Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 28.04.2015. Последняя правка: 27.04.2015.
Просмотров - 3971

Оптимизация увеличения доходов и сокращения расходов местных бюджетов Республики Беларусь на примере г. Пинска

Анищенко Светлана Леонидовна

ПолесГУ

студент

Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета


Аннотация:
В данной статье рассмотрены доходы и расходы местных бюджетов Республики Беларусь на примере города Пинска, а также предложены варианты оптимизации увеличения доходов и сокращения расходов бюджета города Пинска.


Abstract:
This article describes the income and expenditures of local budgets of the Republic of Belarus on the example of the city of Pinsk, and suggests ways to optimize increase revenue and reduce budget expenditures of the city of Pinsk.


Ключевые слова:
местный бюджет; налоговые доходы; безвозмездный поступления

Keywords:
local budget; tax revenues; free admission


УДК 336.145

Во всех странах  существуют местные бюджеты, в задачи которых входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.

Актуальность данной темы заключается в том, что во многих государствах наблюдается тенденция перехода экономических и социальных процессов от центральных уровней государственной власти к местным органам. Это привело к тому, что  роль местных бюджетов увеличивается, а сфера их использования расширяется.

Финансовой основой местных органов власти являются их бюджеты. Права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты в интересах населения.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов финансируется  развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуги которых являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [1].

Большую роль местные бюджеты играют в выполнении общегосударственных экономических и социальных задач – главным образом  в распределении средств государственного бюджета на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Местные органы власти Республики Беларусь самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение [2].

Рассмотрим состав и структуру бюджетов местных органов власти на примере города Пинска за 2012-2014 гг.

Доходы каждого местного бюджета формируются за счет налогов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Проведем анализ доходов бюджета города Пинска за 2012-2014 гг.

Таблица 1 - Структура доходов бюджета города Пинска за 2012-2014 гг.

Показатели

2012

2013

2014

Отклонение 2014/2012

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

%

Налоговые доходы

321,76

45,3

399,23

45,2

464,31

38,4

142,55

44,3

Неналоговые доходы

34,16

4,8

49,83

5,6

83,06

6,9

48,90

143,1

Безвозмездные поступления

353,81

49,9

433,59

49,1

659,94

54,7

306,13

86,5

Итого доходов

709,73

100

882,65

100

1207,31

100

497,58

70,1

Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3].

По результатам таблицы 1 общие доходы города Пинска с каждым годом увеличиваются, если в 2012 г. они составляли 709,73 млрд. руб., то в 2013г. -882,65 млрд. руб., что на 24,4% больше, а в 2014г. уже 1207,31 млрд. руб., что  больше на 70,1% по сравнению с 2012г.

Основным источником формирования налоговых доходов являются налоги на доходы и прибыль в 2012-2013 гг. , а в 2014 г. – налоги  на товары.

К основным источникам, за счет которых формируются неналоговые доходы бюджета города Пинска, относятся доходы от осуществления приносящей доходы деятельности. Данные доходы в 2014 г. составили 70,7% всех неналоговых поступлений и по сравнению с 2012 г. увеличились на 48,21 млрд. руб. или на 161,0%.

Результаты таблицы 1 показывают, что наибольшими темпами увеличение дохода города происходит за счет увеличения неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, они увеличились соответственно в 2013г. на 45,9% и 22,5 % и в 2014г. на 143,1% и 86,5% по сравнению с 2012г.

В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений: налоговых поступлений в 2012г. -321,76 млрд. руб., в 2013г. -399,23 млрд. руб., в 2014г. -464,31 млрд. руб.; безвозмездных поступлений в 2012г. -353,81 млрд. руб., в 2013г. -433,59 млрд. руб., в 2014г. уже 659,94 млрд. руб.

По данным таблицы 1  можно сделать вывод, что доходы бюджета города Пинска формируются в основном за счет безвозмездных поступлений и в 2014 г. они составили 54,7% от общего объема доходов. На втором месте стоят налоговые доходы, и можно заметить, что за период 2012-2014 гг. они постепенно снижаются. В формировании бюджета неналоговые доходы участвуют  незначительно, однако их доля постепенно растет с 4,8% в 2012 г. до 6,9% в 2014 г.

Расходы бюджета являются главным элементом, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.

Рассмотрим состав и структуру расходов города Пинска в соответствии с функциональной классификацией расходов (таблица 2).

Таблица 2 - Структура расходов бюджета города Пинска за 2012-2014 гг.

Показатели

2012

2013

2014

Отклонения 2014/2012

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

Уд. вес,%

Млрд. руб

%

Общегосударственная деятельность

12,29

1,8

17,65

2,0

25,15

2,1

12,86

104,6

Национальная оборона

0,04

0,0

0,05

0,0

0,04

0.0

0

0

Национальная экономика

14,90

2,2

19,07

2,2

16,58

1,4

1,68

11,3

Жилищно-коммунальные услуги

107,48

15,6

155,87

17,6

302,59

25,4

195,11

181,5

Здравоохранение

297,02

42,9

369,61

41,7

443,75

37,2

146,73

49,4

Физическая культура, спорт, СМИ

30,74

4,4

40,25

4,5

57,11

4,8

26,37

85,8

Образование

209,88

30,4

264,90

29,9

317,22

26,6

107,34

51,1

Социальная политика

18,53

2,7

18,23

2,1

29,28

2,5

10,75

58,0

Всего расходов

691,09

100

885,63

100

1191,74

100

500,65

72,4

Примечание: Источник - собственная разроботка на основе [3].

Изучив данные таблицы 2 можно сделать вывод, что расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2012 г. они составляли 691,09 млрд. руб., то в 2014 г. уже 1191,74 млрд. руб., что на 500,65 млрд. руб. ил на 72,4% больше по сравнению с 2012 г.

Из результатов таблицы 2 следует, что основная часть расходов бюджета города Пинска приходится на здравоохранение, в 2014 г. их доля составила 37,2% от общего объема расходов бюджета. Если проследить динамику изменения удельного веса расходов на здравоохранение, то можно увидеть, что они постепенно сокращаются. Основными расходами в области здравоохранения являются расходы на медицинскую помощь населению (96,3%  в 2014 г. от общих расходов на здравоохранение), наименьшую долю занимают расходы на другие вопросы в области здравоохранения (3,7% в 2014 г.).

Второе место по удельному весу в общем объеме  расходов бюджета города занимают расходы на образование и составляли 26,6% в 2014 г. Удельный вес расходов на образование также сокращается с каждым годом. Основные расходы в области образования приходятся на общее среднее образование, в 2014 г. они составляли 156,34 млрд. руб. или 49,3% от расходов на образование. Затем идет дошкольное образование 127,70 млрд. руб. или 40,2% в 2014 г. Незначительную роль играют расходы на дополнительное образование детей и молодежи 8,1% и другие вопросы в области образование 2,4% в 2014 г.

Также значительную долю расходов бюджета города Пинска имеют расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, и их доля постепенно увеличивается в общем объеме расходов. Таким образом,  в 2012 г. они составляли 15,6%, в 2013 г. – 17,6%, а в 2014 г. – 25,4%. Основную долю в расходах на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2014 г. занимали расходы на жилищно-коммунальное хозяйство 48,6% и расходы на благоустройство населенных пунктов 45,8%. Наименьшую долю имели расходы на жилищное строительство – 3,6% и другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг – 2%.

Наименьшую долю в расходах бюджета города Пинска занимают такие расходы, как расходы на общегосударственную деятельность, национальную оборону, национальную экономику. Данные расходы в сумме  составляли примерно 3% в 2014 г. от общего объема расходов бюджета города.

Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета города Пинска имеют социальную направленность и расходуются на здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное услуги и жилищное строительство.

Если сравнить доходы и расходы по годам, то можно увидеть, что в 2012 г. был профицит бюджета (доходы превышают расходы) и составлял +18,64 млрд. руб., в 2013 г. наблюдался дефицит бюджета (расходы превышают доходы)  и составлял -2,98 млрд. руб., в 2014 г. профицит бюджета города Пинска +15,57 млрд. руб.

С точки зрения автора  бюджет является основным источником, обеспечивающим нормальное функционирование региона и страны в целом.

Для местных бюджетов Республики Беларусь свойственно преобладание налоговых доходов и безвозмездных поступлений, а в расходной части основным направлением использования бюджетных средств является социальная сфера, и в первую очередь это такие направления как здравоохранение и образование.

Важной задачей для местных бюджетов является решение проблем, связанных  с нерациональным использованием ресурсов, поэтому следует сократить расходную часть бюджета за счёт отдельных непроизводительных расходов и отказаться от финансирования наименее важных программ. Также необходима оптимизация структуры доходов, имеется в виду соотношение налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений в бюджет. Можно предложить использовать комплексный подход в решении данных вопросов: совершенствование местных бюджетов в соответствии с международными правилами, использование  накопленного отечественного опыта.  Также для того, чтобы повысить заинтересованность местных органов власти в увеличении собственных доходов можно предложить предоставление помощи из вышестоящих бюджетов на кредитной основе, то есть обязательно условие возвращение средств. Кредитный метод финансовой помощи будет благоприятно влиять на рациональное использование средств, а также на максимальное получение собственных доходов. 

Библиографический список:

1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учеб. пособ. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 243 с.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З
3. О бюджете города Пинска на 2012-2014 г.г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: БизнесИнфо - Дата доступа: 09.04.2015




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх