к.э.н, доцент
Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
доцент
УДК 339.137.2
Введение. В современных условиях формирования новой структуры социально – экономических отношений, экономики знаний возрастает роль и ответственность высших учебных заведений как субъекта объектов рынка образовательных услуг и рынка труда, за воспроизведение качественной рабочей силы страны и ее потенциала в соответствии с требованиями научно – технического прогресса. При таких условиях вузы должны переориентировать свою деятельность на применение маркетингового и прочего экономического инструментария для удовлетворения потребностей рынка образовательных услуг с одной стороны, и рынка труда – с другой. Это возможно используя так называемый факторный подход, который подразумевает разработку стратегии с учетом факторов, имеющих прямое воздействие на повышение конкурентоспособности отдельного вуза.
Актуальность. В настоящее время высшие учебные заведения вовлечены в систему оценки их эффективности и конкурентоспособности. Добиться высоких результатов в рамках данной оценки без положительного влияния внутренних факторов весьма затруднительно. Соответственно, исследование внутренних факторов является ценным и приобретает особую актуальность в сложившихся условиях рынка услуг высшего образования.
Цели, задачи, материалы и методы. Целью исследования является выявление внутренних факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность вуза
В рамках поставленной цели сформированы задачи, среди которых:
- классификация внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза;
- характеристика внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза.
В базируясь на общенаучных методах и методах эмпирического познания, в качестве материалов исследования автор использовал ряд научных работ отечественных и зарубежных авторов.
Результаты исследования. Исходя из проблемы обострения конкуренции, вузы просто вынуждены более активно бороться за внимание потенциального потребителя их образовательных услуг – абитуриента, часто с привлечением нетрадиционных методов и подходов, которые ранее не были свойственными сфере образования, а принадлежали исключительно к сфере бизнеса: маркетинга , рекламы, паблик рилейшнз и т.д. При этом вопросы, связанные с избранием путей и маркетинговых средств повышения конкурентоспособности вузов, в научной литературе освещены недостаточно и требуют дополнительных исследований.
В числе факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность вуза можно выделить:
Среди факторов, которые оказывают первоочередное воздействие на деятельность профессорско-преподавательского состава можно выделить комфортные условия на кафедре и факультете, сотрудничество с деканатом, величину учебной нагрузки, моральную и материальную мотивацию, коммуникационные связи.
Все вышеназванные факторы можно разделить на следующие категории:
Среди внутренних факторов конкурентоспособности вуза можно выделить пять основных:
К управленческим факторам можно отнести:
В последнее время значительно возросла значимость стратегического управления вузом. Стратегическое управление позволяет образовательным учреждениям выживать в борьбе с конкурентами и реализовывать планы долгосрочной перспективы развития. В недалеком прошлом вузы имели возможность функционировать и завиваться, уделяя при этом внимание на внутренний спектр проблем, возникающих в текущей деятельности. Реалии изменились, и в силу произошедших перемен, возникла необходимость не только решения внутренних задач, но и задач, связанных с адаптацией вуза к динамично развивающейся рыночной среде образовательных услуг.
К кадровым факторам конкурентоспособности вуза можно отнести кадровый состав и мотивацию преподавателей.
Во всех классификациях показателей конкурентоспособности вуза, которые встречаются в научной литературе, кадровый состав вуза можно признать одним из наиболее важных факторов от которого зависит насколько качественной будет образовательная услуга, степень инновационности этой услуги. От того. насколько высоко влияние названного фактора зависит величина делового потенциала вуза и его конкурентоспособность.
Для того, чтобы вуз стал эффективно функционирующим и конкурентоспособным необходимо привлечение высокоорганизованных, инициативных и стремящихся к высшей степени реализации профессиональных качеств сотрудников. Преподавателю желательно не только оказывать образовательные услуги, но и повышать степень собственной образованности. Для этого важно, чтобы профессорско-преподавательский состав постоянно наращивал собственный уровень компетентности путем повышения квалификации, участия в различных профессиональных семинарах и научных конференций, способствующих укреплению и максимизации имеющихся и у преподавателей навыков [5].
В работе В. А. Зернова отмечено, что «успех усилий руководства образованием, направленных на его модернизацию, полностью зависит от характера и качества деятельности преподавателей. Нельзя решить проблему перехода на новое качество образования, не думая о качестве кадрового потенциала учреждений высшего образования» [4].
Кадровая политика – это важная составляющая управления вузом, а в числе главных сторон этой политики, можно признать мотивацию профессорско-преподавательского состава.
Решая вопросы обеспечения и повышения конкурентоспособности, вуз стремится сформировать достаточно мощный кадровый потенциал, сформировать необходимую материально-техническую базу и достичь инновационной ступени развития. Однако достаточно сложно решить указанные вопросы, при незначительном финансировании или отсутствии его. [3]
Финансовое обеспечение высших учебных заведений представляет собой сложный механизм формирования и распределения денежных потоков. Среди источников формирования денежных потоков можно выделить: бюджеты различных уровней, потребители образовательных услуг, результаты предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом вуза.
Анализ сложившейся ситуации в области высшего образования показал, что количество учащихся на коммерческой основе превышает над количеством студентов, обучающихся на бюджетной основе. Следующей особенностью современной ситуации является увеличение видов деятельности вузов, которые не имеют связи с процессом образования. Учитывая эти факты можно сказать, что с точки зрения наращивания денежных потоков – это положительный момент, так как при мощном финансовом потенциале высшее учебное заведение может позволить себе увеличение денежного вознаграждения преподавателям, обеспечение комфортных условий обучения, внедрение инновационных технологий и т.д.
Однако, есть и другая сторона медали, которая недостаточно положительно влияет на некоторые составляющие конкурентоспособности вуза. В частности, в погоне за расширением коммерческих мест для студентов, обучающихся на платной основе, вузы начинают снижать требования к абитуриентам, снижают «планку» требований к студентам, процесс обучения начинает приобретать условный характер и пр., что вызывает недоверие к коммерческому обучению и, соответственно оказывает негативное влияние на конкурентоспособность вуза. Отсюда можно сделать заключение, что укрепление финансового потенциала вуза не должно быть в ущерб основной миссии высшего учебного заведения. Руководству вуза необходимо четко представлять себе формирование и «поведение» экономических факторов, в том числе и такого фактора, как финансовый потенциал, чтобы не допускать перегибов в формировании денежных потоков. [1]
Среди факторов студенческого состава можно выделить качество подготовки и мотивацию к обучению.
Качество подготовки студентов формируется поэтапно. На первом этапе это качество обеспечивается потенциалом абитуриента, а именно теми знаниями, которые абитуриент вынес из средней школы. Однако потенциал абитуриентов может быть признан как внешний фактор. На последующих этапах формирование уровня качества подготовки происходит из курса в курс.
Для того, чтобы уровень качества подготовки студента был высокими необходимо не только формировать у него знания, умения, но и компетенции.
Создание эффективной системы качества, ориентированной на включении передовых инновационных форм обучения,, применении методов менеджмента качества, является залогом устойчивого положения образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Задача обеспечения качества образования должна занять центральное место в работе коллективов вуза. [2]
Факторы материально-технического обеспечения важны не меньше, чем факторы кадровые и управленческие.
Конкурентоспособность вуза сложно обеспечить при недостаточной материальной базе. Комфортные условия обучения в хорошо оснащенных аудиториях современной аппаратурой; наличие компьютерных лабораторий в достаточном количестве; обширные библиотеки, снабженные средствами Интернет-коммуникаций; лаборатории, оборудованные современным учебным, технологическим, научно-исследовательским оборудованием, учебными стендами для проведения практикумов и лабораторных работ.
Немаловажным является предоставление комфортабельных общежитий для учащихся вузов, кафе, столовых, спортивных комплексов и т.д.
Одной из существенных составляющих фактора материально-технического обеспечения является библиотечный фонд.
Библиотеки высших учебных заведений оказывает помощь в осуществлении научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава, учащихся, аспирантов и докторантов.
С развитием современных коммуникационных технологий библиотеки пополняются не только учебно-методической и научной литературой на бумажных носителях, но и обеспечивают доступ к электронным ресурсам информации.
Говоря о роли библиотек важно отметить, что они представляют собой важную информационную составляющую, как процесса образования, так и научно-педагогического процесса вуза. Образование, самообразование, развитие учащихся и сотрудников вуза происходит в определенной степени благодаря усвоению информации, получаемой в библиотеках.
Повышение научного потенциала, улучшение качества обучения затруднительно без доступа к информационному пространству. Миссия библиотек вузов заключается в обеспечении доступа к этому информационному пространству и удовлетворении потребностей пользователей.[2]
Обеспечивая содействие вузу в осуществлении учебного, научного и воспитательного процесса, библиотеки способствуют подготовке образованных и компетентных специалистов.
Для того, чтобы освоить профессию и стать высококвалифицированным специалистом невозможно устранить существенную составляющую этого процесса, а именно свести к нулю теоретическую подготовку. Благодаря основательной теоретической подготовке осуществляется формирование ряда компетенций будущего профессионала. Для того, чтобы создать базовые квалификационные навыки, важно сформировать познавательный интерес студентов, развить умение обрабатывать информацию темп роста которой неуклонно повышается.
Качественный специалист – это конкурентоспособный специалист, хорошо образованный, способный свободно ориентироваться в непростых ситуациях.
Создание мощной материально-технической базы, способной обеспечить всем необходимым образовательный процесс и повышение эффективности деятельности библиотек позволяет обеспечить развитие, как базовых квалификационных навыков, так и становление качественного специалиста, что необходимо для повышения конкурентоспособности вуза. [3]
Вывод. Все приведенные выше внутренние факторы можно признать существенными, принимающими немаловажное значение в формировании конкурентоспособности вуза. Поэтому необходимо тщательное изучение указанных факторов внутренней среды вуза, с целью разработки наиболее эффективных управленческих решений и конкурентных стратегий.
Рецензии:
30.10.2015, 9:40 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую к публикации
30.10.2015, 15:19 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Затронутая тема важна, приведенные сведения имеют ценность, трудно полагать, что подход неширокий. Но автору, специалисту по экономическим наукам, стоило учесть динамику государственных затрат на науку. Они в росте, или же в падении?. Чем объяснить рост численности студентов частных вузов: конкурентной слабостью государственных, настроем власти на сокращение затрат на образование или же более выгодным вложением капитала предпринимателй в образовательную сферу? Может причина в освоении ЕГЭ, оставляющем бюджетные места пустыми? Как отразилось на качестве самоподготовки студентов неполучение вместе с дипломом направления на работу? Как выпускник бакалавриата (4 года обучения) может стать профессионально выше выпускника специалитета (5 лет обучения)? Как совмещать повышение преподавательских способностей кадров с лишением их работы по возрасту при сокращении численности состава? Может за нынешней строгостью к способностям преподавателей прячется желание их увольнения, сокращения численности вузов? Это не все вопросы, которые можно предъявить. Но все это для того, чтобы после публикации этой статьи Вы,Заярная И.А. написали еще одну статью, в виде продолжения. Я с удовольствием прочту. Желаю Вам успеха. |
30.10.2015, 16:41 Заярная Ирина Александровна Отзыв: Добрый день, уважаемый Оганес Александрович! Благодарю за проявленный интерес к моей статье. Продолжая исследование в данном направлении, я готовлю еще одну работу, в которой постараюсь затронуть ряд вопросов, озвученных Вами. С уважением, Ирина Александровна Заярная |
7.11.2015, 21:25 Слипчишин Лидия Васильевна Отзыв: Уважаемая Ирина Александровна! После прочтения статьи у меня возникли кое-какие мысли, на которые, возможно нужно обратить внимание. Во-первых, выделение дополнительно объективных и субъективных факторов. Особенно последних. В этом аспекте интересна судьба бывшего ректора Волгоградского политехнического университета, известного изобретателя А.И.Половинкина. Во-вторых, из 9 ссылок шесть на Ваши труды, а в списке 2 Ваших работы. На мой взгляд, ссылаться на свои работы нужно скромнее. |
8.11.2015, 16:45 Заярная Ирина Александровна Отзыв: Добрый день, уважаемая Лидия Васильевна! Я выражаю признательность за оставленный Вами отзыв и учту в дальнейших своих публикациях все Ваши справедливые замечания. Для прояснения вопроса о ссылках могу пояснить, что ряд работ, упомянутых мной были основной результатов исследования, представленных в статье. Во избежании самоплагиата, вынуждена была указать их в списке литературы. С уважением, Ирина Александовна |