Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Искусствоведение, Культурология
Размещена 26.04.2015.
Просмотров - 5073

Культурно-исторический потенциал балетного искусства и проблемы его сохранения

Ковалева Елена Сергеевна

Арт-центр Пушкинская 10

стажер

Шляхтина Людмила Михайловна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, преподаватель кафедры музеологии и культурного наследия, кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация:
Статья рассматривает балет как особое явление, наделенное памятью и культурно-историческим потенциалом. Являясь пространственно-временным синтетическим видом искусства, балет не может быть четко зафиксирован, что в последствие может привести к исчезновению традиций и «живой» памяти.


Abstract:
The article covers ballet as a specific phenomenon related with memory and cultural and historical potential. Ballet is a spatial-temporal kind of arts and it can’t be recorded directly, otherwise this may cause to erasing traditions and “living” memory.


Ключевые слова:
балет; исполнительское искусство; память; традиции; сохранение культурного наследия

Keywords:
ballet; performing art; memory; traditions; preserving cultural heritage


УДК 7.067

В мире, где машины заменяют изначально присущий человеку ручной труд, где практически все подлежит компьютеризации, где уже нанотехнологии соревнуются между собой, особо важно помнить и сохранять свое наследие. В последнее время культура воспринимается в качестве главной составляющей развивающегося информационного общества, поэтому вполне вероятен аналогичный подход к культурному наследию. Оно включает в себя  прошлое отживших поколений, обладающее особой ценностью, историчностью и уникальностью. И чтобы его передать последующим поколениям люди его оберегают, изучают и репрезентируют. Эти достояние воплощены в материальных объектах, таких, как, например, архитектура, и в нематериальных объектах, например, в исполнительских искусствах.

Наше культурное наследие основано, прежде всего, на памяти. Немецкий философ Хайдеггер писал, что память – «это собрание о том, что должно быть осмыслено в первую очередь, все, что существует и обращается к нам. Усвоить прошлое – значит понять нас самих: не что взять из прошлого, а что мы должны прошлому и как нам вернуть ему наш нравственный долг. Историческая социальная память является критерием совершенства и гарантом бессмертия» [4, с. 99-100 ]. Одной из главных составляющих нашего культурного и исторического наследия является информация, которую оно хранит и транслирует. Знания и информация, заложенные в материальных (памятники архитектуры, монументальное искусство, городища, курганы, археологические памятники и др.) и нематериальных (традиции, обычаи, явления, мастерство, навыки и др.) объектах, являются неотъемлемыми факторами в эволюции и совершенствования человечества.

В формировании и воспитании всесторонне развитой личности, гармоничного человека огромную и все возрастающую роль играет искусство, которое, по существу, является культурным наследием всего человечества. Балетное наследие представляет собой универсальное искусство, обладая всеми необходимыми свойствами для развития и поддержания культурного и образованного общества. 
Трудно переоценить значимость балетного наследия как исторического культурного феномена и его роль в общемировом сообществе. Балет как пространственно-временное искусство, выражающее идеи в образах, является общедоступным и понятным всем независимо от языкового, возрастного, полового и т.п. факторов. Обуславливается это отсутствием словесного аппарата. «Язык», использующийся в балете, – это танец, который создается таким образом, чтобы замысел был понятен без дополнительных комментариев и текстов. 
Наше наследие представляет собой основу, на которой зиждется все многообразие направлений, видов и форм культуры современного общества. Балетное искусство является как раз общемировым культурным достоянием со своей историей и сложившимися традициями.  В Европе и некоторых других странах балет занимает свою нишу в культуре, выделяясь обособленным столпом наряду с другими видами исполнительского искусства. Пройдя долгий путь становления как самостоятельного вида искусства, балет продолжает жить, развиваться и привлекать все большее внимание в обществе.

Балет как высокое искусство осуществляет важные социокультурные функции в обществе: воспитание, просвещение, формирует систему ценностей, норм и образцов. «Давно ушли в прошлое времена, когда балет считался лишь приятным развлечением, а то и «кукольным» зрелищем. Ныне он решает большие задачи, неразрывно связанные с жизнью народа» [ 5, с. 130].

Балет не просто фокусируется на важных человеческих и других философских вопросах, он представляет и раскрывает их суть посредством образов, воплощенных на сцене. Он помогает их не только узреть и осознать, но и прочувствовать, пережить, испытав катарсис.

Одной из особенностей балета является наличие в нем такой составляющей как хореография, которая при помощи своего особого пластического языка способна выразить весь спектр чувств, эмоций, показать события, явления, человеческие отношения, воплотить философские размышления и идеи. Формирование классического хореографического языка происходило постепенно, с каждым спектаклем, с каждой новой вариацией, с каждым новым па он пополнялся и обогащался, принимая или отвергая нововведения. Таким образом, складывались особые традиции, накапливалось историческое наследие, превратившись, в конце концов, в энциклопедию хореографического танца.

Также балет как синтетическое искусство, включает в себя помимо хореографии такие элементы как музыку, сценографию, костюмы, актерское мастерство, декорации и т.д., которые по существу служат выразительными средствами особого балетного языка, но в тоже время являются самостоятельными видами искусства со своей историей и традициями, и по-своему уникальны. Каждый из этих элементов обладает информационным потенциалом, который несет в себе историческую и культурную память.
Сама история балета берет начало в далекие времена. Она богата событиями, именами, блистательными постановками, триумфами, а иногда и падениями. Начиная с XVI века балет утвердился как самостоятельный вид искусства и занял значительное место в мировой культуре XIX века.
Сегодня большинство трупп составляют репертуар, включая в него классику XIX века («Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Щелкунчик» и т.д.), наиболее знаменитые балеты мастеров ХХ века («Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Весна священная» и многие другие).

XXI век стал рубежным в балете: накопленное многими поколениями, стремительно уходит в прошлое, оставаясь востребованным не в полном объеме. С появлением чувства надвигающейся опасности утрат, появляется потребность, вопреки всему, сохранить завоевания в культуре классического танца и передать сложившиеся традиции следующим поколениям: «стоит прерваться живой традиции всего на несколько десятилетий и – балетный спектакль может оказаться безвозвратно утраченным. Между тем, с освоением опыта прошлого связано будущее любого искусства. Поэтому сохранение наследия – для балета одна из сложнейших и жизненно важных проблем» [5, с. 35].

Сегодня главные сцены балетных театров постоянно обновляют репертуары. Но зачастую помимо возобновлений и возрождений традиций балетного наследия, ставятся новые, экспериментальные балетные формы (так, например, балетмейстер Михайловского театра Н. Дуато, беря за основу грандиозные балеты «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица» переосмысливает их и переделывает в ключе «необалета»), что сказывается не лучшим образом на классических старых образцах балета. Новые постановки не сохраняют прошлых традиций (за основу берется лишь сюжет старого балета), а на постоянное возобновление колоссального наследия классического репертуара уже физически не хватает времени. Таким образом, многовековое богатство, оставленное нам и будущим поколениям, может быть навсегда утеряно или забыто. И лишь передавая «из ног в ноги», сохраняя живую человеческую память, балетное искусство можно сохранить и передать последующим поколениям.

Мы должны помнить, что «культурное наследие – это своего рода сокровищница материальных и духовных творений прошлого, имеющих различные источники происхождения, выступающих разными по характеру фактами и свидетельствами» [3]. Важной составляющей и одновременно основополагающей культурного наследия является традиция. Чем дальше развивается наше искусство, тем шире становится круг традиций, на которые оно опирается, но вместе с тем сильнее обновляются эти традиции. Единство традиций и новаторства осуществляет закон художественного развития. Осознанное отношение к этому закону должно осветить дальнейшую судьбу балетного искусства. «Использование традиций дает балету не только высокую культуру, но и богатство возможностей при отражении современности. Эти возможности не только бы обеднели, но и свелись на нет, если бы балет не черпал свои ресурсы из прошлого» [1, с. 168].

Поэтому сохранение балетного искусство вместе с его традициями и продолжительной историей формирования является насущно важной задачей, которая касается общемирового сообщества в пику непрестанно меняющегося мира. Ведь с одной стороны, балет является самостоятельным, исторически сложившимся и устоявшимся видом искусства, с другой стороны, это наиболее подверженное изменениям и недолговечное искусство, если с ним неаккуратно обращаться и правильно не «хранить». И как объект нематериального культурного наследия балет является «живой» культурой, памятью, которая нуждается в бережном сохранении.

Наше наследие является жизненно важным для сохранения культурного разнообразия в условиях постоянно расширяющейся в мире политики глобализации. Бережное отношение и понимание актуальности сохранения и передачи накопленного веками опыта, традиций и «живой» памяти способствует межкультурному диалогу, углублению взаимного уважения и обеспечивает социальную сплоченность.

Библиографический список:

1. Ванслов В.В. В мире балета/ В.В. Ванслов. – М.: Анита-Пресс, 2010. – 295 с.
2. Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте становления информационного общества/ А.Ю. Гиль // Вестн. Томского гос. ун-та. – 2008. – № 306. – С. 35-38
3. Мастеница Е. Н. Наследие в музее: границы и горизонты интерпретации. [Электронный ресурс]/ Е.Н. Мастеница// Музей и нематериальное культурное наследие: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика»/ сост. И. М. Коссова – АПРИКТ. – М.: Икар, 2005. Вып. 6. – Режим доступа: http://www.bvahan.com/museologypro/docs/nasledie1.doc (дата обращения: 23.03.2015)
4. Севан О.Г. Дух места: между материальным и нематериальным наследием/ О.Г. Севан// Экология культуры: инф. бюллетень. – Архангельск, 2009. – №2. – С. 94 – 103
5. Чистякова В.В. В мире танца: беседы о балете/ В.В. Чистякова. – М.; Л.: Искусство, 1964. – 132 с.




Рецензии:

28.05.2015, 22:00 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья посвящена одной из актуальнейших проблем современности - проблеме сохранения культурного наследия. автор убедительно доказывает собственную позицию по отношению к балетному искусству как одному из явлений культуры, способных консолидировать современную культуру, сделать ее полноценной, насыщенной. статья написана логично, стилистически верно, научным языком. есть вопрос по цитированию Хайдеггера по источнику Севан О.Г. Работа рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх