Игму
Студент
Одинец Александр Дмитриевич, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры фармакологии, Иркутский государственный медицинский университет
УДК 37.015.3
Жизнь — не те дни, что прошли, а те, что запомнились
Петр Андреевич Павленко
Современный человек, находящийся в информационном океане, вынужден находить разнообразные способы запоминания, вычленяя нужное из бесконечного потока, окружающего его со всех сторон.
Специфика обучения в медицинском университете, не только возлагает на плечи студентов большую ответственность, но и требует огромных резервов памяти, так как объем информации, получаемой ежедневно требует сохранения и активного ее использования. Врачи и студенты медики создают отдельную группу людей, для которых память и запоминания являются важнейшей частью профессиональной сферы.
С первого курса медицинского университета студент не только вступает во взрослую жизнь, но и погружается в океан новой терминологии, включающей в себя названия синдромов и симптомов, лекарственных препаратов и лечебных методик, анатомических и физиологических определений и других понятий. Все это сопровождается изучением латинского языка, который необходим студентам и будущим специалистам.
В системе высшего образования существуют различные стандартные способы акцентирования внимания на особо важных моментах. Это развитие мелкой моторики, улучшающей мыслительную деятельность, синхронизирующей работу полушарий и способствующей улучшению запоминания[3]. Доказал высокую эффективность и графический метод, так как прочитанное усваивается гораздо лучше, если построить таблицу, графическую схему, кроссворд, сканворд или сделать чертеж. И давно известно, что чем чаще повторять информацию, тем меньше вероятность ее забыть. Материал можно повторять в любом виде, что особенно актуально для студентов: знакомство с информацией на лекции, подготовка домашнего задания, занятие в классе, межкафедральные связи, лабораторные работы, разбор клинических случаев, подготовка и защита реферата и закрепление изученного во время проверочной работы.
Особенность третьего курса нашего университета - это появление в учебной программе сложных дисциплин, в том числе фармакологии, где изучается много наименований лекарственных препаратов, запоминание которых всегда вызывали затруднения среди студентов медицинского вуза, так как, к сожалению, одно и то же лекарство может иметь несколько наименований.[1]
В связи с актуальностью этой проблемы, нами было принято решение расширить существующие методики обучения нестандартными, возможно, игровыми способами акцентуации внимания студентов, в которые могут входить сюжетно-ролевые уроки, кроссворды, тесты, карточки-задания, уроки- соревнования, спектакли и др.
Научно доказано, что решение кроссвордов является одним из самых действенных способов тренировки памяти, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Есть целое направление, которое включает в себя разгадывание кроссвордов, которое называется нейробика, эти занятия способны улучшить работу мозга. [2] Также ученые считают, что разгадывание кроссвордов замедляет возрастную дегенерацию мозга.
И в целях достижения улучшения запоминания фармакологических терминов и препаратов, нами была разработана оригинальная методика, ключевую роль в которой играет решение кроссвордов на соответствующие темы, состоящая из анкетирования мини кроссвордов-тестов, некоторого времени на прорешивание больших кроссвордов на официальном сайте университета(проводя мониторинг посещений на сайте), контрольного анкетирования мини кроссвордами и опрос анкетированных студентов.
В нашем исследовании были использованы кроссворды по всем темам курса фармакологии (а их целых 27!), составленных студентами кружка кафедры, которые выбрали метод сочинения более информативных, смешных и ярких формулировок заданий, например:
По каждой из 27 тем нами был составлен кроссворд, содержащий от 30 до 40 вопросов.
Для оценки эффективности данной методики запоминания основных терминов, на первом этапе нами было использовано анкетирование. Анкета представляла собой мини-кроссворд по темам прошлого семестра, состоящий из 5-6 заданий. Для анкетирования была выбрана группа студентов ( 30 человек) третьего курса, которые в течение ограниченного времени (4 минуты) решали мини-кроссворды. Затем результаты анкетирования обрабатывались.
Проведенный анализ результатов показал, что из 100% данных ответов (180), 56% были верными(101) и 54% неверными(97).
Затем этой группе студентов было предложено в течение двух недель прорешать кроссворды по фармакологи, составленные и выложенные нами на официальном сайте университета. При этом нами отслеживалась активность на сайте ИГМУ, и был выявлен пик активности в течение этого периода.
Через две недели нами был проведено аналогичное анкетирование по той же методике, но с другими вопросами, в этой же группе студентов. Анализ результатов теста показал, что из 100% данных ответов (180), 72,2% были верными(130) и 27,8% неверными(50).
Для оценки заинтересованности студентов, ориентировки использования данной методики в будущем и результатов ее эффективности, после исследования нами был проведен опрос анкетированных студентов, который выявил, что данная методика:
Таким образом, организация учебного процесса в сочетании с нестандартными методиками улучшения запоминания, в условиях дефицита свободного времени у студентов медицинского университета вместе с огромным количеством новых терминов, может быть рекомендована как основа перспективного улучшения когнитивной сферы студентов, улучшения качества образовательного процесса и формирования системного профессионального мышления.
Рецензии:
15.05.2015, 13:18 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Статья оригинальна и интересна. В качестве рекомендации хотелось бы увидеть так называемую вводную часть (она могла бы отражать современные подходы к использованию кроссвордов в педагогической теории и практике), а также, согласно требованиям данного научного журнала, в статье должны быть прописаны цель и задачи. Вызывает сомнение соответствие названия статьи её наполнению. С нашей точки зрения не вполне корректным является заявка в названии о "нестандартных методиках", в то время как в статье описана практика использования 1 методики в конкретно взятом ВУЗе. Также стоило бы поработать над манерой подачи информации: сейчас стиль "слишком" ненаучный. В существующем виде не могу рекомендовать статью к публикации, но в ближайшем времени надеюсь увидеть обновлённый вариант статьи. Удачи.