Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Методика преподавания
Размещена 01.09.2015. Последняя правка: 01.11.2015.
Просмотров - 4143

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Фомина Светлана Борисовна

кандидат филологических наук

Донбасский государственный технический университет

доцент кафедры теории и практики перевода и общего языкознания

Аннотация:
Статья посвящена использованию коммуникативного подхода при обучении иностранному языку в неязыковых ВУЗах. Рассмотрено теоретическое обоснование данного подхода в контексте решения конкретных образовательных задач. Исследован потенциал коммуникативной методики при обучении студентов высших учебных заведений иностранному языку, предложен ряд методических рекомендаций с целью повышения эффективности урока иностранного языка в неязыковых ВУЗах.


Abstract:
The article is devoted to the use of the communicative approach in teaching a foreign language in non-language universities. The theoretical justification of this approach in the context of deciding some specific educational objectives is observed. The potential of communicative approach in teaching university students a foreign language is explored. A number of guidelines to improve the effectiveness of language lessons in non-language universities are suggested.


Ключевые слова:
иностранный язык; коммуникативный подход; мотивация; коммуникативная компетентность; эффективное обучение; методические рекомендации.

Keywords:
foreign language; communicative approach; motivation; communicative competence; effective education; methodical guidelines.


УДК 378.147
 
Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки специалистов разного профиля, и от степени их языковой подготовки во многом может зависеть их дальнейший карьерный рост. Следовательно, ВУЗ должен обеспечить определенный уровень владения иностранным языком, однако, не следует забывать, что успех обучения во многом зависит от методики работы преподавателя иностранного языка в контексте решения конкретных образовательных задач. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетентности, формирует способность студента использовать его в качестве инструмента коммуникации, что на сегодняшний день особенно ценится среди выпускников неязыковых ВУЗов.
 
В статье представлено как теоретическое, так и практическое обоснование необходимости и важности развития коммуникативной компетентности посредством изучения иностранного языка, а также пути устранения трудностей в процессе обучения.
Целью статьи является исследование потенциала коммуникативной методики при обучении студентов неязыковых высших учебных заведений иностранному языку.
 
Научно-теоретические основы для коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в работах отечественных и зарубежных ученых (И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.Н. Леонтьева, Ю. И. Пассова, В.Л. Скалкина,  H. Douglas, Jack C. Richards и др.).
 
Изучение иностранного языка представляет собой процесс прямого непосредственного развития и саморазвития студента, именно по этой причине к иностранному языку следует относиться как к дисциплине развивающей практические навыки, отходить от грамматико-переводного подхода в преподавании [5]. Основная цель изучения иностранного языка – развитие коммуникативной компетентности студентов, что является основой для языковых навыков. Развитие коммуникативной компетентности зависит от социокультурных и социолингвистических знаний и навыков, которые обеспечивают взаимосвязь с обществом и способствуют социализации личности в этом обществе.
Коммуникативная методика предусматривает максимальное погружение студента в языковой процесс, основная цель этой методики – научить студента сначала свободно говорить на английском языке, а потом думать на нем. Возможности реализации коммуникативного подхода в профильном ВУЗе в значительной степени выше, нежели в неязыковом учебном заведении.
Не секрет, что в неязыковом вузе при изучении иностранного языка возникает ряд трудностей, обусловленных следующими факторами:
1)  акцент преподавания делается на профессиональных дисциплинах, к  которым иностранный язык не принадлежит. При изучении же иностранного языка, как и других непрофильных дисциплин, у большинства студентов присутствует исключительно внешняя мотивация;
2) в неязыковых вузах, зачастую, в одной группе учатся студенты с разным уровнем владения иностранным языком, в результате чего снижается мотивация сильных студентов, и наблюдается отсутствие интересов слабых;
3) ограниченное количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, не позволяет овладеть им на должном уровне.
 
Эффективное обучение призывает преподавателя определить, что же "работает" в процессе обучения. По словам Ричардса, многое зависит от умений и личностных качеств отдельного преподавателя [3, с. 45].
Таким образом, преподавателю неязыкового ВУЗа следует определить пути решения вышеуказанных трудностей.
Все студенты имеют свои интеллектуальные особенности, которые должны быть учтены в процессе обучения. Эти различия также должны поощряться преподавателем, развивать в студентах инновационное мышление, критически определять особенности каждого студента в учебной ситуации. Существуют различные способы улучшения качества преподавания, при этом процесс обучения должен вызывать интерес у студента. Коммуникативный подход основан на том, что успех обучения языку связан с непосредственным его употреблением. Когда студенты участвуют в реальной коммуникации, используются их естественные намерения овладения языком – это то, что и позволит им использовать язык.
Мотивация является одним из самых важных факторов, влияющих на изучение иностранного языка. Внутренняя мотивация приводит к долгосрочному успеху. Внешняя мотивация, как полагают, больше связана с краткосрочным успехом. На основании изложенных выше факторов, преподавателю следует стимулировать у студентов внутреннюю мотивацию, вызывая интерес и любопытство, способствуя саморазвитию
учащихся [1, с. 154].
Основываясь на возможностях фактора мотивации [6, с. 24], рассмотрим способы решения первой проблемы, т.е. трансформации внешней мотивации (получение оценки) во внутреннюю:
– влияние на прямое поведение в отношении конкретных целей (карьерные перспективы);
– стимулирование настойчивости в учебной деятельности (дополнительные бонусы);
– повышение познавательной деятельности (заинтересованные в профессиональной деятельности студенты используют информацию из зарубежных источников, профессиональных сайтов), что в свою очередь приведет  к развитию коммуникативной компетентности.
 
Решение проблемы, связанной с разницей в знаниях студентов, может быть осуществлено посредством уровневого подхода к формированию групп, что предполагает:
– отбор студентов по уровню знаний (группа A,B,C);
– планирование учебного процесса посредством степени активизации речевой деятельности студента;
– возможность последующего перевода студента в группу с более высоким уровнем знаний.
 
Решение третьей проблемы можно предложить непосредственно использованием элементов коммуникативной методики в работе с текстом. Коммуникативный подход к языку имеет различные характеристики, отличающие его от предыдущих методов:
– Понимание происходит через активное взаимодействие студентов на иностранном языке, с привлечением таких способов активизации коммуникативных навыков как видео, интерактивная доска, игровые симуляции;
– Обучение происходит с помощью аутентичных английских текстов;
– Студенты не только изучают язык, они также получают дополнительные лингвокультурологические знания в процессе овладения языком (интересующая их информация должна содержаться в изучаемом ими материале);
– Использование нового языка в условиях повтора разнообразных речевых структур создает возможности для обучения за пределами классной комнаты в процессе саморазвития [2] (возможность внеаудиторного общения).
Однако чтобы сделать учебный процесс более эффективным, преподавателю следует придерживаться методических руководств и рекомендаций в процессе проведения занятий:
– Частое повторение материала является необходимым условием для успешного усвоения лексических и грамматических единиц.
– Учебный материал на иностранном языке, должен быть представлен постепенно, в небольших частях, сочетая деловые игры и образовательные мероприятия.
– Приоритет должен отдаваться коммуникативным заданиям и упражнениям к текстам, которые обеспечивают овладение языком как средством общения.
– Организация групповой работы на уроках иностранного языка является очень важным этапом в развитии коммуникативных умений студентов (дискуссия).
На разных этапах урока, цели могут варьироваться, в зависимости от материала контролируемой коммуникативной практики, которая дает студентам возможность использовать язык. Однако большая роль должна уделяться работе с текстом, который, в свою очередь, аккумулирует в себе возможность как формирования, та и активизации коммуникативных навыков студентов.
Многие студенты становятся пассивными, когда сталкиваются с чтением текста. Преподаватель может предложить упрощенные упражнения, выбрать градуированные задания, однако нельзя пренебрегать мотивационным фактором. Так очевидно, что выбор текста не должен быть случайным, текст должен отвечать потребностям студентов. Студенты также должны владеть достаточными базовыми знаниями, темы должны соответствовать их профессиональным интересам.
Использование небольших отрывков текста, слова-подсказки, фразы, ведение словаря помогают в активизации лексических навыков в изучении тематической лексики и понимании смыслов. Пункты в каждом тексте должны быть четко определены. Преподаватель всегда должен помнить, что конечная цель – это общение и умение объяснить ситуацию.
Так при работе с текстом можно следовать схеме:
 
– Предложить студентам текст профессиональной направленности с целью получения полезной дополнительной информации по определенному вопросу.
– Выполнить упражнение на восстановление смыслового содержания текста посредством подстановки пропущенных лексических единиц, что, в свою очередь, помогает развивать память и способствует запоминанию как лексических единиц, так и клишированных фраз.
– Тест множественного выбора позволяет улучшить навыки английского языка и оценить способности учащихся в понимании текста, способности ориентироваться в грамматических элементах и структурах;
– Задание на завершение предложения или подстановку пропущенной фразы помогает в выражении собственных идей, учит пониманию когерентности предложений, частей текста друг с другом;
– Задание на соответствие: дефиниция-слово, слово-дефиниция тренирует когнитивные способности и помогает развивать память.
– Ответы на специальные вопросы стимулируют обратную связь в группе, активизируют полученные коммуникативные навыки.
– Задания, связанные с решением смоделированных ситуаций (симуляции), которые возможны в профессиональных ситуациях, являются эффективным способом приобретения профессиональных навыков.
Таким образом, развитие коммуникативной компетентности невозможно без подготовки устных и письменных навыков речи. Тем не менее, знание лексического и грамматического материала не обеспечивает формирование коммуникативных навыков. Данные навыки формируются посредством активного включения студента в учебный процесс, повышением мотивационного фактора, решением определенных педагогических трудностей в процессе обучения, умению оперировать учебным материалом с целью его дальнейшего использования в определенных сферах общения.

Библиографический список:

1. Guirong Pan. A Survey on English Learning Motivation of Students in Qingdao Agricultural University / Guirong Pan, Yiming Zang, Dan Wu // Journal of Language Teaching and Research, Vol. 1, No. 2, 2010. – pp. 151–156.
2. Communicative Language Teaching. [Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://blog.tjtaylor.net/method-communicative/
3. Richards J.C. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S. Rodgers. – Cambridge, 2001.–171p.
4. Sasson Dorit. Six Tips for Teaching Lower Level Junior High School ESL Students http://iteslj.org/Techniques/Sasson-LowerLevelJHS.html
5. The Communicative Approach to Language Teaching / Ed. by Ch. Brumfit and K. Johnson. – Oxford : Oxford Univ. Press, 1991. – 243 p
6. Williams R.L., Stockdale S.L. Classroom Motivation Strategies for Prospective Teachers / R.L. Williams, S.L. Stockdale // The Teacher Educator. – 2004. –240 p.




Рецензии:

29.10.2015, 17:46 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации

01.11.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Фомина Светлана Борисовна:
Спасибо.

30.10.2015, 11:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья имеет информативный характер.Методическое постулирование проблематики обучения студентов иностранному языку дано в схематизированном виде.Не указан убедительно методический конструкт "обучение иностранному языку в неязыковых ВУЗах".А как решена проблема в "...языковых ВУЗах"? Проблем методический и налаживает другие интерпретационные механизмы!
01.11.2015 17:17 Ответ на рецензию автора Фомина Светлана Борисовна:
Благодарю за замечание, в статью внесены коррективы с определением конкретных трудностей в обученнии иностранному языку в неязыковых вузах и предложены конкретные пути их решения



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх