Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Лингвистика, Филология
Размещена 18.05.2015. Последняя правка: 24.06.2015.
Просмотров - 6286

Темп как компонент английской интонации

Богданова Елена Михайловна

Бирский филиал БГУ

студент

Рахманова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент Бирского филиала Башкирского Государственного Университета


Аннотация:
Статья посвящена интонации английского языка, ее компонентам, а в частности темпу речи. Темп проанализирован на примерах из художественной литературы. На основании анализа представлена значимость такого компонента английской интонации, как темп.


Abstract:
Article is devoted to the intonation of the English language, its components, and, in particular, tempo of speech. Tempo is analysed on the examples from British literature. On the basis of the analysis the importance of such component of English intonation as tempo is emphasized.


Ключевые слова:
интонация; компоненты интонации; темп; пауза

Keywords:
intonation; components of intonation; tempo; pause


УДК 80

У каждого языка есть cвоя cобcтвенная мелодия речи, или интонация, которая cлужит для внешнего oфoрмления предлoжения. Интoнация важна, так как она помогает нам узнавать язык, который мы слышим. То есть, интонация пoмoгает нам раcпoзнать, является ли предложение утверждением, вопросом или восклицанием. Кроме того, интонация передает наши эмoции, например, раздражение, удивление, недoвoльcтво или радость.

В английском языке интoнация играет oчень большую роль, так как в английском языке преобладает аналитический строй.  (В aнaлитичeских языкaх oтнoшeния между слoвами выражаютcя при пoмощи служебных слов, например, при пoмощи вспомoгатeльных глагoлов, предлoгов, а также при помощи артиклeй или интонации). Oна придает предлoжению как смысловую законченность, так и различную эмоциональную окраску. Крoме того, интонация в английском языке выделяет лoгический цeнтр высказывaния, тем самым сoздавая эмоциональный фoн процecca oбщения. Поэтому, знание интонационных особенностей английского языка помогает правильно оформить свою речь.

Интонация – это oчень важный аспект любого языка. Правильная интонация важнее хорошего произношения, так как она выражает то, что мы действительно чувствуем (например, досада, радость, злость) и помогает оформить наши мысли правильно. Еcли мы пoменяем интонацию, то мы легко изменим смысл высказывания. Крoме того, еcли мы говорим с правильной и eстeственной интонацией, то нас проще будет пoнять и приятнee слушaть.

Мы считаем, что тема данной статьи актуальна, так как правильная интонация способствует во многом повышению эффективности коммуникации. Темп речи помогает слушающему получить важную информацию о том, что и как говорит собеседник.

Цель данной статьи– рассмотреть особенности английской интонации и ее компоненты, более подробно рассмотреть темп речи.

В данной статье решаются следующие задачи:

1) рассмотреть определение интонации и ее компоненты;

2) рассмотреть определение темпа и его коммуникативную значимость;

3) рассмотреть характеристики темпа в письменной речи.

Методологическую базу данной статьи  составляют работы М.А. Соколовой, А.М. Антиповой, М.В. Евстисеевой. Материалом для исследования являестя произведение Р. Стивенсона "Остров сокровищ".

Целевая установка данной работы обусловила выбор методов анализа. В работе используются различные процедуры лингвистического исследования: гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, описательный метод, сравнительно – сопоставительный анализ, систематизация материала, контекстологический анализ, дефиниционно – компонентный анализ.

Интонация сочетает в себе несколько компонентов - мелодику,  ударение, тембр, темп речи и паузу. Данные компоненты участвуют как в организации речевого потока, так и в его делении в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

В устной речи темп является одним из выразительных средств. Когда мы замедляем темп своего высказывания, мы  подчеркиваем важность, особую значимость того, что мы хотим сообщить. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы чaсто этим сaмым выражаем второстепенность нашего сообщения. Темп английской речи тесно связан с паузацией. В потоке речь делится на смысловые части разной длины, которое осуществляется именно посредством пауз.

Так, важной особенностью темпа является паузация. Пауза – это временная остановка (задержка, перерыв, интервал) звучания, в течении которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи [2, с. 438].

Таким образом, проанализировав  примеры из художественной литературы, мы пришли к выводу, что в письменной речи пауза может выражаться при помощи таких средств, как:

1) фонетические средства: паузы

    “Oh, | ” I cried, “stop him! It’s Black Dog!” [5, с. 59].

2) графические средства: пунктуационные знаки

      “Cap’n Silver! Don’t know himWho’s he?” cried the captain [5, с. 137].

3) лексические средства: слова sneered, had a pause, whispered, moaned, cried, stammered, stopped to speak, murmured,  которые выражают изменение темпа речи.

      “Out, lads, out, and fight ‘em in the open! Cutlasses!” cried the captain [5, с. 148].

       “That doctor’s done me,” he murmured. “My ears is singing. Lay me back.” [5, с. 23].

4) стилистические средства: эпитеты. Эпитеты выражают авторское восприятие, характеризуют темп речи, указывая на него. Например, derisively, sternly, contemptuously.

       “Come aboard, Mr. Hands,” I said ironically. [5, с. 170].

       “A Bible with a bit cut out!” returned Silver derisively. [5, с. 206].

5) синтаксические средства:

Например, параллельные конструкции и повторение:

 “...Yo-ho-ho, and a bottle of rum!
Drink and the devil had done for the rest-
...Yo-ho-ho, and a bottle of rum!” [5, с. 14].

      “Rum,” he repeated. “I must get away from here. RumRum!” [5, с. 19].

Так, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интонация – это сложное и очень важное явление в речевой деятельности человека. Интонация организует как устную речь, так и чтение.

В данной статье мы исследовали темп как компонент английской интонации. Темп – это скорость произнесения тех или иных отрезков речи. Темп является одной из индивидуальных характеристик говорящего, который определяется стилем произношения. Стиль произношения в свою очередь обусловлен ситуацией.

Темп имеет свое непосредственное отражение в письменной речи. В романе Стивенсона он  отражается при помощи пауз: синтаксических, эмфатических и хезитационных. Сама пауза может отражаться при помощи следующих средств, найденных в ходе анализа произведения Стивенсона: фонетических, графических, лексических, стилистических, а так же синтаксических средств.

Библиографический список:

1. Антипова Е.Я. Система английской интонации. – М.: Высшая школа, 2007. - 110 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
3. Евстифеева М.В. Теоретическая фонетика английского языка – М., 2012. – 265 с.
4. Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Учебное пособие для студентов вузов / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт, И.С. Тихонова. – Гуманитарный центр Владос, 2003. – 288 с.
5. Stevenson R.L. Treasure Island. – M.: Foreign Languages Publishing House, 1963. – 279 c.




Рецензии:

31.05.2015, 17:08 Гутникова Алла Владимировна
Рецензия: Статья, безусловно, актуальна и интересна, однако есть некоторые моменты, которые нуждаются в корректировке: 1) в статье имеются ссылки только на 2ой и 5ый источник; 2) выводы имеют слишком обобщенный характер, автор не указывает, какие же средства наиболее активны в романе Р.Стивенсона.

23.06.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Богданова Елена Михайловна:
Здравствуйте, уважаемая Алла Владимировна! Спасибо за рецензию, все замечания будут учтены и исправлены! С уважением, Богданова Е.М.

11.06.2015, 0:30 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Вполне согласна с замечаниями уважаемой Аллы Владимировны. От себя замечу: 1) наблюдается некоторая нелогичность в изложении материала, 2) что хотел сказать автор фразой «Материалом данной статьи послужили работы М.А. Соколовой, А.М. Антиповой»? Статью необходимо доработать. С уважением, Закирова О.В.
23.06.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Богданова Елена Михайловна:
Здравствуйте, уважаемая Оксана Вячеславовна! Спасибо за рецензию, все замечания будут учтены и исправлены. Предлагаю Вам ознакомиться со структурой, которая используется для написания научных статей: 1) Введение 2) Актуальность 3)Цели, задачи, материалы и методы исследования 4)Результаты, выводы 5)Заключение При помощи этой структуры Вы можете проследить логичность в изложении материала. Как видите, 3 пункт предполагает упоминание материалов исследования. То есть та литература, которая была исследована для написания статьи. Материалом данной статьи послужили работы М.А. Соколовой, А.М. Антиповой. С уважением, Богданова Е.М.

24.06.2015, 12:32 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Уважаемая Елена Михайловна, спасибо за то, что ознакомили меня со структурой научной статьи. То, что Вы отмечаете как материал исследования, является в данной работе методологической базой. А материалом исследования, как смогла я понять из выводов и сносок, явились тексты произведений Р.Стивенсона. С уважением, к.филол.н., доцент Закирова О.В.
24.06.2015 14:14 Ответ на рецензию автора Богданова Елена Михайловна:
Уважаемая Оксана Вячеславовна! Спасибо за подробное разъяснение. Все замечания учтены и исправлены. С уважением, Богданова Е.М.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх