Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 28.10.2015. Последняя правка: 15.03.2016.
Просмотров - 6846

ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВУШЕК С ТРУДНОСТЯМИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ

Чжао Синь Пайчун

аспирант

Харьковский университет имени В.Н.Каразина

аспирантка

Аннотация:
Статья посвящена изучению индивидуально-психологических особенностей девушек с трудностями установления отношений с противоположным полом. Установлено, что психофизиологическая организация личности обеспечивает природное содержание и потенциал установления отношений с противоположным полом. Девушки с трудностями в установлении отношений с противоположным полом отличаются низкими показателями как по возможности понять, идентифицировать и назвать эмоцию как свою, так и чужую, так и низкими способностями к изменению эмоционального фона, управлению своими эмоциями и эмоциями других. Описаны личностные особенности девушек с трудностями в установлении отношений с лицами противоположного пола.


Abstract:
The article is devoted to the study of individual psychological characteristics of women with difficulties establishing relationships with the opposite sex. It was found that the psycho-physiological organization personality provides a natural content and potential of establishing a relationship with the opposite sex. Girls, difficulties in establishing relationships with the opposite sex have low rates as possible to understand, identify and name the emotion as his, and others', and low capacity to change the emotional background, managing their emotions and the emotions of others. We describe the personality characteristics of girls with difficulties in establishing relationships with the opposite sex.


Ключевые слова:
индивидуально-психологические особенности; трудности отношений.

Keywords:
individual psychological characteristics; relationship difficulties.


УДК 159.922.1 (755)

Введение. Приоритетным фактором, который определяет психологическое благополучне женщины, является наличие отношений с противоположным полом. Отношения любви, психологической интимности, сексуальная реализация являются чрезвычайно важними для женщины. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения выступает в качестве фактора, который способен вызывать широкий диапазон негативних состояний: от чувства «несчастливости», одиночества, изоляции, субклинических форм дезадаптации до нозологически определенных расстройств [3,5,7,15 и др.]. Нарушения отношений с противоположным полом представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения, которые являются трудно устранимыми и требуют психокоррекционных интервенций.

Согласно Э.Эриксону [16] период молодости знаменует формальное начало взрослой жизни, главной задачей которого является поддержание взаимности в отношениях с другими людьми, слияние с идентичностью другого человека, не опасаясь потерять себя. Способность к близости совершенна, когда человек способен к построению близких партнерских отношений. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в совместных целях - свидетельство удовлетворительного развития на стадии молодости. Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что реализация женщины в отношениях с противоположным полом выступает в качестве важнейшей женской ценности (конкуренцию которой составляет разве что доминанта материнства, реализация которой также изначально невозможна без связи с противоположным полом), фрустрация которой может приводить к расстройствам разной степени тяжести, а также к тому, что нерешенные задачи периода молодости могут значительно исказить весь дальнейший жизненный путь женщины. Установление индивидуально-психологических особенностей девушек с трудностями в отношениях с противоположным полом даст возможность определить мишени для психокоррекционного вмешательства.

Цели, задачи, материалы и методы. Цель статьи – выявить индивидуально-психологические особенности девушек с трудностями установления отношений с противоположным полом. Цель конкретизирована в задачах: установить психодинамические характеристики девушек; выявить особенности эмоционального интеллекта девушек; описать личностные особенности девушек.

Методы исследования: теоретический, эмпирический, математико-статистический. Методики исследования: опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова [13], опросник на эмоциональный интеллект «ЕмИн», Д.В.Люсин [9], стандартизированый многофакторный метод иследования личности (СМИЛ) Л.Н.Собчик [14].

Исследовательскую выборку составили 112 поведенчески гетеросексуальных девушек в возрасте от 19 до 22 лет (психосоциальная стадия согласно Э.Эриксону «Молодость»). Все участницы дали свое добровольное согласие на обработку данных.

Разделение общей выборки на основную и контрольную группу осуществлялось по результатам полуструктурированного интервью, направленного на диагностику удовлетворенности/неудовлетворенности, сложности/легкости установления и поддержания отношений с противоположным полом. Основную группу (экспериментальную) составили 38 девушек, которые неудовлетворены отношениями с противоположным полом (отношения прерываются после нескольких встреч по инициативе партнера, отношения отсутствуют, что сопровождается чувством разочарования, тревоги, растерянности, одиночества). Контрольную группу составили 44 девушки, которые удовлетворены отношениями с противоположным полом (чувство полноценности, стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества; все девушки на момент исследования имели удовлетворяющие их отношения с противоположным полом длительностью от 6 до 20 месяцев; в браке состоит 10 человек -продолжительность от 3 до 9 месяцев; все бездетные). Отметим, что 30 девушек не вошли ни в одну из групп, так как имели не удовлетворяющие отношения с противоположным полом от 6 до 23 месяцев, сопровождающиеся циклами сближения/отдаления с партнером, чувством напряженности, раздражительности, подозрительности (изучение данной категории девушек - перспектива дальнейших исследований).

Группы были паритетны по социально-демографическим и другим характеристикам. 100% основной группы (далее – Гр.1) девушек являлись студентками ВУЗов, 87% девушек воспитывались в полной семье, 81% имели братьев/сестер, 54 % девушек являются жителями города, 100% девушек начали своевременно посещать школу, 20% имели периодические конфликтные ситуации с учителями и сверстниками, 40% девушек учатся на «отлично», 32% - имеют среднюю успешность успеваемости, 28% отнесли себя к слабо успевающим, 100% девушек не отягощены хроническими соматическими заболеваниями, у 100% исследованных половое созревание без нарушений (менархе в возрасте 12-14 лет), в психосексуальном развитии девиаций также не обнаружено, у всех платоническое половое либидо возникло в возрасте 6-11 лет, у всех девушек было эротическое и сексуальное влечение. 100% контрольной группы (далее Гр. - 2) девушек  являлись студентками ВУЗов, 85% девушек воспитывались  в полной семье, 84% имели братьев/сестер, 56% девушек являются жителями города, 100% девушек начали своевременно посещать школу, 23% имели периодические конфликтные ситуации с учителями и сверстниками, 43 % девушек учатся на «отлично», 31 % -имеют среднюю успешность успеваемости, 26 % отнесли себя к слабо успевающим, 100% девушек не отягощены хроническими соматическими заболеваниями, у 100% исследованных половое созревание без нарушений, в психосексуальном развитии девиаций не обнаружено, у всех платоническое половое либидо возникло в возрасте 7-11 лет, у всех девушек было эротическое и сексуальное влечение.

Различия между группами состоят в опыте сексуальных отношений, так в Гр.1 29% девушек не имели сексуального опыта, в Гр.2 все девушки имели опыт сексуальных отношений.

В. Н. Мясищев определял отношения как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающую три компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [10]. Классификацию типов отношений Куницына и Панферов представили следующим образом [8]. Психические отношения отражаются в притягательности объекта взаимодействия для человека в избирательной объективной направленности его психической активности. Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, проявляющиеся в эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи. Личные отношения - связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека.

К признакам, задающим содержание отношений, относят: дистанцию, или степень психологической близости партнеров; валентность, или оценку отношений; позицию партнеров; степень знакомства.

В системе отношений у всех есть своя межличностная роль, которая налагает права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально, человек развивает свой индивидуальный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт.

Желание нравиться другим людям и их взаимность являются важной стороной жизни. Процесс взаимного притяжения между людьми получил название «межличностная аттракция», которыйвсегда включен в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений. Потребность в аффилиацииэто потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценным и значимым. К условиям возникновения аттракции относят: физическую привлекательность партнера; стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения [8].

Красивая внешность обеспечивает детям обоих полов более высокую популярность уже с 4-х лет. Однако, более высокий уровень внешней привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Условием межличностной аттракции является манера поведения - щедрые, великодушные, живые, коммуникабельные, решительные вызывают симпатию больше, чем скупые, холодные, апатичные, агрессивные, эгоцентричные. Взаимность – усиливает воздействие сходства на межличностную аттракцию. Станет ли увлечение сильнее, во многом зависит от того, чувствует ли человек, что тот, кому он симпатизирует, испытывает те же чувства,

Теория, предложенная Р. Винчем [цит. по 8, с. 341], рассматривает различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции. При выборе брачных партнеров и друзей люди скорее выбирают тех, кто удовлетворяет их потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют дополняющие, а не сходные потребности.

