Южный Федеральный Университет
студент
Коваленко Елена Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры перевода и информационных технологий в лингвистике, ФГАОУ «Южный федеральный университет»
УДК 378.1 +УДК 81
В последнее десятилетие в связи с глобализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) параллельно с традиционной формой обучения успешно развивается и дистанционная. Понятие дистанционного обучения известно с середины XIX в. ‑ посредством имеющейся формы передачи информации того времени ‑ почтовой службы, пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения. С развитием коммуникационных технологий ‑ радио в 1920-х гг. и телевидения в 1940-х гг., новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60-е гг. XX в. и продолжается до сих пор. Стоит отметить, что потребность в массовом использовании дистанционного обучении возникла только с появлением Интернета в 80-е годы XX в.. Информационно-коммуникационные технологии являются движущей силой и в образовательном процессе, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий и традиционных образовательных ресурсов дает больше возможностей для улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии ‑ от школьной доски до телевидения.
Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во многих развитых странах Америки, Европы и Азии. Очевидно, что в XXI в. дистанционное обучение охватит весь мир. Российская образовательная система уже включилась в процесс апробирования этой формы обучения, но пока еще находится на этапе становления.
Сегодня мир все больше тяготеет к единому информационному пространству. Доступ к любой информации становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успешное развитие как государства в целом, так и каждого человека в отдельности. ИКТ становятся средством координации учебного процесса, так как Интернет – это уникальное средство для широкого доступного распространения образовательного материала. Поскольку Интернет также является средством взаимодействия, его потенциал для преподавания и обучения существенен [1, с. 20-21].
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением «содержащейся в базах данных и используемой в образовательных программах информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий», а также обеспечение взаимодействия обучающихся и преподавателей с помощью ИКТ. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые «с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4, ст. 16]. Таким образом, кроме технических возможностей теперь информационные и дистанционные технологии в образовании получили государственную правовую поддержку.
Обучение на расстоянии привлекает внимание, как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий.
В наше время существует острая потребность в использовании дистанционных технологий в образовании, т.к. программа современного образования сложна и многогранна, и зачастую студентам не хватает времени, чтобы посещать какие-либо дополнительные секции, курсы, которые им действительно необходимы в их профессиональной деятельности и/или интересны. Каждый человек, наверное, мечтал быть в двух местах одновременно, и сейчас это становится возможным благодаря развитию ИКТ и быстрой глобализации образования.
Одной из образовательных платформ, предоставляющих сервисы, с помощью которых можно проводить учебные занятия, совещания, презентации, тренинги для групп от одного и до нескольких десятков пользователей одновременно, является Виртуальная академия (vAkademia). Не нужно никуда идти или ехать, достаточно только включить компьютер, установить «Виртуальную академию» (необходимое программное обеспечение), что совсем не сложно, а затем остаётся совсем немного ‑ выбрать интересующий курс и «прибыть» в назначенное «виртуальное» место к моменту начала занятий. Очень часто из-за внешних обстоятельств мы не успеваем присутствовать на той или иной программе, совещании и т.п., но и эта проблема решена в Виртуальной академии. Все курсы, семинарские занятия записываются, в любое время можно просмотреть курс от начала до конца, останавливая изучение курса, если это необходимо, что невозможно сделать при традиционной форме обучения. Стоит отметить, что есть возможность не только участвовать на занятиях в качестве обучаемого, но и в роли преподавателя. Можно разработать свой курс по определённой тематике и проводить занятия в режиме онлайн [2].
Чтобы подойти объективно к изучению достоинств и недостатков данной платформы дистанционного обучения, мы провели эксперимент с целью изучения внутренней структуры и функциональности Виртуальной Академии. Было установлено приложение Vacademia, выбрана аудитория «Бионика» и организован пробный урок по фонетике с группой студентов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. В ходе урока изучалась такая сложная тема, как фонетические аспекты в изучении иностранного языка, а именно: интонация (вопросительные и утвердительные предложения), мелодичность речи и возможные фонетические трудности, которые могут возникнуть при изучении иностранного языка.
В результате эксперимента проявились как достоинства, так и недостатки рассматриваемой образовательной площадки. При этом с нашей точки зрения, Виртуальная академия вполне может использоваться в качестве платформы для организации дополнительного образования.
К достоинствам «Виртуальной академии» можно отнести:
Но существуют и очевидные минусы сервиса:
В 2015 году появился новый образовательный проект «Национальная платформа открытого образования». Это - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Стоит отметить, что все курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Главным достоинством проекта является то, что теперь появилась возможность зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета, в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения [3].
Таким образом, дистанционное обучение ‑ очень полезный и важный современный образовательный ресурс, позволяющий получать образование каждому человеку вне зависимости от возраста, пола, физического состояния. Существование такой технологии расширяет круг возможностей человека при получении образования. Такая разработка как Виртуальная Академия помогает разнообразить процесс получения образования, сделать его более интересным и развить познавательный интерес у обучающихся. Но в то же время стоит отметить, что такая образовательная площадка требует доработки, так как существуют значительные недостатки такой формы дистанционного образования, которые затрудняют процесс обучения. Но в целом, данная разработка является хорошим дополнением к традиционной форме обучения, дающая обучающимся дополнительные возможности.
Рецензии:
25.10.2015, 23:13 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия: Данная статья не относится к разделу "Лингвистика".
7.11.2015, 21:07 Иванова Наталья Александровна
Рецензия: Название статьи не отражает ее содержимое.
14.03.2016, 15:59 Ташимханова Дыбыс Сартаевна
Рецензия: К сожалению, в работе не указаны цель и задачи исследования, не определены объект и предмет анализа, не представлено соотношение различных понятий, используемых автором в статье (дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, ИКТ, образовательные сервисы и др.), что затрудняет выделение предмета исследования. Аспект исследования «размыт», не определен в названии статьи и в заявленной аннотации (проблема дистанционного образования, использование информационных технологий при изучении иностранного языка). В аннотации также заявлено, что в статье «приводится пример и анализ работы одной из виртуальных образовательных платформ». К сожалению, в самой статье нет указания, как, каким образом проводился эксперимент, нет конкретных данных по количественному и качественному составу учебной аудитории, нет данных о приемах и методах работы по выявлению «достоинств и недостатков рассматриваемой образовательной площадки». Все это затрудняет целостное понимание и восприятие статьи.
Статья может быть рекомендована к публикации при условии ее переработки и доработки, в частности, включения необходимых компонентов научной работы (цель, задачи, предмет, методы исследования и др.), внесения корректировок в реферативную часть работы и уточнения, усиления ее экспериментальной части. В зависимости от уточненного предмета исследования и корректировки названия статья может быть включена в разделы «Образование», «Лингвистика».
4.09.2016, 7:25 Бжиская Юлия Вячеславовна
Рецензия: Следует не согласиться с предыдущими рецензентами относительно статьи. Статья актуальна. Анализ дистанционной формы обучения - это новая технология в образовательном пространстве.И мало еще исследований в этой области. В этом новизна статьи, которая выстроена логично, написана научным языком. И как говорят, от общего к частному, с конкретными выводами и анализом работы.По сути данный опыт может быть расширен, проработан в большем объеме и влит либо в дипломную работу, либо в магистерскую. Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий