Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК
Студент
Шишенко Галина Александровна, кандидат педагогических наук,доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры
УДК 796/799
Введение. Развитие современной художественной гимнастики характеризуется быстрым ростом технической сложности и трудности соревновательных программ, где требуется высокая концентрация, выносливость, эмоциональная стабильность, артистичность, чувство ритма, точность, координация и высокий уровень самоконтроля. Все это требует психологической подготовки, особенно юных гимнасток. Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных спортсменок является поддержание на оптимальном уровне психической работоспособности.
Современный спорт предъявляет серьезные требования к организму спортсмена, которые выражаются как в больших тренировочных нагрузках с одной стороны, так и в постоянных эмоциональных стрессах – с другой.
Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе (Акимова Л.Н., Герон Э., Белкин А.П., Джамгаров Т.Т., Горская Г.Б., Некрасов В.П., Пуни А.Ц., и др.) можно сделать вывод, что методам саморегуляции, на наш взгляд, уделяется незначительное внимание, недостаточно и методик, касающихся регуляции предстартового психического состояние гимнасток, особенно 10-12 лет.
Предстартовые состояния, такие как предстартовая лихорадка, стартовая апатия, боевая готовность и психическое напряжение, часто возникают задолго до соревнований и способны истощать нервную систему спортсмена, чего следует избегать.
В настоящее время в спорте высших достижений используются методы саморегуляции, с помощью которых психическое состояние и психомоторика спортсмена оптимизируются им самим, но применение этих методик не всегда оправданно для спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Для саморегуляции предстартовых состояний необходимо разработать методы саморегуляции, с помощью которых психическое состояние и психомоторика гимнасток 10-12 лет улучшилась бы.
Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда гимнастка узнает о возможности или необходимости своего участия в соревновании.
Обстановка на соревнованиях всегда новая, но известная заранее. Физическая и психологическая нагрузки в период соревнований, у гимнасток, большие. Помимо этого, необходимо учитывать условия спортивной деятельности, предъявляющей высокие требования к психике, которая у молодых спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, не устойчива (полностью не сформирована).
Психическое напряжение ведет к грубым техническим (движения телом, работа предметом) и артистическим (хореография, музыка) ошибкам в исполнении гимнасткой своей программы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка каждой гимнастки к соревнованиям есть важный и обязательный этап уже в возрасте 10-12 лет.
Психологическая готовность к соревнованиям будет определяться: спокойствием, уверенностью, боевым духом, т.е. спокойной боевой уверенностью спортсменки.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что предложенное нами исследование является актуальным.
Цель исследования – разработать экспериментальную методику регулирования предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, путем включения психической саморегуляции, что позволит повысить уровень результативности соревновательной деятельности гимнасток.
Объект исследования – учебно-тренировочный и соревновательный процесс спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, выступающих по индивидуальной программе.
Предмет исследования – эмоционально-волевая саморегуляция предстартовых состояний спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, выступающих по индивидуальной программе.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования, предполагается, что разработанная методика, включающая: психотехнические методы саморегуляции, идеомоторную тренировку с применением самоприказов и прогрессивную мышечную релаксацию Э. Джекобсона, позволит снизить уровень ситуативной тревожности у гимнасток перед ответственными соревнованиями.
Методы и организация исследования
Для решения поставленной проблемы мы использовали следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, на основе Шкалы Дж.Тейлора, идеомоторная тренировка с применением самоприказов, мышечная релаксация Э. Джекобсона, психотехнические методы саморегуляции, наблюдение.
Исследование осуществлялось в ходе учебно-тренировочного процесса на базе «СДЮСШОР №1» и «СДЮСШОР 19» по художественной гимнастике. В исследовании приняли участие гимнастки 10-12 лет, выступающие по индивидуальной программе первого взрослого разряда, в количестве 20 человек, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 10 человек.
Весь процесс исследования был разделен на три этапа.
Тестирование проводилось на основе Шкалы Дж.Тейлора, построенной на основе Миннесотского многопрофильного опросника, для оценки общего уровня тревожности. Эта шкала может применяться до и после соревнований.
- психотехнические методы саморегуляции;
- идеомоторную тренировку с применением самоприказов;
- прогрессивную мышечную релаксацию Э. Джекобсона.
Психотехнические методы саморегуляции
Идеомоторная тренировка с применением самоприказов
Метод идеомоторной тренировки с применением самоприказов включает в себя четыре этапа.
На первом этапе гимнасткам предлагается составить «карту опасных мест», в которых они не уверенны, т. е боязнь потери предмета, срыва элемента, отставания от музыкального ритма и др.
Второй этап. Идеомоторная проработка каждого вида программы гимнастки (скакалка, обруч, мяч и булавы), в ходе которой обдумывается каждый элемент и работа предмета, применяя самоприказы: «Держать!», «Стоять!», «Спокойно!», «Стопы!» «Вытянулась!», «Соберись!» и т.п., мысленно представляя собственное исполнение программы в течении 2-3-х минут, вместо положенных 1,30 минут.
Примечание. Продолжительность второго этапа составляет три-четыре недели.
Третий этап. Гимнасткам вновь предлагается составить «карту опасных мест» и проанализировать ее.
Четвертый этап. Постепенное сокращение времени идеомоторной проработки каждого вида программы гимнастки до 1,30 минут.
Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона
Гимнасткам экспериментальной группы был предложен упрощенный вариант, который пригоден для самостоятельного освоения этого метода.
Упрощенный вариант включает в себя три этапа.
Первый этап. Состоит из последовательного напряжения и расслабления различных мышечных групп в положении лежа на спине.
Второй этап. В положении сидя или стоя напрячь и расслабить мышцы, не участвующие в поддержание тела в вертикальном положении. Последовательность упражнений произвольная.
Третий этап. Путем самонаблюдения установить, какие группы мышц напрягаются в стрессовых ситуациях на тренировке, на соревнованиях, перед выступлением. Затем посредством локальной релаксации напряжения мышц научиться предупреждать отрицательные эмоции, предстартовые состояния.
Результаты исследования
Экспериментальная методика регулирования предстартовых состояний гимнасток «художниц» 10-12 лет, путем включения психической саморегуляции позволила снизить уровень ситуативной тревожности в экспериментальной группе на 7,7%, в контрольной на 2%. (табл.1).
До применения экспериментальной методики уровень психологической готовности гимнасток экспериментальной группы оказался низким и составил 65%. После применения экспериментальной методики уровень психологической готовности составил – 77,6%, у гимнасток контрольной группы, работавших по общепринятой методике уровень психологической готовности превысил исходный (66%) на 4%.
Применение психотехнических методов перед выступлением на соревнованиях помогло юным гимнасткам целенаправленно настроиться на «чистое» исполнение своей программы, способствовало оптимизации психоэмоционального состояния в экспериментальной группе на 13%, в контрольной группе на 5%.
Идеомоторная тренировка с применением самоприказов способствовала ускорению автоматизации технических навыков, сокращению количества срывов элементов и потерь предмета за счет целенаправленной настройки на выполнение упражнения, что способствовало повышению психической и физической работоспособности в экспериментальной группе на 6%, в контрольной на 3%.
Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона позволила снизить уровень физической и психической напряженности в экспериментальной группе на 9%, что существенно ускорило процесс восстановления юных гимнасток после тренировок, в контрольной на 4%.
№
|
Критерий |
Экспериментальная группа |
Абсолютный сдвиг |
Контрольная группа |
Абсолютный сдвиг |
||
До эксперимента |
После эксперимента |
До |
После |
||||
1 |
Ситуативная тревожность |
47% |
39,3% |
7,7% |
51% |
49% |
2% |
2 |
Психическая и физическая работоспособность |
68% |
74% |
6% |
64% |
67% |
3% |
3 |
Психоэмоциональное состояние |
44% |
57% |
13% |
45% |
50% |
5% |
4 |
Психическая и физическая напряженность |
80% |
71% |
9% |
81% |
77% |
4% |
5 |
Психологическая готовность к соревнованиям |
65% |
77,6% |
12,6% |
66% |
70% |
4% |
Рецензии:
10.07.2015, 15:03 Наговицын Роман Сергеевич
Рецензия: Статья Сурковой Полины Владимировны актуальна, обладает существенной практической значимостью. Рекомендуется к печати.
4.08.2015, 20:28 Суркова Полина Владимировна Отзыв: Уважаемый Сергей Владимирович, спасибо за положительный отзыв! |