Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №25 (сентябрь) 2015
Разделы: Педагогика
Размещена 22.09.2015. Последняя правка: 22.09.2015.
Просмотров - 2791

Инновационное обучение на уроках физики: трудности и рекомендации

Дыдров Артур Александрович

кандидат философских наук

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

доцент

Пеннер Алена Владимировна, Южно-Уральский государственный университет, факультет компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники, студент 4 курса


Аннотация:
В современной практической педагогике все еще господствует репродуктивный метод обучения. Он имеет свои достоинства и недостатки. Реальной альтернативой репродуктивному методу является инновационное обучение. Инновационному обучению посвящены многие современные исследования. Авторы данной статьи сформулировали рекомендации по организации инновационного обучения. Эти рекомендации могут быть взяты на вооружение учителями других профилей.


Abstract:
In modern practical pedagogy still dominates the reproductive method of teaching. It has its advantages and disadvantages. Real alternative reproductive methods are innovative teaching. Innovative teaching the subject of many current studies. Authors of this article made recommendations on the organization of innovative learning. These recommendations could be taken up by teachers of other profiles.


Ключевые слова:
инновация; инновационное обучение; репродуктивный метод; информационное общество; педагогические методы; креативная деятельность; практика; учебная деятельность.

Keywords:
innovation; innovative training; reproductive techniques; information society; teaching methods; creative activity; practice; training activities.


УДК 37.013.46

Преподавание физики в школе имеет сегодня значительные трудности, связанные не только с ограниченным бюджетом, но и с методами и формами обучения школьников. В советское время и в постсоветскую эпоху во многих школах безоговорочно господствовал репродуктивный метод обучения. Самыми известными формами обучения были:

1. Организация учебных часов в форме лекций. Лекционный материал, во-первых, не всегда доступен для учащихся (по причинам сложности, большого объема, качества преподавания, отсутствия иллюстраций и т. д.)

2. Организация коллоквиумов. Школьники, как правило, решают определенный набор задач, связанных с обозначенной темой. Недостатками этой формы работы на практике являются низкая активность большинства учащихся, не способных в определенный период времени решить нужный объем заданий; низкий уровень подготовки к единому государственного экзамену, сосредоточенность в течение длительного времени на какой-либо одной теме, без учета знаний иного материала.

3. Проведение лабораторных работ. Эта форма на уроках физики доказала свою безусловную прогрессивность. Однако, де-факто лабораторные работы проводятся крайне редко. На то есть причины: во-первых, нехватка бюджета для оборудования рабочих мест, во-вторых, насыщенность учебного плана не позволяет обстоятельно рассматривать содержание той или иной работы, в-третьих, очень часто уровень контроля над выполнением лабораторных заданий низок.

4. Проверка домашнего задания. Как правило, домашнее задание сводилось к заучиванию и пересказу материала параграфа. Не столь принципиально то, свободно ли ученик владеет информацией. Важно соответствие материала, излагаемого учеником, материалу структурного элемента учебника.

По-видимому, отрицание или нещадная критика обозначенных выше форм преподавания не являются перспективными. Тем не менее, представляется возможным скорректировать общую картину. Преподавание физики, как и других предметов, вполне может осуществляться с учетом парадигмы инновационного обучения, о котором сегодня многое говорят и пишут.

В современной школе применяются различные прогрессивные методики образования и воспитания подрастающего поколения. Учителя разнообразных профилей используют инновационные методы, разрабатывают учебно-методические комплексы и добиваются замечательных результатов. В начале XXI века в российской педагогике, как и ранее на Западе, всерьез стали говорить об инновационном обучении. Инновационное обучение небезосновательно противопоставляется традиционным способам и формам взаимодействия с учениками, доминировавшим в прошлом. Инновационным обучением именуют применение методов, которые способствуют продуктивной творческой деятельности педагога и ученика. Об инновационном обучении говорили еще в 70-х годах. Разговор о нем был начат благодаря сообщению Римскому клубу – известной организации, занимающейся прогностикой, экономикой, решающей политические и иные вопросы.

Инновационное обучение связано не только с воспитанием человека познающего, но так же и с воспитанием человека действующего, деятельного. В числе функций инновационного обучения нужно обратить большое внимание на четыре – информационную, мобилизационную, развивающую и ориентационную. Они принципиально важны для последующих рекомендаций и размышлений. Существо информационной функции заключается, во-первых, в передаче знаний, умений и навыков от одного субъекта образовательной деятельности другому, во-вторых, в усвоении и восприятии преподаваемого программного материала, в-третьих, в оперировании полученными знаниями, умениями и навыками in praxi.

Мобилизационная функция заключается в стимулировании учебной и познавательной деятельности учащихся, во всестороннем одобрении их самостоятельной, творческой работы. О развивающей функции инновационного (и не только инновационного) обучения написано довольно много. В общем, данная функция предусматривает учет способностей того или иного ученика с последующим ранжированием заданий, направленных на превращение задатков в способности. Наконец, ориентационная функция заключается в формировании у ученика мотивации к самостоятельной деятельности, к решению сложных задач, к углублению знаний и т. д. [5, с. 102-104]. Все, сформулированное Е. А. Сорокоумовой, абсолютно справедливо. Инновационное обучение фактически не может воплотиться без учета всех обозначенных функций. Нередко вместо понятия инновационного обучения используют иные, непосредственно связанные с этим понятием. Например, отечественный исследователь П. А. Петряков оперировал понятием «проектно-созидательная модель обучения». Эта модель признавалась исследователем реальной альтернативой репродуктивным методикам обучения [3, с. 66].

Различные педагоги-профессионалы, специалисты по физике и иным предметам работают в сфере инновационного обучения, воплощая разнообразные проекты. Эти педагоги стимулируют школьников к креативной деятельности, тем самым закладывая фундамент для формирования личности, социализации школьника. В частности, методикой преподавании физики занимается В. Н. Князев [2], Ф. А. Бляхман, В. А. Телешев [1] и другие ученые. 

Для нас принципиально важна человекоразмерность современной системы образования. Известно, что государственные структуры декларируют гуманистический подход к каждому ребенку, субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика, равноправие агентов образовательной системы. Перемены, происходящие в современном обществе, очевидны. Но готов ли обычный человек, а тем более ребенок, к стремительным переменам? Как адаптировать ребенка к стремительно меняющимся условиям жизни? Совершенно ясно, что эти вопросы прочно связаны с деятельностью образовательных структур и прежде всего с работой школы. Школа вынуждена отвечать на запросы развивающегося информационного общества, требования глобализации, интеграции государств в конфедеративные объединения. Деятельность образовательного учреждения в качестве участника вертикальных и горизонтальных отношений не сводима к обработке, хранению и использованию информации, поступающей из внешних источников. Деятельность школы заключается в адекватной и быстрой реакции на те или иные реформы, в способности меняться, в способности воздействовать на внутренний мир школьников. Последнее из обозначенного является наиболее сложным и перспективным предприятием.

Положение дел, сложившееся в преподавании физики, можно изменить, регулярно применяя совокупность педагогических способов и мер взаимодействия с внутренним миром ученика. Реализация комплекса педагогических мер возможна лишь с учетом разносторонней поддержки со стороны администрации учебного заведения. Инициатива снизу (педагогов учеников, заведующих учебной частью, директоров школ) должна коррелировать с небольшим бюджетом общеобразовательных учреждений. В данной статье предлагаются следующие меры и формы работы с учениками, которые могут уточняться на местах, в зависимости от предпочтений педагогов и учащихся, возможностей бюджета и политики директора:

1. Проведение элективных и факультативных учебных занятий, прочно и непосредственно связанных с теорией решения изобретательских задач. Знакомство с основами теории решения изобретательских задач поможет ребенку развить мышление, позволит педагогу стимулировать интерес к преподаваемому предмету. Важно помнить, что от педагогического таланта зависит преподавание теории решения изобретательских задач в доступной для ученика форме, что, в свою очередь, позволит ученику самостоятельно сформулировать и решать проблему. Теория решения изобретательских задач, в пику сложившимся представлениям, не должна монополизироваться математиками. К тому же, немаловажны межпредметные связи, вполне сообразующиеся с известной тенденцией в современной науке. Эта тенденция заключается в увеличении числа междисциплинарных исследований. В значительной степени образовательная система начинает отходить от узкопрофильной ориентации, противостоит профессионализации, имеющей негативные последствия. О недостатках профессионализации и узкой специализации подробно писал в онтоантропологическом аспекте челябинский философ В. А. Рыбин [4, с. 42-52].

2. Сотрудничество учителей физики и администраций школ с вузовскими специалистами в данной области знаний, работниками краеведческих музеев, лабораторий, научных сообществ. В рамках этого сотрудничества возможны расширения контактов в Сети. Например, инициативные педагоги и учащиеся могут создать группы в социальных сетях с целью обмена опытом с иными педагогами и учениками. Такое сотрудничество может выражаться в систематических командировках педагогов на конференции, дебаты, конгрессы, проводимые различными ассоциациями и университетами, а кроме того в подготовке с учениками совместных научных работ (докладов, рефератов, статей, тезисов коллективных монографий). Подготовка научных работ предусматривает не только последующее выступление учащегося на конференции, но и публикацию материалов.

3. Систематическое взаимодействие с теми или иными специалистами по физике, включая популяризаторов науки, преподавателей институтов, академий и университетов. Организация формальных и неформальных встреч учеников с теми или иными заслуженными и состоявшимися учеными помогла бы учебному заведению выйти на другой уровень развития. Причем выход на иной уровень развития может осуществиться без большого ущерба для средств бюджета. Ученикам полезно и необходимо знать имена людей, занятых в области физики и интересующихся не только существующими разработками, но и разрушающими парадигму нормальной науки гипотезами и концепциями.

4. Организация конференций учащихся школы, учеников различных учебных заведений. Конференции могут быть связаны с исследованиями в области теоретической и практической физики, с современными гипотезами и концепциями. Организация конференций является, конечно, сложным делом. Но, как показывает практика, различные учителя успешно справляются с этой миссией. Немаловажно памятовать о том, что по итогам конференции должен быть достигнут определенный результат – сборник докладов, статей, тезисов, видеозаписей выступлений и т. д. Размещая результаты конференции в Интернет, педагоги и школьники смогли бы привлечь внимание других учебных заведений, включая технические университеты. Необходимо не только создать школьный сайт, но и размещать в Интернет-пространстве результаты работы. Среди них должны быть видеоролики фрагментов выступлений учителей и учеников. Современные порталы (например, YouTube) позволяют свободно и быстро размещать те или иные видеоматериалы. Действуют периодические научно-популярные и научные издания, позволяющие размещать продукты деятельности авторов в сети Интернет.

5. Экскурсии на выставки, посвященные новым технологиям. Знакомство с новыми технологиями способствует расширению знаний учащихся в прикладной физике. Кроме того, экскурсии оказывают хорошее «терапевтическое» воздействие. Они формируют интерес ученика, позволяя школьнику адаптироваться в условиях увеличивающихся объемов информации.

Обозначенные пункты имеют рекомендательный характер. В условиях российского образования, к сожалению, медленно отзывающегося на общественные метаморфозы, другого и нельзя представить. Поэтому обозначенные предложения были сделаны с учетом ограниченности материальных ресурсов школы. Так или иначе, все предложенное выше содействует воспитания гармонично развитой личности, личности, не боящейся будущего, принимающей и, более того, делающей будущее. Если мы позаботимся о психическом здоровье ребенка, мы сможем воспитать креативную личность. Мечты о психическом здоровье ребенка можно воплотить в условиях становящегося информационного общества только посредством готовности школы к реализации всех или некоторых из обозначенных выше предложений. От степени готовности школы меняться с учетом требований социального целого зависит будущее каждого ребенка.

Библиографический список:

1. Бляхман Ф. А., Телешев В. А. Преподавание физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 152-155. 2. Князев, В. Н. Философия физики: главные смыслы и опыт преподавания // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. 10. № 4. С. 83-104. 3. Петряков П. А. Проектно-созидательная модель обучения как инновационное качество образования // Человек и образование. 2006. №6. С. 64-67. 4. Рыбин В. А. Онтоантропологический смысл новейшей реформы университета // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №15 (269). С. 42-52. 5. Сорокоумова Е. А. Функции учителя в инновационном обучении // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №4. С. 102-110.




Рецензии:

22.09.2015, 9:31 Быкасова Лариса Владимировна
Рецензия: Статья авторов имеет ясную цель, актуальна, интересна широкому кругу заинтересованных лиц. Рекомендуется к печати.

22.09.2015, 13:46 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: В статье акцентировано внимание на традиционных и инновационных формах обучения. С целью соблюдения структуры научной публикации, рекомендуется дополнить текст ссылками на исследователей в области дидактики и методики физики.Статья рекомендуется к печати.

22.09.2015, 21:51 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Актуальна профессиональная подготовка учителей физики.Тема затронутая автором может быть рассмотрена широким кругом ученых. Рекомендую статью к печати.



Комментарии пользователей:

22.09.2015, 15:16 Дыдров Артур Александрович
Отзыв: Спасибо за отзывы, уважаемые коллеги! Да, мы с соавтором осознаем наш "прокол" и поспешим исправить получившуюся оплошность.


Оставить комментарий


 
 

Вверх