Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 16.10.2015. Последняя правка: 15.10.2015.
Просмотров - 8770

Маркетинговые исследования агропродовольственного рынка Алтайского края

Рожкова Дарья Викторовна

-

Алтайский государственный аграрный университет

ассистент кафедры товароведения и маркетинга

Ковалева И.В., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой товароведения и маркетинга Алтайского государственного аграрного университета


Аннотация:
В статье приведены результаты маркетингового анализа агропродовольственного рынка Алтайского края. Автором выявлены сильные и слабые стороны рынка, а так же факторы политического характера, положительно влияющие на развитие агропродовольственного рынка края в условиях реализации стратегии импортозамещения. Кроме того была проанализирована степень насыщения агропродовольственного рынка края в целом и выявлены рынки, требующие интенсификации усилий по их развитию.


Abstract:
The article is devoted to results of marketing analysis of agricultural market of the Altai Region. The author reveals the strengths and weaknesses of the market as well as factors of a political character that influence positively to the development of the regional agri-food market in terms of the implementation to the strategy of import substitution. Also it was analyzed the degree of saturation of the regional agri-food market and it was identified markets that require the intensification of efforts for their development.


Ключевые слова:
агропродовольственный рынок; Алтайский край; маркетинговые исследования; PEST-анализ; SWОT-анализ; метод BCG.

Keywords:
agri-food market; Altay region; marketing researches; PEST-analysis; SWOT-analysis; method of BKG


УДК 339.138 

В современных условиях форсированного перехода к импортозамещению в области продовольствия роль Алтайского края как одного из агроориентированных регионов, неумолимо высока.  Агропродовольственный рынок края можно охарактеризовать как самообеспечиваемый, однако, не смотря на высокие показатели по валовому производству сельскохозяйственной продукции (114743,4 млн. руб. в 2013г. [3, с.122]), рынок имеет существенные  диспропорции развития, выявить которые возможно с применением инструментов маркетингового анализа.Следовательно цель  нашей работы заключается в исследовании агропродовольственного рынка Алтайского края с применением инструментов маркетингового анализа.

Маркетинговый анализ является неотъемлемым инструментом при подготовке стратегического плана развития рынка [1], в нашем случае агропродовольственного рынка Алтайского края, поскольку любой рынок функционирует в определенной маркетинговой среде, изучение которой обусловлено высокой степенью влияния на деятельность всех игроков рынка.

В целях нашей работы считаем необходимым воспользоваться ключевыми методами маркетингового анализа, способствующими выработке конкурентной стратегии развития агропродовольственного рынка Алтайского края: PEST-анализ,  SWОT-анализ, метод BCG. С целью преодоления разрыва между методиками экономико-статистического анализа, основанного на получении количественной информации, и методиками ситуационного анализа, базирующегося на получении качественной информации, целесообразно применение балльной методики PEST и SWOT-анализа.

PEST-анализ заключается в определении  критериев и факторов, формирующих внешнюю среду агропродовольственного рынка, а следовательно, и влияющих на перспективу развития рынка (табл. 1).

Таблица  1 - PEST-анализ агропродовольственного рынка Алтайского края

Политические факторы

Экономические факторы

1.1.    Законодательная база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, регламентирующая сельскохозяйственную деятельность, с 2010 года не претерпевала кардинальных изменений, что позволяет предположить, что в перспективе законодательная база в вопросах регулирования АПК будет иметь лишь «косметические» преобразования. 

1.2.    Изменения произошли в вопросах регулирования и ограничении международной торговли, выражающиеся во вступлении России в ВТО в 2012 году и наложении продовольственных санкций в 2014 году (Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ»), последнее, в свою очередь, привело к резкому сокращению импортного продовольствия на рынок. Реализуется "дорожная карта" по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве 
на 2014–2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1948-р, предусматривающая дополнительное субсидирование сельского хозяйства в размере 50 млрд. руб. Кроме того Правительство РФ заявило о готовности продолжать политику   в части создания условий, упрощающих доступ отечественной сельскохозяйственной продукции на рынок.  Данные факторы позволяют судить о сохранении тенденции к реализации политики импортозамещения.

1.3.    В рассматриваемой отрасли степень государственного регулирования достаточно велика, тенденций к умалению роли государства в АПК  не предвидится.

1.4.    Сохранение тенденции по субсидированию из федерального бюджета части процентных ставок по инвестиционным кредитам на развитие животноводства и растениеводства Алтайского края.

1.5.    Введен в действие ФЗ от 29.12.2014 №477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», предусматривающий, так называемые, «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после принятия ФЗ с целью осуществления производственной, социальной, научной деятельности.

2.1.       По оценке аналитиков нижнюю точку падения экономика РФ уже прошла, в ближайшие 5-7 лет прогнозируется рост экономики, но характер роста будет слабым, поскольку закончен цикл высоких цен на энергоносители и продолжен срок наложения продовольственных и иных санкций со стороны стран Запад по отношению к России.

2.2.       Наблюдался резкий рост инфляции с 6,45% в 2013 году до 11,36% в 2014 году. В 2015 году уровень инфляции около 8,31%, аналогичный показатель прогнозируется на 2016 год, что позволяет предположить стабилизацию инфляционных процессов в стране и сохранение их на нормальном естественном  уровне.

2.3.       В 2015 году произошел рост процентных ставок по кредитам для аграриев в среднем с 17% до 20%, при этом объемы кредитования в АПК снизились на 30% по сравнению с 2014 годом. По прогнозам специалистов не следует ожидать снижения процентных ставок.

2.4.       Начиная с 2014 года сохраняется тенденция к сокращению уровня платежеспособности населения и увеличению безработицы, в 2015 году платежеспособность сократилась на 9,5 %, а уровень безработицы составил 6,5%, что выше аналогичного показателя в 2014 году на 1,4 п.п. Уровень безработицы в сельской местности традиционно выше и составляет около 8,4%.

2.5.       Средний уровень заработной платы в Алтайском крае стабильно низкий (по итогам 2014 года Алтайский край занял первую строчку в рейтинге регионов с самыми низкими заработными платам в СФО).

2.6.       Усиление конкуренции со стороны дешевых продуктов питания, ввозимых из КНР.

2.7.       Снижение спроса населения на дорогостоящие и элитные товары, повышение спроса на товары эконом-класса.

2.8.       Повышение цен на энергоносители.

 

 

Социальные факторы

Технологические факторы

3.1.    Рост уровня доверия к отечественным производителям и популярности продукции отечественного производства.

3.2.    Сохранение общей тенденции к оттоку сельского населения.

3.3.    Острый дефицит профессиональных кадров в сельской местности и на крупных агропромышленных предприятиях. Поскольку государственная политика по привлечению профильных специалистов в села (не считая учителей и врачей, программы по привлечению которых успешно реализуются), скорее всего, не претерпит существенных изменений, можно считать, что подобная ситуация будет наблюдаться в ближайшие несколько лет.

3.4.    Сохраняющийся высокий уровень алкоголизации сельского населения.

3.5.    Рост числа людей пенсионного и предпенсионного возраста, снижение эффективности деятельности Пенсионного фонда РФ, вероятнее всего, повлечет увеличение налогового бремени на заработную плату.

 

4.1.     Широкое распространение инноваций и средств автоматизации ведения сельскохозяйственной деятельности в целом на территории РФ. При этом коэффициент обновления техники в Алтайском крае достаточно низок и равен 2,4.

4.2.     Начиная с 2011 года сохраняется устойчивая тенденция с сокращению парка основных видов сельскохозяйственной техники в сельхозорганизациях. Кроме того ежегодно увеличивается нагрузка пашни на один трактор, что свидетельствует об остром дефиците техники в АПК Алтайского края.

