Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Психология
Размещена 07.05.2015. Последняя правка: 07.06.2015.
Просмотров - 4082

Взаимосвязь внутреннего самоконтроля и социально-психологической адаптации школьника в период ранней юности

Белова Ирина Александровна

магистрант

Российский государственный профессионально-педагогический университет

магистрант

Шахматова О.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор РГППУ


Аннотация:
В данной статье описывается локус контроля и особенности адаптации личности школьников в период ранней юности. В этой связи выявлена актуальность проблемы, проанализированы необходимые научные работы ведущих исследователей, выделены особенности социально-психологической адаптации личности и локуса контроля.


Abstract:
This article describes the locus of control and personality features of adaptation of schoolchildren in early adolescence. In this context, the relevance of the problem identified, analyzed the necessary scientific work of leading researchers highlighted features of the socio-psychological adaptation of the person and the locus of control.


Ключевые слова:
адаптация; локус контроля; интернальность; экстернальность; сПроцесс адаптации психологи обычно трактуют как процесс приспособления к условиям социальной среды и социального окружения. Состояние современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, и России в целом, обостряет проблемы социально-психологической адаптации личности. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и изменением системы традиционных ценностей, а

Keywords:
adaptation; locus of control; the internality; externalhost; socio-psychological adaptation; emotional comfort and discomfort.


УДК 1

Процесс адаптации психологи обычно трактуют как процесс приспособления к условиям социальной среды и социального окружения [3] . Состояние современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, и России в целом, обостряет проблемы социально-психологической адаптации личности. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и изменением системы традиционных ценностей, а с другой стороны, в периоды перемен и трансформаций общественной жизни нормы адаптации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют [1]. У любого человека не остается выбора: приспосабливаться к новым условиям среды и постоянно меняющемуся обществу или нет. Индивидуально-психологические особенности социально-психологической адаптации во многом обусловлены типологическими характеристиками личности, в частности мерой ответственности за происходящие события, т.е. локусом контроля или внутренним самоконтролем.

Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи социально - психологической адаптации и локуса контроля школьников в возрасте от 15 до 17 лет.

Задачи:

1)    Осуществить теоретический анализ работ по психологическим проблемам социально - психологической адаптации и локуса контроля.

2)    Продиагностировать уровень социально - психологической адаптации, тип локуса контроля.

3)    Сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами.

4)    Провести корреляционный анализ.

5)    Сделать выводы по результатам обследования.

Методологической основой исследования социально - психологической адаптации являются теоретические и методологические положения, авторы которых:  К. А. Абульханова- Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и т.д

Методологической основой исследования локуса контроля являются такие основные теоретические и методологические положения, авторами которых являются: Дж. Роттер, А. Бандура, Л. Хьелл и Д. Зиглер, Д. Майерс, Р. Лао, Д. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун, Фарес, В. Н. Дружинин.

Для изучения внутреннего самоконтроля и особенностей социально - психологической адаптации личности  в период ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие обучающиеся 9 и 10 классов МБОУ СОШ №77. В исследовании приняли участие 60 человек, в возрасте от 15 до 17 лет, из них 28 юношей и 32 девушки. Для изучения были использованы методики: «Определение локуса контроля» (Дж.Роттера) [2], «Социально-психологическй адаптации» (К.Роджерса, Р. Даймонд) [4].

Обследование школьников показало, что показатель социально-психологической адаптации находится в пределах нормы (норма: 66-136 баллов) (хср=65,5, Мо=82, Ме=68). Это говорит о том, что в целом участники исследования адаптированы к условиям социальной среды, а именно образовательной среды школы. Также это может говорить о том, что большинство опрошенных школьников успешно социализированы в обществе.

По шкале «Принятие других» средние значения также высоки (норма: 22-52 балла) (хср=50,15, Мо=49, Ме=49). Это значит, что в целом группа опрошенных школьников способна воспринимать других людей такими, какие они есть, давать им право высказаться и не осуждать их за это, тем самым проявляя уважение к их мнению, даже если оно не сходится с их. Этот показатель отражает сформированную социальную толерантность обучающихся.

По шкале «Самопринятие» среднее значение равно 38,3 (норма: 22-42 балла)  (хср=38,3, Мо=28, Ме=34). Это говорит о том, что не всем свойственно принимать себя именно такими, какие они есть, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Такие индивиды обычно хорошо и глубоко знают все свои особенности, именно поэтому в некоторых случаях они не могут принять себя.

По шкале «Эмоциональная комфортность» среднее значение равно 41,1 (норма: 14-28 баллов)  (хср=41,1, Мо=39, Ме=39). Это свидетельствует о том, что не все опрошенные школьники испытывают эмоциональный комфорт, а именно не все участники переживаю состояние спокойствия, уверенности в себе, оптимистичности, а главное открытости в общении. В то же время среди опрошенных школьников есть и те, которым эмоциональный комфорт вообще не присущ. Это говорит о том, что, скорее всего, школьники с низкими результатами по данной шкале испытывают эмоциональный дискомфорт, а это значит, что они находятся в таком состоянии, которое характеризуется как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность – это тревога, беспокойство, страх, аффективная напряженность, неуверенность в себе, подавленность, мрачные предчувствия.

По шкале «Стремление к доминированию» среднее значение равно 39,1 (хср=39,1, Мо=32, Ме=35,5) (норма: 12-24 балла). Это говорит о том, что некоторые из опрошенных школьников стремятся к доминированию в межличностных отношениях.

По шкале «Эскапизм» среднее значение равно 14,2 (хср=14,2, Мо=15, Ме=15) и это самые низкие показатели. Если сравнить данные результаты с нормой (норма: 10-20 баллов), то можно сказать о том, что некоторым опрошенным школьникам свойственен уход от проблем, такие люди живут мечтами и иллюзиями.

С помощью методики Дж. Роттера   можно отследить вид локуса контроля – интернальный или экстернальный. У большинства опрошенных результаты находятся в середине, а значит, можно в целом сказать о том, что у них нет явно выраженной экстернальности (хср=11,5, Мо=11, Ме=11).  и интернальности (хср=11,3, Мо=12, Ме=11). В некоторых значимых ситуациях школьники принимают ответственность на себя , считают себя способными самостоятельно планировать свое поведение и отвечать за его последствия, но в некоторых ситуациях винят в своих неудачах волю случая или других людей. Результаты по шкале «Интернальность» по методике К. Рожерса и Р. Даймонд в целом подтверждают описание выше. 

Если сравнить результаты исследования по гендерному аспекту, то можно увидеть, что результаты девушек и юношей по шкалам "интернальность" и "адаптация" значительно отличаются.

У юношей более выражен внутренний самоконтроль (Рис.1).

http://itmages.ru/image/view/2619244/76a02a74

Рис.1 Результаты по шкале "Интернальность" методики "Локус контроля" Дж. Роттера

Это может объясняться тем, что в период ранней юности мальчики чаще всего уже начинают себя пробовать в профессиональной сфере, устраиваясь подрабатывать. Этим же может объясняться различие в баллах по шкале "Адаптация" (Рис.2)

http://itmages.ru/image/view/2619238/7e839883

Рис.2 Результаты по шкале "Адаптация" методики "Социально-психологическая адаптация" К. Роджерса и Р. Даймонд

При проведении корреляционного анализа по Ч.Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между такими шкалами, как "интернальность" у методики Дж. Роттера "Локус контроля" и шкалой "адаптация" методики К. Роджерса и Р. Даймонд (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, что способность к адаптации у юноши или девушки в период ранней юности напрямую зависит от внутреннего локуса контроля (интернальности), причем при большей адаптированности внутренний контроль усиливается.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных успешно адаптированы образовательной среде, но в эмоциональном плане не всегда чувствуют себя комфортно, находясь в подавленном состоянии и испытывая чувство беспокойства. Связь между локусом контроля и социальной адаптацией действительно существует. Результаты исследования показывают, что чем выше у школьника уровень внутрненнего контроля, тем более он адаптирован к социальной среде. Это может быть связано с тем, что психологически он уже готов принимать на себя ответственность за свои поступки и действия. 
Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (уже не ребёнок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение, стремлением выстраивать свое поведение на основе выработанных или усвоенных критериев – все это может вызывать эмоциональный дискомфорт у школьников. 
Таким образом, полученные результаты, позволят преподавателю и психологу, работающим с этими классами, разработать ряд мероприятий, способствующих созданию успешного эмоционального настроя в коллективе и более успешной социально-психологической адаптации школьников в зависимости от их типа локуса контроля.

 

Библиографический список:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. Пособие / Г.М.Андереева.-М.:Аспект Пресс, 2004. 2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал – 1984 –Т. 5 3. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120. 4. Шахматова О.Н. Практикум по социальной психологии: учебное пособие для вузов / О. Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. С. 49-53




Рецензии:

17.05.2015, 1:36 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Автор пробует решить важную и актуальную проблему.Однако статья должна быть приведена в соответствие с квалификационными требованиями, Особенно следует обратить внимание на соотнесенность задач и выводов. Рекомендуется к публикации после доработки

18.05.2015 22:22 Ответ на рецензию автора Белова Ирина Александровна:
Изменения внесла! Спасибо за рецензию!

1.06.2015, 9:05 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: После исправления рекомендуется к публикации.
01.06.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Белова Ирина Александровна:
Я исправила!спасибо за рецензию!

5.06.2015, 20:58 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью студентки РГППУ Беловой Ирины Александровны «Взаимосвязь внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности» Статья посвящена актуальной теме – исследованию внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности и выявлению их взаимосвязи. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Белова И.А. провела анализ теоретических источников по вопросу взаимосвязи внутреннего самоконтроля и особенностей социализации личности школьника в период ранней юности. Данная проблема недостаточно изучена в психолого-педагогической науке и требует, как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов. Цель, поставленная автором статьи, достигнута, задачи решены. Автор продемонстрировала достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом и практическом уровне. Ирина Александровна отразила взаимосвязь результатов с методологическими основами исследования. Для наглядности полученные результаты исследования следовало бы представить в виде таблиц, схем и т.п. Данное обстоятельство не снижает ценности представленной статьи. Статья быть рекомендована к публикации при условии устранения недочетов: 1. Непонятно что есть «тестовые нормы» и как с ними соотносить результаты исследования. 2. Выводы не соответствуют теме заявленной статьи. 3. В тексте автор использует термины психологическая адаптация, социализация и социальная адаптация как синонимы, что с научной точки зрения не допустимо, т.к. «социализация» - более широкое понятие. Статья выиграла бы, если автор показал результаты исследования с учетом гендерного аспекта. канд.психол.н., ст. преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кольцова
07.06.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Белова Ирина Александровна:
Исправления внесла! Спасибо за замечания и рецению!



Комментарии пользователей:

8.05.2015, 3:44 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Автор в своих выводах пишет о сравнении с "нормой", но в представленных рисунках это сравнение отсутствует (что есть "норома" в данном случае, неясно). Неясно также и то, почему на рисунках представлены среднеарифметические значения, а не модальные (Мо), если в качестве наблюдений - конкретные люди. Оба рисунка требуют дополнения значениями/долями. Например, если опираться только на различие цвета секторов (явно недостаточной информации на рисунке), показатель "интернальность" принципиально различается на рисунках 1 (56,5) и 2 (?), что, несомненно, требует пояснений автора. Рис.1 просто "не работает" - тип диаграммы предполагает разделение секторов на доли, в сумме которые должны составить 100% (а что в таком случае сравнивает автор?). И остается только догадываться, где на диаграмме шкала «Эскапизм». Но самое непонятное - почему сравниваются абсолютные значения РАЗНЫХ шкал, а не относительные? В итоге - применена интересная методика, но результаты автора просто НЕ ВИДНЫ В ПРИНЦИПЕ, неясно самое главное - на основании каких эмпирических фактов автор делает свои выводы.


8.05.2015, 8:41 Белова Ирина Александровна
Отзыв: Хорошо, все будет доделано в ближайшее время!


8.05.2015, 23:20 Клинков Георгий Тодоров
Отзыв: Статья интересна, но к сожалению только в контекстуальном смысле? Нужно доработать ее в следущих пунктах: 1/Процесс социализации является конструктом социометрической науки..., а там довольно много тестовых методик. 2/Вы используете методику, у которой нет достаточной кореляционной силой. 3/Статистическая методология не дает нужную убедительность доводов по отношению выбранных "норм".В данном случае нужно использовать конструкт "показатель" или "критерий".Категория "норма"используется только тогда, когда диагностическая методика имеет критериальный характер.


Оставить комментарий


 
 

Вверх