Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Филология
Размещена 11.09.2015. Последняя правка: 31.10.2015.
Просмотров - 2287

ЭПИЧЕСКИЙ СТИХ ХОРЕЗМСКИХ ДАСТАНОВ

Сариев Санъатжон Матчонбоевич

Кандидат филологических наук, доцент

Ургенчский государственный университет имени Аль-Харезми

Доцент, старший научный сотрудник-исследователь кафедрой Узбекский язык и литература

Раимова Нилуфар Абдуллаевна Исследователь, старший библиограф 1-Информационный-ресурсный центр Ургенчского государственного университета имени Аль-Хорезми, Узбекистан


Аннотация:
В статье анализируется поэтика хорезмских дастанов. На основе богатого фактического материала были изучены связь дастанов, созданных в данном регионе, с огузским эпосом, строфическое строение эпической поэзии, её близость к азербайджанской, тюркской и туркменской поэзии. Было доказано, что эпическая поэзия в Хорезме имеет строфическое строение, а в остальных регионах – астрофическое.


Abstract:
The article is devoted to anolizing the poetic system of Khorezm dastans. Therelationsh of oguz epos with the dastans created in Khorezm, mainly being strotic form of epic poetry its familiarity with mostly Azerbaydjan, turkic and turkmen epic poetry are shown with era mples. The fact that Khorezm epic poetry is strific and the othe Uzbek epos in other regions are a strophic is proven.


Ключевые слова:
эпос; эпическая поэзия; дастан; Хорезм; Азербайджан; тюркоязычние народы; туркмен.

Keywords:
Epos; epic poetry; dastan; Khorezm; Azerbaydjan; turkich; turkmen.


УДК 82-93

Художественное творчество, как и мышление человека, глубокими корнями уходит в древность. О его возникновении и развитии были выдвинуты различные мнения.

Некоторые исследователи начало художественного творчества связывают с прозой и его первоначальной формой считают мифы и сказки [12].

А в других исследованиях утверждается, что поэзия появились до прозы и она считается первенцем литературно-художественной формы, то есть искусства слова. Таким образом, возникновение её вместе с музыкой и танцами связывают с трудовой деятельностью человека [1].

Если обратиться к источникам, то в некоторых исследованиях появление мифов связывают с более поздним периодом, обряды возникли до мифов, а затем были переоформлены в мифологическом духе [7]. А в других исследованиях появление мифов связано с возникновением первых религиозных верований [8].

Из вышеприведенных точек зрения, отрицающих друг друга, наиболее правдоподобной кажется следующая, где мифология возникает после формирования обычаев и традиций связана с появлением первых зачатков религиозных верований.  В таком случае их формирование соответствует чуть более поздним этапам развития человеческого разума.

А между тем, если поэзия неразрывно связана с трудовой деятельностью человека и она вместе с танцами и музыкой появилась одновременно, то этот процесс восходит к более раннему периоду, когда мифы не существовали.

Определение истоков художественного творчества является сложной задачей, но ясно одно, что поэзия рождается вместе с чувством и «болью». Она неразрывно связана с искусством слова, музыкой и ритмикой. А этот процесс имеет связь с трудовой деятельностью первобытного человека. Следовательно, «художественная проза гораздо моложе поэзии, стиха» [4].

В вышеизложенных определениях истоки художественного творчества принято связывать с обычаями и традициями. Потому что, обычаи, традиции, обряды всегда полагаются на волшебство слова. Если хорошенько подумать, точно так же молитва приводит к пению, обряд к стихам, культ к танцам  [5].

Таким образом, лирические чувства, возникшие в рамках обрядов и неразрывно связанные с природой, легли в основу поэзии.

Б. Рахманов утверждает, что народная поэзия и эпическая поэзия являются разными понятиями [9]. Эта точка зрения правильна. Но нельзя забывать и то, что народная поэзия как бы является вступлением к эпической поэзии. Формирование поэзии до уровня эпического происходило очень долго и является сложным процессом.

Б. Рахманов в своей статье говорит, что первым признаком эпической поэзии является событийность. С этим можно согласиться. Но в обычных народных песнях тоже можно пронаблюдать этот признак.  Конечно, размах событийности в обычных народных песнях и дастанах резко отличается.

Возникновение событийности неразрывно связано с человеческим разумом и прогрессом общества. Но в ранних образцах поэзии внимание обращалось не на содержание, а на форму [11].

Возникновение поэзии является вершиной народного творчества, и её эволюция вбирает в себя большой промежуток времени. Нельзя разделять и противопоставлять  эти понятия.

Первобытная форма поэзии связана с природой. Не с проста многие исследователи утверждают, что повторы и параллелизмы являются первичными признаками поэзии.

Синкретичное проявление слова, мелодии и танцев в первобытной поэзии доказывает не только древность народной поэзии, но и то, что они использовались в ритуальных обрядах.

В первобытном строе право организации ритуальных обрядов  в сопровождении песен входило в полномочия главы семьи. Позже эта функция перешла жрецам и колдунам. Эти исполнители являются предками современных сказителей и шаманов [5].

Жрецы и заклинатели в процессе исполнения песен и танцев пропагандировали свои ранние мифические, философские убеждения. А это являлось проявлением идеологического синкретизма. Явление повторов параллелизмов и аллитерации в репертуарах песен жрецов, заклинателей и гадалок, постепенно затвердевая, формируют готовые клише, стереотипы.

Мнение первых исследователей тюркской поэзии о том, что песни первоначально состояли из двух строк и связаны с пословицами, восходят к данным ритмическим параллелизмам и клише. Образование литературных строф,  полустиший из песен является первыми признаками эпической поэзии.

Система литературных строф в эпической поэзии связана с изменением событий в сюжете произведения. Известно, что в дастанах отражаются все детали общественной и бытовой жизни. События отражают то радость, то печаль, то борьбу, то военные сцены. Размер строф то увеличиваясь, то уменьшаясь приспосабливается к сюжету. Понятие длинного или короткого стиха в дастане связано именно с этим обстоятельствам.

Перед тем, как приступить к анализу эпического стихосложения хорезмских дастанов нужно знать о двух направлениях дастанной школы в Узбекистане.

В узбекском народном дастанном творчестве, в основном, выделяются два направления,  имеющие специфические отличия друг от друга. Центром первого направления принято считать Самаркандским, второго – Хорезмским [10].

Искусство хорезмского дастанного творчества – это вершина исполнительского мастерства [6]. Это обстоятельство стало причиной серьёзных стихотворных изменений в составе хорезмских дастанов.

Сведения о древних корнях хорезмских дастанов, а также о манере исполнения не сохранились. Но и нельзя отрицать  и тот факт, что в древности хорезмский архаический эпос воплощал в себе традиции общетюркского эпоса.

Если прочитать тексты песен древних образцов огузского эпоса, то можно убедиться в вышесказанном.

В качестве доказательства обращаемся к стихотворных отрывкам из «Огузнамэ», сформировавшегося в качестве эпоса в VI веке:

Эй ўғуллар, кўп манн оштум,

Урушғулар кўб манн кўрдум,

Жида бирла кўб ўқ оттум,

Айғир бирла кўб йўрулум,

Душманларни йиғла ғурдум,

Дўстларимни манн кулдурдум,

Кўк тангриға манн ўтадум,

Сакларга береман юрдум! [13]

 

Бу гу йиди, адуг йиди,

Жидам ўлутурди, темир бўлса.

Киатни жункор йиди,

Ё ўқум ўлтурди, ер бўлса. [13] 

Эти отрывки не похожи на лирические отрывки другого огузского эпоса, дошедшего до нас. В обоих произведениях рифмы идут парным образом. Слоги в полустишиях не подчиняются постоянному ритму [2]. Такое обстоятельство встречается и в эпосе «Книга моего деда Коркуда» который был написан в виде текста в 15 веке:

Оқар санинг сувларинг қозилик тоғи,

Оқар экан оқмас бўлсин.

Битар санинг майсаларинг, қозилик тоғи,

Битар экан битмас бўлсин.

Қочар санинг кйикларинг, қозилик тоғи,

Қочар экан қочмас бўлсин, тошга дўнсин!

Қайдан билай, ўғил, қайдан билай,

Арслонданми, қопланданми келди

Қайдан билай,

Қайдан келди бу қазолар, ўғлим санго,

Гав гавдангда жонинг бўлса, ўғил,

Хабар бергил манга

Қора бошим қурбон бўлсин, ўғил, санга

Ўз тилингдан бир калима айтгил манга [3].

Все отрывки  в произведении «Книга моего деда Коркуда» написаны в таком стиле, в рифмах постоянство не встречается, ритм меняется соответственно количеству слогов. Свойственные древнему тюркскому эпосу, повторы, параллелизмы, стереотипы и аллитерации использованы много.

Рифмовка в «Огузнамэ» использованная в виде масневи в «Книга моего деда Коркуда» встречается реже. Грамоты, использованные в обоих классических произведениях очень похожи. Различные использованные средства, начиная с аллитерации и кончая ритмических параллелизмов, свойственные древней поэзии встречаются много.

Из этих сравнений становится известно, что ранние образцы огузского эпоса полностью совпадает с традициями общетюркского эпоса.

Одна из основных причин такого совпадения является использование во время исполнения дастанов музыкального инструмента кобуса. Потому что свободный размер в строфах и порядок рифмовки полностью не вмещающийся в рамки стихотворного размера во время исполнения с кобузом не заметны. Да ещё исполнение через горло создаёт возможность тянуть и ли сокращать слоги.

Этот стиль до сих пор сохранен в Самаркандской дастанной школе. Только здесь вместо кобуза используется домбра, а также сохранена традиция исполнять гортанным голосом.

В Хорезмской дастанной школе на первый план выходит коллективное исполнение. Здесь раньше было модно исполнение дастанов сопровождении дутара. Со временем вместо дутара приходит рубаб (тор). Сказители-бахши переходят к исполнению дастанов в сопровождении рубаба. Исполнялись дастаны под аккомпанемент гиджака, бубна, (буламона). Именно такое профессиональное исполнение привело к коренному изменению поэтической структуры дастанов.

Высокое мастерство в исполнении предполагал превращение стихотворных отрывков в классическую форму. А это основная черта, свойственная эпическим стихам хорезмских дастанов.

Библиографический список:

1. Адабиёт назарияси, II томлик, 2-том, - Т.: Фан, 1979, -С.336.
2. Бекмирадов А. Гороглынын ызлары. -С. 19.
3. «Ёшлик» журнали, 1988, №5, -С.42.
4. Кожинов В.В. Как пишут стихи (о законах поэтического творчества),-М.: Просвещение, 1970, - С79.
5. Колер И.,Ранке И.,Ратцел Ф.История человечства (До исторический период),СПб.,Полигон,2003,-С.78.
6. Мирзаев Т. Эпос и сказитель. Т.: «Фан», 2008. -С.135.
7. Мифы народов мира,-М.: 1997, -С.7.
8. Парандовский Ян. Мифология,-М.: Детская литература, 1971, -С.8.
9. Раҳмонов Б. Халқ эпик шеърининг ўзига хос хусусиятлари. АКД, -Т.: 1967. -С.26.
10. Саидов М. Ўзбек достончилигида бадиий маҳорат. - Т.: Фан, 1969. -С.16.
11. Стеблин-Каменский, Мир Саги. Становление литературы,-Л.: Наука, 1984, -С.48.
12. Ўзбек насри тарихидан, - Т.: Фан, 1982, -С. 6.
13. Ўғузнома.//Бекмирадов А. Гороглынын ызлары, Ашгабат, «Туркменистан», 1988. -С. 118.




Рецензии:

9.01.2016, 9:42 Богдашкина Светлана Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «Эпический стих хорезмских дастантов», представленную Сариевым Санъатжоном Матчонбоевичем и Раимовой Нилуфар Абдуллаевной Авторы в своей статье привлекли для анализа поэтику хорезмских дастанов. Предложенная статья актуальна и представляет большой интерес по многим аспектам. Во-первых - исследование проводилось с привлечением богатого фактического материала, во-вторых, в ней выявляется связь дастанов одного региона, с огузским эпосом. И, наконец, авторами было доказано, что эпическая поэзия в Хорезме имеет строфическое строение, а в остальных регионах – астрофическое. Несмотря на то, что рецензируемая статья, безусловно, интересна для широкого круга читателей, хотелось бы высказать несколько предложений, которые, не снижают значимости работы: - авторами представлено недостаточное теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы; - в статье целесообразно доработать библиографический список, оформив его в соответствии с требованиями. В целом рецензируемая статья «Эпический стих хорезмских дастантов» отвечает требованиям, предъявляемым к материалам представленного жанра и, при условии устранения указанных замечаний, может быть рекомендована к печати в журнале «SCI-ARTICLE.RU». Кандидат филологических наук, доцент кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический инстиут имени М. Е. Евсевьева» С. В. Богдашкина

09.01.2016 10:10 Ответ на рецензию автора Сариев Санъатжон Матчонбоевич:
Уважаемые рецезенти! Огромное спосибо Вам за уделенное внимание. Ваши научно обоснованные и очень ценные суждения будут, несомненно, учтены в наших дальнейших исследованиях.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх