Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 24.09.2015. Последняя правка: 24.09.2015.
Просмотров - 34832

Изучение пластической анатомии в педагогическом вузе. Из опыта работы

Кошелев Максим Валерьевич

ПетрГУ

старший преподаватель

Аннотация:
Представленная статья является научным исследованием в области методики преподавания предмета "Пластическая анатомия" для будущих учителей изобразительного искусства. В работе раскрыты особенности реализации учебной программы, представлены задания и особенности их выполнения.


Abstract:
The article presents a scientific study in the field of methodology of teaching the subject "Plastic anatomy" for future teachers of fine arts. The work reveals the features of implementation of curriculum, presented the tasks and peculiarities of their implementation.


Ключевые слова:
пластическая анатомия; пропорции; классификация видов учебного рисунка; общие понятия о скелете

Keywords:
plastic anatomy; proportion; classification of types of educational picture; the General idea of the skeleton


УДК 378.147.88

Дисциплина  «Пластическая анатомия» является одной из специальных дисциплин, предусмотренных ГОС и учебным планом в подготовке учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Наряду с дисциплинами «Цветоведение», «Перспектива», «Технология живописных и графических материалов» эта дисциплина является вспомогательной дисциплиной для  рисунка и  живописи во всех художественных учебных заведениях. Целью дисциплины является обучение студентов правдивому изображению человека и животных, а также рисование человека по представлению, не только с натуры, но и без натуры, «от себя». Пластическая анатомия направлена на изучение внешних форм человеческого  тела, животного,  обусловленных формой скелета и поверхностных мышц. Поэтому пластическая анатомия отличается от анатомии, изучаемой будущими медиками или ветеринарами.   Курс  пластической анатомии является подготовительным, вводным этапом перед практическим изучением формы человеческого тела на занятиях по рисунку, живописи, композиции, скульптуре.  На изучение дисциплины  учебным планом отводится 40 часов учебного времени в аудитории в течение двух семестров. Для успешного овладения студентами дисциплиной необходима не только аудиторная, но и большая самостоятельная работа. [2]

Изучение пластической анатомии предусматривает как рассмотрение теоретических  вопросов анатомии (пропорции, строение скелета, мышцы  и т.д.), так и практическое рисование. Следует отметить, что изучение предполагает обязательное рисование всех изучаемых частей фигуры человека. Изучение человека рисунком является необходимой и обязательной частью методики изучения форм человеческого тела. Занятия пластической анатомией обычно предшествуют длительному изображению человека на занятиях по рисунку и живописи. Поэтому на занятиях по  пластической анатомии студенты приобретают  первоначальные умения в изображении человека.

Лекционный материал студенты записывают и зарисовывают в тетради. В изучении студенты используют учебники по пластической анатомии Барчаи Е., Карлова Г.Н., Кузнецова А.Ю., Рабиновича М.Ц.  Для рисования используются образцы в виде плакатов, карточек-заданий, гипсовых слепков, моделей, чучел, педагогический рисунок преподавателя. Практические самостоятельные работы студенты выполняют дома на листах формата А3 и собирают их в альбомы.   В конце семестра альбомы должны быть представлены на зачете или экзамене. [1,3,4,5]

Изучение материала  пластической анатомии проводится в следующей последовательности (разделы пластической анатомии): введение, пропорции, скелет, мышцы, статика и динамика человеческой фигуры, анатомия животных и птиц.

Введение посвящено рассмотрению значения пластической анатомии для художника-реалиста, краткому рассмотрению истории  развития пластической анатомии, современному ее состоянию. Особое внимание уделяется роли Леонардо да Винчи, Альбрехта  Дюрера, вкладу  отечественных ученых и художников в содержание и методику обучения пластической анатомии.

В начале изучения обязательно  повторяется классификация видов учебного  рисунка  с  помощью которого выполняются задания. Изучение формы человеческого тела требует точного и конкретного знания больших и малых форм. Для этих целей предпочтительнее линейно-конструктивный, аналитический рисунок средней длительности (зарисовки). При изучении пластической анатомии активно применяются  рисунки с натуры, а также по представлению. 

Материал раздела о пропорциях  изучается рисованием  пропорций мужской, женской  фигур в положениях спереди, сбоку, сзади. Изучение общих пропорций выполняется на основе восьмиголового канона с помощью модульной сетки. Целью этой темы является знакомство с особенностями пропорций,  прежде всего, мужской и женской фигур, их половые и возрастные различия. Студенты должны запомнить пропорции больших форм  фигуры человека  путем многократных повторений рисунков. Только вдумчивое рисование обеспечивает быстрое запоминание пропорций. Использование различных графических материалов делает эту тему доступной и  интересной.  При изучении отдельных частей фигуры человека пропорции изучаются более подробно. [4, с. 131 - 133]

Изучение скелета начинается с общих понятий о скелете, классификации костей и рассмотрения формы и функции суставов. Далее студенты должны изучить все отделы скелета по порядку от черепа и до нижних конечностей: кости черепа;  кости позвоночника и его отделы; кости грудной клетки; кости плечевого пояса и свободной верхней конечности; кости тазового пояса и свободной нижней конечности. По каждой теме студенты  прослушивают лекции и выполняют задания в тетрадях и альбомах.

Рисование скелета  как костной основы фигуры человека начинается с пропорций всей фигуры. Рисунок выполняется с помощью изображения скелета на плакатах,  с помощью индивидуальных карточек или вслед за рисунком преподавателя на классной доске. Студенты выполняют рисунок скелета в тетради  на основе модульной сетки. Скелет вписывается в силуэт уже известной по предыдущей теме фигуры человека. В  этом задании устанавливается связь между внешней формой и скелетом человека.   Отдельные части скелета выступают близко к  поверхности тела человека, образуя его внешнюю форму.  Последующие  задания по этой теме  выполняются  с натуры  рисунком скелета.

 Тема «Череп» очень важна для рисунка и живописи головы.  Череп изучается, начиная с пропорций, в двух положениях: в фас и профиль. На  основе этих ортогональных проекций выполняются по представлению линейно-конструктивные рисунки черепа в разных положениях. Изучение пропорций черепа позволяет  познакомиться с  самой простой «обрубовкой» черепа,  которая дает ясное представление о трехмерности головы. [4, с. 8 - 11]

 В изучении позвоночника и грудной клетки,  наряду с  их пропорциями, анатомическим строением,  важным моментом является знакомство и усвоение способов обобщенного изображения этих отделов. Позвоночник может быть представлен в виде бруска с естественными изгибами – лордозами и кифозами. Грудная клетка напоминает усеченный конус,  пирамиду или яйцо. Это сходство значительно облегчает изображение и запоминание сложных отделов скелета. Обобщенная форма позвоночника или грудной клетки позволяет экономными средствами без пересчета позвонков или ребер изобразить любое движение торса человека. [4, с.23 - 25]

Основой пояса верхних конечностей являются ключицы и лопатки, которые имеют сходство с латинской буквой  «S» и треугольником.  Эти особенности формы изучаемого отдела помогают  при построении рисунка. [4, с. 12]

Пояс нижних конечностей – таз, сложная цельная форма, очень похожая на бытовой таз. Обобщенная форма таза, лишенная деталей и выполненная из проволоки или папье-маше, помогает понять и быстрее запомнить этот отдел скелета. Многочисленные повторения рисунка таза в фиксированных ортогональных проекциях с использованием знаний о пропорциях, а также изображение таза на их основе в различных произвольных положениях по представлению или с натуры, дают положительный результат в овладении этой базовой формой скелета. Применение различных графических материалов, а также различных видов рисунка делает работу по этой теме интересной и полезной. [4, с. 28, 38]]

Скелет конечностей представляет собой сложный объект для изучения. Теоретический материал, как правило, усваивается легко. В изображении помогают знания о пропорциях и сходстве  различных частей  конечности с простыми геометрическими телами, на пример: головка плечевой кости – шар, тело – длинный цилиндр, нижний конец – призма и т.д. В строении верхних и нижних  конечностей есть сходство по количеству  костей ( по одной длинной кости у плеча и бедра, по две  длинных кости у предплечья и голени, несколько коротких костей у кисти и стопы),  по сходству формы костей с трубками и сводчатой форме кисти и стопы и т.д. [4, с.12, 29]

Как говорил Леонардо да Винчи: «Не забывай, художник, в движениях твоих фигур показывать только те мускулы, которые в данном движении нужны, и пусть тот, который наиболее в этом случае деятелен, будет и самым выпуклым, а который наименее работает, пусть будет и менее заметен; тот же, который бездействует, должен оставаться мягким и нежным.» [(4, с.40)]

Художники не медики и в курсе пластической анатомии изучают не так подробно мышечную систему человека, потому что художнику необходимо знать ряд мышц поверхностного слоя, среднего слоя и часть глубинных мышц.  Художнику важно отобразить рельеф человеческого тела, который формируется внутренней конструкцией, то есть скелетом, и некоторыми мышцами.

Изучение мышц начинается с общих понятий, основ механики тела и классификации мышц. Классификация мышц может быть: по форме; по отношению к суставам; по количеству головок; по направлению волокон; по расположению; по функции; по воздействию на суставы.

Студенты должны знать отличия крепления мимических мышц от всех остальных. Изучение всех мышц идет по одной схеме: начало, прикрепление, функция. Изучение мышц происходит выполнением рисунков.  Для изображения мышц  необходимо знать точки их начала и прикрепления на костях.  Сначала  изображается каждая изучаемая мышца отдельно.  Для этого необходимо нарисовать столько соединяемых пар костей или отделов скелета, сколько мышц. Эту работу для сокращения времени на занятиях в аудитории студенты выполняют в качестве домашнего задания и упражняются в выполнении одинаковых рисунков. Следующим заданием будет изображение всех мышц «в сборе». Используется линейно-конструктивный рисунок, показывающий и кость, и мышцы, частично закрывающие друг друга. Положение соединяемых костей и их ракурсы дают бесконечное число рисунков. Студенты выбирают эти положения по своему усмотрению или выполняют задания преподавателя. [1,4]

Статика и динамика фигуры человека изучается последовательно от фигуры  во фронтальном положении до сложных положений движущейся фигуры. Простейшим сложным движением фигуры является положение контрпост, которое показывает положение симметричных точек фигуры, стоящей с опорой на одну ногу. Упражнения на контрпост выполняются в виде рисунков или аппликацией. Усложнение движений фигуры требует внимательного анализа положения ее частей и показа наиболее задействованных мышц. Для изучения движений фигуры используются движения спортсменов или активных движений человека  в быту.[4, с. 104 - 129]

Изображение животных и птиц – анимализм, особый жанр изобразительного искусства. На занятиях  по пластической анатомии изучается только ограниченное количество животных и птиц. В изучении рассматривается сходство строения человеческой фигуры и позвоночных животных. Подчеркивается разница в пропорциях, в соотношениях отдельных частей, в степени развитости мускулатуры, в длине конечностей и т.д. Все многообразие различий и особенностей анатомии ограничивается скелетом и положением основных больших мышц, влияющих на рельеф фигуры. Использование упрощенных (граненых) форм фигуры животного, изображенных на основе пропорций, помогает студенту нарисовать животное как с натуры, так и по представлению.  Для изучения животных используются карточки-задания на пропорции, на скелет, на большую  форму,  а также модели, позволяющие рисовать животное в различных положениях. Опыт в изображении схем и статичных моделей  животных помогает студентам в рисунке животных с натуры.[3,5]

Библиографический список:

1. Барчаи Е. Анатомия для художников. Будапешт, 2002.
2. Государственный образовательный стандарт. Направление «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство». 2009.
3. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. М., Просвещение, 1976.
4. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц. М., 1976.




Рецензии:

25.09.2015, 16:34 Джулай Лариса Ивановна
Рецензия: 25.09.2015 Джулай Лариса Ивановна Структура статьи не выдержана – не раскрыты актуальность статьи, цели ее написания, не обозначены педагогические проблемы, возникающие при изучении дисциплины, в следствие чего научная новизна и значимость не могут быть раскрыты. Статья требует доработки, после чего может быть рекомендована к печати

28.09.2015, 10:50 Волошина Татьяна Александровна
Рецензия: Статья посвящена раскрытию учебной деятельности на занятиях по пластической анатомии. Обладает высокой практической значимостью. Рекомендуется к печати

9.11.2015, 22:48 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия: Тема актуальна, но сама статья написана без соблюдения требований к структуре. Замечания следующие: 1. Статья не может быть научным исследованием. В ней могут быть предстьавлены результаты исследования. Но этого из текста не видно. Ничего не сказано о целях исследования и что оно показало.2. Всякое исследование вызвано существующими противоречиями, разрешить которые можно инновационным подходом автора. В тексте нет упоминания о том, что предложил автор по сравнению с существующей методикой. 3. Опись источников в литературе не соответствует ГОСТу (2006). Статья требует доработки, после чего её можно публиковать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх