Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №24 (август) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 01.08.2015.
Просмотров - 2861

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Ильчишин Ярослав Васильевич

Львывський государственный уныверситет безопасности життэдыяльносты

Заместитель начальника курса

Аннотация:
Разработаны организационно-педагогические условия формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны. Обоснованно взаимодействие внешних и внутренних факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны на базе существующих возможностей учебной и внеучебной работы.


Abstract:
Organizational-pedagogical conditions of formation of professional qualities of future specialists of civil protection. Grounded interaction of external and internal factors that provide a focused process of formation of professional qualities of future specialists civil protection capacity on existing academic and extracurricular work.


Ключевые слова:
организационно-педагогические условия; специалисты гражданской обороны; профессиональная деятельность; профессиональные качества.

Keywords:
organizational and pedagogical conditions; civil protection specialists; professional activity; professional quality.


УДК 377.8

Введение: Одним из основных направлений современных педагогических исследований является определение педагогических условий подготовки компетентных в своей области специалистов c учетом тенденций и потребностей современного рынка труда.

Актуальность: Воспитание профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны является одним из важных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе будущего специалиста гражданской обороны. Поэтому возникает проблема исследования факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс воспитания профессиональных качеств, и определения их влияние на формировании у будущих специалистов гражданской обороны готовности к профессиональной деятельности.

Обоснование научно-педагогических основ формирования профессиональных качеств будущих специалистов содержится в трудах А. Алексюка, В. Андрющенко, В. Бондаря, С. Гончаренко, И. Зязюна, В. Кременя, В. Олейника, Н. Ничкало и др. Проблему организационно-педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности рассматривали А. Богданюк, И. Козловская, М. Козяр, Н. Логинова, В. Матвийчук, А. Михайлишин, А. Пономаренко, С. Синкевич, А. Цюприк, Т. Якимович и др.

Цели, задачи, материалы и методы: Целью статьи является определение организационно-педагогических условий воспитания профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны в процессе учебной и внеучебной работы.

Сегодня система подготовки будущих специалистов гражданской обороны в высших учебных заведениях должна направляться на повышение ее качества. Новые требования современного общества вызывают необходимость взаимосвязанности стандартам учебных программ, методами обучения, должны реализовываться с использованием информационных технологий и их трансформация в компетенции, обеспечивающие быстрое реагирование на запросы времени [10, с.224]. В современных условиях развития новых стратегий обучения возникает необходимость определения организационно-педагогических условий формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны.

Обоснование необходимости исследования факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс воспитания профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны, требует разъяснения основного понятия нашего исследования: организационно-педагогических условий.

Чаще всего педагогические условия рассматривались, как внешняя предпосылка для существования и развития явлений [6, с.57], то есть  обстоятельств, от которых зависит и при каких происходит целостный продуктивный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов. Педагогические условия влияют (ускоряют или тормозят) на развитие педагогических явлений, систем и качеств личности.

Понятие "организационно-педагогические условия" охватывает два термина (организация и педагогические условия). Термин "организация", который органично совмещен по определению с педагогическими условиями, встречается нечасто, а понятие "организационно-педагогические условия" не имеет однозначного определения. Однако, ученые все чаще применяют организационный аспект в педагогических условиях и связывают его с эффективностью исследуемых педагогических процессов.

В словарях приведены синонимы термина "организация": обустройство, объединения, группировки, приведение в систему, формирование определенной структуры и ее администрирования; а глагол "организовывать" понимается как: приступать или подходить к осуществлению чего-то, начинать что-то браться за что-то, заходиться, употреблять какие-то меры, то порядок [13].

По мнению И. Подласого, организация как педагогическая категория – «... это упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели" [2, с.25]. Причем форма (от лат. Forma - внешний вид, оболочка) в этом контексте рассматривается ученым как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания, связанная с порядком его осуществления.

В контексте нашего исследования, мы будем использовать организационно-педагогические условия как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних и внутренних факторов, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны на базе существующих возможностей учебной и внеучебной работы.

Рассмотрим внешние условия формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны.

Условие реализации педагогического менеджмента в системе учебной и внеучебной работы. Вопросам совершенствования системы управления учебно-воспитательным процессом в высшей школе, в частности в учебных заведениях системы ГСЧС Украины, в последние годы уделяется много внимания. В новой парадигме управления одним из самых важных положений является гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов, а также самоуправления на всех уровнях [12, с.107-109].

Внедрение новой парадигмы управления образованием привело к появлению новой педагогической категории – педагогического менеджмента, которая рассматривается как современная теория управления педагогическими системами. Результаты изучения исследований по управлению образованием [6; с.112] свидетельствуют, что педагогический менеджмент как новая парадигма управления в образовании обеспечит эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях одновременного учета передового опыта современного международного менеджмента и особенностей предшествующего развития и современного состояния национального образования, менталитета и поведенческих характеристик курсантов и студентов.

Чаще всего педагогический менеджмент определяется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования [5, с.155-157]. Среди основных принципов педагогического менеджмента выделяют следующие: гуманизации и психологизации, научности и компетентности, информационной достаточности, оперативного регулирования, обратной связи, последовательности и перспективности, единства централизма и демократии, правового приоритетности и законности, финансово-экономической рациональности и деловой инициативы [1, с.48].

В рамках нашего исследования под педагогическим менеджментом понимаем линейно упорядоченную совокупность взаимосвязанных функций и операций, которые последовательно выполняют участники учебно-воспитательного процесса, объединенные общей целью. Реализация принципов педагогического менеджмента путем информационной достаточности, оперативного регулирования, обратной связи, предоставляет возможность определить содержание и взаимосвязь основных организационно-управленческих функций: планирования, руководства, контроля, корректировки учебно-воспитательного процесса.

Условие интеграции учебной и внеучебной работы. Интеграция стала основой многих современных педагогических технологий и иобоснована в трудах А. Алексюка [1], И. Богдановой [2], И. Козловской и др. Интеграции содержания профессиональной подготовки будущих специалистов способствует модульная организация обучения. Модульное построение системы профессиональной подготовки направлено на формирование профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны не только во время учебной, но и в процессе внеучебной работы.

Использование интеграции учебной и внеучебной работы требует организации системной подготовки как преподавателей, так и командиров-воспитателей к деятельности по обеспечению профессионализма специалистов гражданской обороны средствами современных педагогических технологий. Результаты анализа научных источников [11] показали необходимость функционирования системы повышения профессиональной квалификации педагогов в направлении внедрения методов и средств современных технологий (педагогических, коммуникационных, информационных и т.д.). Причем основой обеспечения высокого уровня подготовки как педагогов, так и курсантов должно быть их профессиональное и личностное самосовершенствование.

Путями и средствами реализации организационно-педагогического условия по интеграции учебной и внеучебной работы в процессе целевой подготовки будущих специалистов гражданской обороны является, прежде всего, оптимизация учебно-воспитательного процесса, построение структурных схем организации учебной и внеучебной работы, использование модульного принципа во время учебно-воспитательного процесса.

Условие реализации международных запросов профессиональной подготовки обосновывается, прежде всего, содержанием внешних факторов, которые влияют на уровень профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской обороны.

Среди основных внешних факторов мы выделяем требования евроинтеграции Украины, реформирования системы высшего образования Украины. Они предусматривают, помимо прочего, повышение образовательного и культурного уровня общества, создание условий для обучения в течение всей жизни [6, с.58]. Это обусловливает педагогические поиски источников активности личности в приобретении новых знаний, умений и качеств. Такими источниками, прежде всего, мотивы курсантов и студентов, которые, как известно, оговариваются их базовыми потребностями, социальными, профессиональными и личностными интересами и, с другой стороны, обусловливают их отношение к учебно-воспитательному процессу.

ГСЧС Украины имеет значительный опыт международного сотрудничества и с каждым годом все больше углубляет партнерские связи с аварийно-спасательными службами, организациями, учебными заведениями, специализированными формированиями дальнего и ближнего зарубежья, главной целью которых является защита, предотвращение и помощь населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, реализации международных запросов профессиональной подготовки, как одна из стратегических задач реформирования высшего образования Украины по воспитанию гармонично развитой личности, для которой потребность в фундаментальных знаниях и в повышении общеобразовательного и профессионального уровня ассоциируется с укреплением своего государства, является педагогической условием эффективности любого вида подготовки.

Условие мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской обороны является одним из путей повышения качества подготовки курсантов и студентов, подкрепления их познавательной мотивации, оптимизации профессиональной подготовки. Именно процесс мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов должен сопровождать все остальные: учебно-воспитательный, учебно-познавательный, учебно-тренировочный, командирской подготовки, гуманитарной подготовки, тактической подготовки, стажировки в органах и подразделениях ГСЧС Украины. Мониторинг качества обучения средствами педагогической тестологии рассматривались в трудах отечественных военных исследователей (А. Барабанщиков, М. Нещадим, В. Ягупов). Нормативы стандартов высшего образования и требования Болонского процесса контроля качества образования предусматривают использование тестовых средств диагностики. Опыт организации профессиональной подготовки в зарубежных странах также показывает эффективность применения на всех этапах обучения специальных психологических и педагогических тестов достижений в процессе обучения.

Мониторинг качества целевой подготовки будущих специалистов гражданской обороны заключается в непрерывном отслеживании ее состояния и прогнозировании на основании систематических процедур диагностики уровня учебной подготовки курсантов и студентов, развития у них профессиональных и личностных качеств, согласно аттестационных критериев деятельности.

Рассмотрим внутренние условия формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны на примере применения информационно-коммуникационных технологий.

Условие стимулирования использования информационно-коммуникационных технологий учебной и внеучебной работы. Высокие темпы изменений в системе образования требуют от преподавателей быстрого реагирования на обновление учебных программ, а будущие специалисты должны быстро адаптироваться к новым требованиям и качественно усваивать все больший объем знаний. Стремительный рост информатизации общества, быстрое развитие науки, техники и производства требуют качественного роста интеллектуального потенциала современного человека, а следовательно – модернизации содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов [8].

Стоит заметить что темпы развития информационной сферы современного общества делает практически невозможным для педагога представление всей информации курсантам и студентам. Поэтому, важным является использования информационно-коммуникационных технологий учебной и внеучебной работы для получение новых знаний как курсантами, так и педагогами.

Н. Чаграк и Г. Гритчук отмечают, что организация учебно-воспитательного процесса с применением новых информационно-коммуникационных технологий, ресурсов сети Интернет, наличие модульных электронных учебников, банков заданий для каждого образовательного уровня является условиями, способствующими развитию профессиональной компетентности студентов при применении новых информационных технологий обучения.

Сегодня, информационно-коммуникационные технологии активно привлекаются в процесс внеучебной работы. Они позволяют привлекательно и более полноценно раскрыть результаты самостоятельной работы курсантов и студентов. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность студентам выявлять собственные ошибки и оценивать друг друга. Кроме того, применение таких технологий является эффективным методом развития творческих способностей курсантов и студентов, умений презентации путей решения профессиональных ситуаций, навыков профессиональной коммуникации и тому подобное.

Условие непрямого воздействия педагога на формирование профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны путем применения информационно-коммуникационных технологий при самостоятельной работе является важным для мотивации личностного и профессионального роста будущих специалистов гражданской обороны.

Применение информационно-коммуникационных технологий повышают уровень организации учебно-воспитательного процесса, они могут обеспечить индивидуальное обучение, самостоятельную работу, помочь студенту в случае необходимости при решении различных задач.

Я. Карпинских обращает внимание на важность формирования положительной мотивации самостоятельного обучения; создание благоприятной эмоциональной атмосферы, налаживания партнерского взаимодействия между педагогами и студентами [14 с.170]. Мотивация побуждает человека развивать свои склонности, возможности, оказывает влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности. Знания должны быть актуализированы и объединены вокруг определенной проблемы, иметь многосторонний и целостный характер, и переведены на язык практических действий. При этом необходимо предусмотреть активное участие студентов в таком процессе, поскольку это является важным принципом формирования внутренней мотивации студентов к изучению учебного материала.

В результате повышения мотивации происходит перестройка восприятия, мышления, переориентации интересов. Формирование информационной компетентности способствует развитию личности, творческого потенциала, формирует высокие цели в жизни и побуждает к их достижению.

Главным требованием в организации учебно-воспитательного процесса является усиление самостоятельности. Это достигается путем усложнения требований к содержанию и форм самостоятельной работы, привлечения курсантов и студентов к самоорганизации в обучении, переводом умений на уровень самообразования. Условие непрямого воздействия педагога на формирование профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны характеризуется переориентацией роли педагога на консультанта, руководителя, который опосредованно организует учебную и внеучебную работу курсантов и студентов, предоставляет более широкие возможности для собственной самоактуализация и развития.

Условие сбалансированности между индивидуальными и групповыми формами учебной и внеучебной работы. Использование групповых методов учебной и внеучебной работы помогает наиболее продуктивно формировать у будущих специалистов гражданской обороны опыт профессионального поведения, учиться профессиональной рефлексии. По наблюдению Н. Шевардина, применение групповых методов и форм, имитирующих или воспроизводят профессиональной деятельности студентов, связанную с их интересами «путем реализации принципа адекватности учебно-познавательной и профессиональной деятельности студентов» способствуют активизации обучения в группе.

Н. Болюбаш отмечает, что межличностное общение в профессиональном обучении повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в обучении. Все это формирует у студентов качественно новое отношение к предмету, чувство личной причастности к общему делу. Закрепление необходимых знаний, формирование умений и навыков происходит в процессе совместной работы студентов группы и сопровождается созданием специфической атмосферы. Удовлетворение коллективных социальных потребностей является гарантией более прочного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков и способствует формированию компетенций межличностного и социального взаимодействия будущих специалистов.

Индивидуальные формы является основой внеучебной работы как преподавателей, так и командиров-воспитателей. Именно они позволяют корректировать поведение и развивать профессиональную рефлексию будущих специалистов гражданской обороны.

Выводы: Формирование профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны требует системного использования внешних и внутренних организационно-педагогических условий. Внешними являются условия реализации педагогического менеджмента в системе учебной и внеучебной работы; интеграции учебной и внеучебной работы; реализации международных запросов профессиональной подготовки; мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской обороны. Внутренними условиями является стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий при учебной и внеучебной работы; непрямое воздействия педагога на формирование профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны во время самостоятельной работы; сбалансированность между индивидуальными и групповыми формами учебной и внеучебной работы. Все вышеперечисленные организационно-педагогические условия формирования профессиональных качеств будущих специалистов гражданской должны применяться целенаправленно и качественно влиять на результаты учебной и внеучебной деятельности курсантов и студентов.

Заключение. Организационно-педагогические условия являются структурной частью модели формирования профессиональных качеств будущих специалистов. Поэтому дальнейшее исследование предполагает построение и внедрение структурно-функциональной модели для повышения результативности воспитания профессиональных качеств будущих специалистов гражданской обороны в условиях университета.

Библиографический список:

1. Алексюк А. М. Педагогіка вищої освіти України. Історія. Теорія : підручник для студентів, аспірантів та молодих викладачів вузів / А. М. Алексюк. – К. : Либідь, 1998. – 558 с.
2. Богданова І. М. Технології в освіті: теоретико-методологічний аспект : монографія / І. М. Богданова. – Одеса : ТЕС, 1999. – 146 с.
3. Болюбаш Н. М. Фактори та умови формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами інформаційного середовища Moodle [Електронний ресурс] / Н. М. Болюбаш // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2010. – № 3 (17). – Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ITZN/em17/content/10bnmtno.htm.
4. Болюбаш Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами мережевих технологій : дис. кандидата пед. наук : 13.00.04. «Теорія і методика професійної освіти» / Надія Миколаївна Болюбаш. – Ялта, 2011. – 290 с.
5. Военная психология и педагогика / под ред. И. М. Дьяченко. – Минск : Военная академия, 1999. – 155 с.
6. Зайцева І. В. Мотивація учіння студентів : монографія / І. В. Зайцева ; за ред. П. Г. Лузана. – Ірпінь, 2000. – 191 с.
7. Ісак Л. Підходи до формування інформаційної компетентності педагога у сфері інформаційно-комунікаційних технологій / Л. Ісак // Технологічна освіта: досвід, перспективи, проблеми. – 2009. – № 3-4. – С. 90–103.
8. Карлінська Я. В. Педагогічна техніка А. С. Макаренка та сучасні інтерактивні технології формування інформаційної компетентності студентів [Електронний ресурс] / Я. В. Карлінська // Вісник Житомирського державного університету. Випуск 42. Педагогічні науки. – 2008. – Режим доступу : http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VZhDU/2008_42/25_42.pdf.
9. Карлінська Я. В. Педагогічні умови формування інформаційної компетентності студентів у процесі навчання природничо-математичних дисциплін / Я. В. Карлінська // Вісник Житомирського державного університету. Випуск 53. Педагогічні науки. – С. 169–175.
10. Кривоносова В. А. Компетентнісний підхід до підготовки майбутніх учителів англійської мови з використанням інформаційних технологій / В. А. Кривоносова // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка №1 (188), 2010. – С. 224-231.
11. Підласий І. П. Діагностика та експертиза педагогічних проектів : навч. посібник / І. П. Підласий. – К. : Україна, 1998. – 343 с.
12. Семенова А. В. Розвиток професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання (інтерактивний тренінг) : навч.-метод. посіб. / Алла Василівна Семенова. – Одеса : СВД Черкасов М. П., 2006. – 130 с.
13. Словник психолого-педагогічних термінів і понять / [ред.-упоряд. Ю. В. Буган, В. І. Урупський]. – Тернопіль : Астон, 2001. – 176 с.
14. Чобітько М. Г. Особистісно-орієнтована професійно-педагогічна підготовка студентів / М. Г. Чобітько // Педагогічний процес: теорія і практика. – К. : ЕКМО, 2004. – № 2. – С. 268–277.




Рецензии:

1.08.2015, 8:55 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Представленная статья актуальна и своевременна. Автор владеет материалом, излагает его грамотно и последовательно. Считаем, что данное исследование может быть полезно широкому кругу читателей, поэтому статья рекомендуется к печати.

2.08.2015, 23:37 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Цель статьи достигнута. Материал представляет научный интерес. Структура оформление статьи соответствует требованиям. Статья рекомендуется к печати.

21.08.2015, 23:07 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: В статье ничего не сказано о профессиональных качествах специалистов гражданской обороны. Статья может быть рекомендована к публикации после доработки.



Комментарии пользователей:

4.08.2015, 14:34 Ильчишин Ярослав Васильевич
Отзыв: Здравствуйте, Лариса Владимировна! Благодарю Вас за рецензию.


Оставить комментарий


 
 

Вверх