Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Психология
Размещена 20.04.2015. Последняя правка: 22.04.2015.
Просмотров - 3602

Взаимосвязь асоциальных форм поведения подростков и взаимоотношений в семье

Пуговкина Анастасия Сергеевна

МПГУ

студентка

Леванова Е.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ


Аннотация:
в данной статье затрагивается теоретический аспект проблемы асоциальных форм поведения подростков и их взаимосвязь с семейными взаимоотношениями. В завершении сформулированы выводы касаемо корректировки родительского отношения во избежание возникновения жестокости и агрессивности в поведении детей подросткового возраста.


Abstract:
This article deals with the theoretical aspect of the problem of anti-social behaviors of adolescents and their relationships with family relationships. At the end of the conclusions formulated with regards adjustment of parental attitudes in order to avoid violent and aggressive behavior in adolescent children.


Ключевые слова:
асоциальные формы поведения; агрессия; подростковый возраст; переходный период; возрастной кризис; наказание; семейные взаимоотношения; родительское воспитание.

Keywords:
antisocial behavior; aggression; adolescence; transition; age crisis; punishment; family relationships; parenting.


УДК 159.9

Проблема асоциального поведения подростков в условиях современного общества обладает особой значимостью и является предметом большего числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом, в частности, посвящены специальные монографии (А. Бандура. Р. Вальтер, К. Лоренс, С.Ричардс), а так же значительное число экспериментальных работ[5,с.6]. В психологической литературе асоциальным поведением принято считать поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных действий.

Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности, является наиболее нестабильным. Главным в этом периоде является выход ребёнка на совершенно новую социальную позицию, где формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Период отрочества является переходным между детством и взрослостью и имеет особое значение. Считается, что чем больше различий в правах, обязанностях, ролевом поведении детей и взрослых, тем тяжелее будет проходить переходный период, тем ярче будет проступать кризис[1, c. 23].

На сегодняшний день родители очень обеспокоены подрастающим поколением, обеднением их моральных и духовных качеств, появлением в их поведении жестокости и агрессивности.

Одни родители почти не вмешиваются в воспитание ребенка, другие наоборот чрезмерно контролируют своих детей, третьи стараются соблюдать золотую середину. Родители своими действиями могут преднамеренно или ненамеренно поощрять то или иное поведение детей, которое может быть принятым обществом, а может быть социально неприемлемым.[3, с 45].

В трудах известного ученого Д.И.Фельдштейна показано, что асоциальные формы поведения приобретаются с опытом, а не носят врожденных характер; они представляют собой результат серьезных ошибок в семейном воспитании. Очень часто родители просто не учитывают особенности детей в данный период, чем еще и усугубляют протекание кризиса подросткового возраста. Подросток стремиться к самостоятельности, к признанию своей взрослости в то время, как родители ставят жесткие запреты и воспринимают их как детей, родители не готовы признать самостоятельность своих детей, не готовы помочь им в саморазвитии.[6, c. 29].

Таким образом, важным фактором возникновения асоциальных форм в поведенческом репертуаре подростка являются взаимоотношений в семье, ее значимость неоспорима, поскольку именно в семье происходит становление личности, подросток проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок отрицательных форм поведения. [4, с 116].

Этому способствует:

1) характер семейных взаимоотношений (постоянные ссоры, скандалы, драки между родителями);

2) стиль семейного руководства (частые и неоправданно жестокие наказания, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к проявлению агрессивных и жестоких форм поведения). Более того, некоторые ученые заявляют, что дети, которых наказывали родители, став взрослыми, так же сурово могут наказывать уже своих детей. Частые наказания могут привести к тому, что дети забывают причину наказания. «Воспитательный эффект» – исчезает[2, c.57-58].

Отметим, что наблюдая за взаимоотношениями родителей, ребенок усваивает особые образцы поведения, которые послужат основой его дальнейших отношений с людьми. Если ребенок имеет плохие взаимоотношения с одним из родителей или сразу с обоими, если считает себя никуда негодным, то высока вероятность того, что он окажется в преступной компании[3].

Многие ученые занимались исследованием взаимосвязи между типом родительского отношения и асоциальными формами поведения подростков. Исследователями установлено, что авторитарный характер взаимоотношений между родителями и детьми, различного рода наказания и жесткий контроль родителей вызывают повышение уровня агрессивности детей. При отсутствии контроля за детьми при попустительском типе отношений к ним у подростков возникает высокий уровень асоциальности, который способствует возникновению агрессивного поведения[3,c.141].

Как было отмечено ранее, наказание детей влияет на возникновение асоциальных форм поведения. В книге Н.М. Платонова "Агрессия детей и подростков" указано, что дети, которых жестоко наказывали родители и которых наоборот не наказывали вовсе, демонстрировали высокий уровень агрессивности в отличие от тех детей, которые получали умеренные наказания[3, c. 124].

Родителям необходимо корректировать, изменять и анализировать свои взаимоотношения с детьми, для того чтобы предотвратить возникновение агрессии и негативных формы поведения. Дома важно наличие благоприятной атмосферы для установления доверительных отношений. От взаимоотношений в детско-родительской сфере, удовлетворения потребностей подростка, во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1. Для нормального развития личности подростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, доверительные и открытые взаимоотношения с родителями. Ведь только с помощью них подросток может успешно разрешить возникающие внутренние проблемы, поделиться переживаниями, найти поддержку.

2. Родители должны воспринимать своего ребенка как личность, способствовать определению позиции ребенка в семье как полноправного члена, к потребностям и правам  которого должны относиться в доме с уважением.

Библиографический список:

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 2005. – 63с.
2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998. С. 57-58.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. 1997. - 352 c.
4. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М. 2005.
5. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
6. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М. 1998
7. Черепкова Н. В. Профилактика девиантного поведения подростков в семье // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы II междунар. науч.–практ. конф.– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 149–150




Рецензии:

21.04.2015, 9:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям.Актуально и содержательно.Рекомендуется к публикации.

21.04.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Пуговкина Анастасия Сергеевна:
Большое спасибо за рецензию.

21.04.2015, 10:31 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию!Основания: 1.Актуальность проблематики...необходимо одинако систематизират асоциальных реагентов в нужном объеме. 2.Роль семейного воспитания как особый поведенческий конструкт нужно показать в связи с роли остальных инситуциях. 3.Необходимо учесть возможности поведенческий пропедевтики в подобном контексте проблематики. 4.А так же условия для поетапной социальной, общественной и инстуциональной превенций асоциальнго типа поведения.
21.04.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Пуговкина Анастасия Сергеевна:
Благодарю за рецензию.

24.04.2015, 21:59 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. автор демонстрирует достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом уровне. Хотелось бы пожелать автору выхода на действенный практический алгоритм. Рекомендуется к публикации
25.04.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Пуговкина Анастасия Сергеевна:
Благодарю за интерес к статье и положительную рецензию. С уважением, А.С. Пуговкина.

30.04.2015, 13:30 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью студентки МГПУ Пуговкиной Анастасии Сергеевны на тему "Взаимосвязь асоциальных форм поведения подростков и взаимоотношений в семье" Поведение как объект психологического анализа попадает в поле научно-исследовательского интереса с конца 19 века. За более чем столетнюю историю исследований поведение изучается как со стороны его структурной организации, видовой специфики, нормы и патологии его проявления. Асоциальное поведение, являясь одновременно и качественной характеристикой, и видом, и способом его организации, исследуется через сопряжение с агрессивным, девиантным, делинквентным, криминальным поведением и т.д. Таким образом, с одной стороны сложилась глубокая исследовательская традиция в изучении асоциальных форм поведения, с другой стороны противоречия и многозначность исследовательского материала не дает возможность осуществлять критериально-сравнительную оценку изучаемого феномена. Тема заявленной статьи является актуальной. Пуговкина А.С. продемонстрировала достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом уровне. Статья выиграла бы, если автором были представлены практические аспекты исследуемой проблемы и рекомендации по разрешению данного противоречия.
30.04.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Пуговкина Анастасия Сергеевна:
Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх