Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 19.06.2015. Последняя правка: 19.06.2015.
Просмотров - 5129

Современные тенденции развития инновационных технологий и НИС России.

Маркеев Артур Эдуардович

аспирант

Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства

аспирант

Шленов Юрий Викторович, доктор экономических наук, профессор, Российский Государственный Университет Инновационных Технологий и Предпринимательства


Аннотация:
Целью данной статьи является анализ современных тенденции развития инновационных технологий и систем их применения в национальных экономиках мировых стран. Попробовать рассмотреть детально "Национальную инновационную систему" России,выделить положительные и отрицательные стороны.


Abstract:
The purpose of this article is to analyze modern trends in the development of innovative technologies and systems for their use in the national economies of the world countries. Try to consider in detail the "national innovation systems" Russia, highlight the positive and negative sides.


Ключевые слова:
инновации; инновационные технологии; тенденция; развитие; национальная экономика;национальная инновационная система; Россия.

Keywords:
innovation; innovative technologies; trend; development of; the national economy, national innovation system; Russia.


УДК 338

Современные тенденции развития инновационных технологий и систем их  применения в национальных экономиках стран с разным экономическим  уровнем развития характеризуются активным процессом развития международного инновационного сотрудничества, интеграции инновационных технологий в национальные экономики взаимодействующих стран – участников  мирового рыночного обмена и сотрудничества, углубление государственных процессов в регулировании инновационной сферы стран и взаимопроникновения   инновационного продукта в различные отрасли экономики. Сегодня многие исследователи отмечают активный процесс развития рынка инновационной продукции, и, как следствие этого процесса – осуществляется глобальное воздействие на динамику развития различных направлений межнационального взаимодействия и сотрудничества стран мировой системы. Многие ученые высказывают позитивное мнение об активности процесса межгосударственного экспортирования спектра наиболее значимых и приоритетных сегментов инновационной продукции в различные отрасли, что, несомненно, способствует наиболее продуктивному и перспективному развитию международного сотрудничества на принципах партнерства, эффективному внутреннему развитию самих государств, а в целом - и достижению международного альянса на мировом рынке.

Данный процесс активизации продвижения и применения инновационный технологий в различных сферах мирового хозяйства сложен и многогранен.  Бесспорно, любое движение – это развитие.[3] Кто же сегодня, проживая непростой исторический момент состояния кризиса в мировой экономике, вовлекший в себя   большое количество стран, откажется от пусть экспериментального, но все же перспективного пути развития и добровольно упустит шанс участия своей страны в системе нового миропостроения и своей роли в этом новом процессе?

Говоря о положительном аспекте развития продвижения инновационных технологий в национальные экономики, стоит отметить следующее. С одной стороны – процесс создания и внедрения инновационной продукции внутри любой страны позволяет этой стране, как отдельному субъекту в мировой системе, утверждаться в своей технологической независимости. Речь идет о факторе роста самодостаточности отдельно взятой страны на мировом пространстве, о стремлении взрастить свой экономический и технологический потенциал путем поиска, применения новых технологических инновационных рычагов для   внутригосударственного развития.[1] Для какой цели необходим данный внутригосударственный процесс? Ответ очевиден. Он заложен во втором аспекте вопроса о развитии внедрения инновационных технологий в определенном   государстве: увеличение собственного внутригосударственного потенциала, стабильность и новые возможности в экономике, и, как следствие - рост экономического уровня и безопасности страны. В совокупности с вышеперечисленным – развитие значимых научных направлений, исследований и разработок приносит отдельно взятой стране закрепление ее интересов на мировом рынке отношений, ее статус, роль и влиятельность на мировом экономическом и политическом пространстве.

В этой связи вопрос приоритетности процесса развития и применения инновационных технологий при формировании государственных программ и включения данного процесса как одного из основных стратегических направлений экономического развития и международного сотрудничества уже не обсуждаем. Общие международные цели и устремления понятны.[2] Сегодня уже стоит серьезно говорить об инновации как (условно) изобретенном новом продукте, имеющем свою качественную ценность, и не важно какую форму представляет данный продукт – материальную или интеллектуальную. Он должен быть доступен, конкурентоспособен на рынке, востребован и приносить прибыль. Безусловно, такими характеристиками может обладать далеко не любой предлагаемый новый продукт инновации. Более того, далеко не все ученые готовы разрабатывать именно высокоэффективные и востребованные продукты новейших технологий, которые не несут ожидаемой значимости на рынке. Если стоит задача кратко определить понятие «инновационные технологии и их «продукт», то можно это изложить следующим образом: «Инновации – это не особый товар, продукт... То именно, что способно поменять качество жизни».

Вообще, вопрос о степени вовлечения какой-либо страны в мировые инновационные процессы представляется основополагающим в теории «Национальная инновационная система». Создание данной теории состоялось в конце 80-х годов ХХ веке. Ее создателями являются Б. Лундвалл, К. Фримeн и Р.Нeльсон. В России теорию исследовали многие ученые, среди которых можно отметить К.И.Плетневу, Н.И. Иванову, А.Н. Фоломьeву, Н.В. Шeлюбскую и др.[4]  Любая модель НИС должна быть устремлена создание условий применения инновационного продукта, его конкурентоспособности и участия в   международной торговой системе. НИС должна включать как минимум 3 ключевых составляющих:  

- конкурентное окружение (как условие)

- ресурсосодержащая инфраструктура: финансы, кадры, информационное поле.

- внутренняя государственная политика и институты общества, нацеленные на поддержание и обеспечение благоприятных условий развития инновационной деятельности.

При этом необходимо понимать, что на особенности НИС обязательно будут влиять многие факторы: такие, как соотношение отраслей экономики, динамика их развития, особый уровень развития наиболее наукоемких и ведущих отраслей, соотношение и фундаментальных и прикладных разработок, и проектов, соотношение государственного сектора с частным и их степени участия в национальной экономике.

В свете актуальности темы международной инновационной состоятельности, хотелось бы определить и место такой страны как Россия. В настоящее время институты государственной власти России в условиях глобализации экономических отношений и в целях активизации инновационной деятельности ключевой задачей считают совершенствование НИС.[6] В чем особенность момента, переживаемого сегодня инновационной системой в нашей стране? Необходимость внесения существенных изменений в инновационной политике России обусловлено переходом от административно-командных методов управления хозяйством страны к модели рыночной экономики. К тому же конец ХХ столетия принес для России и разрушение сложившихся экономических, политических и социальных связей. Сегодня мы констатируем, что в целом Национальная инновационная система России находится на первичной стадии развития, многие ее направления только начинают формироваться. Российская НИС сегодня небезупречна и испытывает ряд проблем.[5] В некоторых отраслях наш инновационный продукт пока еще не имеет конкурентных преимуществ. О проблематике в инновационной деятельности России говорит тот факт, что доля наукоемкой продукции России пока весьма незначительна в сфере международной торговле: по различным источникам она составляет не более 1%. Думается, что этим можно объяснить и незначительный показатель экспорта российских товаров и услуг. Можно предположить, что такая ситуация имеет некоторые исторически сложившиеся обстоятельства. Конечно, до преобразовательного периода в экономической сфере, начало которому было положено в конце ХХ столетия, в России функционировала научно-исследовательская и технологическая деятельность. Но данная деятельность была государственно монополизирована. И на сегодняшний день российская инновационная система не имеет достаточной степени сформированности. Российская инновационная деятельность, к сожалению, остается невостребованной с точки зрения практического применения. Начиная с 90-х годов резко сократилось создание новейших типов средств автоматизации, высокотехнологичного оборудования. Развал внутреннего производительного процесса, закрытие большого количества средних и мелких предприятий привели к переориентированию экономики в сторону импортирования зарубежной техники и технологий (как это произошло в основе основ экономической структуры – российской промышленности). В других важнейших отраслях страны до сих пор эксплуатируется изношенная и морально устаревшая техника и оборудование (металлургическая и горнодобывающая промышленности, авиация, железнодорожный транспорт и др.). Одной из причин несостоятельности российской инновационной деятельности явился факт перехода большого числа предприятий в негосударственный сектор. Понятно, что при этом переходе вопросы реализации инновационных проектов стали больше    интересовать частный сектор на фоне не разработанности эффективного инструментария государственного управления и регулирования инновационными процессами в стране. Такое отношение могло и дальше бы существовать, если бы не пикантность момента. Мировую экономику накрыл кризис. Ситуация требует серьезного пересмотра и другого отношения к международной инновационной системы, и соответственно - ставит нашу страну перед неотложной проблемой   поиска решений активизации национальной инновационной политики. Перед государством и его институтами сегодня стоит задача модернизации инновационной системы, а теперь еще и в условиях введения санкций в отношении нашей страны на мировом рынке. Нам предстоит решить вопрос реанимации и восстановления многих секторов экономики, наукоемких отраслей   и предприятий, с тем, чтобы насытить внутренний рынок отечественной качественной продукцией, переориентировать экономику на российского производителя, при этом не забывать о конкурентоспособности нашего российского продукта на мировом рынке. Естественно, необходима и перезагрузка международных отношений, восстановление утраченных связей со старыми странами-партнерами и развитие сотрудничества с новыми. 

Отрадно, что проблематика сложившейся ситуации в стране и мире, находит понимание в нашем государственном секторе. Об этом свидетельствуют последние Указы Президента России В.В.Путина и материалы Постановлений Правительства РФ, нацеленные на реформирование отдельных секторов экономики, переосмысление отраслевой приоритетности, пересмотр правовой основы для реализации национальных программ, наиболее полноценного   государственного инвестирования с привлечением частного и крупного бизнеса для активизации экономических и инновационных процессов, реформирование налоговой системы.         

Становится понятной целевая направленность госуправления инновационной политикой. Сегодня мы находимся в начальной фазе развития эффективности инновационной деятельности. Но данный переживаемый период необходим для перехода экономики России на новый инновационный путь развития. Этот путь - переход к постиндустриальному обществу. Но нам, с моей точки зрения, необходимо также переосмысление и понимание того, что экономика России останется в фазе деградации, если страна будет по-прежнему являться сырьевым источником для других стран на мировом рынке. Как известно, ресурсы сырья исчерпаемы. Сегодня необходимо рассматривать возможности вывода новых видов продукции, высокотехнологичных и конкурентоспособных на мировом рынке. Пока приходится констатировать факт того, что газ и нефть остаются наиболее приоритетными и значимыми статьями экспорта России.  Именно газово-нефтяное сырье и пополняет валютный фонд страны и увеличивает поток налогов в бюджет. Если такая позиция не будет учтена в новой государственной программе перспективного экономического развития (в т.ч. и в инновационной   деятельности), российская экономика будет неизменно застойна, без вектора развития. Высшие государственные институты управления страной проявляют свое заинтересованное отношение к развитию инновационной системы в России. Но пока радикально не меняется ситуация на практике. Теоретическая основа инновационной деятельности имеет свою стадию развития, которая пока не связывает ее с практикой внедрения. Возможно, проблема состоит в сложности внедрения процесса инновационных технологий, а также - в силу геополитических причин и особенности переживаемого непростого периода в мировом пространстве. И все же вопрос развития инновационного бизнеса в стране требует большей активизации.[7] Для этого имеется достаточно рычагов: и увеличение государственного финансирования научных исследований и разработок, и приведение в соответствие оплаты труда научным сотрудникам, и создание более совершенной правовой основы для положения об интеллектуальной собственности, и привлечение частных инвесторов на финансирование инноваций, и формирование централизованной «инновационной среды», и формирование новой рыночной экономической модели, включающей аспект модернизации инновационной  деятельности. 

В заключении, можно отметить следующее. Безусловно, Российская инновационная деятельность далека от совершенства. Хочется надеяться, что состояние мировой экономики и последние события в международном   пространстве по отношению к России, определят новую линию поведения и степень участия нашей страны на мировом рынке. Думается, при грамотном анализе и действиях руководства страны мы в скором времени можем занять   одну из лидирующих позиций в мире. Россия имеет огромный потенциал и достаточное количество предпосылок для эффективного развития инновационной деятельности. Действительно, у нас достаточно высокий уровень развития науки по отдельным направлениям, мы обладаем достаточным финансовым и ресурсным потенциалом, у нас имеются целые комплексы производственных предприятий с высокотехнологичным производством и имеющих огромный опыт и конкурентоспособность, мы обладаем высококвалифицированными кадрами во многих отраслях производств и профессиональной подготовкой, и переподготовкой кадрового ресурса. Россия - страна огромных возможностей и устремлений, имеющую богатую историю развития. Поэтому считаю, что, пережив непродолжительный переходный период, наша страна займет лидирующую позицию и в сфере инновационной деятельности. У нас – свой путь развития.

Библиографический список:

1. Ареско А.Р., Праго А.Д. Инновации. – К.: Инфо., 2008. – 459 с.
2. Барышева А.В, Балдин К.В., Голов Р.С., Прередеряев И.И. Инновации: уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Дашков и К., 2008. – 379 с.
3. Малашов Г.Р. Инновационные технологии современности. – К., 2010. – 460 с.
4. Максимов М. Ю., Митяков С.Н., Митякова О.И., Федосеева Т.А. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала // Инновации., 2006. - № 6. - С. 51 - 56.
5. Панова Е. Проблемные вопросы развития НИС в РФ // Общество и экономика., 2007. – №9/10. – С.122-137.
6. Чеботарев Н.Ф. Национальная инновационная система РФ // Аудит и финансовый анализ., 2007. – № 3. – С.459-468.
7. Чеботарев Н.Ф. Концепция государственной экономической политики по созданию условий для развития национальной инновационной системы // Аудит и финансовый анализ., 2007. – № 5. – С.459-470.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх