Полесский государственный университет
студент
Масловская Ольга Сергеевна, студент, УО Полесский государственный университет. Научный руководитель - Малевский Эдуард Збигневич, УО Полесский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
УДК 33.336
Необходимым условием рыночной экономики является существование и взаимодействие множества рынков, одним из которых является обширнейший рынок услуг.
Развитие рыночных отношений вызывает необходимость создания соответствующей инфраструктуры, в частности, такого существенного элемента ее как функционирование аудиторских фирм. В связи с этим потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) необходимость специальных знаний для проверки информации;
3) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку и квалификацию.
Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность информации. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной имеет важное значение. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Современные аудиторско-консультационные фирмы оказывают своим клиентам до 50 видов услуг, но преобладает аудит. В международной практике аудит обеспечивает примерно 38-45% дохода крупнейших аудиторско-консультационных фирм.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Законодательство и нормативно-методическое обеспечение аудиторской деятельности
По мере того, как развивался экономический рынок в Республике Беларусь, в последнее время все большое значение приобрела новая для финансового контроля форма – аудит. Аудит представляет собой проверку (контроль) за состоянием бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия. На территории Республики Беларусь аудит осуществляется аудиторскими организациями. В Республике Беларусь аудиторская деятельность осуществляется на основании Закона РБ от 12 июля 2013 г. №56-3 «Об аудиторской деятельности»[2], который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, а также регулирует отношения, возникающие в процессе аудита, Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности», определяющего порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, а также перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг[2].
Еще одним существенным вопросом, который затрагивает редакция закона об аудите, является аудит бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО.
Новой редакцией Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" определено, что бухгалтерскую отчетность по стандартам МСФО с 2016 года будут обязаны делать все общественно значимые организации (за исключением банков). Данные же организации будут вынуждены делать и ее обязательный аудит.
В последние годы аудиторская деятельность осуществлялась в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) [11], от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315-ФЗ) [2] и иными нормативно-правовыми актами, которые сформировали современные архитектуру и модель управления, базирующиеся на сочетании государственного и профессионального регулирования. Принятие Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ (далее – Закон № 403-ФЗ)[11] отражает новые видение и подход государства к регулированию деятельности аудиторского сообщества.
Правовые основы аудиторской деятельности в Украине определяют следующие законы:
В настоящее время, в Украине аудит финансовой отчетности развивается ускоренными темпами. Так, начиная с 2004 года, аудит финансовой отчетности проводится в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые приняты в качестве Национальных стандартов аудита. Все аудиторы должны придерживаться Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной Федерацией Бухгалтеров.
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
Функции главного государственного регулятора аудиторской деятельности в РБ, РФ и Украине осуществляет Министерство финансов. Типовыми функциями Министерства финансов применительно к аудиторской деятельности являются:
В тоже время, в РФ и Украине созданы специализированные органы регулирования аудиторской деятельности. К примеру, в РФ для обеспечения интересов аудиторской профессии при Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который сформирован как независимый от аудиторской профессии орган, представляющий широкий круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг. Он был создан в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности[10].
Сложившаяся в России модель самоуправления аудиторского сообщества отличается от мировой практики: в настоящее время действуют пять профессиональных аудиторских объединений – это некоммерческие партнерства «Аудиторская палата России», «Институт профессиональных аудиторов», «Московская аудиторская палата», «Российская коллегия аудиторов» и «Аудиторская ассоциация Содружество», призванных к обеспечению поступательного развития рынка и повышения качества аудита [1].
Согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» в Украине в 1993 г. создана Аудиторская палата Украины, как независимый орган, регулирующий деятельность аудиторов. Этот орган ответственен за регулирование деятельности всех практикующих аудиторов.
Аудиторская палата Украины осуществляет контроль за соблюдением аудиторами соответствующих стандартов аудита и регламентов в области аудита.
За ненадлежащее исполнение профессиональных обязательств (нарушение требований стандартов и норм профессиональной этики) со стороны Аудиторской палаты Украины к аудиторам применяются такие санкции: предупреждение, приостановление действия сертификата сроком до одного года, аннулирование сертификата, исключение из Реестра аудиторских фирм и аудиторов.
Также в Украине в 1992 г. создана общественная организация – Союз аудиторов Украины, членами которой могут быть только лица, которые имеют сертификат аудитора.
Субъекты аудиторской деятельности
В государствах субъектами аудиторской деятельности являются главным образом аудиторские организации. Как правило, аудиторскими организациями признаются коммерческие организации, имеющие право заниматься аудиторской деятельностью. Такое право коммерческая организация приобретает в результате получения от уполномоченного государственного или иного органа соответствующей лицензии либо вступления в члены одной из признанных саморегулируемых организаций аудиторов (иного профессионального института).
Законодательством отдельных государств допускается ведение аудиторской деятельности также индивидуальными (частными) аудиторами (Республика Беларусь, Российская Федерация). Индивидуальными (частными) аудиторами признаются индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным квалификационным требованиям и имеющие право заниматься аудиторской деятельностью без образования юридического лица. При этом законодательством могут устанавливаться ограничения на аудиторскую деятельность индивидуальных (частных) аудиторов. Например, в Российской Федерации индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, др.), а также консолидированной финансовой отчетности.
В РБ и Украине существует существенное ограничение, согласно которому аудиторским организациям, аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.
В целом в странах масштабы деятельности индивидуальных (частных) аудиторов в основном не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.
Количество субъектов аудиторской деятельности определяется, как правило, по данным реестров аудиторов и аудиторских организаций. Эти данные показывают общее количество лиц, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью.
По состоянию на 1 января 2014 года общее количество субъектов аудиторской деятельности в государствах составило 8 776. Из этого общего количества 64,5 % субъектов аудиторской деятельности являются аудиторскими организациями и 15,8 % – индивидуальными (частными) аудиторами. При этом доля индивидуальных (частных) аудиторов в общем количестве субъектов аудиторской деятельности существенно различается в государствах: 9,1 % в Российской Федерации, 6,7 % в Республике Беларусь.
По состоянию на 1 января 2014 года общее количество аудиторских организаций в государствах составило 7 151, в том числе в Российской Федерации 4 700 (65,5 %), в Республике Беларусь – 963 (13,5 %), в Украине – 1 488 (100 %) (таблица 1).
Таблица 1 – Субъекты аудиторской деятельности
Страна |
|
|||
01.01.2012 |
01.01.2013 |
01.01.2014 |
||
Российская Федерация |
6 200 (5 200/1 000) |
5 500 (4 800/900) |
5 700 (4 700/800) |
|
Республика Беларусь |
1 493 (903/590) |
1 505 (915/590) |
1 553 (963/590) |
|
Украина |
1862 (1862/x) |
1672 (1672/x) |
1488 (1488/x) |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [4, 7, 8]
Общее количество индивидуальных (частных) аудиторов в государствах составило 1 360, в том числе 800 (58,8 %) в Российской Федерации; 560 (41,2 %) в Республике Беларусь.
Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от таковых, имеющих право вести такую деятельность. Включение субъекта в соответствующий реестр в ряде случаев не означает, что данный субъект реально осуществляет эту деятельность. Количество субъектов, фактически осуществляющих аудиторскую деятельность, может быть определено, как правило, на основе экспертной оценки.
Как видно, в РБ и РФ в 2013 году количество субъектов аудиторской деятельности увеличилось. В Украине число аудиторских организаций уменьшилось на 11 %.
По сравнению с 1 января 2012 года совокупное количество аудиторских организаций уменьшилось на 10,2 % вследствие сокращения количества аудиторских организаций в Российской Федерации и Украине. В РБ количество аудиторских организаций за 2011–2013 годы возросло на 6,6 %.
За этот же период совокупное количество индивидуальных (частных) аудиторов уменьшилось на 12,6 %. Уменьшение имело место в РФ, в которой законодательством допускается ведение аудиторской деятельности индивидуальными (частными) аудиторами.
Объем оказанных аудиторских услуг
Субъекты аудиторской деятельности оказывают следующие виды услуг:
В 2013 году совокупный объем рынка аудиторских услуг в государствах составил 1 396,3 млн долларов США (таблица 2). Есть основания полагать, что эта величина в целом отражает и емкость данного сегмента рынка государств.
Таблица 2 - Объем услуг, оказанный субъектами аудиторской деятельности
Страна |
Год |
Объем оказанных аудиторских услуг – всего в млн национальных денежных единиц (млн долларов США1) |
Доля соответствующих услуг в общем объеме оказанных аудиторских услуг, % |
|
Услуги по проведению аудита |
Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги |
|||
Российская Федерация (млн российских рублей) |
2011 |
50 800 (1577) |
44,9 |
55,5 |
2012 |
51 000 (1679,3) |
51,2 |
48,8 |
|
2013 |
51 700 (1370,3) |
53,6 |
46,4 |
|
Республика Беларусь (млн белорусских рублей) |
2011 |
86 597 (10,4) |
58,3 |
41,7 |
2012 |
167 691 (19,6) |
58,4 |
41,6 |
|
2013 |
231 614 (24,4) |
59,6 |
40,4 |
|
Украина (млн гривен) |
2011 |
1 258 (1,6) |
53,3 |
46,7 |
2012 |
1 267 (1,6) |
53,2 |
46,8 |
|
2013 |
1 315 (1,6) |
49,7 |
50,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [5, 6, 9]
1По курсам национальных валют к доллару США, установленным национальными (центральными) банками стран на конец декабря отчетного года.
В РФ, РБ и Украине общий объем оказанных услуг в 2013 году уменьшился по сравнению с 2012 годом. За период с 2011 по 2013 год совокупный объем услуг, оказанных субъектами аудиторской деятельности в государствах, уменьшился на 22,2 %.
Основным видом услуг, оказываемых субъектами аудиторской деятельности в государства, является аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. таблицу 2). К примеру, в Республике Беларусь аудит бухгалтерской отчетности превышает над прочими связанными с аудиторской деятельностью услугами. Вместе с тем в Российской Федерации и Украине объемы услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг лишь незначительно отличаются.
В целом наблюдается тенденция к сокращению доли услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг при одновременном росте доли прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Клиенты субъектов аудиторской деятельности
Важным показателем, характеризующим рынок аудиторских услуг, является количество клиентов, обслуженных субъектами аудиторской деятельности. Как уже отмечалось, наиболее распространенной услугой, оказываемой субъектами аудиторской деятельности в государствах, является аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. В случае обязательного аудита клиентами аудиторских организаций являются, как правило, организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные коммерческие предприятия. Помимо этого среди клиентов субъектов аудиторской деятельности имеется значительное количество хозяйствующих субъектов, которые проводят аудит своей отчетности в инициативном порядке (на добровольной основе). В таблице 3 приведено количество клиентов субъектов аудиторской деятельности, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых была проаудирована.
Таблица 3 - Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована
Страна |
Количество клиентов, отчетность которых проаудирована |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Российская Федерация |
75 596 |
70 044 |
68 380 |
Республика Беларусь |
5 628 |
5 636 |
5 500 |
Украина |
13 281 |
13 987 |
12 778 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [4, 5, 7, 8]
Как видно из таблицы 3, в РФ, РБ и Украине в 2013 году наблюдалось уменьшение количества клиентов, отчетность которых проаудирована, по сравнению с 2011 годом. Вместе с тем в целом в государствах за 2011–2013 годы этот показатель (совокупный) уменьшился на 8,3 %.
Современные проблемы аудиторской деятельности и пути их решения
В сфере оказания аудиторских услуг финансовой отчетности в мировой практике за последние годы назрело множество проблем, относящихся к регулированию аудиторской деятельности и ее дальнейшему развитию. Значительная часть этих проблем связана с проведением неоправданных реформ в сфере аудиторской деятельности. Большинство участников рынка ожидали, что реформирование сферы аудиторской деятельности даст положительный результат, но пока мы видим, что оно несет лишь негативный эффект, и подрывает основы аудиторской деятельности.
Серьезной преградой для рынка аудиторских услуг в РФ послужило поднятие критериев обязательного аудита финансовой отчетности. Для снижения нагрузки на бизнес государство повысило порог выручки компании, при достижении которого компаниям необходимо в обязательном порядке проходить процедуру аудита финансовой отчетности. Этот шаг сузил и без того небольшой рынок аудиторских услуг РФ. Наиболее сильно пострадали от этого малые и средние аудиторские фирмы.
Еще одна серьезная проблема рынка аудита в РФ – это демпинг. Демпинг достигает просто колоссальных масштабов, цена оказания услуг на конкурсах по выбору аудиторской организации зачастую опускается в шесть - восемь и более раз. Аудиторские фирмы, оказывающие услуги высокого качества, несущие ответственность за свои заключения и следящие за своим имиджем, просто не выдерживают конкуренции с такими фирмами-демпингерами.
По данным исследований, проведенных агентством «Эксперт РА» в 2013 г., рынок аудиторско-консалтинговых услуг показал небольшое – на 1–2% – снижение темпов роста выручки, стагнацию доходов «большой четверки» и общий прирост выручки участников порядка 10% [6].
Причинами, повлиявшими на такое развитие событий, являются определенное снижение деловой активности в инвестиционном и банковском секторе как следствие более жесткой политики регулирования Центральным банком РФ, уменьшение количества банковских организаций (а следовательно, и объектов обязательного аудита) на рынке.
Во многих отечественных аудиторских компаниях стал ощущаться дефицит квалифицированных кадров, а также невозможность дальнейшего роста заработной платы аудиторов и консультантов. Одной из основных причин такого развития ситуации стало снижение общего уровня рентабельности аудиторских услуг, что явилось следствием многолетнего демпинга при проведении конкурсов на проведение обязательного аудита. Многие аудиторские компании борются за право заключения контракта на проведение аудита путем снижения рентабельности своих услуг ниже разумного уровня, а зачастую и просто себе в убыток.
Положительная динамика на рынке аудиторских услуг сможет стать постоянной тенденцией только в том случае, когда аудит в понимании основной части собственников бизнеса перейдет из категории формального подтверждения отчетности в необходимый атрибут любого серьезного бизнеса и один из эффективных инструментов управления.
Вышеуказанные проблемы вытекают из нежелания государства поддерживать и развивать рынок аудиторских услуг в России. Прошло уже несколько лет с момента реформирования аудиторской деятельности, но саморегулирование на рынке аудиторских услуг в России не работает, возникают сомнения в целесообразности самого существования института саморегулирования аудиторов. При этом государство является еще и крупнейшим собственником в стране. Из всего этого напрашивается вывод, что решение основных проблем в сфере оказания аудиторских услуг будет зависеть не только от аудиторов, аудиторских фирм, СРО и не от бизнеса, а от государства и его грамотной политики.
Но в тоже время, хотелось бы отметить, что 2013 год характеризуется увеличением качества аудита – этот процесс начался еще в 2012 году. Появились более жесткие требования к выполнению стандартов. Эта ситуация сложилась в том числе благодаря РФН и давлению со стороны саморегулируемой организации аудиторов (СРОА), которые ужесточили контроль качества аудиторских услуг (ККАД). В результате, аудиторские заключения во многом стали обоснованнее и качественнее. Стоит сказать, что и потребители аудиторских услуг стали во многом более квалифицированно подходить к выбору и получению услуг.
Что касается спроса на аудиторские и консалтинговые услуги, ситуация следующая. На определенные услуги спрос растет. Например, на услуги по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а также часто бизнес обращается к консультантам, чтобы получить защиту в налоговых спорах. Это определенное противодействие тем государственным законодательным инициативам, которые получает бизнес.
На экспертные услуги в области тарифообразования, напротив, спрос упал. Причина спада очевидна – отрасль стала жестче регулироваться государством. Теперь к услугам экспертов прибегают редко, профессиональное мнение требуется в исключительных случаях.
В последующие годы будет продолжаться дифференциация рынка. Но серьезных прорывов в ближайшее время не будет из-за отсутствия предпосылок в экономике.
Большой толчок развитию аудита даст развитие МСФО, которые вошли в правовое поле России и регулируют составление бухгалтерской отчетности, а также принятие международных стандартов аудита. Это новые методологические подходы в работе и та ближайшая перспектива, которые качественно улучшат рынок.
В стратегическом плане, в будущем будет развиваться тенденция ухода от бумажного аудита. При этом подходы аудита начала 21 века, базирующегося на риске, тоже будет учитываться. Речь пойдет об аудите компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В перспективе это будет электронный аудит. Но определенные задатки этого движения видны уже сейчас.
Проанализировав рынок аудиторских услуг в РБ, мы можем заметить, что сфера рынка аудиторских услуг существенно расширяется, но в связи с определенными экономическими трудностями в экономике страны существуют определенные трудности и проблемы, а именно:
Чтобы повысить качество и достоверность аудита, необходимо руководствоваться следующими направлениями:
Повышение эффективности существующей аудиторской сферы на основе улучшения качества оказываемых услуг возможно лишь на основе тесного взаимодействия и сотрудничества всех участников рынка: органов управления – регуляторов, общественных объединений, аудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно самих аудиторов, а также пользователей, заказчиков таких услуг.
В связи со сложной политической и экономической ситуации на Украине, развитию аудита также препятствует отсутствие «социального» заказа на качественный аудит (прежде всего со стороны собственников, фондового рынка и финансовых учреждений) и отсутствие обязательного аудита финансовой отчетности для непубличных компаний (кроме финансовых) вне зависимости от оборота. Таким образом, рынок аудита в Украине сравнительно небольшой при большом количестве субъектов аудиторской деятельности. Такая ситуация порождает множество негативных явлений на рынке аудита, начиная с демпинга и заканчивая потерей независимости аудиторами от немногочисленных клиентов, что зачастую не позволяет полагаться на аудиторские отчеты.
Отсутствие практического опыта аудита финансовой отчетности и тесный рынок приводит к тому, что аудиторские фирмы берутся за аудиторские задания, которые не могут выполнить из-за недостатка ресурсов, знаний и опыта (особенно по проверке отчетности МСФО).
Но тем не менее, компании могут значительно снизить риски некачественных аудиторских услуг, если при выборе аудиторской фирмы основными критериями будут не цена и сроки, а понимание целей и задач, наличие у аудиторов практического опыта и знаний и ориентация прежде всего на качество проведения аудита, аудиторской проверки.
Важной проблемой аудиторского рынка является и то, что нынешняя система сертификации несовершенна. Непрозрачная система сертификации аудиторов препятствует приливу кадров в аудиторский бизнес. Владельцы и инвесторы не доверяют независимым украинским аудиторам.
Рынок аудита продолжает развиваться и у него без сомнения есть хорошие перспективы, но для этого необходимо приложить множество усилий, так как существует значительное количество препятствий для его развития. Основным препятствием является коррумпированность украинского рынка.
В стратегическом плане, в будущем будет развиваться тенденция ухода от бумажного аудита. Речь пойдет об аудите компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В перспективе это будет электронный аудит. Но определенные задатки этого движения видны уже сейчас.
Большой толчок развитию аудита даст развитие МСФО, которые вошли в правовое поле России и регулируют составление бухгалтерской отчетности, а также принятие международных стандартов аудита. Это новые методологические подходы в работе и та ближайшая перспектива, которые качественно улучшат рынок.
К числу мер, направленных на преодоление перечисленных негативных тенденций в странах, относятся:
ü Введение финансовой ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.
ü Борьба с демпинговыми ценами на аудит.
ü Повышение качества аудита является еще одним фактором устойчивого развития рынка аудиторских услуг
ü Усиление внешнего контроля как фактор повышения качества аудита.
ü Разработка и выполнение комплекса мероприятий, направленных на поддержку малых и средних аудиторских организаций.
Основные выводы
1. Анализ представленных моделей регулирования аудиторской деятельности РФ, РБ и Украины в целом показал их соответствие мировой практике и наличие сформировавшегося института аудита, адекватного развитию национальной экономики.
2. Исследование статистических данных, характеризующих динамику рынка аудиторских услуг за период 2011–2013 гг., свидетельствует о наличии ряда тревожных фактов, в том числе: сокращение численности лиц, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью; снижение реальных доходов аудиторских компаний; неравномерность развития крупных аудиторских организаций, с одной стороны, малых и средних – с другой; существенное уменьшение количества аудируемых лиц и пр. Эти факты отражают формирование негативных тенденций развития аудита, наличие которого является определенным гарантом обеспечения общества достоверной и полной информацией о финансовом состоянии бизнес-субъектов.
3. Одной из острых проблем является низкое качество аудита. Для ее преодоления требуется усиление внешнего и внутреннего контроля, а также повышение ответственности самих аудиторов.
4. Преодоление негативных тенденций и обеспечение поступательного развития аудиторской деятельности требуют введения на законодательном уровне финансовой ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита; ведения борьбы с демпинговыми ценами на аудит; принятия и исполнения комплекса мер по поддержке малых и средних аудиторских организаций.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий