1 библиографического источника именно в таком виде.

29.04.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Козлова Алеся Васильевна:
Спасибо за положительную рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх