Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Менеджмент, Психология, Социология
Размещена 01.06.2015. Последняя правка: 02.06.2015.
Просмотров - 4361

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Борисова Алёна Андреевна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича

Студент экономического факультета, группа БИ-113

Хрунова Маргарита Ивановна, студент экономического факультета, группа БИ-113. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Родионова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.


Аннотация:
В статье рассматриваются основные методы и способы защиты работников от манипуляций менеджеров на предприятии.


Abstract:
The article deals with the basic methods and ways to protect workers from manipulation managers.


Ключевые слова:
менеджер; работник; защита от манипуляций; психологическое воздействие.

Keywords:
manager; worker protection against manipulation; psychological impact.


УДК 65.013

Манипуляция — этот тип психологического воздействия, в широком смысле влияние на кого или что-либо. Мы рассмотрим другое определение,  манипуляция - это влияние, направленное на то, чтобы убедить работника думать и действовать так, как наиболее выгодно манипулятору, или же спровоцировать собеседника на конкретное поведение, чаще всего связанное с обманом. Стать жертвой манипуляции может представитель любой профессии. В менеджменте манипулирование является серьезной проблемой. Актуальность данной проблемы обусловлена широким распространением данного явления в обществе, снижающем уровень доверия и уважения среди людей.  Эту проблему исследуют следующие авторы: Т.А Арефьева, Е.Н. Тарасова, Ю.Н. Улыбина, Д. Ковригин[1];[2];[3]. Наше исследование посвящено решению проблемы защиты от манипулирования.

Рассмотрим подробнее, что же такое манипуляция, правильнее всего будет сказать, что со стороны манипулятора это стремление, желание контролировать другого человека без его согласия. А со стороны "жертвы" это неосознанное подчинение манипулятору. Таким образом мы можем сказать, что самым эффективным способом защиты от манипуляции это осознание того что вами манипулируют. В нашем исследовании мы рассмотрим наиболее популярные приемы манипуляций и способы защиты от них. В частности мы рассмотрим способы защиты работников от манипуляций менеджеров на предприятии.

На практике менеджеры на предприятиях довольно часто с помощью манипуляций достигают своих целей. Может быть такое, что менеджер сам не понимает того, что он манипулирует сотрудниками. Бывают ситуации, когда без этого нельзя обойтись, ведь существуют различные типы личностей, и некоторые работники  делают свою работу не качественно, или без энтузиазма. В таких случаях менеджер при помощи манипулирования может повысить уровень качества работы, без ущерба для работника. Но бывают и другие ситуации, при которых манипуляции руководителя вредят работникам. Именно этих случаев нужно остерегаться сотрудникам, ведь когда управленец руководствуется соображениями личной выгоды, он может действовать в ущерб своим подчиненным, не руководствуясь не этическими, не экономическими соображениями. В нашем исследовании мы рассмотрим именно такие ситуации.

Известно множество приемов манипуляции. В деловом общении с ними сталкиваются каждый день. Вот один из них — поставить собеседника в такое положение, когда у него не будет выбора, кроме как принять одно из предложений манипулятора. 

Есть множество способов противостоять манипуляциям менеджеров. Практически против каждого манипуляторного приема есть способ защиты. В нашем исследовании ограничимся рассмотрением общих приемов. Они будут действенны в большинстве типичных ситуаций. Например, проанализируем способ сопротивления простым вербальным манипуляциям.

Шаблонные выражения для переговоров подготавливаются заранее. Их использование допустимо с профессиональной точки зрения. Работник часто пытается уклониться от общения. Поэтому задача менеджера — с первых минут добиться внимания для профессионального контакта и в процессе общения подвести работника к нужному манипулятору решению. Для этого он использует определенные шаблоны, которые вырабатываются на тренингах и заучиваются наизусть.

Против данного приема манипуляции наиболее эффективным будет уверенный отказ от предложения или игнорирование. Лучше всего говорить спокойно, без раздражения и злости.

Рассмотрим самые эффективные и актуальные способы защиты работников от манипуляций менеджеров. Одним из самых актуальных является игнорирование попыток менеджера уйти с заданной работником цели. Например, если работник твердо решил  твердо решил взять отпуск в определенное время года, предположим поздней весной, а менеджер предлагает ему отпуск зимой, под предлогом того, что в это время будет наиболее разгруженным для предприятия, а на самом деле планирует сам отдохнуть в это время, следует игнорировать это предложение и четко следовать поставленной цели.

В некоторых ситуациях наиболее правильной защитой от манипуляций будет прекратить контакт с менеджером.

Другим вариантом защиты, для работника является разоблачение манипуляций менеджера. Для этого можно задать менеджеру несколько конструктивных вопросов, благодаря которым работник сможет понять его истинные намерения. Вот пример такого вопроса: «Чего вы хотите добиться этой беседой?»

Иногда менеджер играет на желании, азарте работника. Этот прием манипуляции заключается в том, что манипулятор использует желание собеседника получить повышение или премию. Против этого приема есть только один вариант защиты, логически подумать и решить действительно ли нужно вам это, если же это действительно необходимо, то поразмыслить, подходит ли предложение менеджера. Бывают ситуации, когда манипулятор просит жертву быстро принять решение. Например, менеджер предлагает работнику шанс подзаработать и  просит его принять решение, прямо сейчас, объясняя такую поспешность тем, что уже завтра этой возможности уже не будет. Чаще всего такие обстоятельства - это повод задуматься: а действительно ли нужно совершать данное действие. Лучшей защитой от данной манипуляции будет являться спокойное восприятие данной информации и отложение принятия решения на некоторое время, в течение которого стоит все обдумать, чтобы точно сделать правильный выбор.

Так же существует такой вид манипулирования, когда менеджер предлагает работнику доказать, что он действительно нужен предприятию. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководитель вызывает к себе работника на «серьезный» разговор, в течение которого постоянно обращает внимание на важность выполняемой им работы в данном предприятии. Этим разговором менеджер показывает то, что он сомневается в полезности данного сотрудника. В данном случае манипулятор оказывает психологическое воздействие на подчиненного, рассчитывая на то, что из-за чувства страха лишиться своего рабочего места, работник возьмет на себя дополнительные обязанности. Это именно тот прием манипуляции, при котором самой лучшей защитой для сотрудника будет осознание того, что им манипулируют, и твердое решение не поддаваться психологическому давлению.

Работнику, который собирается противостоять манипуляциям менеджера, необходимо усвоить следующее. Никогда не применять агрессию в качестве сопротивления. Главная задача - не спровоцировать манипулятора на нападение, а обоснованно защитить свои личные границы. Агрессивно нападая на менеджера, работник показывает свою слабость и неясность мыслей, делая себя более открытым и уязвимым. Поэтому наиболее правильной линией защиты будет спокойный конструктивный диалог с манипулятором. Работник должен показать, что он не позволит собой манипулировать. Для этого он может использовать методы защиты, приведенные в данном исследовании.

Проанализировав все приведенные в нашем исследовании приемы манипулирования и методы защиты от них мы сделали вывод, что на практике, оптимальной защитой от манипуляций для работника будет демонстрация понимания ситуации. Сотрудник должен показать, что осознает, то что им манипулируют. И твердо дать понять менеджеру, что он не позволит этого делать. Тогда манипулятор потеряет свои позиции, ведь не стоит забывать, что манипуляция-это такой тип психологического воздействия, при котором человек не осознает что им управляют. Следовательно, если вы распознали манипуляцию, вы победили.
В процессе исследования были проанализированы самые популярные манипуляции менеджеров и рассмотрены наиболее эффективные методы защиты работников от манипуляций менеджеров на предприятии.

Библиографический список:

1. Арефьева, Т.А. Как не дать собой манипулировать / Т.А. Арефьева, Е.Н. Тарасова, Ю.Н. Улыбина. – М.: Мир книги, 2008. – 224 с.
2. Ковригин, Д. Влияние других [Электронный ресурс] / Д. Ковригин // Электронный журнал.— Режим доступа: http://m.delovoymir.biz/2014/10/01/vliyanie-drugih.html, свободный.— (Дата обращения: 02.04.2015).
3. Стацевич, Е. Манипуляции в деловых переговорах. Практика противодействия / Е. Стацевич, К. Гуленков, И. Сорокина. – М.: АП, 2007. – 138с.




Рецензии:

1.06.2015, 9:15 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Работа носит декларативный характер.Однако тема актуальна.Хотелось бы увидеть непосредственно работу самого автора.Необходимо доработать статью.

01.06.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Здравствуйте, статья доработана и исправлена. Добавлен анализ и выбрано наилучшее практическое решение ситуации. В случае если доработка вас не устроит, пожалуйста уточните, что именно вы подразумеваете под работой автора и вы хотите увидеть. С уважением А.А. Борисова

1.06.2015, 10:29 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Затронутый в статье вопрос вписывается в предметы социологии и психологии управления. Управленческие действия руководителей не огорожены от участия психического фактора, этот компонент действуют автоматически, но может использоваться и специально. Но одного устремления мало, нужно владеть психологической наукой. Но все ли менеджеры психологически просвещены? Обогащение ради предпринимательских действий это автоматически не дает. С психологическим средством действий конкурируют экономические, должностные, этические и др. и не легко определить, что из них решающе. Все эти обстоятельства нуждаются в учете, расширенный подход повысит ценность статьи.
01.06.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Спасибо за рецензию. Доработала статью в соответствии с замечаниями.

1.06.2015, 10:47 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: В современной деловой этике и психологии делового общения уже появился достаточно распространенный термин - антиманипулирование (иногда его еще называют "анти-Карнеги"). В принципе, вся современная бизнес-среда построена на постоянном конфликте манипулирования и анти-манипулирования, все дело лишь в соотношении! Как показывает практика, при превалировании менеджерского манипулирования может быть выше производительность рутинного труда, но много хуже дело с креативом со стороны работников. Манипуляция - это не "хорошо" и не "плохо", это метод работы, хотя могут быть и другие! Статью можно рекомендовать к публикации с учетом внесения некоторых корректив.
01.06.2015 12:12 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Спасибо за рецензию.

3.06.2015, 16:33 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья соответсвует требованиям и рекомендуется к публикованию.
07.06.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Спасибо за рецензию!

4.06.2015, 10:24 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья, оформление отвечает предъявляемым к научным публикациям требованиям. Рекомендуется к опубликованию.
07.06.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Спасибо за рецензию!

5.06.2015, 13:26 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «Методы и способы защиты работников от манипулирования менеджеров» студентки Владимирского государственного университета «имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Борисовой Алёны Андреевны Психологическая манипуляция - тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными. Учитывая множество способов манипулирования руководителем, автор выделяет и анализирует методы и способы защиты противодействия манипуляциям менеджеров. В свою очередь руководитель, учитывая ситуацию и способ манипулирования со стороны работника, может использовать многообразие методов противодействия, например, командообразование, развитие личностных качеств, активные и пассивные психологические методы и т.п. Тема заявленной проблемы актуальна и требует дельнейших разработок. С психологическим средством действий конкурируют экономические, должностные, этические и др. и не легко определить, что из них решающе. Все эти обстоятельства нуждаются в учете, расширенный подход повысит ценность представленной статьи. Работа выиграла бы, если Борисова А.А. при отборе методов и способов защиты работников от манипулирования менеджера учитывала поведенческий, эмоциональной аспект сотрудников, а также тип предприятия, т.к. специфика профессиональной деятельности оказывает влияние на выбор методов манипулирования. Тема исследования является актуальной и значимой. Если учитывать опыт научно-исследовательской работы автора-студента 1 курса, то статью можно рекомендовать к публикации. канд.психол.н., ст. преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кольцова
07.06.2015 19:19 Ответ на рецензию автора Борисова Алёна Андреевна:
Спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

2.06.2015, 12:23 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Решение научной проблемы разделяется на вопросы. Автор же представляет обзорную статью (причем неотформатированную - см. Авторам). В результате наблюдается очевидный разрыв между темой, аннотацией, содержанием и выводами. В применении терминов "манипуляция" и "манипулирование", учитывая заявленность статьи на принципиально разные научные разделы (экономика, психология) логично было бы сделать конкретные ссылки (на конкретные терминологические источники) в соответствующих научных отраслях, поскольку на сегодняшний день (во всяком случае в российском ВАК) эти научные отрасли разделены по разным специальностям. Вывод также не представлен как аргументированный (если не сказать - сомнительный), имеет смысл обратить особое внимание на рецензии специалистов по психологии, поскольку этот вывод уж совсем невозможно отнести к экономической отрасли, на наш взгляд. Кроме того, автор ссылается на проблемы менеджмента, но при этом не заявляет этот раздел (?). В итоге что имеем, - на какие теории опираемся (социологические, психологические, экономические? Представляется, если автор самостоятельно тщательней проработает базовые требования к научной статье, многие вопросы отпадут сами собой, на наш взгляд.


Оставить комментарий


 
 

Вверх