 

Логическим завершением PEST-анализа агропродовольственного рынка Алтайского края является оценка степени вероятности влияния перечисленных факторов на функционирование рынка (табл. 2).

В качестве экспертов по оценке степени влияния выявленных в ходе анализа факторов макросреды на развитие агропродовольственного рынка, помимо автора работы,  выступали руководители К(Ф)Х Алтайского края. 

Таблица 2. – Степень вероятности влияния факторов PEST-анализа на развитие агропродовольственного рынка Алтайского края

Факторы

(номер присвоен согласно таблице 1)

Вес фактора

Направленность влияния

Эксперты (оценка вероятности влияния)*

Средний балл

Взвешенная средняя

Ранг фактора

Э1

Э2

Э3

Э4

Политические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

0,05

+

3

4

4

4

3,75

0,19

10

1.2.

0,08

+

5

5

5

5

5

0,40

1

1.3.

0,05

+

4

2

3

4

3,25

0,16

12

1.4.

0,08

+

5

5

5

5

5

0,40

1

1.5.

0,06

+

3

4

4

5

4

0,24

7

Экономические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

0,05

+

5

5

4

5

4,75

0,24

8

2.2.

0,07

-

5

5

5

5

5

0,35

3

2.3.

0,06

-

5

5

5

5

5

0,30

4

2.4.

0,04

-

3

5

4

3

3,75

0,15

13

2.5.

0,03

-

3

4

4

3

3,5

0,11

18

2.6.

0,06

-

5

4

5

5

4,75

0,29

5

2.7.

0,04

-

2

3

4

3

3

0,12

15

2.8.

0,04

-

3

5

5

4

4,25

0,17

11

Социальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.

0,07

+

3

4

4

3

3,5

0,25

6

3.2.

0,06

-

2

1

3

2

2

0,12

15

3.3.

0,04

-

3

4

3

5

3,75

0,15

13

3.4.

0,04

-

2

2

3

3

2,5

0,10

19

3.5.

0,01

-

3

4

3

3

3,25

0,03

20

Технологические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.

0,03

+

5

3

4

4

4

0,12

15

4.2.

0,04

-

5

5

5

5

5

0,20

9

Итого

1

 

 

 

 

 

 

 

 

*- при оценке степени влияния эксперты исходили из субъективного опыта, шкала оценок варьировалась от 1 до 5, где 5 – максимальное проявление влияния фактора на агропродовольственный рынок, 1 – минимальное проявление влияния на агропродовольственный рынок.

По результатам PEST-анализа наибольшую положительную степень влияния на развитие агропродовольственного рынка оказывают политические факторы, заключающиеся в государственной поддержке политики импортозамещения (1 место) и увеличении субсидирования в части процентных ставок по инвестиционным кредитам на развитие животноводства и растениеводства (1 место). Наибольшее негативное влияние оказывают усиление инфляционных процессов в экономике (3 место) и рост процентных ставок по кредитам на развитие сельского хозяйства (4 место), что, безусловно является тормозом развития агропродовольственного рынка в силу сокращения заинтересованности субъектов в ведении сельскохозяйственной деятельности и расширении производства.

В целом, учитывая существующую ситуацию, складывающуюся в макросреде агропродовольственного рынка Алтайского края, и ее перспективу, можно утверждать, что политическая ситуация, как  никогда, благоприятно способствует развитию агропродовольственного рынка Алтайского края, создавая вместе с тем возможности для дальнейшего роста. Экономический кризис, развернувшийся в отечественной экономике во второй половине 2014 года, в целом не способствует реализации стратегии роста агропродовольственного рынка, но в силу наметившейся тенденции на стабилизацию экономики и специфики продовольствия, как товара повседневного и низкоэластичного спроса по цене, можно утверждать, что базис для нормального, бесперебойного функционирования рынка сохранен.

Несмотря на низкий ранг социальных и технологических факторов по степени влияния на развитие агропродовольственного рынка Алтайского края, тенденции негативного характера имеют место быть и в случае ухудшения существующего положения, влияния их может стать оправданно высоким. К наиболее существенным проблемам, замедляющим темпы роста агропродовольственного рынка Алтайского края, можно отнести дефицит кадров на селе и отток населения. Решить данные проблемы под силу государству через  разработку и внедрение эффективных программ обучения и распределения выпускников на работу в АПК края, применяя инструментарий как материального, так и морального мотивирования к труду. Технологическую же проблему, заключающуюся в сокращении и медленном обновлении парка техники, на наш взгляд, представляется возможным решить как с помощью инвестиционных проектов, привлекающих частные инвестиции в АПК, так и с помощью федеральных/региональных программ лизинга.

 Обзор макросреды агропродовольственного рынка Алтайского края  продемонстрировал нам ряд положительных и отрицательных факторов, влияющих на эффективное функционирование и развитие рынка. При этом число отрицательных тенденций и факторов значительно превышает положительные (60% факторов негативного влияния против 40% позитивного). В силу чего можно сказать, что существующая тенденция развития агропродовольственного рынка края, основанная на политически благоприятных факторах, требует пересмотра.

С целью выработки в дальнейшем верного направления развития агропродовольственного рынка Алтайского края считаем необходимым воспользоваться методом SWOT-анализа, позволяющим сформировать представление о сильных и слабых сторонах агропродовольственного рынка Алтайского края на микроуровне, а также о возможностях и угрозах со стороны внешней среды.

SWOT-анализ позволяет проанализировать внутреннюю и детализировать (по сравнению с PEST-анализом) внешнюю сферы рынка продовольствия и позволяет выработать эффективную стратегию развития агропродовольственного рынка Алтайского края в условиях реализации политики импортозамещения [2, c.70](табл. 3).

Таблица 3 - SWOT-анализ агропродовольственного рынка Алтайского края

Сильные стороны

Балл

Вес критерия

Слабые стороны

Балл

Вес критерия

1.      Устойчивый рост ВРП;

9

0,12

1.      Дотационный характер сельского хозяйства и региона в целом;

10

0,1

2.      Наличие ресурсной базы;

8

0,13

2.      Низкая рентабельность сельского хозяйства;

10

0,1

 

3.      Наличие производственного потенциала и промышленной базы;

10

0,1

3.      Диспаритет закупочных и розничных цен на сырье и готовую продукцию соответственно;

7

0,07

 

4.      Высокий уровень самообеспеченности по основным группам продовольствия;

10

0,1

4.      Низкая развитость рыночной  инфраструктуры;

6

0,07

 

5.      Развитая экспортная деятельность;

7

0,08

5.      Отсутствие квалифицированных кадров на селе (агрономов, инженеров, механиков);

6

0,05

 

6.      Высокое качество продукции;

8

0,06

6.      Низкие темпы обновления сельскохозяйственной техники;

8

0,04

 

7.      Преимущественно приемлемая ценовая политика для потребителей;

6

0,03

7.      Отсутствие системы профессионального консультирования руководителей К(Ф)Х и сельхозорганизаций в условиях рынка;

6

0,01

 

8.      Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции;

6

0,09

8.      Относительно высокий уровень импорта продовольствия  на душу населения (8,26 долл. США);

5

0,09

 

9.      Наличие известных торговых марок продукции («Мельник», «Молочная сказка», «Алейка», «Ламбер» и др.);

5

0,06

9.      Недостаточный приток частных инвестиций в сельское хозяйство;

9

0,08

 

10.  Наличие внутреннего потенциального спроса на овощи, мясо, фрукты/ягоды;

9

0,07

10.  Отсутствие региональной программы по позиционированию и продвижению продукции Алтайского края на федеральном уровне;

8

0,04

 

11.  Устойчивый спрос на продукцию края в близлежащих регионах;

9

0,07

11.  Низкая покупательская способность населения (по сравнению с общероссийскими показателями);

10

0,05

 

12.  Развитие лизинга;

4

0,05

12.  Монопольное положение перерабатывающих предприятий;

8

0,09

 

13.  Проведение зерновых закупочных интервенций;

6

0,04

13.  Неналаженность прямых каналов сбыта сельскохозяйственной продукции;

6

0,06

 

 

 

 

 

 

 

14.  Низкий уровень интеграции и кооперации в сельском хозяйстве;

6

0,07

 

15.  Высокая степень закредитованности производителей и переработчиков сырья;

9

0,08

 

Возможности

Балл

Вес критерия

Угрозы

Балл

Вес критерия

 
 

1.         Расширение рынков сбыта по межрегиональным и межгосударственным связям;

9

0,1

1.     Высокая степень зависимости от климатических условий;

10

0,1

 

2.         Оптимизация затрат на производство сельскохозяйственной продукции;

4

0,1

2.     Снятие продовольственного эмбарго со стороны РФ в августе 2016 года;

8

0,11

 

3.         Государственное содействие трансферу технологий в АПК;

5

0,08

3.     Растущий объем конкурентной продукции из соседних регионов;

6

0,12

 

4.         Улучшение инвестиционного климата в АПК;

6

0,08

4.     Сокращение объема инвестирования в основной капитал;

8

0,09

 

5.         Государственная  помощь в повышении привлекательности сельских территорий как для притока квалифицированных кадров, так и для перевода бизнеса в сельскую местность;

8

0,09

5.     Резкое снижение покупательской способности населения;

7

0,08

 

6.         Развитие науки и технологий по повышению урожайности культур и продуктивности молочного стада;

8

0,08

6.     Возникновение очагов падежа скота;

6

0,08

 

7.         Развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей и развивающей инвестиционную деятельность в АПК;

6

0,07

7.     Отток существующих кадров из села и отрасли переработки;

7

0,08

 

8.         Стабильный спрос на продукцию АПК;

10

0,09

8.     Усиление нестабильности экономики;

9

0,13

 

9.         Развитие системы страхования сельского хозяйства;

8

0,07

9.     Отсутствие или значительное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства;

5

0,09

 

10.      Создание условий для кооперации и вертикальной интеграции в АПК;

7

0,07

10. Ужесточение условий кредитования производителей и переработчиков сельхозпродукции.

4

0,12

 

11.      Продление срока продовольственного эмбарго;

9

0,07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.      Развитие рыночной инфраструктуры;

5

0,05

13.      Развитие системы льготного кредитования производителей и переработчиков сельхозпродукции;

8

0,05

 Ведущие позиции сильных и слабых сторон представлены на рисунках 1 и 2 соответственно.

Рисунок 1 - Сильные стороны агропродовольственного рынка Алтайского края по результатам SWOT-анализа.


Рисунок 2 - Слабые стороны агропродовольственного рынка Алтайского края по результатам SWOT-анализа

Исходя из проведенного анализа получаем, что в данный момент агропродовольственный рынок Алтайского края находится в поле «СиВ» (15,07 баллов), что свидетельствует о преобладании сильных сторон рынка и наличии внешних возможностей для их укрепления (табл. 4). Стратегия данного поля, именующаяся стратегией ускоренного инвестирования, характеризуется максимальным использованием благоприятной конъюнктуры для извлечения прибыли. Однако балльное преимущество поля «СиВ» незначительно относительно прочих полей матрицы, что позволяет утверждать о практически равной вероятности реализации того или иного сценария развития агропродовольственного рынка края, в том числе негативного.

Таблица 4 – Сводная таблица балльного  SWOT-анализа агропродовольственного рынка Алтайского края

 

Сильные стороны

(7,88 баллов)

Слабые стороны

(7,8 баллов)

Возможности

(7,19 баллов)

СиВ

15,07 баллов

СлВ

14,99 баллов

Угрозы

(7,02 баллов)

СиУ

14,9 баллов

СлУ

14,82 баллов

Соответственно для оптимизации существующего положения агропродовольственного рынка Алтайского края необходимо в большей степени повышать конкурентоспособность продукции местного производства, выходить на новые рынки соседних регионов и приграничных территорий, повышать производительность труда и рентабельность производства. Реализация данных направлений возможна, во многом, за счет снижения затрат, развитии беспрепятственного доступа к сырьевой базе и к конечным потребителям, внедрения современных способов ведения сельскохозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности и усиления маркетинговых позиций агропродовольственного рынка Алтайского края, создания интеграционных связей между субъектами рынка. Очевидно, что любое из перечисленных направлений развития рынка края невозможно без государственного вмешательства, выражающегося как в поддержке политики импортозамещения, так и сохранении льготного положения аграриев края в области кредитования и страхования деятельности.

С целью оценки конкурентоспособности отдельных групп продовольствия на рынке края построим матрицу БКГ. В основе методики БКГ лежит применение двух критериев – относительной доли рынка товара и темпов роста рынка. В случае адаптации данной методики к анализу агропродовольственного рынка считаем необходимым критерий относительной доли заменить показателем доли рынка в силу того, что относительная доля в предпринимательской практике рассчитывается относительно ведущего конкурента на рынке, в нашем же случае идет обзор всего рынка без выделения конкурирующих предприятий, а следовательно, необходимость расчета относительной доли отпадает.

  

  Рисунок 3 – Матрица БКГ агропродовольственного рынка Алтайского края  

Согласно предложенной матрицы видим, что на агропродовольственном рынке Алтайского края отсутствуют продукты позиции «Звезды», что, во многом, объяснимо процессом медленного роста агропродовольственного рынка. К сегменту «Дойные коровы» на рынке Алтайского края не без основания относятся зерновые и зернобобовые культуры, занимающие высокую долю рынка (52,67%) и приносящие наибольшую прибыль. Масличные культуры (доля рынка 6,1%), скот и птица (доля рынка 6,1%), картофель (доля рынка 1,92%) и яйца (доля рынка 14,62%) занимают позицию трудных детей в матрице, что свидетельствует о том, что данные категории продуктов имеют слабое воздействие на рынок и туманные конкурентные преимущества. Согласно классической интерпретации матрицы БКГ товары позиции «Трудные дети» необходимо переводить в категорию «Звезды» или отказываться от их производства вовсе.  На наш взгляд, предложенные группы продовольствия, безусловно, имеют все шансы на выход из данного сегмента, т.к. находятся на растущем рынке и потенциал, как ресурсный, так и промышленный для наращивания производства в крае есть. Наиболее неблагоприятную позицию изгоняемых собак в представленной матрице занимают молоко и молокопродукты (доля рынка 17,59%), овощи (доля рынка 0,91%), фрукты/ягоды/орехи (доля рынка 0,09%). Сегмент изгоняемых собак требует  тщательной оценки в принятии решения относительно дальнейших перспектив существования товаров на рынке, поскольку зачастую в практике предприятий от данных товаров стремятся избавиться, как от балласта, требующего ресурсов, но не приносящего взамен прибыли. Однако, в силу специфики объекта нашего исследования, мы предлагаем сосредоточить усилия на переводе указанных видов продовольствия в категорию трудных детей путем стимулирования спроса на данные виды продукции, как на существующем рынке, так и при поиске новых рынков сбыта, сокращении импорта традиционных для края овощей, фруктов, создание интегрированных структур по производству, хранению, сбыту вышеназванного продовольствия.

В целом же по Алтайскому краю агропродовольственный рынок достаточно насыщен, о чем свидетельствует соотношение потенциальной и фактической емкости рынка [3, c.130](табл. 5, табл. 6).

Таблица 5 – Фактическая и потенциальная емкость агропродовольственного рынка Алтайского края

 

 

Численность населения, тыс. чел.

Фактическое потребление продовольствия на душу населения за год

 

Молоко, кг/чел.

Мясо, кг/чел.

Картофель, кг/чел.

Овощи, кг/чел.

Плоды/ягоды, кг/чел.

Яйца, шт./чел.

2009

2430,8

328

59

141

96

44

320

2010

2417,4

330

61

143

97

46

328

2011

2407,2

334

64

144

102

48

330

2012

2398,7

335

68

145

103

49

335

2013

2390,6

334,9

69

145

102,06

53

334,88

2018 (прогноз)

2346,4

345,54

83,1

150,6

112,696

62,7

355,308

Норма потребления

 

340

75

100

140

100

260

Фактическая емкость рынка, кг/год

2009

2430,8

797302,4

143417,2

342742,8

233356,8

106955,2

777856,0

2010

2417,4

797742,0

147461,4

345688,2

234487,8

111200,4

792907,2

2011

2407,2

804004,8

154060,8

346636,8

245534,4

115545,6

794376,0

2012

2398,7

803564,5

163111,6

347811,5

247066,1

117536,3

803564,5

2013

2390,6

800611,9

164951,4

346637,0

243984,6

126701,8

800564,1

2018 (прогноз)

2346,4

809354,2

195703,5

352841,5

264569,7

147668,2

833105,1

Потенциальная емкость рынка, кг/год

2013

2390,6

812804,0

179295,0

239060,0

334684,0

239060,0

621556,0

2018 (прогноз)

2346,4

795453,8

175467,8

233957,0

327539,8

233957,0

608288,2


Таблица 6 – Отклонение потенциальной емкости агропродовольственного рынка от фактической 
 

Отклонение потенциальной емкости рынка от фактической, %

2013 год

2018 год (прогноз)

Молоко

1,52%

-1,72%

Мясо

8,70%

-10,34%

Картофель

-31,03%

-33,69%

Овощи

37,17%

23,80%

Плоды/ягоды

88,68%

58,43%

Яйца

-22,36%

-26,99%

Исходя из полученных значений можно сделать вывод, что рынок молока, мяса, овощей, плодов и ягод имеет возможность  роста, т.к. отклонение потенциальной емкости рынка от фактической имеет положительную направленность. Рынок картофеля и яиц, в свою очередь, полностью насыщен. Согласно прогнозу автора к 2018 году потенциал для роста останется у рынка овощей и плодов/ягод, следовательно, данный рынок требует дополнительных мер по развитию. И если низкий уровень самообеспеченности фруктами и ягодами обусловлен в большей степени условиями континентального и резко-континентального климата Алтайского края, то для развития овощеводства в крае есть необходимый агроклиматический и промышленный потенциал.

Обобщая данные, полученные в ходе нашего исследования, можно сделать вывод, что в случае сохранения инерционного сценария развития агропродовольственного рынка Алтайского края, сельскохозяйственные производители будут не в силах решать задачи полного импортозамещения, поскольку консервация существующих проблем рынка приведет к недополучению доходов сельскохозяйственных производителей, росту импорта из приграничных стран (например, Казахстана, Китая) и, в конечном итоге, к сокращению производства.

Библиографический список:

1. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2005. — 672 с.
2. Ковалева И.В. инвестиционная привлекательность молочно-продуктового подкомплекса: состояние, тенденции и перспективы развития. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. – 192 с.
3. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2008-2013: Стат. сборник./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – Б.,2014. – 348 с.




Комментарии пользователей:

17.10.2015, 17:04 Котилко Валерий Валентинович
Отзыв: статья посвящена актуальной теме. оформлена по всем правилам. считаю необходимым ее опубликовать


18.10.2015, 18:23 Рожкова Дарья Викторовна
Отзыв: Благодарю, Валерий Валентинович!


Оставить комментарий


 
 

Вверх