Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 09.06.2015. Последняя правка: 08.06.2015.
Просмотров - 5720

Анализ подходов к разработке стратегии развития на примере компании ООО «Креатив Транзит»

Боязитов Дмитрий Александрович

магистрант

Иркутский государственный университет

магистрант

Князюк Надежда Феовановна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой менеджмента Иркутского государственного университета Сибирско - Американского факультета менеджмента


Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные подходы к разработке стратегии развития. Подтверждается необходимость анализа внутренней и внешней среды организации и разработки стратегии развития.


Abstract:
This article discusses the basic approaches to strategy development. It confirms the need for analysis of the internal and external environment of the organization and development strategy.


Ключевые слова:
стратегия; разработка; развитие

Keywords:
strategy


УДК 65

В современных условиях, в рамках нашей страны, становится трудно или невозможно определить ключевые показатели, применяемые в западных странах, для расчета существуют специфические методы. Такое положение способствует появлению оценок, которые не могут отображать ситуацию в компании, а также затрудняет проведение сравнительного анализа. В литературе по стратегическому менеджменту отмечается необходимость системной и непрерывной оценки стратегии как механизма обратной связи для корректировки планов стратегического развития.

Всю работу по разработке и внедрению стратегии развития можно разделить на несколько крупных шагов:

- анализ привлекательности для инвестиций. Разработка сценария развития для отрасли. Прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках;

- оценку прочности бизнеса для компании в отрасли

- оценку стратегических альтернатив с финансовой точки зрения

- Выработка целей и задач с точки зрения стратегии

- комплекс работ по внедрению стратегии.

Подходы к разработке стратегий включают в себя совокупность теоретического анализа и интуиции руководителя, принимающего решение. Важным является тот факт, что стратегия не может быть разработана и внедрена без изменений в ней уже в процессе внедрения, изменение некоторых аспектов стратегии во время внедрения - нормальная практика. Из всего выше сказанного следует, что не бывает одинаковых стратегий в разных компаниях, так как мы живем в условиях постоянных изменений, но есть некие общие нормы, пути разработки стратегии развития для компании. 

Таблица 1.1. Подходы к разработке стратегий

Разработчики

Основная мысль разработки

Стратегия

Период

К. Эндрюс

SWOT-анализ

Экономическая

1970-е гг.

М. Портер

Пять конкурентных сил, типовые стратегии

Стратегия бизнеса

1980-е гг.

Г.Хэмел,

К. Прахалад

Стержневые компетенции

Стратегия лидерства

1990-е гг.

К. Эндрюс представил стратегию, которая основана на соответствии между возможностями рынка в настоящее время и способностями организации при установленном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные позиции организации с точки зрения конкуренции, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и Г. Хэмелу.

SWOT - анализ получил своё название от аббревиатуры: Strength  - внутренние сильные стороны, Weakness - внутренние слабые стороны, Opportunities - внешние возможности, Treats - внешние угрозы.

SWOT - анализ является универсальным походом к определению состояния организации. Используется как для анализа компании в целом, так и для анализа отдельной части компании.

Постоянно осуществляемый SWOT - анализ позволяет организации видеть направления движения, использовать возможности, которые могут возникнуть, а также избегать и подготовиться к воздействию возможных угроз.

SWOT - анализ, как правило, используется предприятиями в следующих случаях:

разработка стратегии предприятия; SWOT - составляется периодически в соответствии с планом изменений;

анализ рынка продукта/услуги;

выбор из нескольких стратегических альтернатив.

Начинается SWOT- анализ с заполнения полей внутренней среды (сильные и слабые стороны). Затем заполняются поля внешней среды (возможности и угрозы).  Первоначально имеет смысл провести оценку внешних факторов. При этом возможности зачастую определяют направление развития службы управления персоналом.

Самыми лучшими считаются те возможности, которые не связаны с внешними рисками, которым соответствуют сильные стороны и которые совпадают со стратегией развития компании в целом.

Модель пяти сил М. Портера

включает изучение следующие пять сил:

Появление новых конкурентов (могут принести на рынок, новое качество, новые производственные мощности, которые будут удовлетворять запросу потребителей).

Рыночная власть покупателей (могут обострить конкуренцию, за счет более высоких требований к качеству продукта, к обслуживанию);

Рыночная власть поставщиков (могут, в зависимости от ситуации, варьировать затраты на материалы, необходимые для производства продукта);

Появление товаров - заменителей (могут ограничить потенциал компании с точки зрения роста цен, при росте издержек, производство продукта становится менее рентабельным).

Внутриотраслевая конкуренция (приводит к высоким затратам в области продвижения товара, к снижению конечной стоимости готовой продукции);

После проведения анализа внешней среды, нужно провести анализ внутренней среды, затем чтобы не упустить ту или иную возможность, которую создает внешняя среда, и быть готовыми к угрозам. Результатом анализа внутренней среды может стать план модернизации работы служб. План может представлять собой изменения как эволюционного характера, то есть изменения, происходящие постепенно, так и революционного характера, подразумеваются кардинальные изменения в работе, например аутсорсинг части бизнес- процессов.

Стержневые компетенции - способность организации к выявлению конкурентных преимуществ:

Выявление уникальных свойств организации

Коллективная и индивидуальная оценка работников

Разработка стратегии лидерства

Матричные подходы разработки стратегий чаще всего связывают с методологией Генри Минцберга, где выделено 10 школ, применяющих различные подходы к разработке и реализации стратегий:

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления

2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс

6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров

8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации

Такое количество подходов обуславливается большим количеством подходов к реализации стратегии.

Примером будет служить SWOT- анализ раекламного агентства «Креатив Транзит»

Сильные стороны

Слабые стороны

постоянно расширяющаяся клиентская база, хорошая репутация,

гибкая система оплаты,

персональная ответственность каждого сотрудника за свой участок работы и за работу в целом, 

удобный сайт, который регулярно обновляется, качество производимых услуг,

невысокая себестоимость производимых услуг, большое количество постоянных (лояльных клиентов),

стабильная прибыльность компании

высокая конечная стоимость,

отсутствие четкой стратегии, не предусмотрена возможность повышения квалификации сотрудников,

текучесть кадров,

работа на пределе производственных возможностей,

небольшое падение доли рынка среди Иркутских клиентов,

длительность выполнения работ,

отсутствие собственного печатного оборудования,

не стандартизирована работа в боксе

Возможности

Угрозы

выход и закрепление на новых рынках предоставления услуг, 

сокращение доли рынка у конкурентов, нехватка транспорта у конкурентов,

переход клиентов к нашей компании, уменьшение затрат путем покупки собственного оборудования или поиска других печатных компаний,

появление крупных заказчиков, предоставление льготных кредитов, размещение социальной рекламы

незаинтересованность компаний в рекламе, увеличение себестоимости услуг,

нехватка квалифицированных кадров, тяжелая политико- экономическая ситуация в стране,

давление со стороны услуг-заменителей, появление конкурентов

После выявления сильных, слабых сторон компании, а также возможностей и угроз, необходимо составить матрицу возможностей и матрицу угроз, то есть ранжировать по степени влияния и вероятности возникновения.

Матрица возможностей

Вероятность возникновения возможностей

 

Влияние возможностей

сильное

умеренное

слабое

высокая

1. Сокращение доли рынка у конкурентов;

2. Нехватка транспорта у конкурентов;

3. Переход клиентов к нашей компании.

 

 

средняя

1. Выход и закрепление на новых рынках предоставления услуг.

Размещение социальной рекламы.

 

низкая

1. Уменьшение затрат путем закупки собственного печатного оборудования.

Появление крупных заказчиков.

Предоставление льготных кредитов.

Матрица угроз ООО «Креатив Транзит»

Вероятность появления угроз

 

Влияние угроз

Высокое

Умеренное

Низкое

Высокая

Тяжелая политико- экономическая ситуация в стране.

 

1. Давление со стороны услуг-заменителей;

2. Нехватка квалифицированных кадров;

3. Увеличение себестоимости услуг.

 

Средняя

Незаинтересованность компаний в рекламе.

 

 

Низкая

 

 

Появление конкурентов.

Затем мы анализируем и сопоставляем наиболее вероятные возможности и угрозы с сильными и слабыми сторонами компании. В результате мы получим возможный порядок развития событий, сможем к этим событиям подготовиться и влиять на них.

Поле сильные стороны и возможности:

Вопреки экономическому кризису, рекламный бюджет клиентов, в том числе и потенциальных, не будет урезан, то есть спрос на транзитную рекламу не уменьшится. Компании по силам увеличить долю местного рынка за счет репутации и качества производимых услуг. Как следствие, получение сверх прибыли и расширение компании, закупка печатного оборудования, как следствие, сокращение издержек на производство. Выход на новые рынки предоставления услуг, другие города, за счет договоренностей с посредником (РА Нью Тон) изначально спрос будет обеспечен компаниями всероссийского масштаба, сделать так чтобы о нас узнали в других городах, путем интернет продвижения, а так же путем участия в крупных рекламных конференциях.

Поле слабые стороны и возможности:

Удержание доли местного рынка, путем повышения качества производимых услуг, а так же путем оптимизации и стандартизации всего бизнес- процесса, от входа (нахождения клиента), до выхода, (отзыва клиента о работе). Внедрение црм - системы, которая отображала бы статус клиента, всем заинтересованным сотрудникам, в зависимости от стадии работы. Необходимо чтобы в этой системе работали, отдел продаж, директор технического отдела, дизайнер, замерщик и бухгалтер. Подобное внедрение обеспечит увеличение скорости работы, как следствие, сокращение времени ожидания клиента, а так же у клиентов появится возможность быстро узнавать в какой стадии проходит работа и повысит лояльность в целом. Этап оклейки нужно стандартизировать, разбить на составляющие, зафиксировать и проконтролировать издержки, а так же время, затраченное на оклейку тех или иных единиц.

Поле сильные стороны и угрозы:

Не смотря на экономическую обстановку в стране, пытаться сохранить и увеличивать долю Иркутского рынка, за счет гибкой системы оплат и скидок.

Поле слабые стороны и угрозы:

Клиенты, в том числе потенциальные, реагируют на политико - экономическое положение в стране, следовательно снижается спрос на рекламу такого рода, компании предпочтут интернет рекламу, как дешевое средство привлечения клиентов. Нужно удерживать долю местного рынка, путем снижения стоимости, предоставления скидок, без ущерба для качества производимых услуг. Опять же необходимо стандартизировать и оптимизировать бизнес процесс, с целью сокращения издержек и как следствие, себестоимости, Более индивидуальный подход к клиентам, завязывание хороших отношений с маркетологами и директорами компаний, в целях повышения лояльности.

После проведения подобного анализа мы сможем ответить на такие вопросы как: как поведет себя организация при возникновении тех или иных возможностей или угроз.

Современные экономисты неоднократно подчеркивают, что стратегия обеспечивает логику, говоря их словами, стратегия устраняет неопределенность и обеспечивает порядок (объясняет мир). Но, как известно, упрощение искажает реальность.

 Именно поэтому, после выбора философии стратегии, то есть, одной или нескольких школ для разработки стратегии, наступает этап формализации стратегии, то есть, ее определения и описания.

Библиографический список:

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф, Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 2010 – 416 с.
2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент / В.А. Баринов, В.Л. Харченко – М.:ИНФРА-М, 2011. – 285 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский – М.: Гардарика, 2011. – 296 с.
4. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков – М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2011. – 360 с.




Рецензии:

9.06.2015, 19:06 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья не отвечает требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Изложенный материал мне показался фрагментом лекции по стратегическому менеджменту. В статье отсутствуют результаты собственных исследований автора. В любом учебнике по стратегическому менеджменту можно найти изложенный материал. Статья не рекомендуется к опубликованию.

10.06.2015, 11:53 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Если назвали исследование "Анализ подходов к разработке стратегии развития на примере компании ООО «Креатив Транзит»", то азбучные основы стратегического менеджмента давать не надо. Зато теоретическая часть статьи стала бы весомее, если таблицу дополнить разработками после 90-х годов прошлого века. тем более, что литература в списке указана современная. На доработку.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх