степень бакалавра
Российский университет дружбы народов; факультет экономический; кафедра Экономико-математического моделирования; магистратура
студент магистрант; кафедра экономико-математического моделирования
Жилкин Олег Николавевич; кандидат экономических наук;доцент по кафедре Экономико-математического моделирования Российского университета дружбы народов
УДК 33
Любой проект или предприятие, претендующее на инновационную деятельность в какой-либо сфере, в обязательном порядке должен содержать в себе новейшие наработки проектного менеджмента. [1, С.3].
Однако, несмотря на размеры предприятия, будь оно крупным, средним или малым, в условиях изменяющейся внешней среды для обеспечения экономической устойчивости и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе оно нуждается в повышении конкурентных преимуществ перед другими компаниями. Курс на укрепление уже взятых позиций конкурентоспособности и их дальнейшее усиление требует от руководства компании постоянного непрекращающегося совершенствования управленческой и производственной деятельности. Наметилась общая тенденция рассматривать предприятие как совокупность взаимообусловленных бизнес-процессов, которые представляют собой методы управления и планирования, процессы преобразования и ресурсов и т. д.
Как отмечает исследователь В.Г. Елиферова, бизнес-процессы представляют собой иерархии, выстроенные горизонтально, внутренних и взаимозависимых функциональных действий, целью которых в итоге становится выпуск продукции или ее отдельных элементов [2]. Дж. Чампи и М. Хаммер дают определение бизнес-процессу как «совокупности видов деятельности, имеющей один или более видов входных потоков и создающей выход, которые имеет ценность для клиента» [3]. Э.В. Попов и Е.Г. Ойхман вносят свое дополнение к данному последнему определению, говоря, что «бизнес-процесс представляет собой множество внутренних видов деятельности, которые начинаются с одного или более входов и заканчиваются созданием продукции, которая нужна клиенту» [4].
Трансформация внутренних и внешних условий деятельности организации приводит, обычно, к уменьшению эффективности действующей ныне в ней системы бизнес-процессов. Это требует конкретного и определенного изменения данной системы и фундаментального полного переосмысления бизнес-процессов предприятия, то есть, их оптимизации.
При практической реализации в условиях вынужденной оптимизации бизнес-процессов применяются следующие ведущие методические концепции:
– постепенный (размеренный) подход, представляющий собой непрерывное во времени усовершенствование в рамках сложившейся структуры управления компании. При этом требуются незначительные финансовые вложения или они не требуются вовсе.
– кардинальный (быстрый) подход, который должен привести к чувствительным изменениям процессов и трансформации структуры управления [5].
Суть единства подходов состоит в том, что их основой является процессная теория. Также, необходимо заметить, что итог оптимизации при любом из этих процессов – это устранение имеющихся несовершенств бизнес-процессов: ликвидация «узких мест» при производстве продукции и точек разрыва в информационных потоках, рост качества отдельных операций, выявление дублирования задач и т. д.
Главные фундаментальные отличия заключаются на уровне проводимых изменений, времени, которое необходимо для проведения трансформации, частоте и масштабе изменений, точке начала, а также рисках их проведения.
Применение любого метода из указанных концептуальных подходов должно сопровождаться системным и детальным рассмотрением действующего в компании процесса для возможного его усовершенствования или полного изменения.
Подход малого усовершенствования бизнес-процессов предполагает относительно малые трансформации, которые направлены на оптимизацию функционирования действующих процессов. Нужда в оптимизации возникает в том случае, когда бизнес-процессы не приносят потерь и убытков, работают, в целом, адекватно, не доставляют трудностей, то есть не существует явной угрозы размеренной работе компании. То есть, метод усовершенствования бизнес-процессов заключается в постепенной оптимизации существующего. Явным признаком этому является малый объем трансформаций и высокая скорость получения конечного результата. Правки оперативно доходят до конкретных исполнителей и подвергаются корректировке в процессе непосредственной деятельности. Риск в таком случае проведения мероприятий умеренный.
Подходом кардинальной оптимизации бизнес-процессов, несущим существенные трансформации, является процесс реинжиниринга (от англ. перестройка), который приобретает на современном этапе экономической ситуации в России (обвал национальной валюты, санкционная изолированность, нестабильность внутреннего рынка) былую популярность, пик которой пришелся на 90-е гг. XX в. в период спада экономики в США). Важный вклад в развитие метода реинжиниринга привнесли Дж. Чампи и М. Хаммер, которые вывели его определение: «реинжиниринг представляет собой принципиальное переосмысление и радикальную перестройку бизнес-процессов для достижения существенных улучшений критических показателей эффективности: сервиса и оперативности, стоимости и качества» [3].
Не зря в определении реинжиниринга является слово радикальный, переводимое с латинского языка как «корень». Таким образом, исходя из самой сути слова, для радикальной трансформации нужно прояснить корень проблемы. Не актуальны при таком методе и не принесут желаемого эффекта поверхностные улучшения, некоторая корректировка и небольшие модификацие действующих процессов и процедур. Метод реинжиниринга невозможен без концентрации внимания руководителя, на том, что и как нужно сделать для этого. При рассмотрении реинжиниринга бизнес-процессов, нужно обратить взор и на инжиниринг процессов – один из методов оптимизации бизнес-процессов, однако специалисты высказываются о нем неоднозначно. Термин «инжиниринг» заимствован из инженерной технической деятельности (от англ. изобретать, придумывать). Так, В. Михайлов и А. Большаков называют инжиниринг новейшим способом мышления, который формирует подход к построению организации как на инженерную деятельность [6]. М. Гиматова, в свою очередь, полагает, что подходы инжиниринга позволяют видеть деятельность компании сквозь призму программно-алгоритмической проекции, выделяя отдельные процессы в процедуры и функции. То есть работа предприятия представляется как бы в формате некой компьютерной программы со входной и выходной информацией. Инжиниринг бизнес-процессов – это форма представления работы предприятия как схемы алгоритма. Суть его заключается в выстраивании эффективного алгоритма работы бизнес-процесса на базе структурирования и анализа входных данных. Так, метод инжиниринга дает возможность создавать бизнес-процессы с пустого места. Однако в наем случае речь идет в том числе и о процессах воссоздаваемых компаний, и о процессах новейших видов работы действующего предприятия.
Данный метод необходимо отнести к радикальным способам оптимизации процессов, ибо формирование новых бизнес-процессов в действующей компании непременно приведет к изменениям бизнес-системы как совокупности взаимообусловленных процессов.
Таким образом, нужно сказать, что на современном этапе большая часть предприятий проводят процессы оптимизации одноразового формата: совершенствование бизнес-процессов, их обновление проводятся в тех случаях, когда иного пути просто нет, и администрацией компании воспринимается это как вынужденная мера. При этом нужно учитывать, равномерное и стабильное развитие предприятия возможно лишь случае, когда процессы оптимизации вписываются и не меняют обычную работу компании. Такое непрерывное совершенствование действующих на производстве бизнес-процессов нужно для сохранения завоеванной конкурентной позиции на рынке. Однако в случае необходимости некоего «прорыва» нужно произвести радикальную трансформацию структуры и внедрить непривычные для данной организации способы деятельности. В этом может помочь метод реинжиниринга. В случае необходимости моделирования новых бизнес-процессов для дальнейшего роста организации применяется инжиниринг.
Только комбинация различных подходов и инструментов усовершенствования бизнес-процессов при правильной методике и умении использовать их в подходящее время и в нужном месте позволит компании не только продолжить деятельность в сложной экономической ситуации, сложившейся сейчас на российском рынке, но и в условиях наступившей нестабильности и изолированности от внешних рынков повысить эффективность производства.
Рецензии:
19.06.2015, 22:07 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: желательно усилить содержание в части привязки к проектам, а не общее про бизнес-процессы.Аннотация слишком длинная.На доработку.
6.07.2015, 14:36 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Интересная статья, на мой взгляд, соответствующая требованиям предъявляемым к научным статьям. Рекомендуется к опубликованию.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий