Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №26 (октябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 31.10.2015.
Просмотров - 4632

Исполнение государственного бюджета Республики Беларусь

Мосевич Наталья Викторовна

Полесский государственный университет

студент

Научный руководитель: Ливенский Валентин Михайлович, кандидат географических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
Данная статья раскрывает сущность и проблемы исполнения государственного бюджета Республики Беларусь. В статье рассмотрены вопросы о бюджетном дефиците, о причинах его возникновения и источниках финансирования. Также был представлен анализ наличия дефицита либо профицита в Республике Беларусь и странах мира в 2009-2014 гг. Особое внимание было уделено ряду мероприятий, способствующих устранению ранее выявленной проблемы.


Abstract:
This article opens essence and problems of execution of the State Budget of Republic of Belarus. In article questions of budget deficit, of the reasons of its emergence and sources of financing are considered. Also the analysis of existence of deficiency or surplus in Republic of Belarus and the countries of the world in 2009-2014 was submitted. The special attention was paid to a number of the actions promoting elimination of earlier revealed problem.


Ключевые слова:
государственный бюджет; дефицит государственного бюджета; профицит государственного бюджета; бюджетное финансирование; бюджетные отношения

Keywords:
state budget; deficiency of the state budget; surplus of the state budget; budgetary financing; budgetary relations


УДК 336.14

 Данная тема является весьма актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из важных задач в Республике Беларусь. Также актуальной является проблема дефицита государственного бюджета в условиях углубления экономических реформ и кризисных явлений, которая приобретает большое значение в связи с необходимостью поиска теоретических и практических путей, направленных на стабилизацию и развитие экономики Республики Беларуси.  

Образование и использование средств соответствующих бюджетов материализуются в таких категориях, как доходы и расходы. Одной из важнейших целей финансовых органов, связанных с построением и применением бюджетной классификации является учет, классификация доходов и расходов, а при недостаточности средств бюджета – источников его финансирования.

В Республике Беларусь существует ряд особенностей, требующих оперативного решения, к числу которых относятся аспекты, касающиеся существования и функционирования бюджетных отношений в государстве. В первую очередь это дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами) и профицит (превышение доходов бюджета над его расходами) бюджета, исполнение госбюджета, финансирование государственного долга [2].  

На основании вышеизложенного необходимо рассмотреть причину возникновения бюджетного дефицита, который кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов относительного увеличения расходов. Основными источниками финансирования дефицита консолидированного бюджета являются поступления от продажи государственной собственности, средства банков и внешние заимствования белорусского правительства. Таким образом, несбалансированность сектора государственных финансов Республики Беларусь требует привлечения значительного объема внешних заимствований [5, c. 230-231].

Рассмотрев, процесс бюджетного планирования за время, можно увидеть динамику, а также  в дальнейшем найти пути решения поставленной проблемы, данные по которой представлены в таблице 1.

 Таблица 1 - Дефицит и профицит консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009 – 2015 гг.

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

(план)

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета,      млрд. руб.

-958

-4 226

6 180

2 787

1 481

8 127

15 701

в процентах к ВВП 

-0,7

-2,6

2,1

0,5

0,2

1,1

1,8

Источник: собственная разработка на основании данных Национального статистического комитета РБ

 На основании полученных данных таблицы видим, что максимальный дефицит консолидированного бюджета получен в 2010 году -2,6% ВВП, но в 2011 г. с помощью девальвационно-инфляционной спирали уже был зафиксирован профицит в 2,1% ВВП, что обеспечивается и за счет урезания финансирования государственных программ на 50%.  По сравнению с первоначальным вариантом, в абсолютном выражении льготное финансирование госпрограмм в 2011 г. сократилось примерно на 14,5 трлн. руб.

В остальные годы баланс варьировался: от дефицита в 2009 году в размере -0,7% к ВВП  и до профицита в 2012 году в размере 0,5% к ВВП, где  причинами явились рост зарплаты и объемы директивного кредитования, которые по-прежнему слишком велики.

На 2015 год  предусмотрен профицит республиканского бюджета в сумме 15 701 млрд. рублей или 1,8% к ВВП [4].

Можем заметить, что в консолидированном бюджете Республики Беларусь наблюдается дефицит бюджета, однако наша страна не является исключением.

Например, по сравнению с Республикой Беларусь в Российской Федерации дефицитными были 2009, 2010, 2012 и 2013 годы, размер дефицита составил 5,9%, 3,91%, 0,06% и 0,48% к ВВП соответственно (таблица 2).

 Таблица 2 – Дефицит и профицит федерального бюджета Российской Федерации в 2009 – 2014 гг.

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб.

-2427

-1795

417

-27

-311

328

в процентах к ВВП 

-5,9

-3,91

0,79

-0,06

-0,48

0,5

Примечание – Источник: собственная разработка

 Одной и самых главных причин дефицита федерального бюджета Российской Федерации в 2009 году многие считают мировой финансовый кризис. В этом же году наблюдалось усиление инфляционного давления с одной стороны, и быстрое наращивание внешних заимствований – с другой. В 2011-2014 годах сохранилась тенденция снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета.

В 2016 году прогнозируется снижение доходов федерального бюджета до 18,3% ВВП. Причиной, прежде всего, является предполагаемое снижение нефтегазовых доходов. И поэтому в будущем расходы будут оптимизированы, а ресурсы перераспределены на наиболее приоритетные задачи, а именно на финансовое обеспечение пенсионной системы и выполнение обязательств государства [1].

Бюджетный дефицит характерен и для большинства развитых стран.

2013 год с профицитом бюджета смогли закончить такие страны как Германия, Норвегия, Азербайджан, Южная Корея, Перу, Бразилия.

Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший процент дефицита у Испании - 6.05%, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо.

Для решения ранее выявленной проблемы в Республике Беларусь предлагает проведение ряда мероприятий, способствующих ее устранению либо сведению до минимума. К таким мероприятиям можно отнести:

1) повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов;

2) развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

3) расширение круга плательщиков, что должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства и развития территориально-регионального хозрасчета;

4) совершенствование оптимизации объема и реструктуризации расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики [3].

Для решения проблемы дефицита бюджета также необходима концентрация всех имеющихся в государстве ресурсов и принятие решений по данным вопросам совместными усилиями, что даст возможность добиться максимального эффекта и в макроэкономическом масштабе.

В ближайшее будущее ожидается, что правительство будет вынуждено несколько сократить финансирование инвестиционной программы и текущих трансфертов, потому что основными направлениями для сектора государственных финансов будут являться: повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.

Библиографический список:

1. Дефицит государственного бюджета России / РГЭУ (РИНХ); науч. ред. А.Ю. Соболева. - Ростов-на-Дону, 2015.
2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Проблемы госбюджета. Дискуссионные вопросы. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://student.zoomru.ru/ekonom/gosudarstvennyj-bjudzhet-respubliki-belarus/26306.199085.s3.html. – Дата доступа: 15.10.2015;
3. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон «О республиканском бюджете» / Правовой портал Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: www.pravo.by. – Дата доступа: 16.10.2015.
4. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 26.10.2015.
5. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина. – Минск, БГЭУ, 2012 – 289 с.




Рецензии:

31.10.2015, 19:37 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья студентки Мосевич Наталья Викторовна может быть опубликована. в ней кратка дана уть проблемы, представлен современный иллюстративный материал, представлены выводы.

31.10.2015, 19:38 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: предлагаю возможным опубликовать данную стать по бюджету Беларуси

3.11.2015, 12:20 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: Рекомендую для публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх