Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 31.05.2015. Последняя правка: 30.05.2015.
Просмотров - 3982

Кроссворды как форма контроля запоминания у студентов медицинского профиля.

Вахидова Камила Адалетовна

Игму

Студент

Одинец Александр Дмитриевич, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры фармакологии, Иркутский государственный медицинский университет


Аннотация:
В статье представлен оригинальный подход к обучению студентов медицинского ВУЗа, которые постоянно находятся в избытке информации и дефиците времени. Проведенное исследование доказывает эффективность разработанной методики и ее положительную роль при включении в образовательный процесс.


Abstract:
Original approach to training of students of medical university who constantly deal with a lot of information and deficiency of time is presented in article. The conducted research proves efficiency of the developed technique and its posi-tive role at inclusion in educational process


Ключевые слова:
методики обучения; фармакологические термины; мнемоника; запоминание; кроссворд; учебный процесс; избыток информации; нестандартные способы

Keywords:
training techniques; pharmacological terms; mnemonic; storing; crossword puzzle; educational process; surplus of information; non-standard ways


УДК 37.015.3

Современный человек, находящийся в информационном океане, вынужден находить разнообразные способы запоминания, вычленяя нужное  из бесконечного потока, окружающего его со всех сторон.

Система высшего образования подразумевает особенную сложность для студентов медицинского университета .Специфика обучения в медицинском университете, не только возлагает на плечи студентов большую ответственность, но и требует огромных резервов памяти, так как объем информации, получаемой ежедневно требует сохранения и активного ее использования. Врачи и студенты медики создают отдельную группу людей, для которых память и запоминания являются важнейшей частью профессиональной сферы.

С первого курса медицинского университета  студент не только вступает во взрослую жизнь, но и погружается в океан  новой  терминологии, включающей в себя названия синдромов и симптомов, лекарственных препаратов и лечебных методик, анатомических и физиологических определений и других понятий. Все это сопровождается изучением латинского языка, который необходим студентам и будущим специалистам.

В системе высшего образования существуют различные стандартные  способы акцентирования внимания на особо важных моментах. Это развитие мелкой моторики, улучшающей мыслительную деятельность, синхронизирующей работу полушарий и способствующей улучшению запоминания[3]. Доказал высокую эффективность и графический метод, так как прочитанное усваивается гораздо  лучше, если  построить таблицу, графическую схему, кроссворд, сканворд или сделать чертеж. И давно известно, что чем чаще повторять информацию, тем меньше вероятность ее забыть. Материал можно повторять в любом виде, что особенно актуально для студентов: знакомство с информацией на лекции, подготовка домашнего задания, занятие в классе, межкафедральные связи,  лабораторные работы, разбор клинических случаев, подготовка и защита реферата и закрепление изученного во время проверочной работы. Но использование нестандартных методик, а в частности, кроссвордов для улучшения образовательного процесса достаточно ограниченно в современном педагогическом подходе.

Особенность третьего курса нашего университета - это появление в учебной программе сложных дисциплин, в том числе фармакологии, где изучается много наименований лекарственных препаратов, запоминание которых всегда вызывали затруднения среди студентов медицинского вуза, так как, к сожалению, одно и то же лекарство может иметь несколько наименований.[1]

В связи с актуальностью этой проблемы, нами  было принято решение расширить  существующие методики обучения нестандартными, возможно, игровыми способами акцентуации внимания студентов, в которые могут входить сюжетно-ролевые уроки, кроссворды, тесты, карточки-задания, уроки- соревнования, спектакли и др.

Научно доказано, что решение кроссвордов является одним из самых действенных способов тренировки памяти, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Есть целое направление, которое включает в себя разгадывание кроссвордов,которое называется называется нейробика, эти занятия способны улучшить работу мозга. [2] Также ученые считают, что разгадывание кроссвордов замедляет возрастную дегенерацию мозга.

И в целях достижения улучшения запоминания фармакологических терминов и препаратов, нами была разработана оригинальная методика, ключевую роль в которой играет решение кроссвордов на соответствующие темы, состоящая из анкетирования мини кроссвордов-тестов, некоторого времени на прорешивание больших кроссвордов на официальном сайте университета(проводя мониторинг посещений на сайте), контрольного анкетирования мини кроссвордами и опрос анкетированных студентов. Наша методика состоит из нескольких этапов, последовательное выполнение которых является залогом положительного результата.

При участии 8 студентов молодежного научного кружка по фармакологии ИГМУ, собрания которого проходят раз в две недели на базе кафедры, были созданы кроссворды на все темы курса фармакологии (а их целых 27!). В каждом кроссворде было использовано от 20 до 30 слов состоящих от 3 до 8 символов. Для формулировки заданий студенты выбрали метод сочинения более информативных, смешных и ярких формулировок заданий, например: 

- Главный алкалоид опия, названный в честь сына древнегреческого бога сна и сновидения.  (Морфин) 

- Близнец бензогексония (пентамин) 

- Царь симпатики и парасимпатики. (Гипоталамус) 

-Пилюля «от головы», ежегодное потребление которой превышает 40 миллиардов таблеток. (Аспирин) 

Для оценки эффективности данной методики запоминания основных терминов, на первом этапе нами было использовано анкетирование. Анкета представляла собой мини-кроссворд по темам прошлого семестра, состоящий из 5-6 заданий. Термины были выбрана из заранее составленных нами кроссвордов. Для анкетирования была выбрана добровольная группа студентов ( 30 человек) третьего курса, которые в течение ограниченного времени (4 минуты) заполняли предложенную анкету. После этого нами были обработаны результаты анкетирования, которые показали, что студентам свойственна забывчивость терминологии, которую они учили.

Проведенный анализ результатов показал, что из 100%  данных ответов (180), 56% были верными(101) и 54% неверными(97). (рис 1)

 

 

 

 Рис. 1 Результаты первого анкетирования.

Вторым этапом нашей методики было предложение студентам в течение двух недель прорешать полные версии кроссвордов, выложенные нами на официальном сайте университета. Каждый учащийся нашего вуза имеет свободный доступ к файлам на сайте, и нам было интересно проследить активность студентов в просмотрах папки с кроссвордами. Приятным оказался факт, что пик активности посещаемости приходился на период этих двух недель. (рис 2)

 

Рис 2. Анализ активности посещений на сайте в течение 14 дней до и после публикации кроссвордов.

Третьим и наиболее важным этапом нашей методики был анализ положительной роли кроссвордов с интересными заданиями в улучшении запоминания терминов. В этой же группе из 30 добровольных студентов нами было проведено аналогичное экспресс-тестирование с использованием других заданий. Анкета так же представляла собой мини-кроссворд, состоящий из 6 заданий, в каждом из которых был зашифрован фармакологический термин из 4-7 символов. Студентам было дано 5 минут, а некоторые даже справились раньше положенного времени. Анализ результатов теста показал, что из 100%  данных ответов (180), 72,2%  были верными(130) и 27,8% неверными(50). (рис 3) 

Рис 3. Результаты второго анкетирования.

Кроме полученных нами положительных  результатов анкетирования, было важно отследить роль данной методики в образовательном процессе, для чего нами был проведен опрос анкетированных студентов, который показал, что данная методика:

- вызывает положительные эмоции и позволяет сделать заучивание терминов более приятным процессом;

- подпитывает интерес к изучаемому предмету;

- позволяет тратить меньше времени на подготовку к занятию или к контрольной работе;

- помогает в подготовке докладов и сообщений по заданной теме;

- поспособствовала улучшению отметок по фармакологии, что студенты отметили наиболее  весомым фактом. 

Таким образом, организация учебного процесса в сочетании с нестандартными  методиками улучшения запоминания, в условиях дефицита свободного времени у студентов медицинского университета вместе с огромным количеством новых терминов, может быть рекомендована как основа перспективного улучшения когнитивной сферы студентов, улучшения качества образовательного процесса и формирования системного профессионального мышления.

Библиографический список:

1. Лоуренс Кац , Мэнинг Рубин "Фитнес для мозга". Издательство "Попури" 2009 г., 192 с.
2. Фармакология: клинический подход / К. Пейдж, М. Кертис, М. Уокер, Б. Хоффман; пер. с англ.; под ред. Б.К. Романова. - М.:Логосфера, 2012 - 744 с.
3. Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»).
4. http://www.ismu.baikal.ru/ismu/page_dept.php?id=1708&cat=docs&folder=10385 5.04.15 (кроссворды на официальном сайте ИГМУ)
5. http://cross.highcat.org/ru_RU/ (программа для создания кроссвордов)




Рецензии:

31.05.2015, 18:08 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Уважаемая Камила Адалетовна, спасибо Вам и Вашему научному руководителью за интересную, информативную и нестандартную статью, которая отражает не только теоретические (что, несомненно, интересно), но и практические (ч ОЧЕНЬ ценно) наработки в области использования нестандартных форм преподавания и контроля знаний учащихся. Статья несомненно рекомендуется к публикации. Удачи Вам в дальнейшей научной работе.

31.05.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Вахидова Камила Адалетовна:
Уважаемая Любовь Сергеевна, спасибо за Ваш приятный профессиональный отзыв, еще раз благодарим Вас за советы, которые помогли нам в доработке статьи. Надеемся не разочаровать Вас и в будущих работах.

31.05.2015, 18:43 Москвин Владимир Владимирович
Рецензия: Статья содержит актуальную и полезную информацию, которая будет полезна преподавателям всех уровней образования. Статья рекомендуется к публикации.
01.06.2015 7:07 Ответ на рецензию автора Вахидова Камила Адалетовна:
Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за Ваше профессиональное мнение, рада что наша методика может оказаться полезной для преподавателей разных сфер.

31.05.2015, 18:43 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Тема достаточно итересна и актуальна. Материал, необходимый для усвоения студентами, обширен и разнообразен, поэтому предлагаемый автором статьи метод найдет свое широкое практической применение. Статья рекомендуется к печати.
01.06.2015 7:07 Ответ на рецензию автора Вахидова Камила Адалетовна:
Уважаемая Лариса Владимирована, благодарю Вас за оценку актуальности и практической значимости нашей методики, Ваша рецензия очень приятна и ценна. С уважением, Камила Вахидова.

31.05.2015, 22:22 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тюрина Валентина Александровна Педагогический прием решения кроссвордов с целью совершенствования и контроля усвоения учебного материала основан на вариативном и многократном применении полученной информации. Такие приемы и методы гарантированно дают позитивный результат. Поэтому очень полезно широко применять их на практике. Статья рекомендуется к печати.
01.06.2015 7:07 Ответ на рецензию автора Вахидова Камила Адалетовна:
Уважаемая Валентина Александровна, очень приятно получить Вашу рецензию, для нас важна возможность практического применения разработанной методики. Надеемся на Вашу оценку наших дальнейших работ.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх