аспирант
Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства
аспирант
Шленов Юрий Викторович, доктор экономических наук, профессор, Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства
УДК 338
Современные тенденции развития инновационных технологий и систем их применения в национальных экономиках стран с разным экономическим уровнем развития характеризуются активным процессом развития международного инновационного сотрудничества, интеграции инновационных технологий в национальные экономики взаимодействующих стран – участников мирового рыночного обмена и сотрудничества, углубление государственных процессов в регулировании инновационной сферы стран и взаимопроникновения инновационного продукта в различные отрасли экономики. Сегодня многие исследователи отмечают активный процесс развития рынка инновационной продукции, и, как следствие этого процесса – осуществляется глобальное воздействие на динамику развития различных направлений межнационального взаимодействия и сотрудничества стран мировой системы. Многие ученые высказывают позитивное мнение об активности процесса межгосударственного экспортирования спектра наиболее значимых и приоритетных сегментов инновационной продукции в различные отрасли, что, несомненно, способствует наиболее продуктивному и перспективному развитию международного сотрудничества на принципах партнерства, эффективному внутреннему развитию самих государств, а в целом - и достижению международного альянса на мировом рынке.
Данный процесс активизации продвижения и применения инновационный технологий в различных сферах мирового хозяйства сложен и многогранен. Бесспорно, любое движение – это развитие.[3] Кто же сегодня, проживая непростой исторический момент состояния кризиса в мировой экономике, вовлекший в себя большое количество стран, откажется от пусть экспериментального, но все же перспективного пути развития и добровольно упустит шанс участия своей страны в системе нового миропостроения и своей роли в этом новом процессе?
Говоря о положительном аспекте развития продвижения инновационных технологий в национальные экономики, стоит отметить следующее. С одной стороны – процесс создания и внедрения инновационной продукции внутри любой страны позволяет этой стране, как отдельному субъекту в мировой системе, утверждаться в своей технологической независимости. Речь идет о факторе роста самодостаточности отдельно взятой страны на мировом пространстве, о стремлении взрастить свой экономический и технологический потенциал путем поиска, применения новых технологических инновационных рычагов для внутригосударственного развития.[1] Для какой цели необходим данный внутригосударственный процесс? Ответ очевиден. Он заложен во втором аспекте вопроса о развитии внедрения инновационных технологий в определенном государстве: увеличение собственного внутригосударственного потенциала, стабильность и новые возможности в экономике, и, как следствие - рост экономического уровня и безопасности страны. В совокупности с вышеперечисленным – развитие значимых научных направлений, исследований и разработок приносит отдельно взятой стране закрепление ее интересов на мировом рынке отношений, ее статус, роль и влиятельность на мировом экономическом и политическом пространстве.
В этой связи вопрос приоритетности процесса развития и применения инновационных технологий при формировании государственных программ и включения данного процесса как одного из основных стратегических направлений экономического развития и международного сотрудничества уже не обсуждаем. Общие международные цели и устремления понятны.[2] Сегодня уже стоит серьезно говорить об инновации как (условно) изобретенном новом продукте, имеющем свою качественную ценность, и не важно какую форму представляет данный продукт – материальную или интеллектуальную. Он должен быть доступен, конкурентоспособен на рынке, востребован и приносить прибыль. Безусловно, такими характеристиками может обладать далеко не любой предлагаемый новый продукт инновации. Более того, далеко не все ученые готовы разрабатывать именно высокоэффективные и востребованные продукты новейших технологий, которые не несут ожидаемой значимости на рынке. Если стоит задача кратко определить понятие «инновационные технологии и их «продукт», то можно это изложить следующим образом: «Инновации – это не особый товар, продукт... То именно, что способно поменять качество жизни».
Вообще, вопрос о степени вовлечения какой-либо страны в мировые инновационные процессы представляется основополагающим в теории «Национальная инновационная система». Создание данной теории состоялось в конце 80-х годов ХХ веке. Ее создателями являются Б. Лундвалл, К. Фримeн и Р.Нeльсон. В России теорию исследовали многие ученые, среди которых можно отметить К.И.Плетневу, Н.И. Иванову, А.Н. Фоломьeву, Н.В. Шeлюбскую и др.[4] Любая модель НИС должна быть устремлена создание условий применения инновационного продукта, его конкурентоспособности и участия в международной торговой системе. НИС должна включать как минимум 3 ключевых составляющих:
- конкурентное окружение (как условие)
- ресурсосодержащая инфраструктура: финансы, кадры, информационное поле.
- внутренняя государственная политика и институты общества, нацеленные на поддержание и обеспечение благоприятных условий развития инновационной деятельности.
При этом необходимо понимать, что на особенности НИС обязательно будут влиять многие факторы: такие, как соотношение отраслей экономики, динамика их развития, особый уровень развития наиболее наукоемких и ведущих отраслей, соотношение и фундаментальных и прикладных разработок, и проектов, соотношение государственного сектора с частным и их степени участия в национальной экономике.
В свете актуальности темы международной инновационной состоятельности, хотелось бы определить и место такой страны как Россия. В настоящее время институты государственной власти России в условиях глобализации экономических отношений и в целях активизации инновационной деятельности ключевой задачей считают совершенствование НИС.[6] В чем особенность момента, переживаемого сегодня инновационной системой в нашей стране? Необходимость внесения существенных изменений в инновационной политике России обусловлено переходом от административно-командных методов управления хозяйством страны к модели рыночной экономики. К тому же конец ХХ столетия принес для России и разрушение сложившихся экономических, политических и социальных связей. Сегодня мы констатируем, что в целом Национальная инновационная система России находится на первичной стадии развития, многие ее направления только начинают формироваться. Российская НИС сегодня небезупречна и испытывает ряд проблем.[5] В некоторых отраслях наш инновационный продукт пока еще не имеет конкурентных преимуществ. О проблематике в инновационной деятельности России говорит тот факт, что доля наукоемкой продукции России пока весьма незначительна в сфере международной торговле: по различным источникам она составляет не более 1%. Думается, что этим можно объяснить и незначительный показатель экспорта российских товаров и услуг. Можно предположить, что такая ситуация имеет некоторые исторически сложившиеся обстоятельства. Конечно, до преобразовательного периода в экономической сфере, начало которому было положено в конце ХХ столетия, в России функционировала научно-исследовательская и технологическая деятельность. Но данная деятельность была государственно монополизирована. И на сегодняшний день российская инновационная система не имеет достаточной степени сформированности. Российская инновационная деятельность, к сожалению, остается невостребованной с точки зрения практического применения. Начиная с 90-х годов резко сократилось создание новейших типов средств автоматизации, высокотехнологичного оборудования. Развал внутреннего производительного процесса, закрытие большого количества средних и мелких предприятий привели к переориентированию экономики в сторону импортирования зарубежной техники и технологий (как это произошло в основе основ экономической структуры – российской промышленности). В других важнейших отраслях страны до сих пор эксплуатируется изношенная и морально устаревшая техника и оборудование (металлургическая и горнодобывающая промышленности, авиация, железнодорожный транспорт и др.). Одной из причин несостоятельности российской инновационной деятельности явился факт перехода большого числа предприятий в негосударственный сектор. Понятно, что при этом переходе вопросы реализации инновационных проектов стали больше интересовать частный сектор на фоне не разработанности эффективного инструментария государственного управления и регулирования инновационными процессами в стране. Такое отношение могло и дальше бы существовать, если бы не пикантность момента. Мировую экономику накрыл кризис. Ситуация требует серьезного пересмотра и другого отношения к международной инновационной системы, и соответственно - ставит нашу страну перед неотложной проблемой поиска решений активизации национальной инновационной политики. Перед государством и его институтами сегодня стоит задача модернизации инновационной системы, а теперь еще и в условиях введения санкций в отношении нашей страны на мировом рынке. Нам предстоит решить вопрос реанимации и восстановления многих секторов экономики, наукоемких отраслей и предприятий, с тем, чтобы насытить внутренний рынок отечественной качественной продукцией, переориентировать экономику на российского производителя, при этом не забывать о конкурентоспособности нашего российского продукта на мировом рынке. Естественно, необходима и перезагрузка международных отношений, восстановление утраченных связей со старыми странами-партнерами и развитие сотрудничества с новыми.
Отрадно, что проблематика сложившейся ситуации в стране и мире, находит понимание в нашем государственном секторе. Об этом свидетельствуют последние Указы Президента России В.В.Путина и материалы Постановлений Правительства РФ, нацеленные на реформирование отдельных секторов экономики, переосмысление отраслевой приоритетности, пересмотр правовой основы для реализации национальных программ, наиболее полноценного государственного инвестирования с привлечением частного и крупного бизнеса для активизации экономических и инновационных процессов, реформирование налоговой системы.
Становится понятной целевая направленность госуправления инновационной политикой. Сегодня мы находимся в начальной фазе развития эффективности инновационной деятельности. Но данный переживаемый период необходим для перехода экономики России на новый инновационный путь развития. Этот путь - переход к постиндустриальному обществу. Но нам, с моей точки зрения, необходимо также переосмысление и понимание того, что экономика России останется в фазе деградации, если страна будет по-прежнему являться сырьевым источником для других стран на мировом рынке. Как известно, ресурсы сырья исчерпаемы. Сегодня необходимо рассматривать возможности вывода новых видов продукции, высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировом рынке. Пока приходится констатировать факт того, что газ и нефть остаются наиболее приоритетными и значимыми статьями экспорта России. Именно газово-нефтяное сырье и пополняет валютный фонд страны и увеличивает поток налогов в бюджет. Если такая позиция не будет учтена в новой государственной программе перспективного экономического развития (в т.ч. и в инновационной деятельности), российская экономика будет неизменно застойна, без вектора развития. Высшие государственные институты управления страной проявляют свое заинтересованное отношение к развитию инновационной системы в России. Но пока радикально не меняется ситуация на практике. Теоретическая основа инновационной деятельности имеет свою стадию развития, которая пока не связывает ее с практикой внедрения. Возможно, проблема состоит в сложности внедрения процесса инновационных технологий, а также - в силу геополитических причин и особенности переживаемого непростого периода в мировом пространстве. И все же вопрос развития инновационного бизнеса в стране требует большей активизации.[7] Для этого имеется достаточно рычагов: и увеличение государственного финансирования научных исследований и разработок, и приведение в соответствие оплаты труда научным сотрудникам, и создание более совершенной правовой основы для положения об интеллектуальной собственности, и привлечение частных инвесторов на финансирование инноваций, и формирование централизованной «инновационной среды», и формирование новой рыночной экономической модели, включающей аспект модернизации инновационной деятельности.
В заключении, можно отметить следующее. Безусловно, Российская инновационная деятельность далека от совершенства. Хочется надеяться, что состояние мировой экономики и последние события в международном пространстве по отношению к России, определят новую линию поведения и степень участия нашей страны на мировом рынке. Думается, при грамотном анализе и действиях руководства страны мы в скором времени можем занять одну из лидирующих позиций в мире. Россия имеет огромный потенциал и достаточное количество предпосылок для эффективного развития инновационной деятельности. Действительно, у нас достаточно высокий уровень развития науки по отдельным направлениям, мы обладаем достаточным финансовым и ресурсным потенциалом, у нас имеются целые комплексы производственных предприятий с высокотехнологичным производством и имеющих огромный опыт и конкурентоспособность, мы обладаем высококвалифицированными кадрами во многих отраслях производств и профессиональной подготовкой, и переподготовкой кадрового ресурса. Россия - страна огромных возможностей и устремлений, имеющую богатую историю развития. Поэтому считаю, что, пережив непродолжительный переходный период, наша страна займет лидирующую позицию и в сфере инновационной деятельности. У нас – свой путь развития.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий