СФ МГГУ им. М.А.Шолохова
студентка 4 курса
Филимонова Елена Викторовна кандидат педагогических наук, доцент СФ МГГУ им. М.А.Шолохова
УДК № 37 В настоящее время в современном обществе наблюдается значительные изменения семейно-брачного института. Это связано с развития экономическими, социальными, психологическими, культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране . Проблема подготовки молодежи к созданию семьи не является новой. Интерес к проблеме не случаен, а обусловлен ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, которая в итоге привела к кризису семьи как социального института. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни.
Изучение уровня сформированности брачно-семейных установок у современной молодежи на практике свидетельствует о том, что в современном обществе нарушена культура психолого-педагогической подготовки молодежи к созданию семьи, что в свою очередь приводит к искажению брачно-семейных представлений юношей и девушек, влияющих на качество семейных отношений в последующем. Таким образом, существует противоречие между насущной потребностью успешного формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и разным уровнем сформированности данных ценностей у юношей и девушек.[1]
В настоящее время в теории и практике осознается необходимость изучения психолого-педагогических особенностей формирования брачно-семейных установок у современной молодежи с учетом гендерного аспекта. Это в свою очередь требует уточнения сущности понятий «гендер» и «семейно-брачная установка».
Гендер- это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.
Семейно-брачная установка – это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере.
Структурными компонентами семейно- брачных установок являются:
- эмотивный – заключающийся в восприятии себя как будущего объекта брачно-семейных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку.
- когнитивный – предполагающий наличие определенных знаний, необходимых для взаимодействия между членами семьи;
- деятельностный- определяющий психологическую готовность личности к браку.
Ключевыми факторами, влияющими на формирование брачно-семейных установок, являются не только матримониальный менталитет,родительская семья, образовательная среда, но и средства массовой информации. Следует также отметить, что по мнению психологов, нравственно-психологическая готовность к браку означает воспитание целого комплекта требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям; понимание прав и достоинств других членов семейного союза; стремление к повседневному общению и сотрудничеству; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека.[2]
Система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым воспитанием и формированием навыков межличностного общения с учётом интересов другого индивида, должна включать формирование определенного уровня гендерных норм.
С понятием «гендер» связано и два других – это:
- маскулинность (мужественность) – это комплекс характеристик,присущих лицам мужского пола.
- феминность (женственность) – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе.
-андрогинность- присутствие в личности человека на паритетных началах существенных черт как маскулинного, так и феминного типов.
Подготовка к семейной жизни должна разворачиваться на ранних этапах. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Д.Н. Исаев, Е.В.Каган начинается на втором году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и феминности. Именно супружеское и родительское поведение матери и отца оказывается в роли проводника половых ролей.
Центральная задача подготовки молодежи к семейной жизни заключается в поэтапной помощи подрастающему поколению в формировании супружеских и родительских идентичностей. Юношей и девушек нужно научить выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами связанные с семейной жизнью задачи и проблемы. Сформированность гендерных особенностей оказывает непосредственное влияние на усвоение брачно-семейных установок в молодом возрасте.[3]
Исходя из вышесказанного следует, что именно в молодом возрасте особо остро встает вопрос о сформированности правильных гендерных и семейных установок. Поэтому, формирование готовности молодежи к брачно-семейным отношениям – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.
Формирование гендерной культуры продолжается на всех возрастных этапах и осуществляться не только в семье, школе, но и в профессиональном образовании (на базе ВУЗов и колледжей).
В ноябре 2014 года на базе Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова нами было проведено исследование по формированию семейно-брачных установок 36 студентов первого курса. На костатирующем этапе мы провели диагностику начального уровня сформированности данных установок у двух групп по следующим методикам:
-тест Сандры Бем «Феминность - маскулинность» Данная методика была проведена с целью диагностики психологического пола, выраженности мужского и женского начала у успытуемых.
- тест М.Рокича "Ценностные ориентации", основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Основной целью его проведения являлось: выявление места ценности семьи по отношению к другим общечеловеческим ценностям личности.
- методика А.Н. Волковой - опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП). Цель методики: уточнение представлений молодежи о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера.
- Конечной методикой нашего исследования стала разработанная нами анкета « Ожидание от серьезных отношений». Ее целью является: выявление уровня сформированности семейно-брачных установок юношей и девушек, не состоящих в браке, а только планирующих или имеющих опыт серьезных отношений. Также данная методика позволяет выявить фактор влияния семейного воспитания на формирования положительных и отрицательных аспектов семейно-брачных установок.
В итоге мы выявили недостатоный уровень сформированности семейно-брачных установок.
Результаты свидетельствуют, что среди опрошенных первокурсников контрольной группы феминность характерна для 27,8% (5 девушек), маскулинность -5,6%(1 юноша), а андрогинность проявляют 66,7%(3 юноши и 7 девушек). Среди опрошенных первокурсников экспериметальной группы феминность характерна для 27,8% (1 юноша и 4 девушки), маскулинность проявляют 11,1%( 1 юноша и 1 девушка), а андрогинность- 61%( 3 юноши и 8 девушек).
Среди опрошенных студентов контрольной группы с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок - 44,4%(8 чел.): они отмечают значительное влияние отношений между их родителями на представления о браке,(7 человек из них выросли в полной семье); главным в выборе партнера считают - найти родственную душу. Средний уровень проявляется у 55,5% (из них 6 выросли в неполных семьях)- считают, что на представления о браке повлияли собственные личностные качества. 35% респонденткок с этим уровнем придают большую значимость финансовому аспекту в отношениях с партнером, нежели девушки с высоким уровнем. Также у опрошенных со средним уровнем сформированности семейно - брачных установок отмечается большая значимость внешних характеристик будущего партнера, чем каких-либо личностных качеств, лишь 30% опрошенных на первое место ставят интеллект парнера и 10% - харизму. С низким уровнем сформированности семейно-брачных отношений не было выявлено ни одного человека.
Среди опрошенных студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок – 33,3%(5 чел.): они отмечают значительное влияние отношений между их родителями на представления о браке, (все из них выросли в полной семье); главным в выборе партнера считают - найти родственную душу. Средний уровень проявляется у 72,2%(13 чел.) (из них 4 выросли в неполных семьях)- считают, что на представления о браке повлияли собственные личностные качества. Примерно 45% респонденткок с этим уровнем придают большую значимость финансовому аспекту в отношениях с партнером, нежели девушки с высоким уровнем. Также у опрошенных со средним уровнем сформированности семейно - брачных установок отмечается большая значимость внешних характеристик будущего партнера, чем каких-либо личностных качеств, лишь 25% опрошенных на первое место ставят интеллект парнера и 10% - харизму. С низким уровнем сформированности семейно-брачных отношений также не было выявлено ни одного человека.
Необходимо отметить, что при соотнесении результатов методик, можно проследить взаимосвязь гендера и с уровнем сформированности семейно-брачных установок. Так, девушки маскулинного типа проявляют низкие результаты по семейным ценностям, их ориентации на брак значительно отличаются от андрогинных и феминных девушек. В иерархии ценностей на первое место они ставят работу и самореализацию. В семейной жизни видят сущность роли мужа- в добывании денег. В родительской сфере такие девушки показали самые низкие баллы в притязаниях и ожиданиях от брачных отношений. Феминный юноша хоть и имеет положительную оприентацию на брак, но не придает должного значения обязанностям мужа, допускает случайные связи и положительно относится к гражданским бракам, смысл жизни видит в получении удовольствия. Эти данные свидетельствуют о взаимосвязи несоответствия биологического и психологического полов с определенными искажениями в смысложизненных ценностях молодых людей.
На формирующем этапе экспериментального исследования, на основании анализа научной литературы нами и была разработана программа «Я – семьянин». Цель программы «Я - семьянин» заключалась в воспитании личности интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей, готового к освоению роли будущего супруга и родителя. Разработана на основе программ по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи Москвитиной Е.А. и Каральцевой Н.Ф. состояла из двух блоков:
1 блок - ″Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку″. В его рамках обсуждались вопросы, касающиеся как непосредственно полового воспитания, так и психологии взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Данный блок включил в себя проведение лекций, бесед и упражнений, направленных на: психологическую подготовку молодежи к семейной жизни и информированность по социально-правовым вопросам, детско-родительским, супружеским отношениям.
2 блок – «Искусство быть семьей», целью которого является - приобретение и формирование у молодежи позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Реализация этого блока проходила в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Занятия проходят в виде тренингов, ролевых игр, бесед.
После внедрения, разработанной нами программы, мы перешли к третьему этапу (контрольному) нашего экспериментального исследования. Целью, которого являлось выявление эффективности внедренной нами программы по формированию семейно-брачных установок у студентов первого курса. Контрольный этап экспериментального исследования проводился по тем же самым методикам, что и на констатирующем этапе исследования. В результате реализации программы «Я - семьянин» были выявлены изменения по показателям уровня сформированности семейно - брачных установок. Так,в экспериментальной группе количество человек с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок вырос на 20%.
Анализ полученных результатов убедил нас, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, произошли существенные изменения:
Таким образом, предложенная программа, которая была направлена на формирование семейно-брачных установок у первокурсников, оказала положительное влияние на воспитание личности, обладающей определенным набором необходимых семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей.
Произошла тенденция к улучшению по показателям данных проведенных нами методик. Главными критериями, определяющими основу крепкой и счастливой семьи, молодежь считает любовь, здоровье, дети, взаимопонимание, взаимоуважение. Большое значение для создания счастливой молодежной семьи имеют: общность интересов, психологическая совместимость, добрые и доверительные взаимоотношения между супругами, любимая работа и профессиональная карьера. Анкетирование показало, что в иерархии семейных, ценностей помимо денег и здоровья, одно из первых мест занимает семья и дети.
Таким образом, анализ эффективности формирования ценности семьи у студенческой молодежи показал, что повышение уровня сформированности ценности семьи достигается за счет технологичности образовательного процесса в вузе. Подготовка молодежи к вступлению в брак и к будущей семейной жизни должна являться неотъемлемой составной частью общей системы воспитания молодого поколения.
Рецензии:
2.05.2015, 6:32 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Возможно, студентов не стоит ориентировать на брак, но стоит ориентировать на учебу, тем более студентов 1 курса, о чем пишет автор статьи. И не понятно, о какой экспериментальное группе идет речь в статье. Это экспериментальная группа до эксперимента или после формирующего эксперимента. Вообще же содержание статьи весьма сумбурно и бездоказательно, что можно объяснить, вероятно, тем, что автор - студент и, вероятно, социолог. Рекомендуется к публикации после серьезнейшей доработки по вопросам методологии и методики проведения исследования и представления его результатов и по вопросам логики изложения материалов исследования и применяемой терминологии.