ЮФУ
студент
Научный руководитель: Агапова Е. А.,доктор философских наук, доцент кафедры философии, религии и религиоведения, Институт философии и социально-политических наук ЮФУ
УДК 304.2
Современная миграция-это идентификационное звено, связывающее внутренние социальные и внешнеполитические процессы с глобализацией. Миграционная проблематика влечет за собой три взаимосвязанных аспекта, которые являются актуальными вопросами на сегодняшний день [1]:
1) глобальный контекст миграционного потока и его влияние на процессы национально-государственной и этнической идентификации в разных странах;
2) смешение этнического состава населения;
3) изменение и стирание границ между национально-государственной, локальной и этнической идентичностью.
Эти факторы неизбежно приводят как мигрантов, так и местное население к столкновению различных социально-устоявшихся норм, политических мнений, культурных традиций. Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что только переселенцы могут испытывать «культурный шок», проходить стадии адаптации («приживаемости») и акклиматизации. Их значительный поток может модифицировать жизнь людей данного региона.
Ввиду того, что на сегодняшний день США переживают четвертую большую иммиграционную волну, остро становится вопрос успешной интеграции переселенцев в принимающее сообщество. Самая многочисленная доля иммигрантов пребывает в Штаты из Мексики, характеризующаяся мультинациональной природой. Итак, учитывая латиноамериканскую и испанскую прослойку мигрантов, обратим наше внимание на коренной контингент переселенцев с целью выявления общих тенденций аккультурации, присущих также и остальным группам вновь прибывших.
Существуют полевые исследования поколений мексиканцев-мигрантов, проводившиеся в Калифорнии, Техасе, Флориде и в Чикаго. Как отмечают Эспиноза и Месей, Чикаго – это второй крупнейший город США по концентрации живущих там мексиканцев[2]. Проводимые интервью ставили своей задачей проанализировать различные пути аккультурации среди поколений мигрантов-мексиканцев и среди отдельно взятого представителя.
Каждого участника проекта спросили, замечает ли он разницу в своей культурной оценке и восприятии родственников, которые не обладают ясным представлением о культурных знаниях в США или склонны иметь недостаточный жизненный опыт в Мексике. Следующим шагом интервьюемый должен был ответить, какую долю своей культурной идентичности он сохранил в США и какие американские ценности стали неотъемлемой частью в новой жизни. Чтобы раскрыть более подробно аспект взаимоотношений между участниками и принимающей культурой, в анкете имеет место такое утверждение: «Назовите черты, которые вызывают у Вас неприязнь и антипатию и в родной, и в чужой культуре». Данная формулировка неразрывно связана с вопросом о принятии или отвержении тех или иных американских установок, которые женщины не хотели бы прививать своему ребенку. На заключительной стадии участниц попросили определить свою идентичность, выбрав одну из семи предложенных категорий: мексиканка, американка, мексикано-американка, североамериканка, американка мексиканского происхождения, латиноамериканка, испанка. Было выявлено, что определение самоидентичности оказалось неоднозначным. Из семи возможных вариантов, пять были широко представлены среди ответов участниц: американка, мексикано-американка, испанка, латиноамериканка и мексиканка. Следовательно, только две категории были исключены из списка: североамериканка, американка мексиканского происхождения.
Итак, каждый последующий срез поколения, начиная с первого, все больше тяготеет к тенденции «американизации», все дальше отходя от своих корней [3, с.124]. Предположения Гордона об окончательном смешении американской и мексиканской культур достоверны, потому что он сузил круг опрашиваемых мигрантов, чтобы достичь более точного результата [4]. Приведем только статистику трех поколений мексиканок-мигранток, проживающих в штате Иллинойс. Все эти три поколения женщин находятся на различных ступенях бикультурализма. Опросы показали, что незначительный процент женщин ассимилируются, т.е. полностью отказываются от своей культурной идентичности и перенимают американские паттерны поведения, правил, ценностей. Как считают Берил [3], Рамирезу [5], Ля Фромбуаза [6], бикультурализм не является самым оптимальным способом для иммигрантов, независимо к какому поколению они принадлежат.
Так, для первого поколения женщин-иммигранток характерна стратегия интеграции, представляющая собой идентификацию со своей, и с «чужой» культурой. Следующая «волна» иммигранток находится на стадии маргинализации; им приходиться прилагать немало усилий, чтобы избавиться от «пограничного» положения и добиться стабильности между своей и новой культурной средой. Наконец, третья группа женщин больше склонна к американизации, при этом стараясь сохранить специфические черты мексиканской культуры. И хотя для всех опрошенных «акклиматизация» является своего рода монотонной, каждодневной «работой», рутиной через которую они набираются культурного и социального опыта, важно помнить, что данный феномен затрагивает не только иностранцев. Согласно Редфилду, аккультурация - это процесс, требующий изменений, как в культуре-реципиенте, так и в культуре-доноре [7]. Вышеупомянутое исследование сообщества иммигрантов ярко иллюстрирует данное понятие.
Очевидно, что объединение неоднородных по своей природе и способу мышления, восприятия жизни культурных сообществ будет зависеть от переосмысления нами самих себя и от понимания концепта «что значит быть американцем». В конкретный период времени, трудно даже представить государство, в котором национальная, расовая принадлежность и культурные традиции больше бы не делили людей на изолированные, обособленные группы. Интервью одной из участниц проекта «Американская мечта» кажется весьма пророческим. Она рассказала, что в Соединенных Штатах она научилась понимать и уважать людей, не обращая внимания на их этнические группы (национальность) или место рождения. По ее мнению, рано или поздно мы все будем друг с другом на равных.
Хотелось бы подчеркнуть, что даже небольшой объем выборки, но тщательно проанализированной, может выявить существенные аспекты, применяемые и к целым работам по соответственной теме.
Таким образом, на примере аккультурации американок мексиканского происхождения, можно проследить, с какими трудностями в действительности сталкиваются бывшие резиденты Мексики в США, и как новая социокультурная среда является рычагом влияния на выбор собственной идентичности, сохранения своего «Я» или взаимной интеграции между нациями.
Рецензии:
4.06.2015, 9:09 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья актуальная и интересная, рекомендуется сделать следующее: уже в названии обозначить не просто "мигрантов", а "мигрантов" из Мексики. И еще один аспект - не все прибывающие в США из Мексики являются мексиканцами, ведь Мексика представляет собой транзитную площадку всей Латинской Америки для миграции в США - от Центральной Америки до Чили. Отчасти поэтому популярны и будут еще более популярны "латиноамериканская" и "испанская" версии самоидентификации. С учетом правок статья рекомендуется к публикации.