студент
Башкирский государственный университет
студент,кафедра генетики и фундаментальной медицины
Попова В.Н., старший преподаватель, кафедра иностранных языков естественных факультетов, Башкирский государственный университет
УДК 336.74
Введение. Грамотное обращение с деньгами -залог не только безбедного существования, но и психологического комфорта. Однако, далеко не всем удается овладеть этим искусством. Особенно беззащитными в сфере финансовой грамотности являются подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет. Обладая значительной покупательной способностью молодые люди становятся лакомой добычей индустрии развлечений, моды и красоты. Проблема финансовой безграмотности является актуальной и в некоторых случаях даже социально-опасной, так как является косвенной причиной преступности среди несовершеннолетних.
Торговые центры являются среди молодежи одним из излюбленных мест проведения досуга. Молодые люди благодаря их выраженной любви к брендам и высокой покупательной способности являются основной целевой аудиторией производителей фирменных товаров .
Годовая покупательная способность молодых людей Германии в возрасте от 12 до 18 лет составляет около 7,5 миллиардов евро (в России 162 миллиарда рублей ,что составляет примерно 2,7 миллиардов евро).
Статистика показывает, что больше всего средств молодежь в Германии также, как и в России тратит на одежду. Далее следуют расходы на развлечение , закусочные , счета за интернет и телефон, проезд или топливо для личных автомобилей и напитки. На последнем месте находятся расходы на косметику и средства ухода за телом. Как можно заметить, существенной разницы между предпочтениями молодых людей в России и Германии нет. Однако покупательная способность молодежи в Германии в три раза превышает покупательную способность российской молодежи.
Основной причиной возрастающего потребления является реклама. С помощью рекламы фирмы манипулируют юными потребителями. Заманчивые плакаты и вывески, провокационные рекламные ролики побуждают подростков приобрести товар. Молодые люди видят рекламу, героями которой типично являются современные, внешне привлекательные, успешные люди. В рекламе присутствуют предметы роскоши ,красивые автомобили, дорогая одежда, украшения. Дополнительный психологический эффект достигается еще и за счет приятной музыки ,живописных пейзажей, обещания отдыха и развлечений . Таким образом формируется потребность молодого человека быть причастным к данной социальной среде, иметь подобный стиль жизни [1].
Но не только реклама, а также психологический фактор, стремление к признанию могут стать причиной необдуманных расходов. Некоторые считают, что удовольствие от приобретения покупок должно компенсировать состояние разочарования, беспомощности, неудовлетворенности собой. Так шоппинг может стать выходом, например, в том случае, если подросток плохо учится в школе.
"Розничная терапия" является своего рода эмоциональной пищей, говорят исследователи. После стрессовой ситуации, которая бросает вызов самооценке, юные потребители имеют тенденцию к увеличению потребления, чтобы отвлечь себя и забыть о неприятностях. Современные исследования показывают, что потребители используют продукцию в надежде справиться с проблемами касающихся их самооценки. Покупатели также тратят деньги на новые покупки активно защищая себя от потенциальных проблем. Например,ученик может купить бутылку энергетика перед участием в школьных спортивных соревнованиях, таким образом пытаясь избежать стесссовой ситуации, в данном случае поражения. [3]
Молодые люди считают,что брендовые вещи позволят им выделяться, приобрести популярность среди своих сверстников и стать более самоуверенным. При таком психологическом настрое цена товара уже не играет значительной роли. Для некоторых подростков определенная марка одежды или аксессуара означает стиль жизни, приверженность какой-то конкретной группы, например: одежда спортивного,гламурного,уличного и других стилей.
Зачастую подростки не имеют достаточно средств, чтобы позволить себе то, что в настоящий момент находится на пике моды. Таким образом , подростки влияют на потребительское поведение своих родителей. Если родители отказываются удовлетворять постоянно возрастающие потребности своих детей, молодые люди видят два выхода из ситуации: украсть приглянувшуюся вещь или взять деньги в долг.Отсутствие или неразвитость возможности для самостоятельного заработка подростка невольно ориентирует на поиск запрещенных и противоправных способов добычи денег на свои нужды и прежде всего развлечения. [2] Воровство и “долговые ямы” среди подростков являются довольно распространенными проблемами как в Германии, так и в России. С возникновением так называемых “займов за 5 минут” эта проблема приобрела еще большие масштабы.
Заключение. Характреное для большинства подростков потребительское поведение в большинстве случаев связано с неумением обращаться с деньгами. Поэтому единственным решением служит обучение ребенка тем элементарным основам, которые помогут подростку ориентироваться в сфере рынка. 1) Ребенок должен знать, что зарабатывать деньги не так легко, как тратить. 2) Ребенок должен научиться точно распознавать свои потребности и желания, чтобы противостоять миру рекламы. 3) Ребенок должен понимать, что дорогие фирменные вещи не помогут ему сформироваться как личность и приобрести хороших друзей.
Эти, казалось бы, несложные задачи вводят многих родителей в замешательство. Действительно, как доходчиво объяснить ребенку сложный механизм функционирования рынка, в котором, порой, даже взрослому человеку бывает нелегко разобраться? Главное подойти к процессу обучения креативно и не забивать голову подростка пока непонятными ему терминами. Отличным решением служат экономические игры, в которых ребенок может примерить на себя роль продавца, покупателя, банкира и другие. Такой подход не только позволит подростку понять, как складываются отношения между участниками рынка, но и, возможно, позволят выявить его профессиональную ориентацию.
Альтернативным вариантом может служить привлечение ребенка к обсуждению плана покупок, формирование семейного бюджета с учетом интересов всех членов семьи, совместные походы в магазин. Это полезно тем, что подросток перестает быть потребителем и становится более ответственным за свои траты. Становится понятным, каких усилий требует от родителей обеспечение семьи, возникает уважение и интерес к его труду [4].
Рецензии:
19.07.2015, 19:07 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: предлагаю автору прислушаться к Антону Ивановичу и изменить название статью примерно так:
"Борьба с молодежным потребительством: финансовая безграмотность молодежи!" что-то из этой серии. Подумайте. Пересмотрите еще раз статью и отправьте новую редакцию! Статью доработать!
5.07.2015, 23:03 Совет Антон Иванович Отзыв: Прочитав название статьи, начинаешь думать, что речь в ней будет идти об отсутствии знаний у молодежи в области финансов. Предприятия, государства или мира. Но, оказывается, речь в сочинении идет совершенно о другом – о молодежном потребительстве. О борьбе с ним. Борьбе с теми факторами, что побуждают молодежь бездумно покупать то, что им предлагают, к чему их побуждают. <> Что же касается личных финансов, то даже самые тупые подростки с успехом решают свои проблемы в этой области. Так как тут ничего сложного нет. Все сводится к двум вопросам: на что деньги потратить и где их раздобыть? Одни воруют, другие берут в долг, третьи трясут родителей, четвертые пытаются зарабатывать сами… <> Вывод. Я бы назвал статью так: «Борьба с молодежным потребительством». На мой взгляд, такое название точнее отражает содержание статьи. |