ГУУ
студент
Козырева Елизавета Дмитреевна, студент, ГУУ; Воронов Владимир Иванович, кандидат технических наук, профессор, кафедра логистики, ГУУ
УДК 65
Важным показателем, характеризующим инвестиционную привлекательность страны, является интенсивность, с которой проводятся внутренние капиталовложения, государственные в том числе. Если внешний инвестор видит, что в новые производства резиденты средства не вкладывают, основные фонды не обновляют, то и роста внешних инвестиций ожидать не следует. Именно поэтому обновление и финансирование развития транспорта в регионах страны является на сегодняшний день из наиболее актуальных задач [1-4].
Формирование логистической системы является закономерным процессом, который определяется срочностью, уровнем развития отраслей материального производства и требованиями качества доставки материальных ресурсов. Дальнейший рост системы при исчерпании резервов ее саморазвития происходит в процессе вступления во взаимодействие с иной системой, имеющей более высокий уровень провозной способности и организации. Формируются современные процессы в Российской Федерации на протяжении последних лет в контексте таких тенденций, как глобализация и регионализация, с использованием современных концепций управления предпринимательскими организациями [5-8].
Привлекательность для внешних инвесторов страны зависит в значительной степени от таких характеристик инвестиционного климата, как налоговая нагрузка, стабильность законодательства, защита прав собственности, развитость инфраструктуры, независимость судебных органов. Отношение в основной капитал инвестиций к ВВП в 2012 году в России составило менее 20% ВВП, что соответствует уровню инвестирования развитых стран.
До мирового кризиса в 2000-е годы экономика России росла динамично, за счет благоприятной конъюнктуры в том числе. В этом росте немалую роль сыграло ОАО «РЖД», обеспечивающее, зачастую в ущерб собственным интересам, бесперебойность экспортных перевозок. В общем объеме их доля возросла до 28,8% в 2012 году с 24,6% в 2003 году. В 2012 году грузооборот железнодорожного транспорта обеспечен за счет экспорта почти наполовину. Однако экономическая нынешняя модель развития эффективность практически утратила, и обеспечивать на высоком уровне темпы экономического роста не способна. [9]
Уже по такому ключевому показателю как погрузка наблюдаются негативные тенденции. Динамика внутреннего спроса на железнодорожные перевозки в последние годы от экспорта отстаёт, где превалируют сырьевые массовые грузы.
Основу внешней торговли составляет партнерство и с Европой, и с Азией. Важно в настоящее время интегрироваться как можно глубже в экономическую мировую систему, предлагая при этом не только сырьё, но также уникальные технологии и продукты. Здесь Россия имеет потенциал, и в транспортной сфере в том числе.
Стране нужен переход к экономической новой модели, которая будет ориентирована на другие факторы роста, на увеличение доли реального сектора, на повышение финансового суверенитета, на устранение в структуре внешней торговли и производства системных диспропорций, на опережающее развитие транспортной инфраструктуры. В России многие компании в последнее время ищут возможности усиления логистики путем ее передачи на аутсорсинг. Наиболее часто на аутсорсинг компании передают транспортную логистику, поскольку:
целесообразны содержание и покупка собственного транспортного парка даже не для крупных компаний, так как требуют капитальных значительных вложений;
рынок транспортных услуг является высоко конкурентным, поэтому может найти практически каждая компании поставщика, предложения которого ей будут подходить и по качеству, по цене и сервиса.
При этом складской бизнес требует тоже значительных инвестиций в инфраструктуру, однако на аутсорсинг передают функции складской логистики реже (20-30%), в отличие от транспортной (около 60%). [10]
С целью определения логистических операций, наиболее часто передаваемых на аутсорсинг, заказчиков разделим на две группы. К первым относятся отечественные организации, которые в каждой отрасли считают себя специалистами и для которых является «домашним» российский рынок. Вторые — оперирующие в РФ зарубежные фирмы в качестве подразделений головных предприятий или филиалов, которые чаще традиционно прибегают к услугам на аутсорсинге, концентрируясь на основной деятельности, дополнительными подразделениями, новыми отделами и ресурсами её не разбавляя.
Сегодня непросто завоевать доверие первой группы, несмотря даже на то, что некоторые компании России начинают понимать преимущества аутсорсинга. Сотрудничество чаще всего начинается с одного сервиса, отдаваемого партнеру с целью выполнения одной части логистической цепочки (задачи). Тут очень важно уже, сможет ли показать выгоду от своего участия логистический партнер. Заказчик в противном случае утвердится в своем убеждении, что дешевле и проще все делать своими силами и отказаться надолго от работы с подрядчиком.
Тем более вероятен такой риск, поскольку, боясь обжечься, российские компании выбирают наиболее дешёвого партнера (чтобы были меньше потенциальные потери), качество его работы, опыт и профессионализм не особо анализируя. Часто последнее решение остаётся за собственником компании, что характерно для компаний малого и среднего размера.
Таким образом, с самого начала завоевать доверие такой компании, не занижая цену, очень сложно. Но, справившись с этой задачей с этим клиентом можно работать плодотворно и долго.
Основными проблемами на пути развития логистических систем в России являются следующие:
На фоне этого можно выделить следующие барьеры, мешающие развитию логистического аутсорсинга:
качество сервиса и ограниченный набор услуг. Качественный сервис предлагают логистические операторы, однако, как правило, их услуги универсальны, им это позволяет сокращать риски и издержки. На рынке логистических специализированных операторов не так уж много;
традиционное предпочтение аутсорсингу внутреннего развития. Менеджеры производственных организаций считают, что инвестиции в инфраструктуру и развитие собственной логистики увеличивают капитализацию бизнеса. Это, однако, не всегда так, потому что развитие складской собственной логистики требует отвлечения финансовых значительных ресурсов, компания при этом несет самостоятельно все логистические риски нетипичные для основной ее деятельности;
низкий уровень доверия. На передачу на аутсорсинг каких-либо значимых функций производители не решаются в связи с предубеждением, что если хочешь хорошо что-то сделать, сделай это самостоятельно.
Рыночная активность и уровень конкуренции в будущем будут возрастать и более высокими станут запросы клиентов. Как следствие, придется предприятиям искать новые способы для снижения затрат. Владельцам компаний, осознавая большой вклад логистики в рост рентабельности бизнеса, придётся все чаще обращаться специалистам в сфере логистики. Свидетельствует это о наличии в России хороших перспектив логистики. Кроме того, в стране есть определённые предпосылки для успешного развития логистики: научно-теоретические и технологические.
Первая группа связана с подготовкой специалистов-логистов. Вторая имеет отношение к внедрению и развитию систем управления материальными потоками. Идет речь о появлении систем автоматизирования процессов и внутрипроизводственных систем.
Перспективы отечественного рынка логистического аутсорсинга сегодня видятся довольно неплохими, поскольку этот сегмент рынка еще не исчерпал резервы собственного роста: в России на логистический аутсорсинг сейчас приходится около 30% от совокупного объема транспортно-логистического рынка, при этом в США этот показатель составляет 64,4%, в Китае - 47,6%, а по Европе — в среднем 64,6%. [11]
Рецензии:
23.05.2015, 11:43 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: В представленном виде статья, к сожалению, не готова к публикации, несмотря на представленную спорную, но интересную в научном плане, концепцию мотивации внешнего инвестора.
Автору рекомендуется:
1) хотя бы с помощью технического редактора исправить все грамматические и стилистические ошибки (включая замену буквы "ё" на "е").
2) Провести самоанализ статьи на предмет строгого соответствия Темы, аннотации, содержания и выводов.
3) Поправить аннотацию (она должна быть кратким рефератом статьи, а не словарем).
4) С точки зрения одного из самых главных принципов научной работы автор представляет результаты, которые можно сравнивать с уже достигнутым (в случае автора, возможно, необходимо дополнить литературу хотя бы одним достоверным источником, упоминающим или предлагающим в качестве сравнения опыт советских технологий, по контексту аналогичных понятию "аутсорсинг" (например, в области машиностроения).
5) Исключить неподтверждаемые ссылками на научные источники утверждения директивного или спорного характера ("Стране нужен переход к экономической новой модели", "До мирового кризиса в 2000-е годы экономика России росла динамично" и т.п.).
6) И, главное, структурировать статью в стандартный формат научной (см.Авторам).