Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг
Размещена 14.05.2015. Последняя правка: 13.05.2015.
Просмотров - 3063

Оценка рыночного потенциала предприятия

Кривченок Константин Маркович

Магистрант

Санкт-Петербургский Государственный Университет Петра Великого

Международная Высшая Школа Управления

Научный руководитель: Гращенко Надежда Юрьевна, доцент, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет, Международная Высшая Школа Управления.


Аннотация:
Изучая рыночный потенциал предприятий в условиях рыночной экономики, рассмотрены основные методы оценки и его планирования. Дано определение показателя УИРП, а также метода SWOT-анализа. Изучены важные компоненты рыночного потенциала, в качестве элемента, входящие в стратегическое планирование. Проанализированы российские предприятия и способ планирования на них.


Abstract:
By studying the market potential of companies in a market economy , the basic methods of assessment and planning . The definition of the indicator UIRP , as well as the method of the SWOT-analysis . We learn important components of market potential , as part of entering into strategic planning. Russian companies are analyzed , and a method of scheduling them .


Ключевые слова:
рыночный потенциал; оценка предприятия

Keywords:
market potential


УДК 338.27

В условиях рыночной экономики любой хозяйствующий субъект должен обладать потенциалом, который позволит оставаться ему на плаву. Для определения потенциала предприятия на рынке используют оценку и планирование экономической деятельности предприятия. Оценка рыночного потенциала предприятия – постоянно осуществляемая функция, позволяющая контролировать как спад, так и рост экономической деятельности.

Под рыночным потенциалом предприятия понимается возможность управлять ресурсами предприятия на различных стадиях производства и развития для эффективного взаимодействия с рыночной конъюнктурой.

Каждое предприятие обладает рыночным потенциалом, однако далеко не каждое использует этот потенциал в полной мощности.  Для того чтобы определить уровень использования ресурсов предприятия в конкретный период времени необходимо провести стратегическое планирование деятельности субъекта. Показатель УИРП (уровень использования рыночного потенциала) использует в хоте стратегического планирования потенциала предприятия в рыночной конъюнктуре. Данный показатель может принимать значения в диапазоне от 0% до 100%. В основе планирования с использованием показателя УИРП выделяют две стратегии:

  • подход снизу;
  • подход сверху.

Использование стратегии «подход снизу» предполагает  разработку такой стратегии, увеличение использования отдельных показателей рыночного потенциала которых приведет к росту этого потенциала. Эта стратегия рассматривается как результат стратегий повышения потенциала составляющих предприятия. В ходе данного подхода необходимо оценить текущее значение рыночного потенциала, путем анализа данных, позволяющих определить конкретно за счет чего можно его увеличить, а также построив стратегию для улучшения составляющих. Данный подход носит ограниченный характер,  силу того, что не подразумевает влияния на изменение показателя УИРП на деятельность всего предприятия, а также не предусматривает наличие взаимозависимых стратегий повышения УИРП и корпоративной стратегии в целом.

В ход использования стратегии «подход сверху» предполагают, кардинальное изменение стратегии предприятия в целом, в результате которого происходит рост рыночного потенциала субъекта. Данный рост обусловлен тем, что предприятие само выбирает стратегию, которая приведет к росту его потенциала.

К основным составляющим рыночного потенциала как элемента стратегического планирования относятся:

  • блок ресурсов;
  • блок системы управления и стратегического планирования предприятия;
  • блок маркетинга.

Данные составляющие являются главными стратегическими показателями предприятия, которые дают возможность в достижении поставленных им целей.

На российском рынке национальные предприятия осуществляют планирование рыночного потенциала по основным направлениям:

  • разработка конкурентных преимуществ товара или услуги;
  • внедрение прогрессивной технологии производства;
  • совершенствование организации производства (инновация);
  • автоматизация производственных процессов (конвейер, техническое оборудование);
  • создание и организация новых хозяйственных подразделений предприятия;
  • снижение расходов на приобретение и преобразование ресурсов;
  • совершенствование управления предприятием (менеджмент предприятия);
  • повышение профессионализма и компетенции персонала;
  • рост производственных мощностей предприятия;
  • оптимизация и реконструкция места работы.

Из вышеприведенных направлений необходимо отметить, что данные стратегии могут быть включены в тематические планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производительных работ предприятия. Определение планов обычно составляются на пятилетний период с учетом предстоящих внутренних и внешних изменений производственных систем на предприятие.

Для того, чтобы предприятие определила стратегию своей деятельности необходимо оценить пространство, в котором оно будет существовать, а также основную сферу своей деятельности. Положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности фирмы, система управления, профессионализм и компетентность кадров, инновационная деятельность предприятия – все это является ключевыми философскими ориентирами деятельности экономического субъекта, которые позволят произвести оценку стратегических альтернатив и его целей.

Для анализа внешней и внутренней среды (микро- и макроуровень) используется SWOT-анализ – выявление сильных и слабых сторон фирмы. При данном анализе, происходит сканирование и выявление тех специфических факторов, которые непосредственно влияют на деятельность субъекта экономики.

На основе данного анализа формируется УИРП, как наиболее перспективное направление для дальнейшей деятельности предприятия. Данный анализ позволяет отсеять самые неподходящие варианты развития и деятельности предприятия. В конечном итоге формируются две – три ключевые стратегии.

Для  каждого из вариантов строится прогнозное значение УИРП, которое можно осуществить путем метода экспертных оценок, это позволит выбрать предпочтительную для фирмы стратегию развития в данных условиях и на данный период времени.

Проведение планирования на основе оценки УИРП – уникальная возможность для построения стратегии хозяйствующего субъекта экономики, что позволяет улучшить внутренние и внешние показатели работы предприятия. Подобного рода анализ позволяет изучить его деятельность с точки зрения эффективного использования ресурсов. Метод позволяет оценить каждую сферу внутренней деятельности предприятия, что в дальнейшем позволит четко определить развитие субъекта и оценить эффективность во взаимодействии с рынком.

Библиографический список:

1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. ̶ М.: Финансы и статистика, 2012. ̶ 560с.
2. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. ̶ М.: Экономика, 2013. ̶ 340с.
3. Рыночный потенциал предприятия [Электронный ресурс] / edu.jobsmarket.ru. URL: http://edu.jobsmarket.ru/glossary/management/1664/ (дата обращения 08.05.2015).
4. Уткина Э.А. Стратегическое планирование. ̶ М.: ТАНДЕМ, 2013. ̶ 450с.
5. Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Гиляровской Л.Т. ̶ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. ̶ 527с.




Рецензии:

15.05.2015, 16:47 Короткова Татьяна Леонидовна
Рецензия: Название статьи многообещающее. Но, к сожалению, очень сырая и по содержанию и по стилю и грамматике. Основное замечание: рыночный потенциал - это возможный объем реализации товара фирмы на конкретном рынке за конкретный период и по стабильным ценам. А всё что автор подразумевает под рыночным потенциалом - это пути его реализации. Статья требует серьёзной доработки.

20.05.2015 0:00 Ответ на рецензию автора Кривченок Константин Маркович:
Татьяна Леонидовна!Спасибо большое за рецензию!Но эта статья больше основана на теоритическое понимае данной темы, в следствии этого не так сильно углублялся.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх