БФ БашГУ
студент
Чиглинцева Т.А., Бирский филиал БашГУ, ассистент кафедры романо-германской филологии и лингводидактики, Бирский филиал БашГУ
УДК 80
На протяжении многих столетий человечество пытается найти пути решения проблемы человека, его сути, развития, его места на земле и его дальнейшего существования. Попытки человека познать самого себя, определить цель своего существования и свое будущее порождают многочисленные способы поиска ответов на эти вопросы. Различные религиозные учения, философские идеи, легенды, фольклор, мифы, народные предания, квазирелигиозные течения, литературные направления, исследования, научные работы – все это является доказательством того, что человечество никогда не бросало идею самоопределения, или познания своей сущности.
Особенно остро эта проблема проявляется во времена, когда происходят исторические катаклизмы, то есть в переломные моменты жизни цивилизации. Жизнь человека находится на стыке эпохальных событий, которые несут в себе преобразования (не всегда положительные), сопряженные с болезненным ощущением конечности или бесконечности происходящего. Все это остро ощущалось после Второй Мировой войны, когда для человека стало особенно важным самоопределиться на фоне перемен.
Джон Фаулз – один из самых талантливых и интересных английских писателей послевоенного периода. Практически все его произведения пронизаны одной общей проблемой – проблемой самоидентификации. В его работах персонажи раскрывают свои возможности, открывают для себя новые ориентиры, приобщаются к прекрасному и достигают свободы.
Именно в определении проблем самоидентификации личности, способах ее раскрытия и развития в произведениях Джона Фаулза «Коллекционер» и «Волхв» и заключается актуальность темы исследования
Цель данной статьи – изучение художественных произведений Джона Фаулза и исследование проблемы самоидентификации личности в данных произведениях.
В данной статье решаются следующие задачи:
1) рассмотреть определение самоидентификация;
3) выявить проблемы самоидентификации личности на основе анализа произведений Дж.Фаулза «Волхв» и «Коллекционер».
Материалом данной статьи послужили работы Головина С.Ю., Долинина А., Джамановой Н.В., Щенниковой Л.П.
Выбор методов анализа обусловлен целевой установкой работы: в исследовании были использованы такие процедуры, как изучение и анализ материала, литературных источников по теме исследования, описательный метод, систематизация материала, контекстологический анализ.
Существует множество понятий схожих с «самоидентификацией»: самоопределение, автоидентификация, групповая идентификация, личная идентификация, отождествление. За всеми этими терминами стоит одно значение: самоидентификация – становление представлений человека о себе, своем месте в мире, собственной истинности, чувстве принадлежности миру и другим людям, прочное владение собственным Я, способность к решению задач возникающих на каждом этапе развития [1, с.502].
Проблема самоидентификации часто присутствует в произведениях Дж.Фаулза. Поэтому, проанализировав его романы «Волхв» и «Коллекционер», мы пришли к выводу, что главные герои обоих романов находятся на разных стадиях самоопределения: Николасу только предстоит обрести истинного Я, а Фредерику предстоит дальше развивать свое Я.
Сюжет «Волхва» – это сюжет процесса перевоспитания главного героя, Николаса Эрфе. Уставший от жизни Николас попадает под влияние таинственного мага Кончиса и его прелестных ассистенток. Он проходит через «очистительные и посвятительные обряды-спектакли, завершающихся символическим судом над ним, чтобы вернуться к реальной жизни обновленным, повзрослевшим, утратившим иллюзии» [3, с.476].
Проведя детство по военному образцу, Николас не желал продолжать отцовское дело. Он понимал, что в жизни его интересуют другие вещи, не связанные с военным ремеслом: «During my last years at school I realized that what was really wrong with my parents was that they had nothing but a blanket contempt for the sort of life I wanted to lead. I was “good” at English, I had poems printed pseudonymously in the school magazine, I thought D. H. Lawrence the greatest human being of the century; my parents had certainly never read Lawrence, and had probably never heard of him except in connection with Lady Chatterley’s Lover…» [8, с.7]. Юный Николас рассматривал своих родителей как «просто источник средств», но некоторую благодарность по отношению к ним он все же выказывал [4, с.16].
Эта же благодарность к родителям заставляла его вести двойную жизнь. Факт того, что он сын бригадного генерала накладывал на него определенные обязательства, а именно, соответствование стереотипу - сына военного. Николас понимает свою роль в семье и готов играть ее до конца, даже если это идет вразрез его личным интересам. Это значит, что семейная идентификация у него все же присутствует.
Однако Николасу еще предстояло найти себя – чему он и посвятил себя в дальнейшем. Поиск себя Николас начал с поиска работы, которая приносила бы ему хоть какое-то разнообразие в жизни. Проработав некоторое время в «маленькой школе на востоке Англии», он осознал, что должен бежать от этой «бездонной дыры тщеты человеческой» [4, с.19]. Душа Николаса, требующая новизны и приключений, остановила свой выбор на острове Фракос. Остров казался Николасу раем, пока его, как и везде, не одолела скука от ежедневной рабочей рутины. Все изменилось, когда Николас знакомится с хозяином виллы Бурани Кончисом. Николас пробирается к нему на виллу, и игра началась: «Before anything else, I knew I was expected. He saw me without surprise, with a small smile, almost a grimace, on his face» [8, с.48]. Кончис умело вводит Николаса в свой мир полуправды, иллюзий и психологии. Все это происходит постепенно, капля за каплей: брошенная перчатка, осмотр дома, фотография невесты Кончиса, трагическая история ее смерти. Николасу становится трудно провести грань между реальностью и иллюзией, когда Кончис начинает свой рассказ. Он рассказывал о своей жизни, а Николас тем временем испытывал его жизнь на себе. «At first hallucinatorily faint, impossible to pinpoint, it began…»; «I had entered the domaine»; «I felt once again like a child, like a child who walks into a room and is aware that everyone there knows something about him that he does not. » [8, с.81, 82, 96]. Николас был заинтригован разворачивающимся на вилле Бурани домашним спектаклем. Ключевой фигурой в этом спектакле стала «невеста» Кончиса Лилия. Николас уверен, что она играет свою роль по странному умыслу хозяина виллы, Лилия этого не отрицает, но и не признает, оставляя решать этот вопрос самому Николасу. Николаc начинает испытывать к Лили (Жюли) притяжение: «One doesn’t fall in love in five seconds; but five seconds can set one dreaming of falling in love» [8, с.97]. Это притяжение перерастает в желание обладать ею.
Постепенно Николас начинает верить в реальность происходящего. Он принимает игру Кончиса, и все более в ней увязает. Скучающий когда-то Николас обретает в этой игре некий смысл жизни – «необходимость выбирать пробуждает все его интеллектуальные и душевные силы» [6, с.128].
До прохождения эксперимента Николас лелеял свое одиночество, видя в нем ложный символ своей независимости и свободы. Неспособность любить, равнодушие ко всему и всем он считал признаком высокого разума. Однако, после эксперимента, Эрфе приходит к пониманию, что существует не только развращенный, равнодушный, высокомерный взгляд на человека, как на сырье для работы (Кончис), но и общечеловеческий, христианский, восславляющий концепции сострадания, терпения, любви и прощения [6, с.128].
Во время всего действия Николас понимает, что он потерял, что еще не поздно исправить. Процессы самоанализа и самоидентификации не прекращаются даже после «суда». Обновленной личности, Николасу, еще предстоит найти его истинное Я.
В романе Дж. Фаулза «Коллекционер» (The Collector) речь идет об одиноком молодом человеке, Фредерике Клегге, работающем в городском муниципалитете. Герой Фаулза – одиночка. Его жизнь была однообразна и скучна. Но такая жизнь его вполне устраивала. В его жизни было два увлечения. Первое – коллекционирование бабочек, второе – Миранда Грей.
Миранда привлекла его тем, что она была полна жизни. Для Клегга она стала воплощением редкого вида бабочки, которую он во что бы то ни стало хотел получить в свою коллекцию: «Seeing her always made me feel like I was catching a rarity, going up to it very careful, heart-in-mouth as they say. A Pale Clouded Yellow, for instance. I always thought of her like that, I mean words like elusive and sporadic, and very refined—not like the other ones, even the pretty ones. More for the real connoisseur» [7, с.1]. Себя в данном случае он мнит знатоком истинной красоты. Он считает, что только он может по-настоящему оценить, как внутреннюю, так и внешнюю красоту Миранды.
Он наблюдал за ней подобно тому как наблюдал за бабочками. Но этих наблюдений ему было недостаточно. Он предпринял попытку приблизится к ней, но так и не смог побороть свою нерешительность.
Постепенно у него зарождается план похищения Миранды. И чем больше он об этом думал, тем сильнее становилось его желание претворить этот план в жизнь. Он полагал, что он не сможет познакомиться с ней по-обыкновенному, но, если она будет с ним, она увидит его хорошие качества и поймет. Он был уверен, что она его поймет [5, с.21].
Клегг тщательно готовил место для их «совместной жизни». Сам он не раз удивлялся тому, как он изменился. «I was really peculiar those days, I thought of everything, just like I’d been doing it all my life. Like I’d been a secret agent or a detective» [7, с.13]. Он полагал, что все, что он сделал было только ради нее, ради ее «счастья»: «My feelings were very happy because my intentions were of the best. It was what she never understood»[7, с.15]. Дальнейшие его действия показывают, что он не осознавал глубину своего проступка, чувство того, что он привез Миранду в свой дом для него сравнимо только с блаженством от поимки редкой бабочки, чем Миранда для него и была: «It was like catching the Mazarine Blueagainor a Queen of Spain Fritillary. I mean it was like something you only do once in a lifetime and even then often not; something you dream about more than you ever expect to see come true, in fact» [7, с.16].
В городе тем временем прошла новость об ее исчезновении. Фердинанд читает об этом в газете и внезапно ощущает вкус власти, «It gave me a feeling of power, I don’t know why. All those people searching and me knowing the answer» - именно в этот момент к нему приходит осознание его силы, ведь он лишил человека свободы [7, с.30]. Чувство власти над жизнью другого человека постепенно развращает его отношение к любви. Он в принципе не способен любить, чувство к Миранде продиктовано лишь его желанием обладать ею, контролировать ее, подобно бабочкам из его коллекции.
Кульминационным моментом стала смерть Миранды. «I thought it was for the best, and I thought the pills might do the trick and she would be better the next morning, with the worst past. I even felt it was a good thing, her being ill, because if she hadn’t there would have been a lot of trouble of the old kind. What I am trying to say is that it all came unexpected. I know what I did next day was a mistake, but up to that day I thought I was acting for the best and within my rights» - для Фредерика ее смерть принесла освобождение [7, с.63]. Его жалкая попытка оправдаться явила все безобразное в нем. Миранда стала первым экземпляром в его новой коллекции, уже не бабочек, а живых людей [2, с.96-97]
Он возомнил себя богом, способным управлять жизнью других людей. Власть, которую он ощутил, когда похитил человека, лишил его свободы, подчинил себе, вознесла его до уровня бога. Личное отождествление Клегга себя с богом толкает его на дальнейшие преступления. Безумное желание вновь ощутить себя сопричастным к божественному делает его «коллекционером» душ.
Деньги, лишение свободы человека, осознание собственной необходимости человеку на грани – все это становится для него символом власти, ощущение которой пьянит его существо. Он позиционирует себя как бога, который управляет жизнью других людей. Его личная идентификация граничит с безумием. Миранда назвала его не иначе как коллекционером. Но тогда в его коллекцию входили только бабочки и сама Миранда. Ее смерть стала началом для создания новой коллекции Клегга, состоящей уже из живых людей. Фредерик Клегг нашел свою цель существования, хоть она и шла во вред другим людям.
Так, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что герои романов Джона Фаулза ведут постоянный поиск своего истинного Я. Проблема самоопределения личности стала одной из главных тем его работ. Процесс становления личности по мнению Фаулза процесс долгий, неприятный, но необходимый. Пройдя тернистый путь своего становления, личность обретает представление о себе, своей роли, своем месте в мире, и свободу.
Рецензии:
13.06.2015, 22:04 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Сомнительным является отнесение данной статьи в раздел "Лингвистика".
15.06.2015, 6:21 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья требует детальной переработки. Автору необходимо обратить внимание на стилистические и грамматические недочеты, проверить пунктуацию, усилить выводы. Много вопросов вызывает и содержательная сторона работы. В меньшей степени материал можно отнести к разделу "Лингвистика".
15.06.2015, 23:20 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Данная статья скорее подходит к разделу "Филология" и после переработки в соответствии с квалификационными признаками может быть допущена к публикации в указанном рецензентом разделе
19.06.2015, 16:22 Трофимук Екатерина Васильевна
Рецензия: Статье необходимо расширить результаты своего исследования, сделав больше выводов. Также, следует изменить раздел- к разделу "Лингвистика" статья не подходит. После проделанной работы-рекомендуется к публикации, статья интересна.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий