Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 28.07.2015.
Просмотров - 3107

Средства массовой информации как источник формирования информационной компетентности современного россиянина в вопросах религии

Помельникова Инна Петровна

Магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Кафедра социологии и организации работы с молодёжью

Лебедев Сергей Дмитриевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодёжью.


Аннотация:
В данной статье дается определение понятия «информационная компетентность» в целом, рассматривается роль СМИ как источника знаний о религии, значимость которых обусловлена становлением информационного общества, а также компоненты российского медийоного поля религии. В статье также представлены некоторые данные исследования по теме «Информационная компетентность современного россиянина в вопросах религии».


Abstract:
This article provides a definition of «information competence» as a whole, examines the role of the media as a source of religion’s knowledge, the significance of which is caused by the formation of information society, as well as components of the Russian media field of religion. The article also presents some data of the study on «Information competence of the modern Russians in matters of religion».


Ключевые слова:
религия; информационная компетентность; СМИ; информация.

Keywords:
religion; information competence; media; information.


УДК 316.013

 

С наступлением  так называемого «века информационных технологий» главным капиталом общества становится информация. Религиозная сфера жизни наряду с политической, экономической и другими теперь связанна с получением, передачей и накоплением большого количества информации, что обуславливает формирование  системы знаний или так называемой информационной компетентности в данной сфере.

 Под информационной компетентностью подразумевается  интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования   информации в   особый    тип     предметно-специфических знаний [1]. Если применять данный термин к религии, то – это  получение и формирование неких знаний о религии, религиозных обрядов, ритуалов.

С распространением  средств массовой информации, в том числе и сети Интернет, в наши дни практически любой россиянин без труда может узнать интересующую его информацию религиозной направленности  посредством  беспрепятственного посещения религиозных интернет-сайтов, чтения религиозных журналов , газет, просмотра ТВ- и -радиопередач и даже целых каналов религиозной направленности.  

В связи  тем, что религиозная картина современной России в большей степени представлена православными христианами (79% по данным Института социологии РАН на 2013год)[2], следует говорить о СМИ православной направленности как об источнике формирования информационной компетентности в религиозных вопросах.

В настоящее время можно говорить о следующих компонентах российского  медийного поля религии:

1.      Религиозная печать, ориентированная на все мировые религии, с более разветвленной сетью православных изданий (здесь примером послужит журнал «Альфа и Омега»).

2.      СМИ светского характера, в содержании которых присутствует религиозная проблематика (например, передача «Слово пастыря» Святейшего Патриарха Кирилла на «Первом канале»).

3.      Специализированные религиозные теле- и радиоканалы (право-славный телеканал «Союз» ).

4.      Религиозные Интернет-ресурсы (например, Богослов.Ru –православный информационный интернет-портал). Сюда же можно отнести группы в социальных сетях (например, Вконтакте) на религиозную тематику.

Репрезентация православного христианства в рамках современных российских СМИ рассматривается, прежде всего, как достаточно интенсивный поток сообщений, тематически связанных с различными аспектами православной культуры, составляющий заметную часть российского информационного поля в последние два десятилетия. Сочетание активизации миссионерской деятельности Православной церкви (прежде всего – Русская Православная Церковь) с устойчивым тематическим информационным запросом светских субъектов повлекло за собой масштабное социокультурное последствие, выразившееся в значительном росте «информационного присутствия» православных символов и смыслов на фоне светского культурного мейнстрима. Следствием этого явилось формирование и развитие специализированного «православного» сегмента в общей социокультурной картине российского общества.

Рост ресурса трансляции актуальной православной культуры выражается в увеличении плотности и расширении объема соответствующего массива тематических сообщений (религиозных программ, статей печатных изданиях и т. д.) в информационно-коммуникативном пространстве общества.

В сравнении с советским периодом, постсоветский период характери-зуется существенными качественные изменениями в трансляции религиоз-ных традиций в информационном пространстве. 

В наши дни можно проследить тенденцию увеличения количества и разнообразия каналов трансляции социальной информации, прямо или косвенно относящейся к религии в целом и православному христианству в частности. Он предполагает тиражирование определенного культурного содержания и форм через средства массовой коммуникации, книгопечатание, в также увеличение разнообразия тиражируемых объектов (их номенклатуры).

 Исследователи еще в первые годы нового столетия отмечали, что за период развития соответствующего «сектора российских СМИ, начало которому было положено на рубеже 80-х – 90-х годов в дни празднования 1000-летия крещения Руси, сделан серьезный шаг вперед в развитии системы религиозной коммуникации и ее содержательного наполнения, каналов распространения информации и их аудиторий». При этом православная система массовой коммуникации в значительной степени задает тон развитию религиозных медиа в целом [3].

Вторым существенным моментом современной актуализации православной культуры в медийном пространстве представляется то, что значительную и даже определяющую роль в ее активизации играют не собственно религиозные, а светские коммуникации.

Российский социолог религии и религиовед С.Б. Филатов отмечает, что  в постсоветской России «для большинства населения в целом и верующих в частности основными источниками религиозных знаний, взглядов и верований служат средства массовой информации, художественная литература [4].

Безусловно, значимость СМИ в формировании информационной компетентности в религиозных вопросах нельзя отрицать.  Она велика. Однако при проведении фокус-группового интервью  в рамках авторского исследования со студентами НИУ «БелГУ»  были получены несколько иные выводы, отводящие такой источник информации как СМИ на второй план.

Во-первых, ни один студент не упомянул о СМИ как об источнике религиозной информации. Они были названы как источник получения информации другой направленности.

Во-вторых,  первые свои знания о религии все  участники фоку-группы получили не из СМИ, а от родителей, бабушек и дедушек.

В-третьих, на вопрос «из каких источников Вы в основном получаете информацию о религии сейчас?» студенты ответили следующим образом:  из литературы, опять же – от родителей и из общения со священнослужителем.

В-четвертых, доверяют студенты следующим источникам религиозной информации: книгам, священнослужителям, людям, компетентным в религиозных вопросах.  А вот среди источников, которым  доверять нельзя оказались  так называемые «уличные проповедники».

И, наконец, в-пятых, студентам был задан вопрос: «к каким бы источникам информации Вы бы обратились, если бы у вас возникли вопросы, связанные с религией?» Здесь мнения участников разделились. Половина участников обратились к священнослужителям, другая половина – к родителям. Опять же, ни один участник не назвал религиозные СМИ.

Данный факт подтверждается и проведенным анкетным опросом (N=419, Центр социологических исследований кафедры «Социологии и ОРМ» НИУ «БелГУ» 2015г.), который показал, что основные знания о религии большинство респондентов получило от бабушек и дедушек (30,55%) и от родителей (25,06%), а доверяют священнослужителям (47,02%). Однако здесь респонденты отметили, что актуальную информацию о религии они получают из телевидения и радиопередач (31,74%). Что касается религиозных СМИ, то большинство (48,34%) респондентов знают о них, но не используют для получения информации о религии.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что СМИ  играют отнюдь не главенствующую роль в  трансляции религиозной информации. Наиболее распространенным и популярным источником религиозной информации, согласно мнению современных россиян,  являются родители, т.е., иными словами, передача и получение религиозных знаний, информации и опыта от поколения к поколению по-прежнему остается наиболее приемлемой.  

Библиографический список:

1. Вера и надежды [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.rg.ru/2013/01/15/ – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Информационная компетентность [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://do.gendocs.ru – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Книга «Религия в информационном поле российских СМИ» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.religare.ru/2_26801.html – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Филатов, С. Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ / С. Б. Филатов // Политические исследования. – 1999. – № 3. – С. 141, 142.




Рецензии:

8.09.2015, 15:36 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Раз уж вы поднимаете тему источника знаний о христианстве, то стоило бы и вещи называть своими именами не Православие, - к которому христиане никакого отношения никогда не имели, а Российская Ортодоксальная Греко-Кафолическая Церковь, которая по указу И.В. Сталиным, так поносимого современными попами, она стала называться Русская Православная Церковь. Как минимум исследователям от науки об этом не надо забывать. Поэтому раз уж вы взялись за самую грязную в нашей действительности тему - за христианство, прошу ввести в Яндексе: "православие термин сталин" и изучить тему. Внести соответствующие корректировки в связи с изученным. Отправить статью на повторное рецензирование!

6.04.2016, 3:26 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Статья интересная, написана на актуальную тему, четко прослеживается позиция автора по исследуемой проблеме, хорошо подведена доказательная база. Рекомендую расширить выводы по исследованию, обозначить современных исследователей, занятых изучением сходных вопросов. После корректировок статью рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх