Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 14.05.2015. Последняя правка: 13.05.2015.
Просмотров - 9965

Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии

Федоренко Наталья Викторовна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Онищук Александр Васильевич, Учреждение образования Полесский государственный университет, старший преподаватель, кафедра менеджмента и маркетинга


Аннотация:
В данной статье рассматривается сложившаяся в современных условиях проблема управления дебиторской задолженностью в Республике Беларусь, которая в свою очередь приводит к дефициту денежных средств у хозяйствующих субъектов, тем самым увеличивая потребность в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия и экономики Республики Беларусь в целом. Автором выделяются основные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, а так же возможные пути решения данной проблемы. Результаты исследования могут быть использованы на практике и лечь в основу управленческой политики хозяйствующих субъектов.


Abstract:
This article discusses the current conditions prevailing in the problem of receivables management in the Republic of Belarus, which in turn leads to a shortage of funds from economic entities, thereby increasing the need for current assets to finance current operations, the deteriorating financial condition of the enterprise and the economy of the Republic of Belarus whole. The author points out the main causes of overdue accounts receivable, as well as possible solutions to this problem. The results can be used in practice and form the basis for management policies of economic entities.


Ключевые слова:
дебиторская задолженность; просроченная дебиторская задолженность; управление дебиторской задолженностью.

Keywords:
accounts receivable; overdue receivables; accounts receivable management.


УДК 658.8

В современной экономической обстановке проблема управления дебиторской задолженностью для большинства предприятий, функционирующих на территории Республики Беларусь, по-прежнему остаётся актуальной. 

Целью исследования является поиск путей недопущения возникновения просроченной дебиторской задолженности, а также рациональных путей решения проблем с уже образовавшейся просроченной дебиторской задолженностью. 

Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние дебиторской задолженности на современном этапе развития Республики Беларусь;
2. Выявить основные причины возникновения дебиорской задолженности у хозяйствующих субъектов;
3. Разработать комплекс профилактических мероприятий по предотвращению возникновения дебиторской задолженности, выделить основные сильные и слабые стороны данных способов;
4. Рассмотреть основные методы управления уже существующей просроченной дебиторской задолженности;

На 1 января 2015 г дебиторская задолженность составила 218,7 трлн. рублей, в том числе просроченная – 40,5 трлн. рублей, или 18,5% от общего объема дебиторской задолженности [1].

В сравнении с аналогичным периодом 2014 года, сумма дебиторской задолженности увеличилась на 12 %. Просроченная дебиторская задолженность «растёт» ещё быстрее. Увеличение по сравнению с 2014 г. на 39%.  Эти данные неоспоримо свидетельствуют об актуальности проблемы и необходимости поиска преодоления сложившейся ситуации, поскольку несвоевременная оплата обязательств дебиторами, приводит к дефициту денежных средств, тем самым  увеличивая потребность  в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия и экономики Республики Беларусь в целом.

Управление дебиторской задолженностью – это комплекс мероприятий, основной целью которого является увеличение прибыли за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, оптимизации ее размера, своевременной инкассации и последующего взыскания.

Основные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности можно подразделить на:

1) Главные:

- некачественная работа экономистов отдела сбыта: нет чёткой системы организации работы с дебиторами (работа ведётся по мере возникновения просроченной дебиторской задолженности; отсутствие планирования дебиторской задолженности; боязнь потерять клиентов);

- недисциплинированность клиентов.

2) Факультативные:

- неплатежеспособность клиентов.

- отсутствие спроса [3].

Исходя из причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на управление дебиторской задолженностью, снижение риска возникновения и способы  взыскания дебиторской задолженности.

Комплекс мероприятий по управлению дебиторской задолженностью  состоит из двух основных частей:

  •  Профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности;
  •  Управление уже существующей дебиторской задолженностью [2].

Профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности

Руководителю или финансовому менеджеру необходимо побудить покупателя вовремя произвести платёж, а также застраховать себя от возможного риска появления дебиторской задолженности. Справиться с поставленными задачами можно с использованием следующих методов:

1. Ограничения по оплате

Новому клиенту первая отгрузка производится только по 100%-ной предоплате. Следующая отгрузка осуществляется при 50%-ной предоплате и отсрочке платежа, равной 5 банковским дням. При третьей и последующих - отсрочка платежа может быть увеличена до 10 банковских дней. Условия по отсрочке платежа действительны при закупке клиентом продукции не реже чем один раз в месяц.

Преимущества: организация сразу же отсекает большую часть неплатежеспособных клиентов, которые переходят от одного поставщика к другому, набирая продукцию в долг.

Недостатки: в условиях жесткой конкуренции компании, которые несмотря на существующие риски предложат клиентам более интересные условия, получат дополнительное преимущество.

2. Ограничения по объему отгрузки с отсрочкой платежа

Новому клиенту первая отгрузка производится в объеме, не превышающем х шт. Вторая отгрузка осуществляется в объеме, не превышающем х шт. В случае своевременной оплаты, не превышающей оговоренных сроков по отсрочке платежа, последующие отгрузки производятся клиенту в необходимом объеме. Если клиенту во время первой/второй закупки необходима партия продукции, превышающая норму, отпуск товара производится только при 100%-ной предоплате.

Преимущества: в случае неплатежеспособности клиента убытки компании окажутся меньшими, чем они могли быть при больших объемах закупок.

Недостатки:  всегда найдется компания, которая готова предложить необходимый объем при сохранении отсрочки платежа.

3. Стимулирование покупателей к досрочной/своевременной оплате счетов

Для осуществления этого способа в компании вводят определенные правила. Например:

  • при100%-ной предоплате клиент получает скидку в размере 10%;
  • при  досрочной оплате клиенту предоставляется скидка в размере 5% (например, по условиям договора отсрочка платежа составляет 50 банковских дней, а клиент произвел оплату в течение 25 банковских дней);
  •  своевременной оплате предоставляется скидка 3%.

Преимущества: такие поощрения стимулируют клиентов к досрочной либо своевременной оплате, обеспечивая бесперебойное поступление денег на счета компании.

Недостатки:  организация получит меньшую прибыль из-за скидок.

4. Разработка системы альтернативного погашения дебиторской задолженности.

  •  Бартер.  Выгодно использовать, если должник может предоставить продукт или услугу, необходимую компании.
  •  Перевод долга. Например, ООО «Чайка» является должником организации «Кошка», а фирма «Озеро» — дебитором «Чайка». Договор перевода долга позволит предприятию «Чайка» перевести задолженность перед организацией «Кошка» на фирму «Озеро». В результате «Озеро» уплатит установленную в договоре сумму организации «Кошка» и одновременно освободится от задолженности перед «Чайкой»;
  •  Залог. С помощью залога продавец страхует возможный риск возникновения просроченной дебиторской задолженности. В случае, если дата оплаты уже наступила, а денежные средства не перечислены, продавец может потребовать от покупателя залог.

Преимущества: организация  получает дополнительные возможности по погашению долга.

Недостатки: дополнительная нагрузка на персонал. Кроме того, если дебитор видит, что кредитор готов принимать альтернативный способ оплаты, то даже в случае, если у него будут деньги, он все равно постарается рассчитаться с вами по выгодной для него схеме.

Поскольку национальная экономика Республики Беларусь в настоящий момент пребывает в состоянии низкого роста ВВП, то не все вышепредложенные профилактические меры по предотвращению возникновения дебиторской задолженности можно осуществить на практике.

Наиболее подходящими способами, которые можно применить в сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь является альтернативные методы погашения дебиторской задолженностью. Конечно, при их реализации у продавцов возникнут дополнительные трудности, поскольку не всегда продавец нуждается в продукции покупателя, на продавца выложится дополнительная работа в области реализации залогового имущества, а так же поиска предприятия, которое одновременно является и должником и дебитором соответственно покупателя и продавца. Но всё-таки методы достаточно хороши, поскольку не только «затормозят» рост просроченной дебиторской задолженности, но и  смогут стать источником её погашение.

Управление уже существующей дебиторской задолженностью

На предприятии применяются следующие правовые способы управления дебиторской задолженностью:

  • телефонные переговоры с дебиторами и напоминание о необходимости погашения задолженности;
  • рассылка претензий дебитору;
  • временное прекращение обслуживания клиентов;
  • взыскание задолженности в судебном порядке.

Для успешного управления просроченной дебиторской задолженностью необходимо регламентировать процесс внутренними документами и создать для сотрудников компании условия, позволяющие следовать данному регламенту. В организации должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.

К положительному эффекту от внедрения единой системы управления дебиторской задолженностью относятся следующие показатели:

● отсутствие материальной заинтересованности сотрудников отдела сбыта от дебиторов;

● мотивация сотрудников отдела сбыта только на выполнение плана по продажам;

● централизация решения задачи управления дебиторской задолженностью;

● регламентация экономической связи между заключением договора и его ненадлежащим исполнением;

● исключение возможности повторного заключения договора с контрагентом при наличии дебиторской задолженности, взыскиваемой в порядке претензионной или исковой работы.

Главное в управлении дебиторской задолженностью – создание четких правил, которых организация будет строго придерживаться. Важно, чтобы эти правила были понятны не только менеджерам компании, но и ее покупателями. От рациональной организации и контроля за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью на предприятии, позволят ему избежать убытков, связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями.

Библиографический список:

1. Сайт «Национальный статистический комитет Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/finansy/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_17/debitorskaya-zadolzhennost-organizatsii/ – Дата доступа: 01.05.2014
2. Н. Вахрушина, Управление дебиторсокй задолженностью", журнал «Финансовый директор» 2012, № 2, , с.12-14
3. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 335 с.




Рецензии:

14.05.2015, 10:19 Зень Сергей Николаевич
Рецензия: Рецензия на работу студента УО «Полесский государственный университет» Федоренко Натальи Викторовны «Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии» Работа, подготовленная студентом УО «Полесский государственный университет» Федоренко Натальи Викторовны «Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии» под научным руководством старшего преподавателя кафедры менеджмента и маркетинга УО «Полесский государственный университет» Онищук Александра Васильевича, действительно очень актуальна в настоящее время. Проблема дебиторской задолженности в организации существенно отражается на всей системе внутриорганизационной деятельности, финансовой политике предприятия и стабильности работы с контрагентами. Автор делает попытку осмысления, прежде всего, финансово-экономической и организационной составляющей проблемы дебиторской задолженности, предлагает меры по ее профилактике и разрешению. На наш взгляд, работа заслуживает внимания, в целом отражает реальное состояние дел в организациях Республики Беларусь, имеет практическое значение для организаций, имеющих на своем бухгалтерском балансе дебиторскую задолженность, в современных социально-экономических условиях. Однако есть определенные недостатки в работе. Основные замечания по работе: • Проверка текста на уникальность показывает практически 100% совпадение с уже опубликованными текстами. • В работе встречаются стилистические погрешности, выраженные в несогласованности смысловых частей работы между собой или «вынесение за скобки» переходных фраз, позволяющих проследить суть повествования автора, а также грамматические/технические ошибки. Рекомендую к публикации работа, подготовленную студентом УО «Полесский государственный университет» Федоренко Натальей Викторовны «Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии» с условием доработки вышеуказанных недостатков. Профессор кафедры ГУО «ИПС РБ», кандидат социологических наук, доцент, юрисконсульт РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Зень С.Н.

14.05.2015, 20:39 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Аннотация слишком широкая, четче сформулировать. Не очень много авторских мыслей по проблеме. На доработку.

15.05.2015, 15:05 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, но ее необходимо обосновать. Отсутствует анализ последних публикаций по теме статьи. Основные положения статьи целесообразно подкрепить цифровыми данными. Раскрытие проблем управления дебиторской задолженностью невозможно без использования статистических данных. Статья нуждается в доработке.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх