МПГУ
студентка
Леванова Е.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ
УДК 159.9
Проблема асоциального поведения подростков в условиях современного общества обладает особой значимостью и является предметом большего числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом, в частности, посвящены специальные монографии (А. Бандура. Р. Вальтер, К. Лоренс, С.Ричардс), а так же значительное число экспериментальных работ[5,с.6]. В психологической литературе асоциальным поведением принято считать поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных действий.
Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности, является наиболее нестабильным. Главным в этом периоде является выход ребёнка на совершенно новую социальную позицию, где формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Период отрочества является переходным между детством и взрослостью и имеет особое значение. Считается, что чем больше различий в правах, обязанностях, ролевом поведении детей и взрослых, тем тяжелее будет проходить переходный период, тем ярче будет проступать кризис[1, c. 23].
На сегодняшний день родители очень обеспокоены подрастающим поколением, обеднением их моральных и духовных качеств, появлением в их поведении жестокости и агрессивности.
Одни родители почти не вмешиваются в воспитание ребенка, другие наоборот чрезмерно контролируют своих детей, третьи стараются соблюдать золотую середину. Родители своими действиями могут преднамеренно или ненамеренно поощрять то или иное поведение детей, которое может быть принятым обществом, а может быть социально неприемлемым.[3, с 45].
В трудах известного ученого Д.И.Фельдштейна показано, что асоциальные формы поведения приобретаются с опытом, а не носят врожденных характер; они представляют собой результат серьезных ошибок в семейном воспитании. Очень часто родители просто не учитывают особенности детей в данный период, чем еще и усугубляют протекание кризиса подросткового возраста. Подросток стремиться к самостоятельности, к признанию своей взрослости в то время, как родители ставят жесткие запреты и воспринимают их как детей, родители не готовы признать самостоятельность своих детей, не готовы помочь им в саморазвитии.[6, c. 29].
Таким образом, важным фактором возникновения асоциальных форм в поведенческом репертуаре подростка являются взаимоотношений в семье, ее значимость неоспорима, поскольку именно в семье происходит становление личности, подросток проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок отрицательных форм поведения. [4, с 116].
Этому способствует:
1) характер семейных взаимоотношений (постоянные ссоры, скандалы, драки между родителями);
2) стиль семейного руководства (частые и неоправданно жестокие наказания, как и отсутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют детей к проявлению агрессивных и жестоких форм поведения). Более того, некоторые ученые заявляют, что дети, которых наказывали родители, став взрослыми, так же сурово могут наказывать уже своих детей. Частые наказания могут привести к тому, что дети забывают причину наказания. «Воспитательный эффект» – исчезает[2, c.57-58].
Отметим, что наблюдая за взаимоотношениями родителей, ребенок усваивает особые образцы поведения, которые послужат основой его дальнейших отношений с людьми. Если ребенок имеет плохие взаимоотношения с одним из родителей или сразу с обоими, если считает себя никуда негодным, то высока вероятность того, что он окажется в преступной компании[3].
Многие ученые занимались исследованием взаимосвязи между типом родительского отношения и асоциальными формами поведения подростков. Исследователями установлено, что авторитарный характер взаимоотношений между родителями и детьми, различного рода наказания и жесткий контроль родителей вызывают повышение уровня агрессивности детей. При отсутствии контроля за детьми при попустительском типе отношений к ним у подростков возникает высокий уровень асоциальности, который способствует возникновению агрессивного поведения[3,c.141].
Как было отмечено ранее, наказание детей влияет на возникновение асоциальных форм поведения. В книге Н.М. Платонова "Агрессия детей и подростков" указано, что дети, которых жестоко наказывали родители и которых наоборот не наказывали вовсе, демонстрировали высокий уровень агрессивности в отличие от тех детей, которые получали умеренные наказания[3, c. 124].
Родителям необходимо корректировать, изменять и анализировать свои взаимоотношения с детьми, для того чтобы предотвратить возникновение агрессии и негативных формы поведения. Дома важно наличие благоприятной атмосферы для установления доверительных отношений. От взаимоотношений в детско-родительской сфере, удовлетворения потребностей подростка, во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.
Таким образом, подводя итоги можно сделать следующие выводы:
1. Для нормального развития личности подростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, доверительные и открытые взаимоотношения с родителями. Ведь только с помощью них подросток может успешно разрешить возникающие внутренние проблемы, поделиться переживаниями, найти поддержку.
2. Родители должны воспринимать своего ребенка как личность, способствовать определению позиции ребенка в семье как полноправного члена, к потребностям и правам которого должны относиться в доме с уважением.
Рецензии:
21.04.2015, 9:12 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья соответствует всем требованиям.Актуально и содержательно.Рекомендуется к публикации.