Статья опубликована в №22 (июнь) 2015Разделы: Менеджмент, ЭкономикаРазмещена 15.06.2015. Последняя правка: 17.07.2015.
Просмотров - 4803
ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Игнатьева Татьяна Александровна
-
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
студентка
Александрова А.И., кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Аннотация:
Проблема оптимального распределения прибыли российских корпораций в современных экономических условиях является достаточно острой. Цель дивидендной политики состоит в том, чтобы установить нужную пропорцию, которая будет связывать текущую прибыль собственника с ее будущим значением, что также влияет на рост рыночной стоимости предприятия, которая потребуется для его стратегического развития в будущем. Осуществление распределения прибыли происходит на основании проработанной схемы, которая связана с внутренней политикой предприятия, которая заключается в общей стратегии развития предприятия, направленной на обеспечение повышения ее рыночной стоимости с целью увеличения объема инвестиционных ресурсов, ввиду чего возрастает материальный интерес собственников предприятия и ее сотрудников.
Abstract:
The problem of the distribution of profits of Russian corporations is quite acute. The objective of the dividend policy is to establish the right proportions, which will bind the owner of the current profit to its future value, which also affects the growth of the market value of the company, which will be required for its strategic development in the future. Implementation of profit distribution takes place on the basis of the elaborated scheme, which is associated with the internal policy of the enterprise, which is a common development strategy, aimed at ensuring the increase of its market value in order to increase the volume of investment resources, as a consequence, increases the material interest of owners of the enterprise and its employees.
Ключевые слова:
дивиденды; корпорация; прибыль; доход
Keywords:
dividend; corporation; profit; income.
УДК: 336.671
В современных экономических условиях в особенности актуальным представляется отбор новых экономических инструментов, технологий и направлений распределения прибыли в крупных корпорациях. Для более точно анализа необходимо рассмотреть механизм распределения прибыли, который характерен для корпоративного сектора Российской Федерации.
Переход к рыночной форме хозяйствования вынуждает задуматься о том, как оптимально распределить прибыль российских коммерческих компаний среди трех субъектов: государства, собственников и наемных работников. Более того, в сегодняшних условиях максимальный интерес сфокусирован на такой теме, как специфика распределения прибыли в крупных корпорациях. Процесс поиска новейших экономических инструментов, технологий и направлений распределения доходов крупных компаний в особенности своевременен на стадии становления в условиях современной экономики Российской Федерации. Важно отметить, что данный поиск обусловлен наличием ряда проблем. Во–первых, из–за того, что большая часть крупных российских компаний создана в форме акционерных обществ (далее – АО), показатели производительности и возможности последующего нормального функционирования корпораций строятся на двух составляющих: с одной стороны, от величины дохода в нынешнем году, с другой, от эффективности распределения согласно установкам рабочего процесса. Одно из таких направлений представляет собой распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам, то есть владельцам корпорации.
Цель дивидендной политики (далее – ДП) состоит в том, чтобы установить такую пропорцию, которая связывает текущую прибыль собственника с ее будущим значением. А это, в свою очередь, оказывает влияние на рост рыночной стоимости организации, которая потребуется для его стратегического развития в будущем[3].
Практический опыт большей части российских корпораций в данной области пребывает на этапе становления, а итоговое постановление о выплате дивидендов никак не расценивается компаниями как аппарат воздействия на их рыночную стоимость. Согласно определенным анализам установлено, что около 60–70% акционерных капиталов в Российской Федерации собрано в крупные или контролирующие пакеты, владельцы которых порой совершенно не занимаются повышением рыночной стоимости предприятия, т.е. они не заинтересованы в получении больших доходов через дивиденды и благодаря росту биржевых котировок[5].
Заключение корпорации касаемо дивидендов пересекаются с иными решениями по финансированию и инвестиционными решениями. Например, некоторые корпорации платят относительно невысокие дивиденды, потому что менеджмент организации достаточно уверен в будущем корпорации относительно дальнейших перспектив и намерен использовать чистую прибыль в целях долгосрочного развития. В данном случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд у компании остается некапитализированная прибыль. В то же время, прочие компании финансируют капиталовложения за счет долгосрочных кредитов и займов, а это в свою очередь дает возможность направлять большую часть чистой прибыли на выплату дивидендов. Несмотря на достаточно небольшой период существования новой российской экономики, уже в данный момент есть необходимость вводить дополнительные поправки и изменения в существующий механизм распределения прибыли хозяйствующих субъектов.
Первоначальная стадия формирования ДП представляет собой анализ, исследование и оценку факторов, которые определяют эту политику. В практике финансового менеджмента данные факторы заведено разделять на 4 группы:
- факторы, которые характеризуют инвестиционные возможности организации;
- факторы, которые характеризуют способность формирования финансовых ресурсов из других источников;
- факторы, которые связаны с некими объективными ограничениями;
- прочие факторы[3].
Ключевые характерные черты распределения прибыли в корпорациях Российской Федерации целесообразно показать в виде отдельных тезисов.
Во–первых, в АО нераспределенная прибыль отчетного года применяется с целью выплаты дивидендов. Также нераспределенная прибыль может быть ориентирована на формирование резервного фонда. В АО резервный фонд должен быть около 15% уставного капитала, а формирование данного фонда совершается благодаря ежегодным отчислениям, которые составляют порядка 5% чистой прибыли. Важно отметить, что прибыль также может быть обращена на образование фондов специального назначения. В АО перечень и порядок создания фондов регламентируются уставом общества и решениями уполномоченных органов управления обществом. Ресурсы фондов используются только на покупку акций предприятия, которые продаются акционерами этого общества, в целях дальнейшего размещения между его сотрудниками[2].
Во–вторых, в Российской Федерации присутствуют конкретные нормативные документы, которые в некоторой степени регулируют процесс выплаты дивидендов. Исходя из российского Положения об акционерных обществах, процесс объявления дивиденда ведется в 2 стадии. На первой стадии промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет определенный фиксированный размер. И на второй стадии дивиденд окончательно утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Размер конечного дивиденда в расчете на 1 акцию предлагается на утверждение собранию директората общества. Величина дивиденда не может быть больше установленного директорами, но, в тоже время, может быть уменьшена собранием. Фиксированный дивиденд на привилегированные акции, точно так же, как и процент по облигациям, устанавливаются при выпуске данных ценных бумаг. Исходя из законодательства Российской Федерации, источниками дивидендов могут быть:
- чистая прибыль отчетного периода;
- нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные фонды, которые созданы для удовлетворения данной цели[6].
Последние применяются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае, если имеется недостаток прибыли или убыток общества. По этой причине корпорация может уплатить всю сумму текущих дивидендов в размере, который превышает прибыль конечного периода. Но, несмотря на это базисным считается вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Не стоит забывать, что имеют место быть и национальные традиции и устои в содержании ДП, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Эти традиции обозначили следующие отличительные характеристики ДП крупных российских корпораций. Так, величина дивидендов связана не с желанием корпорации возвысить репутацию компании в глазах инвесторов. Величина дивидендов связана с обычной легализацией доходов собственниками. В процессе установления сроков и распорядка выплаты дивидендов сначала руководствуются уставом, во вторую очередь — законодательством, так как это является позволительным.
Практическая деятельность Российской Федерации по выплатам дивидендов исключает возможность инвесторов приобретать и реализовывать акции, предварительно зная данные согласно причитающимся им дивидендам. В конечном итоге исследования эволюции подходов к распределению прибыли в зарубежной и отечественной экономической литературе и выявления характерных черт распределения прибыли крупных компаний в качестве главного критерия оптимального распределения прибыли принято наличие эффективной ДП. Она подразумевает разделение чистой прибыли корпорации в целях увеличения дивидендов. Предпочтение этого критерия обозначено тем, что четко построенная и систематизированная ДП, благодаря теоретическим заметкам и практическим расчетам улучшает работу предприятия[4].
Согласно итогам проделанного изучения ДП крупных компаний за прошедшие 5 лет были сформулированные следующие заключения. Почти все крупные организации производят распределение чистой прибыли в процессе формирования дивидендов. В ходе наблюдений, которые были сделаны в 2008–2009 гг., невзирая на финансово-экономический кризис, большей частью корпораций были объявлены и выплачены дивиденды. Доля их в чистой прибыли уменьшилась почти во всех корпорациях, причем в некоторых — весьма и весьма значительно. Кроме того, есть несколько компаний, которые вообще не платят дивиденды, невзирая на то, что получают значительную прибыль. Почти во всех секторах экономики нет четко обозначенного типа ДП. Важно учитывать, что ДП не придается особенной значимости — любую компанию достаточно сложно причислить к определенной стратегии дивидендных выплат — доля дивидендов в чистой прибыли имеет очень нестабильный характер. В ДП большей части компаний главный акцент производится на предоставлении непрерывном процессе выплат дивидендов и хотя бы чисто символическое увеличение их[1].
Можно сказать, что компании намереваются оказать психологическое влияние на инвесторов. И в данной связи появляются достаточно феноменальные ситуации, когда корпорации, которые не получают прибыли или вовсе несут убытки, все равно продолжают платить дивиденды.
С одной стороны, корпорация должна стараться отыскать оптимальное соотношение и выйти на баланс, который будет выражать оптимальное соотношение между текущими дивидендами и будущим ростом, и в тоже время на баланс, который содействует надежному и равномерному развитию хозяйственной деятельности предприятия. С другой стороны, увеличивать до предела стоимость акций, что в особенности важно и необходимо для крупных российских компаний, которые оказались недооцененными в отличие от зарубежных аналогов.
В процессе отбора ДП менеджмент компании обязан принимать во внимание отличия в ценностях своих акционеров. В случае если главный состав акционеров видят интерес в получении дивидендов, то, в таком случае, менеджменту нужно принимать решение о выплате дивидендов и должным образом формировать ДП. Важно учитывать, что меньшая часть акционеров, которые не согласны с установленной в корпорации практикой выплаты дивидендов, реинвестируют собственный капитал в прочие корпорации, и при этом структура акционеров будет более однородной. Важно учитывать, что акционеры предпочитают денежную форму иным конфигурациям выплаты дивидендов.
Библиографический список:
1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.
2. Большая Энциклопедия Нефти Газа [Электронный ресурс] // Формирование – резервный капитал – Режим доступа к сайту: http://www.ngpedia.ru/id566830p1.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Бухгалтерия.ru [Электронный ресурс] // Уменьшаем налоговый гнет– Режим доступа к сайту: http://www.buhgalteria.ru/article/n124745, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Вестник Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] // Евлоев Р. М. Особенности распределения прибыли в Российских корпорациях – Режим доступа к сайту: http://www.lib.csu.ru/vch/247/vcsu11_32.pdf#7 , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. руc.
5. Миркин Я.М., Добашина И.В. Что ждет Россию в будущем (макроэкономика, фондовый рынок)? / Журнал Эквивалент, 2002. – №1.
6. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) "Об акционерных обществах" (Об АО) // Собрание законодательства РФ, 2014.
Рецензии:
15.06.2015, 13:45 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Статья хорошая, одна поправка: наемные работники, а не рабочие. После корректировки можно публиковать.
6.07.2015, 14:31 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья интересная. На мой взгляд, необходимо расширить выводы, обозначив перспективы дальнейших исследований поставленной проблемы. Список литературы нуждается в обновлении источников. После доработки статья может быть рекомендована к опубликованию.
15.07.2015, 18:03 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Необходимо доработать аннотацию и добавить ключевые слова. В аннотации не надо обосновывать актуальность темы, а следует кратко описать основные результаты, изложенные в статье.
19.07.2015, 17:39 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья рекомендуется к опубликованию.
19.07.2015, 21:51 Петров Николай Николаевич
Рецензия: Татьяна, добрый день! Очень сильная статья для студента. Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий