магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет
магистрант
Шахматова О.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор РГППУ
УДК 1
Процесс адаптации психологи обычно трактуют как процесс приспособления к условиям социальной среды и социального окружения [3] . Состояние современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, и России в целом, обостряет проблемы социально-психологической адаптации личности. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и изменением системы традиционных ценностей, а с другой стороны, в периоды перемен и трансформаций общественной жизни нормы адаптации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют [1]. У любого человека не остается выбора: приспосабливаться к новым условиям среды и постоянно меняющемуся обществу или нет. Индивидуально-психологические особенности социально-психологической адаптации во многом обусловлены типологическими характеристиками личности, в частности мерой ответственности за происходящие события, т.е. локусом контроля или внутренним самоконтролем.
Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи социально - психологической адаптации и локуса контроля школьников в возрасте от 15 до 17 лет.
Задачи:
1) Осуществить теоретический анализ работ по психологическим проблемам социально - психологической адаптации и локуса контроля.
2) Продиагностировать уровень социально - психологической адаптации, тип локуса контроля.
3) Сопоставить полученные результаты с имеющимися тестовыми нормами.
4) Провести корреляционный анализ.
5) Сделать выводы по результатам обследования.
Методологической основой исследования социально - психологической адаптации являются теоретические и методологические положения, авторы которых: К. А. Абульханова- Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и т.д
Методологической основой исследования локуса контроля являются такие основные теоретические и методологические положения, авторами которых являются: Дж. Роттер, А. Бандура, Л. Хьелл и Д. Зиглер, Д. Майерс, Р. Лао, Д. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун, Фарес, В. Н. Дружинин.
Для изучения внутреннего самоконтроля и особенностей социально - психологической адаптации личности в период ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие обучающиеся 9 и 10 классов МБОУ СОШ №77. В исследовании приняли участие 60 человек, в возрасте от 15 до 17 лет, из них 28 юношей и 32 девушки. Для изучения были использованы методики: «Определение локуса контроля» (Дж.Роттера) [2], «Социально-психологическй адаптации» (К.Роджерса, Р. Даймонд) [4].
Обследование школьников показало, что показатель социально-психологической адаптации находится в пределах нормы (норма: 66-136 баллов) (хср=65,5, Мо=82, Ме=68). Это говорит о том, что в целом участники исследования адаптированы к условиям социальной среды, а именно образовательной среды школы. Также это может говорить о том, что большинство опрошенных школьников успешно социализированы в обществе.
По шкале «Принятие других» средние значения также высоки (норма: 22-52 балла) (хср=50,15, Мо=49, Ме=49). Это значит, что в целом группа опрошенных школьников способна воспринимать других людей такими, какие они есть, давать им право высказаться и не осуждать их за это, тем самым проявляя уважение к их мнению, даже если оно не сходится с их. Этот показатель отражает сформированную социальную толерантность обучающихся.
По шкале «Самопринятие» среднее значение равно 38,3 (норма: 22-42 балла) (хср=38,3, Мо=28, Ме=34). Это говорит о том, что не всем свойственно принимать себя именно такими, какие они есть, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Такие индивиды обычно хорошо и глубоко знают все свои особенности, именно поэтому в некоторых случаях они не могут принять себя.
По шкале «Эмоциональная комфортность» среднее значение равно 41,1 (норма: 14-28 баллов) (хср=41,1, Мо=39, Ме=39). Это свидетельствует о том, что не все опрошенные школьники испытывают эмоциональный комфорт, а именно не все участники переживаю состояние спокойствия, уверенности в себе, оптимистичности, а главное открытости в общении. В то же время среди опрошенных школьников есть и те, которым эмоциональный комфорт вообще не присущ. Это говорит о том, что, скорее всего, школьники с низкими результатами по данной шкале испытывают эмоциональный дискомфорт, а это значит, что они находятся в таком состоянии, которое характеризуется как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность – это тревога, беспокойство, страх, аффективная напряженность, неуверенность в себе, подавленность, мрачные предчувствия.
По шкале «Стремление к доминированию» среднее значение равно 39,1 (хср=39,1, Мо=32, Ме=35,5) (норма: 12-24 балла). Это говорит о том, что некоторые из опрошенных школьников стремятся к доминированию в межличностных отношениях.
По шкале «Эскапизм» среднее значение равно 14,2 (хср=14,2, Мо=15, Ме=15) и это самые низкие показатели. Если сравнить данные результаты с нормой (норма: 10-20 баллов), то можно сказать о том, что некоторым опрошенным школьникам свойственен уход от проблем, такие люди живут мечтами и иллюзиями.
С помощью методики Дж. Роттера можно отследить вид локуса контроля – интернальный или экстернальный. У большинства опрошенных результаты находятся в середине, а значит, можно в целом сказать о том, что у них нет явно выраженной экстернальности (хср=11,5, Мо=11, Ме=11). и интернальности (хср=11,3, Мо=12, Ме=11). В некоторых значимых ситуациях школьники принимают ответственность на себя , считают себя способными самостоятельно планировать свое поведение и отвечать за его последствия, но в некоторых ситуациях винят в своих неудачах волю случая или других людей. Результаты по шкале «Интернальность» по методике К. Рожерса и Р. Даймонд в целом подтверждают описание выше.
Если сравнить результаты исследования по гендерному аспекту, то можно увидеть, что результаты девушек и юношей по шкалам "интернальность" и "адаптация" значительно отличаются.
У юношей более выражен внутренний самоконтроль (Рис.1).
http://itmages.ru/image/view/2619244/76a02a74
Рис.1 Результаты по шкале "Интернальность" методики "Локус контроля" Дж. Роттера
Это может объясняться тем, что в период ранней юности мальчики чаще всего уже начинают себя пробовать в профессиональной сфере, устраиваясь подрабатывать. Этим же может объясняться различие в баллах по шкале "Адаптация" (Рис.2)
http://itmages.ru/image/view/2619238/7e839883
Рис.2 Результаты по шкале "Адаптация" методики "Социально-психологическая адаптация" К. Роджерса и Р. Даймонд
При проведении корреляционного анализа по Ч.Спирмену была установлена прямая взаимосвязь между такими шкалами, как "интернальность" у методики Дж. Роттера "Локус контроля" и шкалой "адаптация" методики К. Роджерса и Р. Даймонд (r=0,367). Корреляция значима на уровне 0.01 и является двухсторонней. Следовательно, можно говорить о том, что способность к адаптации у юноши или девушки в период ранней юности напрямую зависит от внутреннего локуса контроля (интернальности), причем при большей адаптированности внутренний контроль усиливается.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных успешно адаптированы образовательной среде, но в эмоциональном плане не всегда чувствуют себя комфортно, находясь в подавленном состоянии и испытывая чувство беспокойства. Связь между локусом контроля и социальной адаптацией действительно существует. Результаты исследования показывают, что чем выше у школьника уровень внутрненнего контроля, тем более он адаптирован к социальной среде. Это может быть связано с тем, что психологически он уже готов принимать на себя ответственность за свои поступки и действия.
Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (уже не ребёнок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение, стремлением выстраивать свое поведение на основе выработанных или усвоенных критериев – все это может вызывать эмоциональный дискомфорт у школьников.
Таким образом, полученные результаты, позволят преподавателю и психологу, работающим с этими классами, разработать ряд мероприятий, способствующих созданию успешного эмоционального настроя в коллективе и более успешной социально-психологической адаптации школьников в зависимости от их типа локуса контроля.
Рецензии:
17.05.2015, 1:36 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Автор пробует решить важную и актуальную проблему.Однако статья должна быть приведена в соответствие с квалификационными требованиями, Особенно следует обратить внимание на соотнесенность задач и выводов. Рекомендуется к публикации после доработки
8.05.2015, 3:44 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Автор в своих выводах пишет о сравнении с "нормой", но в представленных рисунках это сравнение отсутствует (что есть "норома" в данном случае, неясно). Неясно также и то, почему на рисунках представлены среднеарифметические значения, а не модальные (Мо), если в качестве наблюдений - конкретные люди. Оба рисунка требуют дополнения значениями/долями. Например, если опираться только на различие цвета секторов (явно недостаточной информации на рисунке), показатель "интернальность" принципиально различается на рисунках 1 (56,5) и 2 (?), что, несомненно, требует пояснений автора. Рис.1 просто "не работает" - тип диаграммы предполагает разделение секторов на доли, в сумме которые должны составить 100% (а что в таком случае сравнивает автор?). И остается только догадываться, где на диаграмме шкала «Эскапизм». Но самое непонятное - почему сравниваются абсолютные значения РАЗНЫХ шкал, а не относительные? В итоге - применена интересная методика, но результаты автора просто НЕ ВИДНЫ В ПРИНЦИПЕ, неясно самое главное - на основании каких эмпирических фактов автор делает свои выводы. |
8.05.2015, 8:41 Белова Ирина Александровна Отзыв: Хорошо, все будет доделано в ближайшее время! |
8.05.2015, 23:20 Клинков Георгий Тодоров Отзыв: Статья интересна, но к сожалению только в контекстуальном смысле? Нужно доработать ее в следущих пунктах: 1/Процесс социализации является конструктом социометрической науки..., а там довольно много тестовых методик. 2/Вы используете методику, у которой нет достаточной кореляционной силой. 3/Статистическая методология не дает нужную убедительность доводов по отношению выбранных "норм".В данном случае нужно использовать конструкт "показатель" или "критерий".Категория "норма"используется только тогда, когда диагностическая методика имеет критериальный характер. |