Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Религиоведение
Размещена 05.06.2015. Последняя правка: 05.06.2015.
Просмотров - 4708

СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ И ПРАВА

Комиссарова Кристина Юрьевна

магистр

Северо-Кавказский филиал МАДИ

специалист отдела кадров

Черкашин Евгений Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, филиал в г. Пятигорске


Аннотация:
Социолого-политологическое рассмотрение религиозной веры, объединения верующих содержит юридический аспект, который должен учитываться и оцениваться. Опережение религиозно-организационным средством регуляции отношений между людьми политико-юридического не дало основания всем создателям государств, политикам поставить эту власть в подчинение религиозной.


Abstract:
Sociology and political science review of religious belief, association of believers contains the legal aspect that should be considered and evaluated. Advance religious and organizational means of regulation of relations between people of political and legal foundation has not given all of the creators, politicians put this power in subordination to the religious.


Ключевые слова:
религия; церковь; социальные функции церкви; юридическая регуляция верований, регуляция объединения верующих.

Keywords:
religion; church; the Church of social functions; Legal regulation of beliefs, regulation association of believers.


УДК 2.29 

Введение. Послеперестроечный, трансформационный период истории России содержит в составе восстановления досоциалистических социальных показаний обогащение свободы религиозной веры, деятельности объединений прихожан [6]. Конституция страны провозгласила свободу мировоззрения, христианская церковь, мусульманская и буддийская вероисповедальные объединения граждан без исключения иудейских восстановились во множестве своих утраченных ранее свобод и прав [4]. В связи с этим перед заметной частью «гражданского общества» встал вопрос об относительных позициях, влиянии друг на друга религиозных верований, обычаев и юридических норм. Вопрос социально-философский, его рассмотрение в самих религиях и науках не совпадает. Но нельзя ограничиваться только одним из этих подходов в угоду идеологическим, а то и политическим соображениям.

Историческая очередность возникновения религий и юридических прав. Религиозные воззрения возникли до создания государств, а юридические нормы – признаки, компоненты государственного устройства совместной жизни. На базе мифических воззрений возник политеизм, расшатанный буддизмом. Иудеи наработали монотеизм, что во многом объясняется установкой на воссоздание государственного строя. Только после этого определились христианство, а затем и ислам. До поддержки государственного единения людей религия стала выполнять функции не только мировоззрения, но и управления моральным поведением людей.

От религиозно-моральных норм к юридическим. Назначение религии испокон веков состояло в том, что она позволяла человеку так или иначе определять свое место в мире, объяснять необъяснимое, полностью давала четкое понимание окружающего мира и своего места в нём в простой форме. Также религия внедряла и поддерживала соблюдение свода правил и законов, считающихся заданными творцами мира. В Типитаке, Библии, Коране помимо религиозных канонов определились также и общечеловеческие нормы и правила поведения. Так, например, в Библии установлена обязанность работать (трудиться) шесть дней, а седьмой день посвятить Господу Богу и отдыху. Также сказано о том, что дети должны почитать старших, запрещается воровство, убийство и лжесвидетельство, прелюбодействие [2].

До оформления государств управляла обществом в мирное время иерархия священников, а в военное время вождь. В Европе сложилась параллель политической власти и власти христианско-церковной. По составу арабов и тюрок возникло единение этих средств в виде халифата, теократического государства. Но в обоих случаях состав моральных норм, поддерживаемый религиозным мировоззрением, иерархией священнослужителей стал основой государственных юридических норм. Библия, Коран, Сунна и др. выступают в некоторых случаях в качестве источников права.

Религиозное объяснение юридических норм. До усилий философов, соотносить политическое сознание и религиозное довелось осуществлять священникам. К убеждениям в том, что моральные нормы заданы создателем мира была добавлена предусмотренность создания государств с привлечением к соблюдаемости законов военной силы. Формирование государственных устройств не обошлось недовольством священников ограничивать их права политическими деятелями от князей, королей, царей до императоров. Церковь защищала свои позиции указанием на то, что она осуществляет социально-ценные функции. В этом составе: просвещение, оказание помощи бедным и убогим, обездоленным, лечение больных, обеспечение приличных семейных отношений, исключение аморальных действий в обществе и т.д. Чтобы политикам удавался спор, им приходилось осуществление этих функций делать делом государственным.

В Германии каноническое право и сейчас является частью национальной правовой системы. Всё же между правом и религией существуют принципиальные различия. Так, утверждение свободы совести одновременно говорит о том, что сфера действия религиозных норм гораздо уже сферы действия норм права. Механизмы действия религии и права различны.

Влияние права на религию. Использование юридическим правом подходящих религиозно-моральных норм не исключило юридическую регуляцию этого вида мировоззрения и объединения граждан.

Пришлось искать их место между философией и науками, а также между неполитизированными и политизированными общественными объединениями, политическими партиями, акционерными объединениями, всевозможными фондами. В сохраняющихся капиталистическими странах отношение к этим явлениям сложилось либеральное, союзническое, хотя этому мешали разнорелигиозность, с одной стороны, и атеизм, с другой. В возникших социалистических странах это отношение оказалось жестким, искоренительным. Не случайно, когда началась перестройка и процесс пошел в направлении восстановления многопартийности, пострадавшие от репрессий пропагандисты христианской веры решились на создание анисоциалистических политизированных объединений [5, с. 125, 126].

Правовая регуляция религии и религиозных объединений в нынешней России. Ныне Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» [4] гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий. Объявлена возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Нет преимущественной, предпочитаемой властью религии. Отношение норм права к православным, мусульманам, католикам, старообрядцам, баптистам, буддистам, иудеям и др. равное. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека» [3].

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, то есть все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ими.

Авторы религиозно-правовых норм. Нормы права в современной России формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими себе все стороны общественной жизни и способными давать конкретную формулировку нормам, выражающим интересы всего общества в целом. Учитываются пожелания и предложения священников, ученых, лидеров политических партий и общественных объединений, рядовых граждан. Используется зарубежный опыт, но с учетом местных условий.

Расширение социальных функций религиозных объединений. Ныне нет препятствий изданию религиозной литературы, рекламных средств. Действует православно-церковный телевизионный канал. Дано право обучения «Библии», «Корану» школьников, но в качестве дополнительного платного образования. Нет особых препятствий возведению новых религиозных сооружений, но за счет верующих. Духовенство России благодарно относится к лидерам правящей в стране партии. Политологам не приходится сомневаться в том, что они призывают своих прихожан голосовать за нее.

Реакция атеистов, коммунистов. Трансформационный в России процесс не исключил в стране атеизм. Но этим верующим в несуществование мировых духов достаточно того, что нерелигиозность не преследуется. Кто не верил, тот остается при своих позициях, не лишен права воспитывать своих детей по своему усмотрению. Когда началась трансформация, правление русской православной церкви ожидало восстановления преподавания в русских школах «Библии», «Слова Божия», «Христианства». Но до этого дело не дошло, государственная школа осталась отделенной от церкви. То же воздержание произошло по совокупности государственных вузов. Но, если взять преподавание «Религиоведения», то эта позиция двойственная. Один преподаватель в состоянии показывать бесценность религии, а другой – ее никудышность.

Заключение. У нынешнего руководства Русской православной церкви нет шансов поставить свою религиозную администрацию над государственной, взять инициативу разработки юридических законов на себя. Исторического опережения религиозно-моральным управлением обществом политическо - юридического не достаточно. России остается быть государством светским, территорией многонациональной, с наличием атеистов, с важностью толерантности без исключения патриотизма. 

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Историческая прогрессивность религии // Электронный научный периодический журнал «Современные научные исследования и инновации». «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 18 (февраль) 2015. - С. 99 – 105.
2. Библия. Изд-во Watchtower Bible and Tract Society of New York. International Bible Students Association Brooklyn, Neu York, USA.
3. Всеобщая декларация прав человека. Пинята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
4. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 2005.
5. Ульянова Ю.С. Политический фронт – Пятигорск: Технологический университет, 2001.
6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета, 1 октября. 1997.




Комментарии пользователей:

13.11.2015, 18:59 Колмаков Николай Анатольевич
Отзыв: вопрос не в установлении религиозной администрации- вопрос в установлении иной системы общественных отношений ( в которые включаются управленческие)- не Права, не Правовых, которые не только полагает "после" себя социальный конфликт, но само есть социальный конфликт. А Право сегодня и есть светское государство. Именно с этой стороны и будет происходить смена светской администрации религиозной, но даже не РПЦ, а носителями системы общественных отношений, не полагающей социального конфликта. И вот здесь, чтобы Право, его двуклассовое государство, его господствующий класс, его администрация,- не путались под ногами человека (не гражданина!),- и вводится Закон (не закон = федеральный закон). И тут увы и ах! Он полностью прописан в Библии православного толка... Т.е. тут нужно тоньше "резать": что есть религиозная организация?- Организация или мировоззрение? Модель поведения?


Оставить комментарий


 
 

Вверх