Аттракция является ответной реакцией на положительные действия партнера, неприязнь – на отрицательные. Поддерживающий стиль способствует повышению самоценности. В результате неподдерживающего стиля  поведения другой человек оценивает себя ниже.

Межличностные отношения проходят ряд стадий. На стадии сближения происходит поиск и выбор партнера. Пара, переходя от поверхностного знакомства к более глубокому общению, должна преодолеть ряд фильтров, в роли которых выступают различные факторы межличностной аттракции. Глубокие и устойчивые отношения достигаются по преодолению всех фильтров. Какие фильтры действуют на стадии сближения? Во-первых, это – внешние данные, пол, возраст, профессия, манера поведения, то есть сугубо внешние черты личности, не требующие для распознания длительного времени и оценивающиеся в зависимости от их социальной ценности, ситуации, в которой происходит взаимодействие, состояния и свойств субъекта Партнер рассматривается как объект; отношения еще не приобретают характера межличностных. При неблагоприятном сочетании этих переменных аттракции не возникает. Во-вторых, это требование определенного уровня сходства между собой и партнером. Задачей прохождения первых двух фильтров, является обеспечение психологической безопасности,создание комфортной ситуации. Важнейшими коммуникативными навыками являются умение вступить с понравившимся человеком в разговор и поддержать беседу с ним. Умение поддержать беседу – важнейший инструмент межличностного взаимодействия.

Преодолевая различные фильтры на начальной стадии развития, отношения индивидуализируются, превращаются в подлинно межличностные. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда их сохранение предстает перед субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей.

Основой стадией близостиявляется становление пары, формирование чувства «Мы». Люди начинают чаще встречаться, ищут общества друг друга, проводят вместе больше времени,все более открываются друг другу, становятся более близки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства, начинают понимать точку зрения друг друга, цели и поведение достигают высокой степени синхронности, появляется чувство, что благополучие каждого связано с устойчивостью и надежностью взаимоотношений, связь воспринимается как единственная и незаменимая, отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего.

У каждого есть собственный предел психологического сближения со своей половиной, нарушение которого приводит к тому, что общение становится тягостным.

Фазой продвижения на стадии близости является формальное закрепление отношений, партнеры берут на себя обязательства по отношению друг к другу.

Основой стадии дифференциации является стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, отстоять свои интересы, не совпадающие с интересами партнера, думать о реализации своих возможностей больше, чем о партнерстве.В результате перестройки, переоценки отношения выходят на новый уровень. Если на этой стадии члены пары не сохранили интерес и привлекательность друг для друга, отношения переходят на стадию отдаления, основа которой  - проведение границы между Я и Ты, желание освободиться от партнера. При крайней степени отдаления появляется чувство исчерпанности отношений, что ведет за собой стадию распада- прекращение отношений [8].

Развитие и стабилизация отношений предполагают их перестройку с учетом изменения внешних условий и личностных особенностей членов пары. Факторами  стабильности эмоциональных отношений является включенность членов пары в совместную деятельность и самораскрытие.

В неформальном общении существуют трудности, с которыми люди не сталкиваются при решении профессиональных задач. Под ними подразумевают разнообразные трудности в общении, сопровождающиеся сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. Большинство из них вызывает отрицательные эмоции, страх новых контактов, неуверенность, настороженность, напряженность в ситуациях общения.

Из большого числа понятий, описывающих трудности общения можно выделить следующие: коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности.

В. Н. Куницыной [8] предложена классификация трудностей общения: 1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; 2) объективные, обнаруживающие себя в непосредственных контактах и снижающие успешность общения и удовлетворенность им. В. Н. Куницына показала следующую картину различных трудностей в юношеском возрасте: застенчивость, отчужденность, глубокая интровертированность, аутистичность, выраженная сенситивность, снижение самоуважения, агрессивность, конфликтность, истероидность.

Нарушения общения, неспособность к психологическому контакту свойственны людям с определенной личностной направленностью и особой структурой характера. Типичны нарушения межличностных контактов у  акцентуированных личностей.

Удовлетворенность общением и отношениями – это психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества.

Индикатором успешности общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошим владением своими состояниями. Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Успех в отношениях обусловлен адаптивностью в общении, т.е. готовностью к пересмотру привычных решений, гибким реагированием на меняющиеся обстоятельства, уверенностью в себе, включенностью в социальные связи, саморегуляцией.

Представляется правомерным для изучения трудностей в установлении отношений с противоположным полом анализ гештальттерапии [12], в которой представления про контакты и их прерывание, являються центральными понятиями, а также рассмотрение теорий формирования партнерских отношений в онтогенезе, представленных в теориях травм и обозначеных как «базисный дефект» (М.Балинт [1]), «резервуар первичной боли» (А.Янов [2]) и др., полноценная экспликация которых не предоставляется возможной в рамках данной публикации. Ограничимся  указанием на то, что почвой трудности в установлении контакта может быть дефицитарное развитие личности, оставившее стойкий дефект в способности устанавливать и поддерживать отношения с противоположным полом.

Четырехфазный цикл контакта включает [4]: 1. Фор-контакт или предконтакт. На этом этапе человек осознает потребность в близком эмоциональном взаимодействии с другим человеком. 2.Контактирование. Человек, определившись с целями, желаниями и выбрав партнера, начинает вступать с ним во взаимодействие, искать общие интересы, пытаться привлечь внимание, выяснить его цели и потребности.  3. Полный контакт. На этом этапе стираются границы между партнерами, происходит обмен эмоциями, переживаниями, мыслями. На какой-то момент партнеры образуют некую целостность, эмоционально наполняя друг друга, и обретают чувство единения, поддержки, любви и т.п. 4. Пост-контакт (или отступление). Партнеры выходят из контакта для того, чтобы ассимилировать полученный опыт, используя его для поддержания собственной идентичности, что позволит сформировать и осознать новые потребности и желания для осуществления следующего цикла контакта.

Как видно, контакт представляет собой динамичную структуру, включающую в себя несколько последовательных этапов. Застряв на этапе предконтакта человек либо не признается в собственной потребности в близких отношениях, либо не может выбрать партнера, создавая некий идеальный размытый образ, и остается на уровне фантазий, либо осуществляет выбор, руководствуясь не своими истинными потребностями и желаниями, а какими-то внешними критериями. Прерывание контакта на этапе контактирования может быть продиктовано недоверием к партнеру, к его чувствам, неуверенностью в самоценности, разочарованностью в партнере. Если человек остается на этапе полного контактаи не завершает полный цикл – это свидетельствует об установлении отношений зависимости, которые сначала идеализируются, а затем начинают тяготить и ограничивать партнеров, размывая их идентичности, лишая возможности выбора, однако страх остаться одному не позволяет выйти из этого контакта. Человек, застревающий на уровне постконтакта становится неспособным к развитию нового цикла контакта, оставаясь в прошлых переживаниях и закончившихся отношениях.

Результаты, выводы. Изучение психодинамических особенностей девушек основной и контрольной групп показало существование статистически значимых отличий между группами. Установлено, что девушки Гр.1 менее коммуникативно активны нежели девушки Гр.2 (t=0,345, р<0,005), коммуникативная активность способствует открытию потенциала установления отношений с противоположным полом, обеспечивает получение обратной связи от лиц противоположного пола и, возможно, более активной позиции в отношениях с партнером. Таким образом, коммуникативная активность является тем психодинамическим свойством, которое обеспечивает умение устанавливать и поддерживать удовлетворяющие отношения с противоположным полом через оперирование широкой комбинацией коммуникативных программ. Следующее психодинамическое свойство, по которому установлено статистически достоверное отличие между группами, - общая активность, этот параметр наиболее выражен у девушек Гр.2 (t=0,300, р<0,05), что указывает на их активную социальную позицию, силу и уверенность. Также девушки из двух групп отличаются по индексу общей адаптивности, показатели которого выше  (t=0,304,<0,005) в контрольной группе. Таким образом, адаптивность и стрессоустойчивость являются теми психодинамическими параметрами, которые позитивно влияют на установление и поддержание отношений с лицами противоположного пола.  Индекс общей эмоциональности повышен в Гр.1 сравнительно с Гр.2 (t=0,354, р<0,05); полученный результат свидетельствует о том, что повышенная экспрессивность в противовес инструментальности, какой можно считать  коммуникативную активность, общую активность и адаптивность, более выраженную у девушек Гр.2, препятствует установлению и сохранению отношений с лицами противоположного пола.

Установлены различия между группами по параметрам эмоционального интеллекта. Девушки Гр. 2 способны распознавать эмоцию, устанавливать сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, могут с большой вероятностью идентифицировать эмоцию, отыскать ее вербальное выражение. Они понимают причины, которые вызывают эту эмоцию, и последствия, к которым она может привести. Также девушки указанной группы могут контролировать интенсивность эмоций, приглушать чрезмерно сильные эмоции; способны контролировать внешнее выражение эмоций. Итак, у девушек Гр.2 как межличностный, так и внутриличностный эмоциональный интеллект находятся на высоком уровне, что означает как понимание своих и чужих эмоций, так и способность к управлению ими. Девушки Гр.1 отличаются низкими показателями как по возможности понять, идентифицировать и назвать эмоцию как свою, так и чужую, так и низкими способностями к изменению эмоционального фона, управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Сравнивая результаты групп, следует отметить, что наибольшая разница фиксируется по шкале «управление эмоциями», следовательно, умение управлять эмоциями других, в частности эмоциями лиц противоположного пола, обеспечивает наличие, либо отсутствие удовлетворяющих отношений с ними.

В результате анализа результатов, полученных по методике СМИЛ, в группе 1 было получено 4 варианта усредненных личностных профилей (использовался способ кодирования по Хатэуэю). Профиль №1 (код профиля - 81392'467- / 2:11:20) встречается в 26,5 % случаев, получил название «индивидуалистичность». Самый высокий пик, значение которого находится вне коридора нормы (70Т), отмечается по шкале индивидуалистичности; акцентуированные черты наблюдаются по шкалам невротического сверхконтроля, эмоциональной лабильности, оптимистичности и пессимистичности, импульсивности и ригидности. Для девушек характерен высокий уровень избирательности в контактах, независимость взглядов, сложности в процессе адаптации, высокий уровень потребности в актуализации своей индивидуалистичности. Защитным механизмом психики выступает интеллектуальная переработка и фантазирование. Характерен высокий уровень самопожертвования, но только если партнер отвечает самым высоким требованиям. При любовных поражениях и разочарованиях лучше оставаться одинокими, поскольку это психологически безопаснее, чем необходимость еще раз адаптироваться и раскрываться перед новым партнером. Социализация затруднена; черты личности накладывают ограничительные характеристики на ожидания относительно мужчины. Характерное для исследуемых своеобразие и индивидуалистическая иерархия ценностей и мотивов приводит к трудностям при установлении партнерских отношений. Показатели по шкале женственности, отображают женственный стиль поведения, который заключается в стремлении получать опеку и заботу со стороны мужчины, находить в нем опору. Для девушек характерны проявления мягкости, сентиментальности, неопытности и застенчивости; в сочетании с личностными чертами шкалы индивидуалистичности, невротического контроля и ригидности, эта особенность принимает формы пассивного ожидания, замкнутости, бегства в мир фантазий, что в свою очередь затрудняет установление партнерских отношений.

Усредненный профиль №2 (код -98617243- / 1: 9: 17) встречается в 24,5% случаев и характеризуется акцентуацией характера по шкале оптимистичности, и, следовательно, получил название «гипероптимистичность»; показатели других шкал, кроме шкалы социальной интроверсии, находятся в зоне повышенных значений. Акцентуация по шкале оптимистичности указывает на завышенный уровень самооценки, отсутствие разборчивости в контактах, влюбчивость, непостоянство в привязанностях. Однако следует отметить, что в сочетании с высокими показателями шкалы индивидуалистичности, отмечается тенденция к своеобразию интересов и поведения, непредсказуемости в поведении, крайнее обострение эгоцентризма и независимости. Девушки очень ревнивы, агрессивны и конфликтны, в межличностных отношениях отмечается избыточность нравственных требований. Девушки с такими чертами характера склонны занимать доминирующую позицию в отношениях с мужчинами, требовать удовлетворения собственных потребностей, используя мужчину в своих целях.

Усредненный профиль №3 (код - 8'6942713- / 6: 3: 13) встречается в 25% случаев, свидетельствует об выраженном стрессе и дезадаптации испытуемых. Профиль получил название «сенситивная шизоидность». Такая личностная структура характеризуется ригидностью, чрезмерной обидчивостью, мучительной самовлюбленностью. Девушки застревают на негативных переживаниях. Присуща замкнутость, пассивность, интровертированность, отчужденность от окружающих. Такие характеристики, безусловно, накладывают негативный отпечаток на способность устанавливать отношения с лицами противоположного пола. Неудачные попытки создать отношения, чрезмерная сенситивность, истощаемость в контактах способствует еще большему «бегству в себя».

 Профиль №4 (код- 7'018- / 2: 3: 12) встречается в 24% случаев. Повышение показателей отмечено по шкале тревожности, акцентуированные черты - по шкалам социальной интроверсии и невротического сверхконтроля. Ведущая шкала профиля позволяют дать ему название «тревожность». Полученный профиль свидетельствует о преобладании пассивно-страдальческой позиции девушек, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, чрезмерную чувствительность к опасности. В мотивационной сфере превалирует мотивация избегания неудачи и сенситивность. Значительной потребностью личности выступает избавление от страхов. Защитным механизмом психики является ограничительное поведение. Девушки отличаются ослаблением социальных контактов, отчужденностью и склонностью к одиночеству, чрезмерной застенчивостью.

В Гр.2 получено два усредненных профиля. Профиль № 1 (код-4'95876-/0 1:6:1) встречается в 59%, назван «импульсивность». Наиболее высокие результаты получены по шкале импульсивности, это говорит об активной личностной позиции, высоком уровне активности, примате мотивации достижения. Девушки уверены в себе, мотив достижения успеха тесно связан с волей к реализации сильных желаний. Девушки не учитывают норм поведения, ведут себя спонтанно, способны идти вразрез с интересами окружающих. Характерно раскованное поведение, непосредственность в манерах, тенденция к противодействию внешнему давлению. Полученный пик шкалы импульсивности обнаруживает возбудимый тип характера. Сочетание со шкалой оптимистичности свидетельствует о личностной незрелости, инфантилизме. Понижение по шкале социальной интроверсии указывает на неразборчивость в контактах.

Профиль №2 (код-5'984- / 6: 7: 15) встречается в 41%, получил название «мужественная оптимистичность». Наиболее высокие значения получены по шкалам мужества и оптимистичности, значение шкал индивидуалистичности и импульсивности представляют ведущие тенденции. Повышенные результаты по шкале мужественности свидетельствуют о преобладании маскулинности, независимости, стремлении к эмансипации и самостоятельности. Девушки отличаются высоким уровнем активности и жизнелюбием, имеют положительную самооценку. Настроение таких девушек приподнятое, склонность к углублению в проблемы почти отсутствует, преобладает радостное восприятие окружающего мира, жизни, стойкая убежденность в собственном счастье. Эти черты способствуют высокому уровню привлекательности девушек для лиц противоположного пола, что в свою очередь позволяет устанавливать любовные отношения. Повышенные значения по шкале индивидуалистичности свидетельствуют об избирательности в контактах, выразительной потребности в актуализации своей индивидуалистичности. Существует уравновешивание характеристик оптимистичности и индивидуалистичности.

Заключение. Психофизиологическая организация личности обеспечивает природное содержание и потенциал установления отношений с противоположным полом.В качестве первичных (биологических) параметров обеспечения установления и сохранения контактов с противоположным полом выступает достаточный уровень коммуникативной и общей активности, адаптивности; экспрессивность является свойством, инпотенцирующим установление и поддержание отношений с противоположным полом. Девушки с трудностями в установлении отношений с противоположным полом отличаются низкими показателями как по возможности понять, идентифицировать и назвать эмоцию как свою, так и чужую, так и низкими способностями к изменению эмоционального фона, управлению своими эмоциями и эмоциями других людей. Таким образом, умение управлять эмоциями других, в частности эмоциями лиц противоположного пола, обеспечивает установление и поддержание удовлетворяющих отношений с противоположным полом.

Преддиспонирующими особенностями личности к трудностям установления и поддержания отношений с противоположным полом являются: «индивидуалистичнисть», сопровождающаяся избирательностью в контактах, независимостью взглядов, сложностями в процессе адаптации, высоким уровнем самопожертвования в случае соответствия партнера высоким стандартам ожиданий, характерны ограничительные ожидания от мужчины; любовные поражения становятся источником избегания новых отношений, характерны женственность, мягкость, сентиментальность; «гипероптимистичнисть», проявляющаяся в повышенной самооценке, непостоянством в привязанностях, своеобразием интересов и поведения, эгоцентризме и независимости, избыточности нравственных требований, доминирующей позицией в отношениях с мужчинами;  «сенситивная шизоидность», характеризующаяся  ригидностью, чрезмерной обидчивостью, мучительной самовлюбленностью, застреваемостью на негативных переживаниях, замкнутостью, пассивностью, интровертированностью, сенситивностью, быстрой истощаемостью в контактах; «тревожность», проявляющаяся в пассивно-страдальческой позиции, неуверенностью в себе и в ситуации, сверхчувствительностью к опасности, мотивацией избегания неудачи, желанием избавления от страхов, ограничительным поведением, ослаблением социальных контактов, чрезмерной застенчивостью.

Активная личностная позиция, высокий уровень активности, примат мотивации достижения способствуют установлению и сохранению отношений с противоположным полом. «Мужественная оптимистичность» также предиспонирует установлению и сохранению отношений с противоположным полом.

Перспектива дальнейших разработок в данном направлении связана с углублением представлений о индивидуально-психологических особенностях девушек, которым трудно устанавливать и поддерживать отношения с противоположным полом, на основе которых возможно создание психокоррекционной программы, направленной на коррекцию дисфункциональных особенностей и развитие навыков межполового взаимодействия.

Библиографический список:

1. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. – М.: Когито-Центр, 2002. – 256 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели. Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.
3. Воловик В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации психически больных // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных – М.: Медицина, 1980. – С. – 207-268.
4.Гингер С. Гештальт: Искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. – М: Издательство: ПЕР СЭ, 2002 . - 320 с.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
6. Кришталь В. В. Є. В. Кришталь, Т. В. Кришталь Сексологія : навч. посіб.– Х. : Фоліо, 2008. – 990 с.
7. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие.– СПб. : Питер, 2004.– 464с.
8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
9.Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006.– № 4. – С. 3 – 22
10.Мясищев В. Н. Психология отношений/ Владимир Николаевич Мясищев. – М.: МПСИ Б, 2003. – 400 с.
11.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
12.Перлз Ф. Практикум по гештальттерапии: Пер. с англ. /Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 227 с.
13.Русалов В. М., С. И. Дудин. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. –– 1995. –– Т. 16, № 5. –– С. 12–23.
14.Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: практическое руководство.– СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
15. Чухлиб Е. Внебрачный период. // Корреспондент. – 2007.– №34 (237), 8 сентября. – С. 44-48.
16.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.– М.: Мысль, 1996.– 375с.




Рецензии:

28.10.2015, 8:53 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Статья актуальна и логична. Автор хорошо оперирует как теоретическим материалом, так и данными исследования. Работу усиливает использование статистической обработки результатов. Рекомендую к печати.

29.10.2015, 8:59 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.Основания: 1.Актуальность проблематикина основе новейших требовании к пропедевческого процесса психофизиологической природой человека. 2.Стиль автора довольно убедителен по отношению интерпретационного модела статьи. 3.Емперический анализ удачно связывается с многофакторного метода изследованиия. 4.В подобных статьях одинако нужно сделать кореляционный анализ и по отношению мужчин(ребят)

29.10.2015, 14:53 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья отвечает всем требованиям,вызывает живой интерес,дает материал для размышления.Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх