Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Ливенский Валентин Михайлович, кандидат географических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.14
Данная тема является весьма актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из важных задач в Республике Беларусь. Также актуальной является проблема дефицита государственного бюджета в условиях углубления экономических реформ и кризисных явлений, которая приобретает большое значение в связи с необходимостью поиска теоретических и практических путей, направленных на стабилизацию и развитие экономики Республики Беларуси.
Образование и использование средств соответствующих бюджетов материализуются в таких категориях, как доходы и расходы. Одной из важнейших целей финансовых органов, связанных с построением и применением бюджетной классификации является учет, классификация доходов и расходов, а при недостаточности средств бюджета – источников его финансирования.
В Республике Беларусь существует ряд особенностей, требующих оперативного решения, к числу которых относятся аспекты, касающиеся существования и функционирования бюджетных отношений в государстве. В первую очередь это дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами) и профицит (превышение доходов бюджета над его расходами) бюджета, исполнение госбюджета, финансирование государственного долга [2].
На основании вышеизложенного необходимо рассмотреть причину возникновения бюджетного дефицита, который кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов относительного увеличения расходов. Основными источниками финансирования дефицита консолидированного бюджета являются поступления от продажи государственной собственности, средства банков и внешние заимствования белорусского правительства. Таким образом, несбалансированность сектора государственных финансов Республики Беларусь требует привлечения значительного объема внешних заимствований [5, c. 230-231].
Рассмотрев, процесс бюджетного планирования за время, можно увидеть динамику, а также в дальнейшем найти пути решения поставленной проблемы, данные по которой представлены в таблице 1.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 (план) |
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб. |
-958 |
-4 226 |
6 180 |
2 787 |
1 481 |
8 127 |
15 701 |
в процентах к ВВП |
-0,7 |
-2,6 |
2,1 |
0,5 |
0,2 |
1,1 |
1,8 |
Источник: собственная разработка на основании данных Национального статистического комитета РБ
На основании полученных данных таблицы видим, что максимальный дефицит консолидированного бюджета получен в 2010 году -2,6% ВВП, но в 2011 г. с помощью девальвационно-инфляционной спирали уже был зафиксирован профицит в 2,1% ВВП, что обеспечивается и за счет урезания финансирования государственных программ на 50%. По сравнению с первоначальным вариантом, в абсолютном выражении льготное финансирование госпрограмм в 2011 г. сократилось примерно на 14,5 трлн. руб.
В остальные годы баланс варьировался: от дефицита в 2009 году в размере -0,7% к ВВП и до профицита в 2012 году в размере 0,5% к ВВП, где причинами явились рост зарплаты и объемы директивного кредитования, которые по-прежнему слишком велики.
На 2015 год предусмотрен профицит республиканского бюджета в сумме 15 701 млрд. рублей или 1,8% к ВВП [4].
Можем заметить, что в консолидированном бюджете Республики Беларусь наблюдается дефицит бюджета, однако наша страна не является исключением.
Например, по сравнению с Республикой Беларусь в Российской Федерации дефицитными были 2009, 2010, 2012 и 2013 годы, размер дефицита составил 5,9%, 3,91%, 0,06% и 0,48% к ВВП соответственно (таблица 2).
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб. |
-2427 |
-1795 |
417 |
-27 |
-311 |
328 |
в процентах к ВВП |
-5,9 |
-3,91 |
0,79 |
-0,06 |
-0,48 |
0,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Одной и самых главных причин дефицита федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году многие считают мировой финансовый кризис. В этом же году наблюдалось усиление инфляционного давления с одной стороны, и быстрое наращивание внешних заимствований – с другой. В 2011-2014 годах сохранилась тенденция снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета.
В 2016 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета до 18,3% ВВП. Причиной, прежде всего, является предполагаемое снижение нефтегазовых доходов. И поэтому в будущем расходы будут оптимизированы, а ресурсы перераспределены на наиболее приоритетные задачи, а именно на финансовое обеспечение пенсионной системы и выполнение обязательств государства [1].
Бюджетный дефицит характерен и для большинства развитых стран.
2013 год с профицитом бюджета смогли закончить такие страны как Германия, Норвегия, Азербайджан, Южная Корея, Перу, Бразилия.
Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший процент дефицита у Испании - 6.05%, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо.
Для решения ранее выявленной проблемы в Республике Беларусь предлагает проведение ряда мероприятий, способствующих ее устранению либо сведению до минимума. К таким мероприятиям можно отнести:
1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов;
2) развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
3) расширение круга плательщиков, что должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства и развития территориально-регионального хозрасчета;
4) совершенствование оптимизации объема и реструктуризации расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики [3].
Для решения проблемы дефицита бюджета также необходима концентрация всех имеющихся в государстве ресурсов и принятие решений по данным вопросам совместными усилиями, что даст возможность добиться максимального эффекта и в макроэкономическом масштабе.
В ближайшее будущее ожидается, что правительство будет вынуждено несколько сократить финансирование инвестиционной программы и текущих трансфертов, потому что основными направлениями для сектора государственных финансов будут являться: повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.
Рецензии:
31.10.2015, 19:37 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья студентки Мосевич Наталья Викторовна может быть опубликована. в ней кратка дана уть проблемы, представлен современный иллюстративный материал, представлены выводы.
31.10.2015, 19:38 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: предлагаю возможным опубликовать данную стать по бюджету Беларуси
3.11.2015, 12:20 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий