соискатель
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Кафедра " Общая и социальная психология"
Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Общая и социальная психология, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
УДК 316.4.063.2
В силу интенсивности мировых изменений в различных социокультурных аспектах, полученные результаты исследований перестают быть актуальными практически сразу после их выявления. Имеющиеся в науке данные уже не могут максимально эффективно обеспечивать соответствующие прикладные направления, что обуславливает необходимость дублирования исследований социального характера.
Однако, мониторинг эмоционального развития детей фиксирует высокие показатели на протяжении не одного года. Результаты исследований убеждают нас, что, по-прежнему, агрессивные тенденции в поведении детей занимают лидирующие позиции как формы поведенческих нарушений.
Преобладающими причинами проявлений детской агрессии И. Фурманов, А. Налчаджян, С. Колосова называют[2], [3], [5]:
Проблема - агрессия как феномен - сравнительно молода. Несмотря на это, многие психологи (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др. и др.) раскрывали и раскрывают новые аспекты данного явления.
Особое внимание заслуживает в этом отношении такая возрастная группа как младшие школьники на этапе их перехода в среднее звено, что обусловлено не только изменением социальной ситуации развития, но и их возрастными особенностями. Данный период является самым острым по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка, поскольку мы имеем дело с периодом самого значительного возрастного психоэндокринного сдвига – с пубертатным кризисом, роль которого в генезе социальных и личностных девиаций, возникновении психических расстройств трудно переоценить[4].
С целью оптимизировать работу школьных психологов нами была предпринята попытка изучить и описать специфику агрессивных проявлений у школьников в критический для них период-перехода в среднее звено.
Для реализации поставленных задач использовались: опросник «Басса-Дарки» [1] позволил определить уровень деструктивных тенденций, а также дифференцировать проявления агрессии, различать виды реакций; метод экспертных оценок позволил индивидуально подойти к выявлению формы агрессивных проявлений конкретного ребёнка, что позволяло уточнить результаты вышеназванной методики.
Критериями оценки агрессивного поведения явились:
1. Легкость возникновения агрессивных проявлений;
2. Инициация агрессивных действий;
3. Степень адекватности силы агрессивных проявлений той ситуации, которая их вызвала;
4. Степень осознанности агрессивных проявлений;
5. Степень контролируемости агрессивных проявлений;
6. Мотивируемость использования агрессивных форм;
7. Форма агрессивных проявлений;
8. Причины использования агрессивной формы поведения.
В результате количественной обработки данных, полученных опросником Баса-Дарки, выявилось пять групп подростков с разным уровнем проявления агрессии: группа №1-дети с высоким уровнем агрессивных проявлений (индекс АГР 47-63); группа №2- дети с агрессивными проявлениями выше среднего уровня (индекс АГР 37-46); группа №3- дети со средним уровнем агрессивных проявлений (индекс АГР 24-36; группа №4 - подростки с уровнем агрессивных проявлений ниже среднего (индекс АГР 14-23); группа №5 - подростки с низким уровнем агрессивных проявлений (индекс АГР 1-13).
В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов, было выявлено, что подростки, характеризующиеся средним уровнем развития агрессивных проявлений, в своём поведенческом арсенале используют все поведенческие реакции, представленные в опроснике А. Басса и А. Дарки.: физическую агрессию, косвенную агрессию, раздражение, негативизм, подозрительность, обида, вербальная агрессия, что свидетельствует о том, что агрессивное поведение (в различных его проявлениях) свойственно детям 10-11 лет норме. Важно подчеркнуть, что агрессивные проявления у них возникают избирательно; являются реакцией на объективно возникающую угрозу; соответствуют ситуации, которая их вызвала; осознаны, подчинены контролю; не встречаются случаи немотивированных агрессивных проявлений; причинами возникновения агрессивных реакций может послужить: повышение социального статуса среди сверстников, самозащита.
Группа младших школьников №1 практически в два раза превосходит своих сверстников из группы №3 по показателям в шкалах: полученные данные свидетельствуют о высоком уровне проявления агрессивных форм детьми данной группы. Спектр агрессивных проявлений широк: такие дети, будучи всегда подозрительны и раздражены, часто обижаются, идут наперекор общепринятым нормам и принципам, а возникающие недопонимания решают, используя физические методы и вербальный прессинг. Кроме того, для них характерно следующее: агрессивные проявления возникают легко; степень несоответствия той ситуации, которая их вызвала, высокая; агрессивные действия не всегда осознаны, трудно подчинены контролю; встречаются случаи немотивированных агрессивных проявлений. Агрессивные проявления инициируются; спектр используемых в поведенческом арсенале агрессивных форм- широкий (физическая, вербальная, обида, раздражение, негативизм); причинами возникновения агрессивных реакций может послужить: привлечение внимания, повышение социального статуса среди сверстников, самозащита, метод добиться желаемого, низкий уровень самоконтроля.
Подростки, составляющие группу №2, демонстрируют результаты по опроснику А. Басса и А. Дарки превышающие нормальные, средние показатели, но, тем не менее- они ниже, чем показатели по шкалам, полученным по группе №1. Однако, важно отметить тот факт, что по шкале «обида» подростки группы №2 имеют высокий средний показатель, отличающийся от среднего показателя группы №1 лишь на несколько сотых, что свидетельствует о том, что для детей группы №2 свойственно чрезмерно обижаться на окружающих, хотя по шкале «подозрительность» подростки данной группы близки к средним показателям группы №3, что характеризует таких детей как людей, адекватно оценивающих окружающих и ситуации, в которых они находятся: избегать предубеждений о всеобъемлющем желании подавляющего большинства причинить им вред. Спектр агрессивных проявлений также широк, как и у представителей Группы №1: такие дети, часто обижаются, а возникающие недопонимания решают, используя физические методы и вербальный прессинг. Важно отметить, что агрессивные проявления детей данной группы возникают легко; могут являться реакцией на субъективно или объективно возникающую угрозу; соответствуют ситуации, которая их вызвала; агрессивные действия осознаны, подчинены контролю; встречаются случаи немотивированных агрессивных проявлений. Спектр используемых в поведенческом арсенале агрессивных форм – широкий (физическая, вербальная, обида, косвенная);могут инициироваться самим ребёнком или являться действиями по указке другого; причинами возникновения агрессивных реакций может послужить: привлечение внимания, повышение социального статуса среди сверстников, самозащита, способ добиться желаемого, низкий уровень самоконтроля.
Младшим школьникам, составившим группу №4, и характеризующимся как «подростки с агрессивными проявлениями ниже среднего уровня», не свойственны проявления физической агрессии, негативизма, подозрительности, обиды. Защищаясь, они активно используют в своём арсенале агрессивных форм косвенную и вербальную агрессию. Их агрессивные проявления характеризуются следующим образом: возникают избирательно; соответствуют ситуации, которая их вызвала; всегда осознаны, подчинены контролю; мотивированны; спектр используемых в поведенческом арсенале агрессивных форм- неширокий (косвенная, вербальная);агрессивные действия являются ре-акцией на действия других людей; причинами возникновения агрессивных реакций может послужить: самозащита.
В группу №5 вошли младшие школьники, имеющие по шкалам низкие показатели и характеризующиеся как дети с низким уровнем агрессивных проявлений. Учащимся данной группы, как и группы №4, свойственны агрессивные выпады лишь форме вербальной агрессии, которые имеют следующие особенности: возникают редко, носят защитный характер, мотивированы и осознанны; чаще всего выступают в вербальной форме; являются ре-акцией на действия других людей.
Итак, проведённый анализ выявил характерные особенности проявления различных форм агрессии, свойственный каждой из пяти групп подростков 4-х классов, разделённых по уровню проявления агрессивных реакций.
После того, как В 5 классе данные замеры были продублированы, анализ результатов позволил заметить не только скачок уровня агрессивных проявлений среди учащихся, характеризовавшихся в 4 классе, как «школьники с оптимальным уровнем агрессивности», но и о то, что арсенал агрессивных проявлений увеличился на уровне группы. Детям Группы №1 в 5 классе свойственно раздражением реагировать на фрустрирующие ситуации, выражать демонстративный протест против требований взрослых, также проявлять ничем не обоснованное упрямство и грубость, а возникающие недопонимания решать, используя физические методы. Подросткам Группы№2, как и в 4классе, было свойственно решать возникающие недопонимания, используя физическую силу и вербальный прессинг, то к 5 классу демонстрация физической силы в фрустрационных ситуациях – не наблюдается. Такие дети, часто обижаясь, находят выход своим эмоциям посредством косвенной и вербальной видов агрессии. Подросткам Группы №4, как и год назад, не свойственно проявление физической агрессии, негативизма, обиды. Защищаясь, они активно используют в своём арсенале агрессивных форм вербальную агрессию. Обращает на себя внимание тот факт, что по сравнению с предыдущим замером, в 5 классе дети Группы №4 проявляют высокие показатели подозрительности. Подросткам Группы №5 свойственны частые обиды и агрессивные выпады лишь форме косвенной агрессии.
Т.о., исходя из полученных результатов, мы можем утверждать, что с переходом в среднее звено изменились лишь количественные характеристики (интенсивность) агрессивных проявлений у младших подростков, тогда как качественные характеристики - остались прежними.
Т.о., нами подробно изучены и описаны особенности проявления агрессивных тенденций у младших школьников на этапе их перехода из начальной школы в среднюю, при этом показано, что:
1. Агрессивное поведение в различных его формах свойственно младшим подросткам 10-11 лет в норме;
2. Для всех младших школьников (на рубеже перехода в среднее звено) характерны специфические проявления агрессии, что позволяет распределить их на достоверно различающиеся группы с учётом особенностей этих агрессивных проявлений.
3. К 5 классу показатели агрессивных проявлений у младших подростков увеличиваются.
Рецензии:
6.07.2015, 20:25 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания:
1/Агрессивность в социокультурных,социометрических и этнопедагогических параметрах очень важный приложный аспект клинической и консультативной психологии.
2/Методология постановки проблематики создает возможностей системной верификации и диагностики на базе унифицированных методов и опросников.
3/Нужно одинако показать реверсивный анализ количественных кореляционных отношениях между учениками из 5-и групп как динамические и статистические отношения зависимости.
4/В практике нет понятия "норма агресивности", так как социалньное управление и контроль ведется только при путем етапного мониторинга, а ефективной превенции сооздается только в границах консултативной педагогики.
7.07.2015, 12:13 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Относительно содержания: агрессивность, при всем интересе психологов, вряд ли можно считать неизбежным фактором, требующим вмешательства психолога. А воздействие - применимым лишь на субъект с этим признаком. Имеются научные работы Г.В.Суходольского (СПбГУ), в которых предложена гипотеза, согласно которой любое "социальное вредное" качество может быть следствием, причем - именно социальным (обстановки). |