Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 08.06.2015. Последняя правка: 07.06.2015.
Просмотров - 2394

Дефицит финансовых ресурсов корпораций: рекомендации к его преодолению

Зиннатуллина Зухра Фаеловна

Башкирский государственный аграрный университет

Студент

Шайхутдинова Н.А., кандидат экономических наук, доцент, Башкирский государственный аграрный университет


Аннотация:
У любой корпорации рано или поздно наступает дефицит финансовых ресурсов. Существует множество способов преодолеть этот дефицит. В данной статье приведены некоторые из них, которые помогут принять верное решение в сложившейся ситуации.


Abstract:
In any corporation, sooner or later there comes a lack of financial resursov. Suschestvuet many ways to overcome this defitsit. This article describes some of them to help make the right decision in the circumstances.


Ключевые слова:
дебиторская задолженность; кредитная линия; издержки; денежные обязательства

Keywords:
accounts receivable; credit line; costs; liabilities


УДК 336.64

У любой корпорации наступает такой момент, когда она не может в силу своих финансовых возможностей отвечать по возникшим денежным обязательствам. Происходит это по разным причинам, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

Рассматривая внутренние причины, необходимо обратить внимание на структуру самой корпорации, её внутренний климат, состояние трудовых и материальных ресурсов. Наиболее распространенные причины дефицита финансовых средств: отсутствие чёткой стратегии корпорации, нерациональное использование прибыли, низкая квалификация персонала, неэффективное планирование производства продукции и другие.

Внешние причины, по большей части, ни в коем случае не зависят от корпорации, они зарождаются и умирают вне её деятельности. Среди этих причин могут быть: конкуренция со стороны других производителей, увеличение постоянных издержек (энергоснабжение и водоснабжение), увеличение ставок кредитования и изменение обменного курса валюты, а также изменение налогового законодательства и др.

При наступлении финансового дефицита корпорация может выбрать два пути развития событий. Их разрозненная реализация принесёт намного больше потерь, именно поэтому эти два комплекса мер лучше выполнять интегрировано. Первый путь – увеличение притока денежных средств, второй путь – уменьшение оттока денежных средств.

Последствия дефицита финансов корпорации весьма неприятные, в некоторых случаях плачевные. Одними из причин выступают: задержка заработной платы сотрудникам корпорации, рост кредиторской задолженности (долг перед поставщиками, подрядчиками),  рост задолженности во внебюджетные фонды, увеличение производственного цикла из-за неслаженной работы отделов и не в срок поставленных материалов.

Теперь разберемся с тем, как увеличить прибыль корпорации. Сделать это можно следующими способами: увеличение продаж продукции, сдача в аренду активов (внеоборотных). Но стоит заметить тот факт, что продажа – это «тактика», так как даёт моментальный эффект и своевременный приток денежных средств, а аренда – «стратегия», которая в роли «подушки безопасности» обеспечивает постепенное поступление денег в корпорацию

Одним из наиболее эффективных способов увеличения денежных средств является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции. Данная мера вполне обоснована: зачем тратить деньги на выпуск товаров или оказание услуг, которые не пользуются спросом у потребителя? Таким образом, стоит не только оптимизировать поступление товара на рынок, а также «быть в тренде» и отвечать по всем запросам потребителей.

В современных условиях не денежные формы расчета приобрели распространенный характер. В связи с этим участились случаи неплатежей, которые бьют «по карману» владельцев корпораций. Для таких случаев покупателям и заказчикам нужно выдвигать чёткое требование: поставка продукции будет осуществляться только в том случае, когда будет произведена предоплата (расчетный счет или касса корпорации).

Данную предоплату желательно использовать с максимально привлекательной системой скидок для постоянных клиентов. К примеру, чем больше предоплата, тем больше скидка на продукцию. К слову, без предоплаты лучше ничего не продавать, или продавать с большей наценкой.

Если проблема дефицита стоит ребром, то можно взять кредит в банке. Открытие кредитной линии является самым удобным вариантом в данном случае. Это объясняется тем, что когда корпорация берет кредит, на её расчетный счет сразу перечисляются деньги по договору, через определенный срок она должна вернуть эти деньги с набежавшими процентами. А с кредитной линией процедура пользования кредитными средствами и возвратом облегчается в разы, потому что в данном случае деньги не сразу поступают на расчетный счёт корпорации. Если у неё возникнет необходимость, то она вполне сможет просто взять требуемую сумму. Вся сумма по кредитной линии исчерпается лишь тогда, когда будут совершены несколько платежей, при этом проценты  начисляются не за весь период, а за фактическое использование денежными средствами, что облегчает бремя владельца корпорации.

В  целом предоставление кредитной линии – более удобный способ получения займов для клиентов, позволяющий использовать заем тогда, когда требуется, и платить за него только за тот период, когда он взят [1]. Например, у корпорации возникла необходимость заплатить поставщику 500 000 рублей, а кредитная линия в банке открыта на 1 500 000 рублей. Корпорация возвращает эти деньги тогда, когда улучшает своё финансовое положение, например, через 7 дней. Проценты за пользование данной суммой будут учитываться только исходя из этих 7 дней, ни днём больше.

Наличие у корпорации акций или облигаций может исправить в лучшую сторону её финансовое положение за счёт эмиссии этих ценных бумаг. Дополнительный приток денежных средств можно обеспечить с приходом дополнительных инвесторов, которые будут вкладывать в корпорацию, с целью в будущем получить свои дивиденды.

Продажа дебиторской задолженности тоже является одним из способов привлечения денежных средств. Дебиторская задолженность, точнее ее продажа, в действующем законодательстве определяется, как уступок права требовать долг, либо цессия. Цессия – это замена одного кредитора другим, которые передают друг другу права и обязанности. Уступившее лицо имеет название цедент, а тот, кто стал кредитором – это цессионарий. Для того чтобы права на требование долга перешли к другому кредитору, нет необходимости согласовывать это с должником [2]. К примеру, крупный покупатель задолжал корпорации часть денежных средств за полученные материалы, выполненные работы или услуги, но рассчитаться за них он не в состоянии. В этом случае корпорация, чтобы хоть как-то покрыть свои убытки, пытается продать свою задолженность третьим лицам по цене ниже номинальной.

Но наиболее популярным способом уменьшения издержек является отсрочка платежей по текущим обязательствам. Кредиторы предоставляют такой вид отсрочки, но зачастую многие корпорации и предприятия задерживают с уплатой в силу того, что имеют огромные финансовые трудности.

Если корпорация является инвестором, то для снижения финансовых затрат следует пересмотреть её финансовый план. В случае серьезных проблем, следует отказаться от инвестирования и вложить оставшиеся средства в нужное русло для решения текущим проблем.

Таким образом, существует множество способов для того, чтобы уменьшить риск наступления дефицита финансовых средств корпорации. Если же такой случай всё-таки наступил, необходимо грамотно подойти к решению данного вопроса, задействовав при этом грамотных и компетентных сотрудников корпорации.

Библиографический список:

1. Banki.ru // Информационный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/kreditnaya_liniya
2. Бизнес-прост.ру // Бизнес портал для предпринимателей России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biznes-prost.ru/o-prodazhe-debitorskoj-zadolzhennosti.html




Рецензии:

9.06.2015, 0:47 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Прочитав статью остался вопрос какую цель преследовал автор? Это обзор теоретического материала или тезисы? Изложенный материал освещен в учебниках и не представляет ничего нового. Кроме того, например, получение кредита в нынешних условиях, да еще и тем, кто испытывает финансовые трудности весьма проблематично, то есть рецепт не совсем работает. Подобное можно сказать и об остальном. Поэтому считаю, что статья требует доработки и конкретизации предложений и выводов.

09.06.2015 18:18 Ответ на рецензию автора Зиннатуллина Зухра Фаеловна:
Наталия Сергеевна, спасибо за Вашу рецензию. В данной статье я хотела отразить наиболее распространенные методы борьбы с дефицитом финансовых ресурсов. В них больше обобщенности, нежели конкретики. Эти методы подходят для разных форм собственности. В дальнейшем будут работы, в которых будет рассматриваться конкретный объект и конкретные действия по той или иной проблеме. Спасибо за идею) В новой статье я учту Ваши замечания.

10.06.2015, 13:19 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: В этом случае все же надо бы изначально оговорить, что это обобщение опыта, потому что неясна цель статьи, хотя бы примерно так, как написали мне).



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх