студент
Владимирский государственный университет(ВлГУ)
студент 2 курса, экономический факультет, БИ (Бизнес-информатика)-113
Казанин Никита Николаевич, студент экономического факультета, группа БИ (Бизнес-Информатика)-113. Родионова Наталья Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Быть настоящим менеджером не просто. В задачи руководителя входит создание постоянно развивающего потенциала подчиненных, который будет способствовать реализации поставленных коллективу целей на протяжении длительного времени. Чтобы реализовать поставленные перед организацией задачи руководитель должен иметь определенные личностные и профессиональные качества.
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что взаимоотношения по вертикали показывают способность менеджера учитывать, воспринимать, понимать и прогнозировать динамику отношения к нему со стороны его подчиненных. Для того что бы уметь это делать необходимо формировать у менеджера рефлексивное отражение восприятия коллективом его главных личностных качеств, без чего деловые и межличностные коммуникации будут неэффективны или малоэффективны.
На личностные характеристики менеджера влияет и многогранный характер управленческой деятельности. Качествами руководителя называют обобщенные и наиболее устойчивые характеристики, оказывающие влияние на всю управленческую деятельность. В психологическом плане это весьма сложные образования, которые зависят от многих факторов: структуры личности, ее особенностей характера, направленности, способности, условий деятельности, опыта.
Факторы – это причины, движущие силы каких-либо процессов, определяющие их характер или же отдельные черты. Такими причинами могут быть: биографические характеристики руководителей, то есть пол и возраст, образование, социально-экономический статус, личностные характеристики.
Мы рассматривали и основывались на ряде психологических, а так же общенаучных концепций, к их числу относятся, прежде всего, современные исследования в области психологии управления (A.B. Карпов, М. Мескон, В.Н. Дружинин, К. Бланшер, Т.С. Кабатченко, Н.В. Клюева, Э. Мак-Кормик, Ю.Т. Ковалев, В.А. Маничев, А.В. Морозов, К. Фидлер, В.М. Снетков, П. Херси, Е. Холландер и др.); подходы к определению рефлексивности (A.B. Карпов), структура рефлексивности (И.Н. Семенов, Е. Н. Емельянов, С.Ю. Степанов), виды и функции рефлексивности (Н.И. Гуткина); исследования организационных трансформаций (А.В. Карпов, Д. Надлер, А. Валтон).
Выделяют следующие профессионально важные качества руководителя.
1. Организаторские. Они характеризуются умением подобрать, расставить кадры, спланировать работу, обеспечить четкий контроль. Все это - следствия проявления некоторых психологических свойств личности.[1]
Наиболее важными среди них являются:
1. Психологическая избирательность - способность адекватно и без искажения отразить психологию организации.
2. Критичность и самокритичность - способность находить недостатки в своих действиях и поступках, а также других людей.
3. Психологический контакт - способность установить меру воздействия и влияния на других.
4. Требовательность - способность предъявить адекватные требования в зависимости от особенности ситуации.
5. Склонность к организаторской деятельности, то есть потребность в ее выполнении.
6. Способность зарядить своей энергией остальных членов коллектива, тем самым активизировать их.
Среди прочих организаторских качеств можно отметить следующие:
2. Интеллектуальные качества играют основополагающую роль в становлении менеджера как специалиста в своей отрасли, а интеллект выступает одним из главных факторов успеха. Это зависит от того, какие именно менеджер использует ресурсы – коммуникативные или интеллектуальные.
3. Весомый вклад в успех деятельности менеджер вносят коммуникативные качества:
1)Предрасположенность к объединению и работе в группе
2)Поведенческие ориентации для урегулирования возникающих проблем и конфликтов в группе.
3)Социальная компетентность для достижения своих собственных целей и задач.
Менеджеру в профессиональной деятельности постоянно приходится применять три стиля общения:
1) субординационное – коммуникация менеджера и его подчиненного коллектива;
2) служебно-товарищеское – коммуникационная связь между руководителями-коллегами;
3) дружеское – коммуникация, которая основывается на морально-психологических отношениях.
Исходя из конкретной ситуации и задач, главное точно и четко применять те или иные виды коммуникаций. Способность установить деловой контакт, расположить к себе людей зависит от манеры поведения человека. Хорошие манеры способствуют быстрому приспосабливанию в любой обстановке, упрощая налаживание контактов и расширяя возможность оказать влияние на людей.
Важно что бы объем высказывания соответствовал количеству информации, которое было в него включено. Для эффективности и продуктивности общения главное быть лаконичным и правильно структурировать свои фразы.
Лидер – это образец для подчиненных. Так же он инноватор на которого ориентируются остальные члены коллектива. Руководитель должен иметь дипломатические способности что бы устанавливать успешную коммуникацию с партнерами. Без дипломатических свойств начальнику не обойтись. Такие качества руководителя, как умение преодолевать конфликты и приходить к компромиссу, очень значимы для установления связи.[2]
Так же для уважающего себя менеджера немаловажно поддержание своего авторитета среди коллектива. Авторитет основывается на официальном статусе, который занимает руководитель организации, признании этого статуса, и его праве принимать важные решения.
Имидж – важнейшая часть авторитета менеджера. Само понятие имиджа показывает нынешние требования к внешнему облику лидера, который общается с подчиненными, выполняет функцию представительства группы, которой он руководит перед другими социальными группами. Внешность руководителя, грамотная речь и его манеры поведения – это все части его персонального имиджа.
Качества руководителя сильно влияют на формирования командного духа. А командный дух приводит к тому, что коллектив лучше начинает понимать миссию компании и ее цель. Такие качества как уверенность в себе и оптимизм, способствуют тому, что и команда начинает проникаться видением перспективы. Унылые руководители вряд ли смогут поднять дух персонала.
В связи с усилением борьбы и соперничества резко обострились и проблемы лидерства. Притязания, необузданные амбиции способны принести серьезный вред. Сегодня большое значение приобретает проблема формирования "команды" лидера и включение в активную деятельность молодых менеджеров. Однако самой главной проблемой является то, что цели лидера должны совпадать с целями общества и его команды.[3]
На наш взгляд в современной организации постоянно протекают внутренние сложные процессы, которые выражают ее развитие и функционирование. Мы считаем, что одним из важнейших качеств руководителя является умение принимать решения. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы.
Глава организации должен понимать, что качества лидера являются неотъемлемой его чертой. Людям нужен не просто управленец, а лидер с большой буквы который способен стать вдохновителем их трудовых побед. Который будет вызывать у них желание работать максимально эффективно с большой самоотдачей. Глава организации, который заставил бы подчиненных поверить, в светлую идею, а подчиненные поверили бы, в реальную ее возможность.
Рецензии:
11.06.2015, 21:48 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Автор должен продемонстрировать, что изучал много источников по выбранной проблеме. Обязательно включить полемику и свою точку зрения.На доработку.
14.06.2015, 21:38 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. В статье стоит отметить, что результативность управленческой работы зависит от степени представления руководителем потребных действий подчиненных. До "трансформации" России в вузах управляющих вообще не готовили, будущих специалистов разных областей учили управлять предприятиями, организациями соответствующей сферы. Ныне не так, и это не выигрышно. Сейчас можно сразу "прыгнуть" на высокую должность, не пройдя последовательно все нижестоящие друг за другом. Нужно это учесть, оценить, если забота о читателе искренняя. |