Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №23 (июль) 2015
Разделы: Психология
Размещена 31.07.2015. Последняя правка: 31.08.2015.
Просмотров - 2649

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА МЕТОДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Якимович Татьяна Дмитриевна

кандидат педагогических наук

Львовский научно-практический центр Института профессионально-технического образования НАПН Украины

старший научный сотрудник

Аннотация:
В статье анализируются современные педагогические подходы к выбору и классификации методов обучения. Обосновывается выбор методов производственного обучения в соответствии с факторами учебного процесса, доказывается необходимость учитывать различия теоретического и производственного обучения. Основанием для выбора методов производственного обучения являются интеграция целей; особенности профессионально-практической подготовки; структура производственных функций; особенности формирования профессиональных умений; этапы производственного обучения; использование ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения. Приводятся примеры конкретных методов формирования практических и интеллектуальных умений.


Abstract:
The article analyzes the modern pedagogical approaches to the selection and the teaching methods classification. The choice of methods of vocational training in accordance with the factors of the educational process, demonstrates the necessity to take into account the differences in theoretical and vocational training. The basis for the choice of industrial training methods are the integration of the objectives; characteristics of the professional and practical training; structure of vocational functions; features of professional skills; stages of vocational training; the use the orientation principles at all stages of vocational training. The examples of specific methods of practical and intellectual skills formation are illustrated.


Ключевые слова:
профессиональная подготовка; учебный процесс; методы обучения; теоретическое обучение; производственное обучение; профессиональные умения

Keywords:
professional trainin; educational process; teaching methods; theoretical training; job training; professional skills


УДК 377.1

Введение. Уровень профессиональной подготовки специалиста зависит от соответствия педагогических методов закономерностям процесса обучения и специфики его будущей деятельности. Система методов производственного обучения (и каждый метод в частности) видоизменяется и развивается благодаря прогрессу науки, техники, производства, в зависимости от изменений характера труда рабочего и социальных задач профессиональной подготовки.

Актуальность. Проблеме методов обучения отводится значительное место в педагогических исследованиях. Важное значение при выборе методов обучения имеет их классификация. Основой для классификации выступают источники передачи знаний, структура личности, дидактические цели и т.д. [2; 3; 4; 8]. Наиболее распространена классификация по источнику передачи содержания: словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация операций, наблюдение) и практические (упражнения, решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, тренировки). На основании приоритетных дидактических целей различают коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие и контролирующие методы обучения (В.А. Онищук). Процессуальную сторону учебного процесса отражают методы организации и осуществления, стимулирования и контроля (Ю.К.Бабанський). В зависимости от исполнения применяется бинарная классификация: методы преподавания и методы учения (М.И. Махмутов). По характеру познавательной деятельности определяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемный; частично-поисковый (эвристический); а также исследовательский методы [6]. Основой для определения методов обучения как структурного элемента педагогического процесса может служить интеграция содержания обучения [7]. Исследования педагогических явлений с позиций системного подхода доказывают взаимное влияние и зависимость всех составляющих учебного процесса.

Цели, задачи, материалы и методы.
Цель статьи – анализ особенностей методов производственного обучения и обоснование их выбора в профессионально-технических учебных заведениях. Для достижения цели нами поставлены такие задачи: проанализировать современные педагогические подходы к выбору и классификации методов обучения; изучить влияние особенностей учебного процесса на выбор методов производственного обучения; доказать правильность теоретических подходов на конкретных примерах.

Методы обучения определяются как способы совместной деятельности учителя и учащихся, они предусматривают овладение учащимися социальным опытом человечества и руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя [1, с.11]. Организация учебного процесса в профессионально-технических учебных заведениях предусматривает профессионально-теоретическую и профессионально-практическую подготовку [5, с.10]. Отличием методов производственного обучения является их практический характер. Они должны обеспечивать овладение учениками как знаниями, так и способами их практического применения, возможность перехода от практики к теории и от теории к практике.
Одним из основных правил методики обучения является максимальное использование методов, свойственных соответствующей научной области (эксперимент при изучении физики, опыты при изучении химии, чтение при изучении литературы и т.д.). Методы производственного обучения отражают особенности производственной деятельности и отличаются для разных профессий. Для рабочих сфери обслуживания необходимы коммуникативные методы, для наладчиков – логические, операторов ‑ алгоритмические и т.д. Поэтому главной особенностью выбора методов производственного обучения является максимальноъ использование методов профессиональной деятельности.

Следующей отличительной чертой методов производственного обучения является их интегративный характер – они отражают особенности процессов как учебного, так и производственного. Выбор методов с учетом особенностей учебного процесса определяется логикой формирования умений: методы формирования изначальных умений, методы развития творческих умений, методы решения производственно-технических задач, методы стимулирования и контроля. Выбор методов с учетом особенностей призводственного процесса определяется видами работ на предприятии: методы организация работ; методы использования инструкционно-технологической документации; методы контроля и оценки своей работы; методы решения производственных ситуаций [9, с.161]. Поэтому, наряду с методами отражающие процессуальную сторону учебного процесса (методы организации, осуществления, стимулирования, контроля) целесообразно использовать методы отражающие структуру производственных функций (методы подготовки, выполнения, контроля). Таким образом, особенностью методов производственного обучения является согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций.

Следующей особенностью методов производственного обучения является выбор стратегии обучения. Вопрос стратегии остаётся актуальным для педагогов-практиков, несмотря та внимание к этой проблеме со стороны ученых (А.М. Алексюк, Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, Н.И. Думченко, И.М. Козловская, В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Новиков, В.А. Онищук, Г.М. Романцев, М.Н.Скаткин и др.). На практике 82,5% мастеров и педагогов профессионального обучения проводят уроки по традиционной схеме, что не допускает творческого подхода [11, с.173].

Производственное обучение выделяется как учебный предмет в профессионально-технических учебных заведениях. Кроме того, его трактуют как составляющую профессиональной подготовки (вид обучения). Производственное обучение - планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера и учащихся, направленный на формирование у них таких практических профессиональных знаний, навыков и умений, которые соответствуют современному уровню техники и технологии производства.  Сравним основные стратегии производственного обучения,  одноа из которых базируется на ассоциативно-рефлексивной теории обучения, а другая -на теории поэтапного формирования умственных действий.

Ассоциативно-рефлексивных теория предполагает такую последовательность обучения: восприятие, осознание, запоминания, использования. Приведенный цепочка является более характерным для теоретического обучения и соответствует уровням усвоения учащимися учебного материала (В. Беспалько). Методика производственного обучения по этой системе имеет четыре уровня: первый уровень усвоения характеризуется тем, что ученик учится распознавать, различать объекты производственной деятельности; второй уровень ‑ это репродуктивное воспроизведение производственной деятельности; третий уровень преимущественно характеризуется выполнением производственных задач определенного типа; четвертый уровень усвоения предусматривает возможность переносить действия на незнакомые объекты и ситуации, в другие предметные области. Данную стратегию обучения целесообразно использовать при подготовке к профессиям, где важно умение принимать решения (операторы, наладчики, бухгалтеры и т.д.).

Данную теорию, мы считаем, целесообразно использовать при подготовке к профессиям, требующим умение принятия решений (оператор, наладчик и т.п.). Профессиональные обязанности требуют от современного рабочего активной теоретической деятельности, связанной с анализом и принятием необходимых решений. В процессе обучения будущих специалистов нужны методы, которые формируют экспериментальные умения наблюдать, планировать, контролировать и т.п. Поэтому для формирования познавательной деятельности учащихся целесообразно применять проблемные методы обучения. Это может быть сочетание методов практического и теоретического обучения. Например: контроль – обобщение, наблюдение – анализ, планирование порядка работ – прогнозирование, выдвижение гипотезы – регулирование и т.п.

При передаче теоретических знаний широко используется информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод. Это наиболее экономный метод, который применяется для передачи готовых знаний. При таком обучении преподаватель использует рассказ, чтение, иллюстрацию, а ученик воспринимает, осознает, запоминает. Репродуктивный метод характеризируется как метод повторения действия. Его дидактический смысл – это организация воспроизводства (репродукции) действий, включая репродукцию знаний самим учеником. Этот метод предусматривает решение задач по образцу [10]. В профессионально-технической школе репродуктивный метод нужен для формирования основы профессиональных знаний и умений.
Важную роль в производственном обучении играют продуктивные методы обучения, в часности проблемные. Хотя согласно иследаваниям под руководством Г. М. Романцева на практике проблемные методы ипользуют всего 22,5% мастеров и педагогов профессионального обучения [11, с.173].

При освоении учеником самостоятельной деятельности нужно исходить из того, что ни одно сложное знание, ни одно сложное действие не усваивается сразу и целиком. Поэтому самостоятельные задачи должны делиться на элементы и операции, что особенно актуально в профессионально-технической школе. С этой целью целесообразно использовать эвристический (частично-поисковый) метод. Он направлен на то, чтобы научить учащихся отказываться от составленных стереотипов. Частично-поисковый метод осуществляет поэлементное формирование опыта творческой деятельности у учащихся. Во время учебы применяется как беседа, так и проблемное изложение материала. Исследовательский метод формирует общие творческие способности в процессе целостного решения проблемы или системы проблемных задач. Такие задачи должны составлять определенную систему и располагаться по степени возрастания сложности.

Данную стратегию целесообразно использовать при подготовке к профессиям, требующим умение принятия решений (оператор, наладчик и т.п.). Профессиональные обязанности требуют от современного рабочего активной теоретической деятельности, связанной с анализом и принятием необходимых решений. В процессе обучения будущих специалистов нужны методы, которые формируют экспериментальные умения наблюдать, планировать, контролировать и т.п. Поэтому для формирования познавательной деятельности учащихся целесообразно применять проблемные методы обучения. Это может быть сочетание методов практического и теоретического обучения. Например: контроль – обобщение, наблюдение – анализ, планирование порядка работ – прогнозирование, выдвижение гипотезы – регулирование и т.п.

При использовании стратегии производственного обучения на основании ассоциативно-рефлексивной теории, выбор методов осущетвляется согласно преимущественному виду учебной деятельности (табл.1).
Таблица 1. Выбор методов производственного обучения в соответствии с ассоциативно-рефлексивной теорией
 

Стратегия

Етапы

Методы

Ассоциативно-рефлексивная теория обучения

Восприятие

Информационно-рецептивные методы воспроизведения условий деятельности

Запоминание

Репродуктивные методы воспроизведения способов деятельности и логическое изложение ее последовательности

Осознание

Активизации познавательной деятельности с использованием проблемных методов

Использование

Закрепление умений с помощью упражнений и демонстрации различных приемов умственной деятельности с использованием частично поисковых или исследовательских методов

 
Таким образом, дидактическим основанием выбора методов производственного обучения является соблюдение соответствия методов формирования умений этапам производственного обучения.
При формировании практических умений эффективной является стратегия, которая основывается на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин). Она базируется на предположении, что внешняя деятельность человека (практические действия) по структуре аналогична ее внутренней деятельности (умственные действия). Поэтому для быстрого освоения определенной деятельности целесообразно чередовать ее внешний и внутренний этапы. Согласно данной теории, обучение осуществляется в следующей последовательности: создание мотивационной основы деятельности ‑ предварительное ознакомление с действием и создание ориентационной основы действий ‑ выполнение действия с опорой на ориентационную основу ‑ внешнеречевой этап (объяснение действий) ‑ выполнение действия с одновременным объяснением ‑ выполнение действия без объяснения.

Попробуем найти соответствие между этапами производственного обучения и методами формирования умений. В таблице 2 приведены варианты групп методов, которые целесообразно использовать для формирования умений во время производственного обучения.

Таблица 2. Выбор методов производственного обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий

Стратегия

Етапы

Методы

Теория поэтапного формирования умственных действий

Создание мотивационной основы деятельности

Словесные (рассказ, объяснение,  беседа)

Предварительное ознакомление с действием и создание ориентационной основы действий

Наочные + словесные (демонстрация, наблюдение, инструктаж)

выполнение действия с опорой на ориентационную основу

Практичкские + наочные (упражнения, показ)

внешнеречевой этап (объяснение действий)

Словесные (объяснение, вопросы-ответы)

выполнение действия с одновременным объяснением

Практические + словесные (упражнения, объяснение комментирование)

выполнение действия без объяснения

Практические (упражнения, тренировки)

 
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, ученикам необходимо дать ориентационную основу для освоения умений. Мы считаем, что эту роль могут выполнять учебно-производственные технологические карты. На этапе создания мотивационной основы педагог объясняет цель и целесообразность выполнения данной работы (лучше всего это делать с опорой на освоение учащимися теоретического материала), что конспективно отражено во вступительной части учебно-производственной технологической карты. Предварительное ознакомление учащихся с последовательностью действий осуществляется путем их демонстрации и изучения учебно-производственной технологической карты. В ней содержится перечень оборудования, инструментов, материалов и технологические режимы содержания трудовых действий, которые должны выполняться рабочими. С целью создания ориентационной основы, карта разделена согласно трудовым функциям: подготовка, исполнение, контроль. Для повышения эффективности обучения содержание каждого раздела структурировано на стороны: подготовка предмета труда (изделия); подготовка трудовых средств (оборудования, инструмента); выполнение трудового процесса; выполнение технологического процесса; контроль продукта труда (изделия); контроль средств труда; контроль технологического процесса и т.п. На следующем этапе учащиеся выполняют работу с опорой на образцы действий, приведенные в учебно-производственной технологической карте, которая в таком случае используется как наглядность. На внешне речевом этапе учащиеся лишь повторяют содержание карты, а затем выполняют действия и проговаривают их последовательность. Кроме того, учебно-производственную технологическую карту целесообразно комплектовать приложениями, содержащими теоретические сведения по различным дисциплинам для объяснения действий. На последнем этапе освоения умений ориентиром является только структура учебно-производственных технологических карт или сокращенный вариант (выписка). Упражнения и тренировки способствуют свертыванию знаний и автоматизму умений. Мы считаем, что именно такие методы производственного обучения с использованием учебно-производственных технологических карт способствуют формированию интеллектуальных умений. Дидактическим основанием выбора методов производственного обучения в этом случае является создание ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения.

Выводы. Выбор методов производственного обучения основывается на эмпирическом опыте и требует научного обоснования. При выборе методов обучения необходимо учитывать современные педагогические подходы к их классификации. Методы теоретического и производственного обучения имеют существенные различия. Основанием для выбора методов производственного обучения являются дидактические особенности профессионально-практической подготовки; согласование логики учебного процесса и структуры производственных функций; особенности формирования практических и интеллектуальных профессиональных умений; соблюдение соответствия методов формирования умений этапам производственного обучения; создание ориентационной основы действий на всех этапах производственного обучения.

Заключение. Для научного становления методов производственного обучения большое значение имеет психология труда. Потому перспективы дальнейших исследований мы видим в исследовании особенностей формирования самостоятельности учеников во время производственного обучения.

Библиографический список:

1. Алексюк А.М. Загальні методи навчання – К.: Знання, 1981. – 206 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1977. – 190 с.
3. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онищука. – К.: Рад. шк., 1987. – 356 с.
4. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
5. Закон України “Про професійно-технічну освіту” – Професійно-технічна освіта. – 1998. – №1. – С.2-12.
6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 260 с.
7. Козловська I.М. Теоретико-методологічні аспекти інтеграції знань учнів професійно-технічної школи (дидактичні основи). – Львів: Світ, 1999. –302 с.
8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975. – 320 с.
9. Проблемы дидактики производственного обучения // Под ред Н.И. Думченка. – М.: Высш. шк., 1987. – 232 с.
10. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.Б. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.
11.Уровневое профессионально-педагогическое образование: тео- ретико-методологические основы стандартизации: монография / Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. Ека- теринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 545 с.




Рецензии:

14.08.2015, 11:26 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: В статье четко прописана актуальной исследуемой проблемы. Материал изложен взаимосвязано и вполне логично. Теоретическое исследование автор подтверждает выводами. На наш взгляд в данной работе необходимо дать определение понятию "производственное обучение". В целом статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть рекомендована к публикации

16.08.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Якимович Татьяна Дмитриевна:
Уважаемая Ирина Владимировна!Искренне благодарна Вам за рецензию! Якимович Т.Д..

31.08.2015, 13:25 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Исправить опечатки,Рекомендуется к печати.
31.08.2015 23:23 Ответ на рецензию автора Якимович Татьяна Дмитриевна:
Уважаемый Ризабек Агзамович! Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх