Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 19.07.2015. Последняя правка: 20.07.2015.
Просмотров - 17207

Исследование причин повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Червякова Кристина Сергеевна

бакалавр

Омский государственный педагогический университет

студент

Якубенко О.В. кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогика и психология детства


Аннотация:
В данной статье проводится теоритический анализ причин повышенного уровня школьной тревожности. Разные авторы по разному видят причины, так же в статье раскрыта актуальность.


Abstract:
This article provides a theoretical analysis of the causes of increased level of school anxiety. Different authors for different reasons, as the article reveals the relevance.


Ключевые слова:
сказкотерапия; артерапия; тревожность; младший школьный возраст.

Keywords:
fairy tale therapy; artherapy; anxiety; younger school age.


УДК 364.265

Актуальность темы исследования.  В современном мире согласно данным отечественных и зарубежных исследователей наблюдается рост тревожных людей вне зависимости от возрастных, половых характеристик. Тревожность может принимать разные формы тревоги, т.е. может проявляться в  невротических реакциях, психической неустойчивости, в меньшей степени поддается коррекции [1]. В своих работах зарубежные исследователи Х. Хекккаузен, З. Хелус подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации [2, с.64].

В отечественных работах анализ литературных источников показывает, что ряд авторов рассматривают проблемы изучения актуального состояния ребенка: вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей – А. С. Спиваковская, Г. Т. Хоментаускас; через диагностику ситуативной и личностной тревожности  – Г. Я. Кудрина, Е. Т. Соколова, Б. Г. Херсонский,  [3, с.47]; проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка   –  В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, А. С. Спиваковская [4]. Ряд авторов рассматривают вопросы влияния особенностей семейного воспитания на эмоциональное состояние и развитие ребенка – Л. Н. Авдеенок, Г. В. Залевский, И. Э. Плотниекс, И.Я. Стоянова [5, с.15].

И. В. Дубровина, В. Е. Каган особое внимание уделяют проблеме совместного взаимодействия педагогов и детей [13]. Педагог часто занимает главную позицию, чем подавляет инициативу и познавательную активность учащихся, рассматривая детей как обучаемых объектов, способствуют формированию и развитию школьных, агрессий, тревожностей, неврозов. Г.М. Бреслав, Г. А. Жук, А. Л. Крупенин, И. Крохина, В.Г. Степанов, указывают на непосредственную связь стиля общения учителя с эмоционально гармоничным состоянием учеников [7, с.34].

 

Исследование причин повышенного уровня школьной тревожности, в наши дни  весьма актуально, так как мир меняется, и ребенок не успевает адаптироваться в нем. Чтобы понять, откуда у детей младшего школьного возраста появляется тревожность, необходимо рассмотреть причины повышенного уровня тревожности [9, с.35].

К. Хорни отмечает, что неудовлетворение возрастных потребностей ребенка, может привести к закреплению тревожности [7, с.102].

Н. Д. Левитов пишет, тревога у детей может стать  отсрочкой подкрепления. Невыполненные обещания приводят к тому, что ребенок начинает быть неуверен в себе, ожидание чего - то приятного приводит к тревожному состоянию [2, с. 133].

В словаре С.Ю. Головина, понятиетревожность описывается как психологическая черта личности, которая проявляется в частом проявлении беспокойства в разных ситуациях, также это состояние психологического неудобства [10, c.134].

Тревожность бывает повышена:

1)при тяжелых соматических или нервно – психических состояниях;

2) при переживании травм психической направленности;

3) при дезадаптации [3, с.212].

        Школьная тревожность -  представляет собой устойчивое состояние, которое является индивидуальной особенностью ребенка, протекает в скрытой форме, предпосылкой тревожности является повышенная чувствительность [6, c.251].

Тревожность по определению Ч. Спилберга - это эмоциональная реакция или состояние, которое характеризуется изменением во времени, интенсивностью, осознаваемой озабоченностью, опасением, беспокойством [5].

Тревожность по определению М. Кордуэлля – это мрачные предчувствия и чувство страха, сопровождающиеся продолжительной, усиленной активацией [6, с.62].

Причины тревожности:

 1) психологический уровень - В. А. Пинчук в своих исследованиях показывает, что тревожность зависит от конфликтного строения самооценки, т.е. сразу происходит процесс актуализации противоположных тенденций – ребенок хочет чувствовать себя высоко, с одной стороны, и чувство растерянности, неуверенности, нерешимости — с другой [5, с.68].

2)психофизиологический уровень – тревожность как причина связана со строением и функционированием  центральной нервной системы [3].

В работах современных авторов можно встретить такие причины тревожности как,  травмы при рождении – к ним относят травмы внутриутробного периода и весь период вынашивания плода [4, с.23]. С. Гроф, указывает на то, что родовая травма, в дальнейшем может повлиять на уровень тревожности [9, с. 21].

Главной  причиной тревожности, можно выделить, факторы семейного воспитания, взаимодействий «мать — ребенок». В настоящее время выделяют в качестве основной причины тревожности исследователями данной проблемы Н. М. Гордецова, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. С. Манова-Томова, М. Раттер, Б. Филлипс [10, с.180]. Также можно добавить фактор «несоответствия детей требованиям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников [10, с. 56].

А.В. Микляева раскрывает специфические причины школьной тревожности по классам:

1 класс – меняются требования со стороны взрослого и появляются новые, со стороны педагога. У ребенка появляются новые требования, которые предъявляет ему школа. Так появляется новая позиция школьник. Меняется привычный уклад жизни, распорядок дня. Принятие школьных оценок со стороны взрослого и школы.

2 – 4 класс – отставание в учебе по определенным причинам (болезнь, частые разъезды, участие в соревнованиях). Неудачи во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами [14, с.18].

Причины школьной тревожности.

1.Ребенок не готов к школьному обучению в эмоциональном плане. В этом случае, в том числе и исключительно благожелательная учитель и самый удачный коллектив имеют все шансы чувствоваться ребенком как что-то злое, чуждое ему. Учеба станет казаться как обязанность, что приведет к протестным реакциям. Естественно, подобный финал бывает замечен не всякий раз, и достаточно часты случаи, когда ребёнок, попав в добрый класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы [14, c.47].

2.Ребенок не готов к школе в интеллектуальном плане, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть воспитанником, получать познания, находясь в школе, его умственной базы ещё не хватает для того, чтобы настигнуть материал, который учитель дает детям на уроках. Как результат – ребенок  утомляется, не поспевает за классом, появляется  не успешность и, как правило, он разочаровывается в школьных ценностях. И в данном случае школа вызывает  волнения и страх [8, с.35].

3.Если ребенок был уязвим, восприимчив и стеснителен, для него поступление в школу/смена школы, заведомо является стрессогенным фактором [18, с.166].

4.Частые переходы или смена учебных заведений, частая смена учителя, приводит к тому, что ребенок не успевает осваивать программу, не успевает адаптироваться к новому коллективу, новой среде, все это приводит, к тому, что у ребенка падает успеваемость, появляются неврозы, страхи и тревожность [21, с.24].

5.Еще одним пунктом можно выделить стресс, который ребенок может испытывать из-за ссор в семье, развода родителей, смерти близкого человека, все это будет сказываться на учебе и как в следствие повлечет за собой все тревожность, страхи, неуверенность в себе [19, с.56].

Причиной тревоги является внутренний конфликт ребенка, он обеспокоен, встревожен, он борется сам с собой, и с теми требованиями, которые предъявляют ему школа или семья. Еще одной причиной, на наш взгляд являются ссоры в семье. Э. Берн, утверждает, дети включают защитный механизм и стараются передать тревогу своему окружению, эта тревога чаще всего передается в агрессивной форме и носит сокрытую форму личностной тревожности [20].

Причина повышенного уровня тревожности, состоит в том, что для ребенка теперь на первом месте стоит педагог, и в общении с ним, ребенок перенимает его манеру общения, выражения, что может не нравиться родителям, и они могут отзываться отрицательно по поводу этого, в этой ситуации ребенок будет разрываться между родителями и ребенком [23, с.15].

У  младших школьников причинойтревожности является  психическая ситуация потребности в защите, понимании и принятии со стороны педагога и родителей. Тревожность выполняет  функцию нарушения отношений с близкими взрос­лыми. В детей с поступлением в школу меняется и социальная среда, в которой принимает участие педагог и он стоит у ребенка на первом месте [4, с.11].

Также причиной повышенного уровня школьной тревожности можно соотнести постоянное  недовольство учебной работой ребенка со стороны педагога и родителей – отрицательные оценки поведения, плохая успеваемость, порицания, наказание [6, с.15]. Примером может послужить, болезнь ребенка, если не заниматься с ребенком дома во время болезни, то он отстанет от всего класса. Ребенок-маленький взрослый, у которого есть  временные трудности, которые могут раздражать взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Следующая причина, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают нереального и предъявляют завышенные требования.  Эти причины приводят к тому, что у ребенка нарастает тревожность, она связана с заниженной самооценкой, появляется неуспех в учебных достижениях, неуверенность в себе в своих силах. Все эти особенности приводят и тянут за собой ряд других особенностей – выполнять указания взрослого, боятся проявить инициативу, поступать по образцам и шаблонам, формальное усвоение знаний и способов действий  [9, с.94].

Общие причины детской тревожности:

- морфологические и функциональные особенности нервной системы (относятся дети с меланхолическим складом);

- страхи, неудачи, нервозные состояния;

- детские заболевания;

- запугивание взрослыми ребенка;

- чрезмерное детское воображение;

- боязнь, грома, опасных животных, темноты, молнии;

- инстинкт самосохранения (защитная реакция);

- результат «гипер- или гипоопеки» воспитания;

- обостренное чувство вины за не соответствие родительским заказам;

- следствие депривации — чувства обездоленности, недоступности [6, с.99].

Одной из самых сильных причин детской повышенной тревожности является угроза не общения со сверстниками, его исключение из группы Дети, постоянно думающие об этом, приобретают свойство во всем подчиняться группе и следовать их установкам [8, с.100].

Таким образом, причин для возникновения повышенного уровня тревожности достаточно много. Главную роль самые разные факторы, которые будут отражаться на ребенке,  и которые будут препятствовать его нормальному развитию. Самой главной причиной, является исключение ребенка из группы сверстников. Следующая не менее важная, частые ссоры в семье, не только между родителями, но и между старшими и младшими поколениями.  

Библиографический список:

1. Аникина, Г.В. Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми [Текст] / Г.В. Аникина. - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: ИД «1 сентября», 2009. – 112с. 2. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал – 1997. – №2. – С. 34-38. 3. Артпедагогика в образовании: Учебник для вузов [Текст] / под редакцией Т.А. Соколовой. – М.: Феникс, 2009. – 145с. 4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов [Текст] / Е.А. Медведева [и др.]. – М.: Академия, 2001. – 248с. 5. Арттерапия – новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336с. 6. Артюхова, Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс. к. пс. Наук [Текст] / Т.Ю. Артюхова. – Новосибирск, 2000. - С. 15-19. 7. Базан, А., Что такое Арт – терапия [Текст] / А. Базан [электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/20674/ (дата обращения 14.03.2015). 8. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 180с. 9. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. – М.: Ось - 98, 2007. – 144с. 10. Волков, П. В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств [Текст] / П.В. Волков. – М.: РИПОЛ классик, 2004. – 480с. 11. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) [Текст] / А.В. Гнездилов – СПб.: Речь, 2003. – 292с. 12. Гурганова, О.Н. Проблема тревожности в младшем школьном возрасте и ее влияние на успеваемость [Текст] / О.Н. Гурганова [электронный ресурс]. URL:http://children12.ucoz.ru/publ/problema_trevozhnosti_v_mladshem_shkolnom_vozraste_i_ee_vlijanie_na_uspevaemost (дата обращения 18.02.2015). 13. Дубровина, И.В. «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991 г. – 232с. 14. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез [Текст] / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. - 244с. 15. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Грабенко, Т.М.. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: ООО "Речь", 2006. - 208с. 16. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.:"Златоуст", 1998. - 352с. 17. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: ООО "Речь", 2006. – 176с. 18. Золотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа [Текст] / Ф.Р. Золотова, Л.М. Закирова// Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 163 –168. 19. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования [Текст] / И.В. Имедадзе. – Тбилиси, издательство: Мецнисреба, 1960. – С. 54 – 57. 20. Каткова, Т.А. Проблема школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.А. Каткова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 1– 2. 21. Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб.: Реноме, 2011. – С. 23 – 25. 22. Киселева, М.Б. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.Б. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160с. 23. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии: сборник статей. – Ставрополь, 2007. – С. 16-20. 24. Коломенский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе [Текст] / Я.Л. Коломенский. – М.: Знание, 1969. – 326с.




Рецензии:

19.07.2015, 15:35 Панченко Ольга Львовна
Рецензия: Тема очень актуальна, но, на мой взгляд, статья не вполне проработана. Думаю, содержание статьи не вполне отражает ее название. В тексте статьи анализируются, скорее, направления снятия тревожности у детей, а не сам феномен тревожности. Необходимо усилить теоретическую часть - дать более четкое видение проблемы (обосновать ее актуальность и степень изученности именно в части изучения тревожности как феномена в педагогике и психологии). Дать свой авторский взгляд на проблему тревожности, ее причинах и последствиях. Приводимые в тексте определения (арт-терапия, т.д.) должны быть четко сведены к авторам, то есть хорошо было бы указать авторов, или отметить, что это собственные определения. В ссылках нежелательно использовать учебники, кроме того, литература очень стара, для гуманиртариев, как Вы знаете, приветствуется использование источников не позднее 2010 года. Остальные тоже могут быть использованы, но лучше - для сравнения, а не в качестве основной литературы. Рекомендую немного доработать статью или сменить ее название чтобы соответствовало содержанию.

19.07.2015, 16:04 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Актуальность проблематики... 2.Тревожность личности имеет прежде поведенческий характер проявления и дает возможности использовать целого арсенала пропедевческой терапии/арт-терапия/. 3.Верификация теоретичкого плана проблемной области данной статьи создает методологические условия для етапной апробации.

19.07.2015, 22:18 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Какой вклад автора? В аннотации сказано, что разработаны средства арттерапии, что вызывает основание полагать их авторство со стороны писателя статьи. Однако из содержания статьи следует - что писатель только цитирует известные факты, а объем статьи и количество источников на обзор или анализ не тянет. Не рекомендуется к печати.

19.07.2015, 23:46 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия: "Теоретический анализ причин повышенного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста" - так называется статья, но анализ не произведен. Быть может, статью надо назвать иначе? Также необходимо исправить грамматические ошибки: "арт - терапия", "психолого - педагогического" пишется без пробелов. Учитывая первое замечание, статью либо надо переназвать, либо изменить текст, иначе её нельзя печатать. Очень хотелось бы, чтоб второй соавтор прочитал и откорректировал статью.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх