Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 25.05.2015.
Просмотров - 3476

Платежный баланс Республики Беларусь

Козинская Наталья Сергеевна

Полесский государственный университет

студент

Бокша Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры экономической теории Полесского государственного университетеа


Аннотация:
В статье рассмотрены основные разделы платежного баланса Республики Беларусь за 2012-2014 годы, а также способы его регулировании.


Abstract:
The article describes the main sections of the balance of payments of the Republic of Belarus for 2012-2014, as well as ways of its regulation.


Ключевые слова:
платежный баланс; счет текущих операций; финансовый счет

Keywords:
balance of payments; current account; financial account


УДК 33

Главным понятием международной экономики и основой макроэкономического анализа каждой страны служит платёжный баланс, который систематизирует результаты взаимодействия государства в целом с мировой экономикой. Он отражает состояние международных экономических отношений страны с остальным миром, выступает важным ориентиром при разработке макроэкономической политики.

Основными разделами платежного баланса являются: экспорт (импорт) товаров, экспорт (импорт) услуг, оплата труда работников (операции между резидентами и нерезидентами), трансферты (операции между резидентами и нерезидентами), действия с финансовыми активами (между резидентами и нерезидентами), инвестиционные доходы.

Национальный банк страны занимается разработкой операций платежного баланса, в которых отражаются внешнеэкономические операции между резидентами Республики Беларусь и ее нерезидентами,.

Рассмотрим и проанализируем основные статьи платёжного баланса Республики Беларусь, исходя из таблицы.

Таблица  – Основные показатели платежного баланса Республики Беларусь за 2012–2014 годы (млн. долларов США)

Показатели

2012

2013

2014

1. Счёт текущих операций

 

 

 

Сальдо счёта текущих операций

-1 862,2

-7 567,3

-5 094,0

в процентах к ВВП

-2,9%

-10,4%

-6,7%

Сальдо внешней торговли товарами и услугами

2 834,0

-2 340,9

-399,5

в процентах к ВВП

4,5%

-3,2%

-0,5%

Экспорт товаров и услуг

51 886,0

44 046,1

43 555,6

в процентах к ВВП

81,7%

60,5%

57,4%

Импорт товаров и услуг

49 052,0

46 387,0

43 955,1

в процентах к ВВП

77,3%

63,7%

57,9%

Сальдо первичных доходов

-1 473,2

-2 684,8

-2 398,9

в процентах к ВВП

-2,3%

-3,7%

-3,2%

Сальдо вторичных доходов

-3 223,0

-2 541,6

-2 295,6

в процентах к ВВП

-5,1%

-3,5%

-3,0%

2. Финансовый счёт

 

 

 

Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (сальдо финансового счёта)

-961,2

-8 492,3

-5 699,2

в процентах к ВВП

-1,5%

-11,7%

-7,5%

Чистое привлечение прямых иностранных инвестиций

-1 308,1

-1 983,9

-1 799,1

в процентах к ВВП

-2,1%

-2,7%

-2,4%

Изменение резервных активов

81,0

-857,4

-1 410,3

в процентах к ВВП

0,1%

-1,2%

-1,9%

Справочно:

 

 

 

ВВП в млрд. рублей

530 355,5

649 110,7

778 455,5

ВВП в млн. долл. США

63 470,9

72 808,6

75 921,9

Примечание – Источник: [1]

 

Из таблицы видно, что за 2014 год сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным в размере 5,1 млрд. долларов США  (6,7 % ВВП), в то время как за 2013 год – в размере 7,6 млрд. долларов (10,4 % ВВП) и за 2012 год  оно составляло 1,9 млрд. долларов США (2,9% ВВП). Вместе с дефицитом сформировались: первичных и вторичных доходов (2,4 млрд. долларов и 2,3 млрд. долларов соответственно), сальдо внешней торговли товарами (2,6 млрд. долларов) в 2014 году. Следует отметить, что в 2012-2013 годах наблюдался дефицит первичных и вторичных доходов. При этом в 2014 году сальдо торговли услугами сложилось положительным в размере 2,2 млрд. долларов и частично компенсировало дефицит по остальным статьям счета текущих операций.

Движение финансовых ресурсов, которое отражает платёжный баланс, не может полностью балансироваться, то есть отток финансовых ресурсов и импорт товаров и услуг не могут быть в точности равны притоку финансовых ресурсов и экспорту товаров и услуг. При этом возникающее сальдо платёжного баланса может быть положительным или отрицательным. И дефицит, если он не случайного характера, и профицит, если он затягивается, отрицательно сказываются на валютном курсе и экономике страны в целом. Если же дефицит платежного баланса является результатом внутренних колебаний, то необходимы структурные изменения в экономике и экономической политике страны. Поэтому государство стремится достичь равновесия платёжного баланса с помощью специальных мер.

На сегодняшний день платёжный баланс Республики Беларусь характеризуется хроническим дефицитом, то есть на протяжении нескольких лет его сальдо складывается отрицательным.

Республика Беларусь относится к числу стран, где внешнеторговые операции являются основой текущего счета платежного баланса. Внешнеторговое сальдо товарами за 2014 год сложилось отрицательным в размере 4 396 млн. долл. США и обусловило дефицит по счету текущих операций в размере 5 094 млн. долл. США (6,7 % ВВП). На протяжении многих лет основным источником формирования отрицательного внешнеторгового сальдо являются операции с промежуточными товарами.

В связи с этим правительство Республики Беларусь предпринимает протекционистские меры по регулированию платёжного баланса. Политика протекционизма осуществляется посредством тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли. Для этого вводятся завышенные таможенные пошлины, квоты на некоторые виды товаров, лицензии и другие меры, препятствующие проникновению на рынок иностранных товаров. [2, с. 25].

В данном случае полезным и актуальным будет опыт зарубежных стран по регулированию дефицита платёжного баланса. В условиях отсутствия возможностей по снижению импорта, необходимо уделить наибольшее внимание мерам, связанным со стимулированием экспортных операций и отраслей экономики. Анализ опыта других стран показывает, что конкретной единой модели стимулирования экспорта не существует. Среди направлений этой сферы можно выделить: путём активного участия в деятельности посольств и международных организациях создавать позитивный имидж страны; информационное обеспечение потенциальных иностранных покупателей и национальных экспортёров; финансовое обеспечение экспортных операций; содействие государством увеличению доли наукоёмких товаров в экспорте; повышение конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках.

Приоритетным направлением развития экспорта страны является информационная поддержка отечественных экспортёров. Наличие информации о зарубежных рынках, условиях осуществления деятельности на них, о вкусах потенциальных потребителей, о льготах и мерах поддержки, которые могут  быть использованы экспортёрами – всё это немаловажный элемент эффективной внешней торговли.

Одним из методов уменьшения дефицита текущего счета платёжного баланса может стать девальвация. Изъятие из обращения обесцененных бумажных денег и замена их на новые, снижение курса национальной валюты проводится в целях стимулирование экспорта, так как экспортер получает девальвационный доход при обмене вырученной иностранной валюты на обесцененную национальную валюту. Девальвация приводит к повышению цен на импортные товары, делает их менее конкурентоспособными по сравнению с отечественными товарами и, следовательно, ограничивает импорт. Однако девальвация имеет свои негативные последствия:

• снижение ликвидности банков;

• потеря доверия к национальной валюте субъектами экономики;

• отток депозитов из банковской системы.

Если страна зависит от импорта энергоресурсов, то положительный эффект девальвации снижается, что можно отнести к Республике Беларусь, которая не обладает большими запасами энергоресурсов и вынуждена импортировать их. Ослабление национальной валюты в будущем может привести к росту производственных издержек, поскольку происходит увеличение цен на иностранное сырьё, комплектующие, оборудование и технологии.

Как правило, дефляционная политика государства направлена на решение внутриэкономических задач, однако может способствовать улучшению состояния платежного баланса. Осуществляется с помощью увеличения налогов, повышения банковских ставок, продажи государственных ценных бумаг, снижения расходов бюджета.

В целях обеспечения удовлетворения спроса на иностранную валюту, сокращения оттока иностранной валюты, сохранения золотовалютных резервов для реализации долговой политики государства вводятся валютные ограничения.

В Республике Беларусь был применён целый ряд валютных ограничений. Запрещено авансирование импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков. Также импортерам запрещалось покупать валюту более чем на 50 тыс. евро, повысились нормативы обязательного резервирования для банков по привлеченным средствам. Так, например, с 1 апреля 2011 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже были введены временные условия покупки иностранной валюты, согласно которым в приоритетном порядке удовлетворяются заявки банков и предприятий на оплату импортных контрактов на покупку природного газа, медикаментов, погашение кредитов в иностранной валюте и другие. [2, с. 26]

Привлечение иностранных кредитов и инвестиций является одним из методов финансирования дефицита платёжного баланса Республики Беларусь.

Наличие конкретных проблем платёжного баланса говорит о необходимости государственного вмешательства. И для решения этих проблем, государство разрабатывает различные способы и методы воздействия на платёжный баланс. Однако при выработке этих методов необходимо учитывать специфику, особенности и состояние экономики страны. 

Библиографический список:

1. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/balpay/indicators6/annual/ .
2. Попкова, А. Макроэкономическое регулирование платёжных балансов различных стран: науч. публикация /А. Попкова// Банкаўскi веснiк, жнівень 2011. – 2011. – 86 С.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх