Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Психология
Размещена 01.05.2015. Последняя правка: 30.04.2015.
Просмотров - 5780

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ УСТАНОВОК У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Гнусина Анна Геннадьевна

СФ МГГУ им. М.А.Шолохова

студентка 4 курса

Филимонова Елена Викторовна кандидат педагогических наук, доцент СФ МГГУ им. М.А.Шолохова


Аннотация:
Данная статья посвящается рассмотрению проблемы деформации семейно-брачных установок в современном обществе и определению наиболее эффективных способов формирования ориентации на брак у студентов.


Abstract:
This article is devoted to consideration of the problem of deformation of family and marriage systems in modern society and to determine the most effective ways of forming orientation marriage students.


Ключевые слова:
гендер; семейно-брачные установки; готовность к браку

Keywords:
gender; family and marriage installation; readiness for marriage


УДК № 37 В настоящее время в современном обществе наблюдается значительные изменения семейно-брачного института. Это связано с развития экономическими, социальными, психологическими, культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране . Проблема подготовки молодежи к созданию семьи не является новой. Интерес к проблеме не случаен, а обусловлен ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, которая в итоге привела к кризису семьи как социального института. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни.

Изучение уровня сформированности брачно-семейных установок у современной молодежи на практике свидетельствует о том, что в современном обществе нарушена культура психолого-педагогической  подготовки молодежи к созданию семьи, что в свою очередь приводит к искажению брачно-семейных представлений юношей и девушек, влияющих на качество семейных отношений в последующем. Таким образом, существует противоречие между насущной потребностью успешного формирования брачно-семейных ценностей молодого поколения и разным уровнем сформированности данных  ценностей у юношей и девушек.[1]

В настоящее время в теории и практике осознается необходимость изучения психолого-педагогических особенностей формирования брачно-семейных установок у современной молодежи с учетом гендерного аспекта. Это в свою очередь требует уточнения сущности понятий «гендер» и «семейно-брачная установка».

Гендер- это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.

Семейно-брачная установка – это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере.

Структурными компонентами семейно- брачных установок являются:

- эмотивный – заключающийся в восприятии себя как будущего объекта брачно-семейных отношений, проявляется в позиции человека по отношению к браку.

- когнитивный – предполагающий наличие определенных знаний, необходимых для взаимодействия между членами семьи;

- деятельностный- определяющий психологическую готовность личности к браку.

Ключевыми факторами, влияющими на формирование брачно-семейных установок, являются не только матримониальный менталитет,родительская семья, образовательная среда, но и средства массовой информации. Следует также отметить, что по мнению психологов, нравственно-психологическая готовность к браку означает воспитание целого комплекта требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям; понимание прав и достоинств других членов семейного союза; стремление к повседневному общению и сотрудничеству; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека.[2]

Система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым воспитанием и формированием навыков межличностного общения с учётом интересов другого индивида, должна включать формирование определенного уровня гендерных норм.

С понятием «гендер» связано и два других – это:

маскулинность (мужественность) – это комплекс характеристик,присущих лицам мужского пола.

феминность (женственность) – характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе.

-андрогинность- присутствие в личности человека на паритетных началах существенных черт как маскулинного, так и феминного типов.

Подготовка к семейной жизни должна разворачиваться на ранних этапах. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Д.Н. Исаев, Е.В.Каган начинается на втором году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и феминности. Именно супружеское и родительское поведение матери и отца оказывается в роли проводника половых ролей.

Центральная задача подготовки молодежи к семейной жизни заключается в поэтапной помощи подрастающему поколению в формировании супружеских и родительских идентичностей. Юношей и девушек нужно научить выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами связанные с семейной жизнью задачи и проблемы. Сформированность гендерных особенностей оказывает непосредственное влияние на усвоение брачно-семейных установок в молодом возрасте.[3]

Исходя из вышесказанного следует, что именно в молодом возрасте особо остро встает вопрос о сформированности правильных гендерных и семейных установок. Поэтому, формирование готовности молодежи к брачно-семейным отношениям – неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.

Формирование гендерной культуры продолжается на всех возрастных этапах и осуществляться не только в семье, школе, но и в профессиональном образовании (на базе ВУЗов и колледжей).

В ноябре 2014 года на базе Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова нами было проведено исследование по формированию  семейно-брачных установок 36 студентов первого курса. На костатирующем этапе мы провели диагностику начального уровня сформированности данных установок у двух групп по следующим методикам:

-тест Сандры Бем «Феминность - маскулинность»  Данная методика была проведена с целью диагностики психологического пола, выраженности мужского и женского начала у успытуемых.

- тест М.Рокича "Ценностные ориентации", основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Основной целью его проведения являлось: выявление места ценности семьи по отношению к другим общечеловеческим ценностям личности.

- методика А.Н. Волковой - опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП). Цель методики: уточнение представлений молодежи о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера.

- Конечной методикой нашего исследования стала разработанная нами анкета « Ожидание от серьезных отношений». Ее целью является: выявление уровня сформированности семейно-брачных установок юношей и девушек, не состоящих в браке, а только планирующих или имеющих опыт серьезных отношений. Также данная методика позволяет выявить фактор влияния семейного воспитания на формирования положительных и отрицательных аспектов семейно-брачных установок.

В итоге мы выявили недостатоный уровень сформированности семейно-брачных установок.

Результаты свидетельствуют, что среди опрошенных первокурсников  контрольной группы феминность характерна для 27,8% (5 девушек), маскулинность -5,6%(1 юноша), а андрогинность проявляют 66,7%(3 юноши и 7 девушек). Среди опрошенных первокурсников  экспериметальной группы феминность характерна для 27,8% (1 юноша и 4 девушки), маскулинность проявляют 11,1%( 1 юноша и 1 девушка), а андрогинность- 61%( 3 юноши и 8 девушек).

Среди опрошенных студентов контрольной группы с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок - 44,4%(8 чел.): они отмечают значительное влияние отношений между их родителями на представления о браке,(7 человек из них выросли в полной семье); главным в выборе партнера  считают - найти родственную душу. Средний уровень проявляется у 55,5% (из них 6 выросли в неполных семьях)- считают, что на представления о браке повлияли собственные личностные качества. 35% респонденткок с этим уровнем придают большую значимость финансовому аспекту в отношениях с партнером, нежели девушки с высоким уровнем. Также у опрошенных со средним уровнем сформированности семейно - брачных установок отмечается большая значимость внешних характеристик будущего партнера, чем каких-либо личностных качеств, лишь 30% опрошенных на первое место ставят интеллект парнера и 10% - харизму. С низким уровнем сформированности семейно-брачных отношений не было выявлено ни одного человека.

Среди опрошенных студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок – 33,3%(5 чел.): они отмечают значительное влияние отношений между их родителями на представления о браке, (все из них выросли в полной семье); главным в выборе партнера  считают - найти родственную душу. Средний уровень проявляется у 72,2%(13 чел.) (из них 4 выросли в неполных семьях)- считают, что на представления о браке повлияли собственные личностные качества. Примерно 45% респонденткок с этим уровнем придают большую значимость финансовому аспекту в отношениях с партнером, нежели девушки с высоким уровнем. Также у опрошенных со средним уровнем сформированности семейно - брачных установок отмечается большая значимость внешних характеристик будущего партнера, чем каких-либо личностных качеств, лишь 25% опрошенных на первое место ставят интеллект парнера и 10% - харизму. С низким уровнем сформированности семейно-брачных отношений также не было выявлено ни одного человека.

Необходимо отметить, что при соотнесении результатов методик, можно проследить  взаимосвязь гендера и с уровнем сформированности семейно-брачных установок. Так, девушки маскулинного типа проявляют низкие результаты  по семейным ценностям, их ориентации на брак значительно отличаются от андрогинных и феминных девушек. В иерархии ценностей на первое место они ставят работу и самореализацию. В семейной жизни видят сущность роли мужа- в добывании денег. В родительской сфере такие девушки показали самые низкие баллы в притязаниях и ожиданиях от брачных отношений. Феминный юноша хоть и имеет положительную оприентацию на брак, но не придает должного значения обязанностям мужа, допускает случайные связи и положительно относится к гражданским бракам, смысл жизни видит в получении удовольствия. Эти данные свидетельствуют о взаимосвязи несоответствия биологического и психологического полов с определенными искажениями в смысложизненных ценностях молодых людей.

На формирующем этапе экспериментального исследования, на основании анализа научной литературы нами и была разработана программа «Я – семьянин»Цель программы «Я - семьянин» заключалась в воспитании личности интегрированного в современное общество и обладающего определенным набором присвоенных семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей, готового к освоению роли будущего супруга и родителя. Разработана на основе программ по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи Москвитиной Е.А. и Каральцевой Н.Ф. состояла из двух блоков:

1 блок -  ″Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку″. В его рамках обсуждались вопросы, касающиеся как непосредственно полового воспитания, так и психологии взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Данный блок включил в себя проведение лекций, бесед и упражнений, направленных на: психологическую подготовку молодежи к семейной жизни и информированность по социально-правовым вопросам, детско-родительским, супружеским отношениям.

2 блок – «Искусство быть семьей», целью которого является - приобретение и формирование у молодежи позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Реализация этого блока проходила в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Занятия проходят в виде тренингов, ролевых игр, бесед.

После внедрения, разработанной нами программы, мы перешли к третьему этапу (контрольному) нашего экспериментального исследования. Целью, которого являлось выявление эффективности внедренной нами программы по формированию семейно-брачных установок у студентов первого курса. Контрольный этап экспериментального исследования проводился по тем же самым методикам, что и на констатирующем этапе исследования. В результате реализации программы «Я - семьянин» были выявлены изменения по показателям уровня сформированности семейно - брачных установок. Так,в экспериментальной группе количество человек с высоким уровнем сформированности семейно-брачных установок вырос на 20%.

Анализ полученных результатов убедил нас, что в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, произошли существенные изменения:

  • повысилась компетентность участников программы по вопросу семейно-брачных отношений;
  • сформировалась ответственность, готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям; участниками программы усвоились социальные нормы и эталоны взаимоотношений, в том числе и полоролевых;
  • повысилась мотивация испытуемых к постоянному пополнению своих знаний об особенностях семейной жизни;
  • у большинства респондентов экспериментальной группы отмечается положительная ориентация на брак, видение семейной жизни, с позиции открытой человеку возможности для личностного роста и счастья.

Таким образом, предложенная программа, которая была направлена на формирование семейно-брачных установок у первокурсников, оказала положительное влияние на воспитание личности, обладающей определенным набором необходимых семейных духовно-нравственных ценностей и семейных ценностей.

Произошла тенденция к улучшению по показателям данных проведенных нами методик. Главными критериями, определяющими основу крепкой и счастливой семьи, молодежь считает любовь, здоровье, дети, взаимопонимание, взаимоуважение. Большое значение для создания счастливой молодежной семьи имеют: общность интересов, психологическая совместимость, добрые и доверительные взаимоотношения между супругами, любимая работа и профессиональная карьера. Анкетирование показало, что в иерархии семейных, ценностей помимо денег и здоровья, одно из первых мест занимает семья и дети.

Таким образом, анализ эффективности формирования ценности семьи у студенческой молодежи показал, что повышение уровня сформированности ценности семьи достигается за счет технологичности образовательного процесса в вузе. Подготовка молодежи к вступлению в брак и к будущей семейной жизни должна являться неотъемлемой составной частью общей системы воспитания молодого поколения.

Библиографический список:

1.Гончарова Ю. А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: диссертация .кандидата социологических наук: 22.00.06. -Ставрополь, 2008. — 167 с.
2.Краснокутская С. Н. Семейное поведение студенческой молодежи // Социально-демографический портрет студента: Сб.ст. // Редкол.: Э. К. Васильев и др. М.: Мысль, 1986. 94 с.
3.Шнейдер Л.Б.Семейная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007, — 768 с.




Рецензии:

2.05.2015, 6:32 Мирошин Дмитрий Григорьевич
Рецензия: Возможно, студентов не стоит ориентировать на брак, но стоит ориентировать на учебу, тем более студентов 1 курса, о чем пишет автор статьи. И не понятно, о какой экспериментальное группе идет речь в статье. Это экспериментальная группа до эксперимента или после формирующего эксперимента. Вообще же содержание статьи весьма сумбурно и бездоказательно, что можно объяснить, вероятно, тем, что автор - студент и, вероятно, социолог. Рекомендуется к публикации после серьезнейшей доработки по вопросам методологии и методики проведения исследования и представления его результатов и по вопросам логики изложения материалов исследования и применяемой терминологии.

03.05.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Гнусина Анна Геннадьевна:
Уважаемый Дмитрий Григорьевич, полностью не согласна с вашей рецензией.Одна фраза "экспериментальная группа до эксперимента" заставляет задуматься о вашей компетентности в области проведения педагогических экспериментов. Статья ,написанная на основе дипломной работы ,естественно не может включать полного содержания по рассмотрению данной проблемы. Методики довольно известные.Следуя вашей логике,студентам вообще не стоит проводить исследования и писать статьи, если не доверять данным. Но хочу напомнить,что и все доценты были студентами)

4.05.2015, 21:40 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью студентки 4 курса СФ МГГУ им. М.А.Шолохова Гнусиной Анны Геннадьевны на тему "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ УСТАНОВОК У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ" Проблема подготовки молодежи к созданию семьи не является новой. Интерес к проблеме был не случаен, а обусловлен ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, которая в итоге привела к кризису семьи как социального института. Э. Эриксон говорил о том, что существует тесная взаимосвязь между распадом семьи и социальной патологией. В документах Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ отмечаются следующие тенденции: малодетность семьи, многочисленность однодетных семей (их доля достигает 31% от общего числа семей), на учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родителей, 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. На основании вышесказанного Комитет делает выводы: в условиях постоянного нарастания кризисных явлений идет фактическое разрушение института семьи. Все негативные явления в брачно-семейной сфере отражаются на социализации подрастающего поколения. Исследователи говорят о социальных деформациях в молодежной среде (В.Н. Кузнецов, 2005). Таким образом, тема исследования носит научный характер и является актуальной. В статье вполне обоснованно использованы понятия «гендер, «семейно-брачные установки», «готовность к браку», выделены структурные компоненты семейно-брачных установок. Гендерный аспект проблемы недостаточно изучен в психолого-педагогической науке и требует, как теоретического, так и практического изучения. Брак становится непривлекательным в глазах молодежи, и молодые люди более ориентируются на внесемейные ценности. Ученые констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейному образу жизни (Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Т.Ю. Сорокина, Е.М. Черняк, Л.Б.Шнейдер). Следовательно, автор вполне обоснованно выбрал возрастную группу испытуемых. Анна Геннадьевна отразила взаимосвязь результатов с методологическими основами исследования. Формирующий эксперимент разработан на основе программ по формированию семейных ценностей у студенческой молодежи Москвитиной Е.А. и Каральцевой Н.Ф. Предлагаемая формирующая программа, апробированная на базе Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Таким образом, актуальность научной статьи не вызывает сомнений и требует дельнейших разработок. Гнусина А.Г. продемонстрировала достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом и практическом уровне. В целом статья отражает результаты студенческого исследования, соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации. канд.психол.н., ст. преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кольцова

4.05.2015, 22:12 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Интересна. Необходима методологическая доработка. 1. Четко прописать ход исследования. 2.Обосновать выбор группы. 3. Показатели до исследования. 4. Показатели после исследования. 5.Выводы построить четко на аналитике результатов исследования. В статье все это есть. Надо только более четко сформулировать. После исправления рекомендуется к публикации. Удачи.

9.05.2015, 20:03 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тюрина Валентина Александровна Рецензия. Статья актуальна и содержательна. Хорошо подобраны психологические методики. Однако необходимо обосновать и охарактеризовать выбор экспериментальной и контрольной групп, сравнить начальные и конечные результаты и провести их качественный анализ. Кроме того, исходя из того, что по определению "гендер - это социальный пол человека", хотелось бы увидеть именно этот аспект при анализе полученных результатов. После доработки рекомендуется к публикации. Успехов и удачи.

20.05.2015, 10:51 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, фактологический материал достаточно хорошо подобран. Хотя есть отдельные шероховатости, например "С понятием «гендер» связано и два других", но после этой фразы приводится не два, а три понятия: маскуллинность, феминность и андрогинность. Кстати, необходимо учесть, что классические андрогины (50 на 50) - психотип довольно редкий, чаще встречаются андрогины со склонностью к маскулллиному или феминному типу. Но в целом статья интересная, дискуссионная, без излишнего морализаторства (как часто бывает в статьях на семейно-брачную тематику) и вполне может быть рекомендована к публикации.

1.06.2015, 9:08 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Представляет несомненый интерес.качественно выполненная работа.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх