Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 11.06.2015. Последняя правка: 16.06.2015.
Просмотров - 5092

Качества личности руководителя

Винарчик Александр Анатольевич

студент

Владимирский государственный университет(ВлГУ)

студент 2 курса, экономический факультет, БИ (Бизнес-информатика)-113

Казанин Никита Николаевич, студент экономического факультета, группа БИ (Бизнес-Информатика)-113. Родионова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.


Аннотация:
Менеджер – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.


Abstract:
The manager is the person to whom officially entrusted with the management team and the organization of its activities, performing the establishment, management and implementation of the organizational and legal relations in the working team.


Ключевые слова:
качества руководителя; авторитет; коллектив.

Keywords:
the qualities of a leader; authority; the team.


УДК 33

Быть настоящим менеджером не просто. В задачи руководителя входит создание постоянно развивающего потенциала подчиненных, который будет способствовать реализации поставленных коллективу целей на протяжении длительного времени. Чтобы реализовать поставленные перед организацией задачи руководитель должен иметь определенные личностные и профессиональные качества.

Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что взаимоотношения по вертикали показывают способность менеджера учитывать, воспринимать, понимать и прогнозировать динамику отношения к нему со стороны его подчиненных. Для того что бы уметь это делать необходимо формировать у менеджера рефлексивное отражение восприятия коллективом его главных личностных качеств, без чего деловые и межличностные коммуникации будут неэффективны или малоэффективны.

На личностные характеристики менеджера влияет и многогранный характер управленческой деятельности. Качествами руководителя называют обобщенные и наиболее устойчивые характеристики, оказывающие влияние на всю управленческую деятельность. В психологическом плане это весьма сложные образования, которые зависят от многих факторов: структуры личности, ее особенностей характера, направленности, способности, условий деятельности, опыта.

Факторы – это причины, движущие силы каких-либо процессов, определяющие их характер или же отдельные черты. Такими причинами могут быть: биографические характеристики руководителей, то есть пол и возраст, образование, социально-экономический статус, личностные характеристики.

Мы рассматривали и основывались на ряде психологических, а так же общенаучных концепций, к их числу относятся, прежде всего, современные исследования в области психологии управления (A.B. Карпов, М. Мескон, В.Н. Дружинин, К. Бланшер, Т.С. Кабатченко, Н.В. Клюева, Э. Мак-Кормик, Ю.Т. Ковалев, В.А. Маничев, А.В. Морозов, К. Фидлер, В.М. Снетков, П. Херси, Е. Холландер и др.); подходы к определению рефлексивности (A.B. Карпов), структура рефлексивности (И.Н. Семенов, Е. Н. Емельянов, С.Ю. Степанов), виды и функции рефлексивности (Н.И. Гуткина); исследования организационных трансформаций (А.В. Карпов, Д. Надлер, А. Валтон).

Выделяют следующие профессионально важные качества руководителя.

1. Организаторские. Они характеризуются умением подобрать, расставить кадры, спланировать работу, обеспечить четкий контроль. Все это  - следствия проявления некоторых психологических свойств личности.[1]

Наиболее важными среди них являются:

1. Психологическая избирательность - способность адекватно и без искажения отразить психологию организации.

2. Критичность и самокритичность - способность находить недостатки в своих действиях и поступках, а также других людей.

3. Психологический контакт  - способность установить меру воздействия и влияния на других.

4. Требовательность  - способность предъявить адекватные требования в зависимости от особенности ситуации.

5. Склонность к организаторской деятельности, то есть потребность в ее выполнении.

6. Способность зарядить своей энергией остальных членов коллектива, тем самым активизировать их.

 

Среди прочих организаторских качеств можно отметить следующие:

  • Дисциплинированность  и самостоятельность
  • Гибкость и целеустремленность
  • Настойчивость и инициативность

2. Интеллектуальные качества играют основополагающую роль в становлении менеджера как специалиста в своей отрасли, а интеллект выступает одним из главных факторов успеха. Это зависит от того, какие именно менеджер использует ресурсы – коммуникативные или интеллектуальные.

3. Весомый вклад в успех деятельности менеджер вносят  коммуникативные качества:

1)Предрасположенность к объединению и работе в группе

2)Поведенческие ориентации для урегулирования возникающих проблем и конфликтов в группе.

3)Социальная компетентность для достижения своих собственных целей и задач.


Менеджеру в профессиональной деятельности постоянно приходится применять три стиля общения:

1)   субординационное – коммуникация менеджера и его подчиненного коллектива;

2)   служебно-товарищеское – коммуникационная связь между руководителями-коллегами;

3)   дружеское – коммуникация, которая основывается на морально-психологических отношениях.

Исходя из конкретной ситуации и задач, главное точно и четко применять те или иные виды коммуникаций.  Способность установить деловой контакт, расположить к себе людей зависит от манеры поведения человека. Хорошие манеры способствуют быстрому приспосабливанию в любой обстановке, упрощая налаживание контактов и расширяя возможность оказать влияние на людей.

Важно что бы объем высказывания соответствовал количеству информации, которое было в него включено. Для эффективности и продуктивности общения главное быть лаконичным и правильно структурировать свои фразы.

Лидер – это образец для подчиненных. Так же он инноватор на которого ориентируются остальные члены коллектива. Руководитель должен иметь дипломатические способности что бы устанавливать успешную коммуникацию с партнерами. Без дипломатических свойств начальнику не обойтись. Такие качества руководителя, как умение преодолевать конфликты и приходить к компромиссу, очень значимы для установления связи.[2]


Так же для уважающего себя менеджера немаловажно поддержание своего авторитета среди коллектива. Авторитет основывается на официальном статусе, который занимает руководитель организации, признании этого статуса, и его праве принимать важные решения.


Имидж – важнейшая часть авторитета менеджера. Само понятие имиджа показывает нынешние требования к внешнему облику лидера, который общается с подчиненными, выполняет функцию представительства группы, которой он руководит перед другими социальными группами.  Внешность руководителя, грамотная речь и его манеры поведения – это все части его персонального имиджа.

Качества руководителя сильно влияют на формирования командного духа. А командный дух приводит к тому, что коллектив лучше начинает понимать миссию компании и ее цель. Такие качества как уверенность в себе и оптимизм, способствуют тому, что и команда начинает проникаться видением перспективы. Унылые руководители вряд ли смогут поднять дух персонала.

В связи с усилением борьбы и соперничества резко обострились и проблемы лидерства. Притязания, необузданные амбиции способны принести серьезный вред. Сегодня большое значение приобретает проблема формирования "команды" лидера и включение в активную деятельность молодых менеджеров. Однако самой главной проблемой является то, что цели лидера должны совпадать с целями общества и его команды.[3]

На наш взгляд в современной организации постоянно протекают внутренние сложные процессы, которые выражают ее развитие и функционирование. Мы считаем, что одним из важнейших качеств руководителя является умение принимать решения. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы.

Глава организации должен понимать, что качества лидера являются неотъемлемой его чертой. Людям нужен не просто управленец, а лидер с большой буквы который способен стать вдохновителем их трудовых побед. Который будет вызывать у них желание работать максимально эффективно с большой самоотдачей. Глава организации, который заставил бы подчиненных поверить, в светлую идею, а подчиненные поверили бы, в реальную ее возможность.

Библиографический список:

1. Андреева И.В., Спивак В.А. Организационное поведение. СПб.: Нева, 2013. – 224с.
2. Аринина Г.А., Князев А.М. Изучение личности в организации (технологический подход), М.: Изд-во РАГС, 2012. – 279с
3. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. М.: Амрита-Русь, 2012. – 512 с.




Рецензии:

11.06.2015, 21:48 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Автор должен продемонстрировать, что изучал много источников по выбранной проблеме. Обязательно включить полемику и свою точку зрения.На доработку.

19.06.2015 0:00 Ответ на рецензию автора Винарчик Александр Анатольевич:
учли недочеты и исправили

19.07.2015, 18:50 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: В чем научный вклад авторов в проблему не понятен! Отсутствует новизна! Перегруженность информационная мире просто уже зашкаливает, пора вносить вклад, а не превращать научно-практические издания в справочники! Поэтому найдите научную новизну в том что вы подняли, а она присутствует и вам Оганес Александрович на нее указал и переделайте статью! Пока статью подобном виден не рекомендую к публикации.

6.04.2016, 3:15 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Не обоснована проблематика исследования. Перечислены качества руководителя ,необходимые ему в профессиональной деятельности, а дальше что? В чем актуальность - необходимость изучения данной темы? Не описаны методы оценки качеств успешного руководителя, способы их развития. В статье не отражена авторская позиция. Выводы не конкретны. Статья не рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

14.06.2015, 21:38 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. В статье стоит отметить, что результативность управленческой работы зависит от степени представления руководителем потребных действий подчиненных. До "трансформации" России в вузах управляющих вообще не готовили, будущих специалистов разных областей учили управлять предприятиями, организациями соответствующей сферы. Ныне не так, и это не выигрышно. Сейчас можно сразу "прыгнуть" на высокую должность, не пройдя последовательно все нижестоящие друг за другом. Нужно это учесть, оценить, если забота о читателе искренняя.


Оставить комментарий


 
 

Вверх