Полесский государственный университет
студент
Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Полесского государственного университета
УДК 657.6
Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной информации между предприятиями, фирмами, компаниями, акционерными обществами и их кредиторами, поставщиками, акционерами. В связи с этим возникает потребность совершенствовать контрольную деятельность с целью повышения ее действенности и эффективности. Таким образом, вопросы организации контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь являются актуальными на сегодняшний день.
Ревизия определяется как способ последующего контроля за производственной и хозяйственно - финансовой деятельностью предприятий, организаций, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных операций, ведение бухгалтерского учета в соответствие нормативно-законодательным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей [3].
В Республике Беларусь государственный контроль осуществляют такие органы как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк, и другие органы, осуществляющие ведомственный контроль. Перечень данных органов утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данным документом определена сфера деятельности каждого контролирующего (надзорного) органа. В данном Указе определяются права и обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов, а также порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь.[2].
Необходимо выделить основные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении контрольной деятельности, чтобы оценить современное состояние контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь. К ним относятся завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ, нарушения при расчётах за коммунальные и другие услуги, нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников, необоснованное установление надбавок и доплат, выплата премий сверх планового фонда.
В Республике Беларусь уделяется значительное внимание организации и проведению контрольно-ревизионной работы, что является следствием многочисленных проверок и выявления нарушений.
Так, по итогам января – июня 2014 г. количество проверок, проведенных Комитетом государственного контроля субъектов хозяйствования сократилось на 15,5% (с 1031 до 871) по сравнению с январем – июнем 2013 г. В бюджет взыскано 775,5 млрд. руб. денежных средств, что в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сэкономлено (предотвращено необоснованных выплат) государственных средств на сумму 1,17 трлн. руб. (на 61,2% больше). Экономический эффект от одной проверки в среднем по системе Комитета составил 3,4 млрд. руб. (увеличился на 35,8%).
К административной и дисциплинарной ответственности привлечены 7367 человек (рост на 11,4%), в том числе 121 – освобожден от занимаемой должности. В правоохранительные органы направлено 936 материалов, по которым возбуждено 547 уголовных дел (на 58,1% больше).
Департаментом финансовых расследований Комитета выявлено 635 (за первое полугодие 2013 г. – 548) преступлений, из них по компетенции органов финансовых расследований – 567 (492), в том числе 37 (17) – коррупционной направленности. Взыскано в бюджет денежных средств на сумму 189,4 млрд. руб. (в 2 раза больше), в том числе поступило в ходе расследования уголовных дел – 55 млрд. руб. (рост в
5,3 раза). На счетах 170 лжепредпринимательских структур арестовано 16,2 млрд. руб. (в 2,3 раза больше).
С использованием информации Департамента финансового мониторинга Комитета (939 сообщений) контролирующими и правоохранительными органами применено административных штрафов на сумму 207,5 млрд. руб. (в 2,1 раза больше, чем в январе –
июне 2013 г.), взыскано в бюджет и обращено в доход государства 83,9 млрд. руб. (в 2,2 раза больше), возбуждено 197 (170) уголовных дел [1].
Анализ деятельности Комитета государственного контроля показал, что, несмотря на сокращение количества проверок, денежные средства, взысканные в бюджет, значительно увеличились в 2014 году по сравнению с 2013. Также возросло количество выявленных преступлений и взысканных штрафов. Это позволяет сделать вывод о повышении эффективности и результативности контрольных мероприятий органов Комитета.
Однако в настоящее время в контрольно-ревизионной деятельности Республики Беларусь остаются неразрешимыми следующие проблемы:
В настоящее время органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования контрольно-ревизионной работы в стране. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля деятельности, как макроэкономических структур, так и субъектов хозяйствования [3].
Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования работы контрольно-ревизионных органов.
Необходимо уделять больше внимания публичному освещению деятельности органов госконтроля с целью придания гласности и открытости своей работе, а также предупреждения общественности о неотвратимости наказания за нарушения законодательства и достижения профилактических целей.
Руководством Комитета государственного контроля регулярно должны посещаться организации и предприятия, организовываться встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства, проводится «прямые линии» и личные приемы граждан ,чтобы сократить количество нарушений.
Необходимо обеспечить большую прозрачность процедур проверок путем доведения до общественности информации о результатах работы органов государственного контроля. Для этого могут быть задействованы различные медиа-ресурсы (электронные, печатные, Интернет, СМИ), могут применятся разнообразные и эффективные формы и методы подачи информации.
Большое внимание необходимо уделять международному сотрудничеству с целью обмена опытом и внедрения в практику мировых стандартов финансового контроля и прогрессивных технологий. Также необходимо обеспечить тесное взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с другими органами контроля, также расширить правовую базу, регламентирующую контрольно ревизионную деятельность.
Повышению эффективности и результативности работы Комитета государственного контроля способствует постоянное совершенствование системы методического и методологического обеспечения контрольной деятельности, а также внедрение в практику новых принципов, форм и методов проведения проверок и подготовки отчетов о результатах контрольных мероприятий.
Успешная реализация данных мер должна способствовать организации современной и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий