Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.04.2015. Последняя правка: 28.04.2015.
Просмотров - 4073

Проблемы и основные направления совершенствования контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь

Бенько Александра Альбертовна

Полесский государственный университет

студент

Галкина Марина Николаевна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Полесского государственного университета


Аннотация:
В данной статье рассмотрена организация контрольно-ревизионной деятельности в Республике Беларусь,выявлены основные нарушения при проведении контрольной деятельности,а также проанализированы основные проблемы в контрольно-ревизионной деятельности Республики Беларусь и пути их решения.


Abstract:
This article describes the organization of the control and audit activities in the Republic of Belarus, identified major violations during the monitoring activities, as well as the basic problems in the audit work of Belarus and ways to solve them.


Ключевые слова:
ревизия; контрольно-ревизионная деятельность; проверка;финансовый контроль

Keywords:
the audit; control and audit activities; verification; financial control


УДК 657.6

Формирование  рыночных  экономических отношений повышает  потребность  в достоверной информации между  предприятиями,  фирмами,  компаниями,  акционерными обществами  и их кредиторами,  поставщиками,  акционерами. В  связи  с  этим  возникает потребность совершенствовать контрольную деятельность с целью повышения ее действенности и эффективности. Таким образом, вопросы  организации контрольно-ревизионной  деятельности  в  Республике  Беларусь  являются  актуальными  на сегодняшний день.

Ревизия определяется как способ последующего контроля за производственной и хозяйственно - финансовой деятельностью предприятий, организаций, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных операций, ведение бухгалтерского учета в соответствие нормативно-законодательным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей [3].

В Республике Беларусь государственный контроль осуществляют такие органы как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк,  и другие органы, осуществляющие ведомственный контроль. Перечень данных органов утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».  Данным документом определена сфера  деятельности каждого контролирующего (надзорного) органа. В данном Указе определяются права и обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов, а также порядок организации и осуществления  контроля (надзора) в Республике Беларусь.[2].

Необходимо выделить основные нарушения законодательства, выявляемые при осуществлении контрольной деятельности, чтобы оценить современное состояние контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь. К ним относятся завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ, нарушения при расчётах за коммунальные и другие услуги, нарушения в оплате труда по причине содержания сверхштатной и сверхлимитной численности работников, необоснованное установление надбавок и доплат, выплата премий сверх планового фонда.

В Республике Беларусь уделяется значительное внимание организации и проведению контрольно-ревизионной работы, что является следствием многочисленных проверок и выявления нарушений.

Так, по итогам января – июня 2014 г. количество проверок, проведенных  Комитетом государственного контроля субъектов хозяйствования сократилось на 15,5% (с 1031 до 871) по сравнению с январем – июнем 2013 г. В бюджет взыскано 775,5 млрд. руб. денежных средств, что в 2,1 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сэкономлено (предотвращено необоснованных выплат) государственных средств на сумму 1,17 трлн. руб. (на 61,2% больше). Экономический эффект от одной проверки в среднем по системе Комитета составил 3,4 млрд. руб. (увеличился на 35,8%).

К административной и дисциплинарной ответственности привлечены 7367 человек (рост на 11,4%), в том числе 121 – освобожден от занимаемой должности. В правоохранительные органы направлено 936 материалов, по которым возбуждено 547 уголовных дел (на 58,1% больше).

Департаментом финансовых расследований Комитета выявлено 635 (за первое полугодие 2013 г. – 548) преступлений, из них по компетенции органов финансовых расследований – 567 (492), в том числе 37 (17) – коррупционной направленности. Взыскано в бюджет денежных средств на сумму 189,4 млрд. руб. (в 2 раза больше), в том числе  поступило в ходе расследования уголовных дел – 55 млрд. руб. (рост в
5,3 раза). На счетах 170 лжепредпринимательских структур арестовано 16,2 млрд. руб. (в 2,3 раза больше).

С использованием информации Департамента финансового мониторинга Комитета (939 сообщений) контролирующими и правоохранительными органами применено административных штрафов на сумму 207,5 млрд. руб. (в 2,1 раза больше, чем в январе –
июне 2013 г.), взыскано в бюджет и обращено в доход государства 83,9 млрд. руб. (в 2,2 раза больше), возбуждено 197 (170) уголовных дел [1].

Анализ деятельности Комитета государственного контроля показал, что, несмотря на сокращение количества проверок, денежные средства, взысканные в бюджет, значительно увеличились в 2014 году по сравнению с 2013. Также возросло количество выявленных преступлений и взысканных штрафов. Это позволяет сделать вывод  о повышении эффективности и результативности контрольных мероприятий органов Комитета. 

Однако в настоящее время в контрольно-ревизионной деятельности Республики Беларусь остаются неразрешимыми следующие проблемы:

  • отсутствие системного законодательства, четко регламентирующего контрольную сферу;
  • отсутствие системного подхода при выборе объекта проверок;
  • сложность процедур проверок;
  • слабая информационная работа органов, осуществляющих контрольную деятельность.

В настоящее время  органы  государственной  власти  уделяют  серьезное  внимание  вопросам совершенствования  контрольно-ревизионной  работы  в  стране.  Поскольку  очевидно,  что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля деятельности, как макроэкономических структур, так и субъектов хозяйствования [3].

Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования работы контрольно-ревизионных органов.

Необходимо уделять больше внимания публичному освещению деятельности органов госконтроля с целью придания гласности и открытости своей работе, а также предупреждения общественности о неотвратимости наказания за нарушения законодательства и достижения профилактических целей.

Руководством Комитета государственного контроля регулярно должны посещаться организации и предприятия, организовываться встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства, проводится «прямые линии» и личные приемы граждан ,чтобы сократить количество нарушений.

Необходимо обеспечить большую прозрачность процедур проверок путем доведения до общественности информации о результатах работы органов государственного контроля. Для этого могут быть задействованы различные медиа-ресурсы (электронные, печатные, Интернет, СМИ),  могут применятся разнообразные и эффективные формы и методы подачи информации.

Большое внимание необходимо уделять международному сотрудничеству с целью обмена опытом и внедрения в практику мировых стандартов финансового контроля и прогрессивных технологий. Также необходимо обеспечить тесное взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с другими органами контроля, также расширить правовую базу, регламентирующую контрольно ревизионную деятельность.

Повышению эффективности и результативности работы Комитета государственного контроля способствует постоянное совершенствование системы методического и методологического обеспечения контрольной деятельности, а также внедрение в практику новых принципов, форм и методов проведения проверок и подготовки отчетов о результатах контрольных мероприятий.

Успешная  реализация  данных  мер  должна  способствовать  организации  современной  и эффективной контрольно-ревизионной работы в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Комитета государственного контроля Республики Беларусь. – Отчет об итогах работы Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 1 полугодие 2014 года - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by/ru/control-deyatelnost - Дата доступа:26.04.2015.
2. О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь, 26 июля 2012 г. , N 332// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2012. - N1/13654.
3. Ревизия и аудит: Учеб. комплекс/ В. А. Хмельницкий. – Мн.: Книжный дом, 2005.- 480 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх