магистрант по направлению "Юрист в сфере бизнеса и защиты имущественных прав" Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Специалист Управления развития и стратегического планирования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта
Бобров Филипп Алексеевич, помощник юриста ИП «Шателюк и партнеры»
УДК 371.2
В последнее время все чаще можно услышать такие понятия, как бесплатная юридическая помощь и юридическая клиника. Но не все знают, что собой представляет данная клиника и каким категориям населения доступны услуги бесплатной юридической помощи. В связи с чем исследуемая тема является весьма актуальной и даже может быть полезной нуждающимся в юридической помощи.
15 января 2012 г. в силу вступил ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1], который устанавливает основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Данный закон предусматривает государственную и негосударственную систему бесплатной юридической помощи. Наряду с центрами бесплатной юридической помощи в негосударственную систему входят юридические клиники при ВУЗах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.).
В юридических клиниках помощь оказывается на базовом уровне студентами старших курсов юридических специальностей ВУЗов под присмотром преподавателей-кураторов. Студенты могут давать консультации обратившимся – как устные, так и письменные (если последние предусмотрены в данной клинике). Также студенты могут составлять заявления, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера. Помимо этого они могут представлять клиента в судах, организациях, государственных и муниципальных органах.
Какова же роль данных юридических клиник? Кому и каким образом они могут быть полезны?
Нужно отметить, что при функционировании системы оказании юридической помощи данным образом пользу получают как студенты, непосредственно оказывающие помощь, так и граждане, ее получающие, а также система образования в целом, правовая система, а также система социального обеспечения граждан.
Юридические клиники оказывают весомую роль на систему образования, дополняя стандартное юридическое образование, так как позволяют студентам-будующим юристам сталкиваться с реалиями правовойсистемы. Студенты получают возможность практиковаться в решении юридических вопросов, применять при решении конкретных дел полученные при обучении теоретические знания,самостоятельно консультировать граждан, составлять документы, представлять клиента. Помимо этого, если юридическая клиника предусматривает оказание помощи посредством личного общения, а не дистанционного посредством сети Internetлибо посредством телефонной связи, студенты имеют возможность психологически подготовиться к профессиональному общению с людьми, когда им придется вести дело самостоятельно, без кураторов.
Кроме того, практический опыт студентов, развитие профессиональных качеств и получаемые ими контакты в ходе их деятельности в юридической клинике могут способствоватьих трудоустройству в будущем.
Также практикующие в клиниках студенты на занятиях в учебном заведении стремятся всестороннеосветить для себя разбираемый вопрос, что побуждает преподавателей выстраивать занятия на более высоком, качественном уровне. В результате чего участие студентов в программе по оказанию бесплатной юридической помощи повышает качество получаемого образования, совершенствует систему образования в целом.
Юридическая клиника, конечно же, может быть полезна непосредственно гражданам, нуждающимся в юридической помощи. Бывает, что люди не имеют возможностиобратиться к частнопрактикующему юристу в связи с высоким для них уровнем цен на услуги. В связи с этим бесплатные юридические услуги, оказываемые в юридических клиниках при университетах и институтах,выступают одной из форм социального обеспечения, гарантирующего правовую защиту гражданам,часто относящимся к категории малообеспеченных.
Еще одним плюсом существования юридических клиник можно назвать формирование у населения юридической грамотности, в частности, при дистанционном общении клиента и студента. Часто подобная форма взаимодействия подразумевает формулирование клиентами четкопоставленного, конкретного вопроса, что побуждает человека, нуждающегося в помощи, хотя бы в небольшой степени перед написанием обращения в клинику осветить для себя интересующий его вопрос.
Не меньший интерес может представлять вопрос об основных моделях работы юридических клиник. К подобным, часто использующимся, моделям можно отнести следующие.
1. Личное консультирование.
Форма консультирования, при которой посетитель является на консультацию в назначенное время по предварительной записи либо же в порядке живой очереди, что зависит от правил внутренних правил работы юридической клиники. Во время приема консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, при необходимостиделает копии. В ходе непосредственной консультации может быть дан устный/письменный ответ на вопрос либо составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба и т.д.)
2. Дистанционное консультирование.
Под дистанционным консультированием можно понимать ответы на обращения граждан посредством почты - электронной либо обычной. Обращения граждан поступает в юридическую клинику, затем передается студенту-консультанту. В течение обозначенного времени (обычно этот процесс может занимать 1-2 недели) консультант подготавливает ответ, который затем подлежит проверке куратором юридической клиники и направляется гражданину.
3. Телефонные консультации.
Студенты дежурят на телефонной линии, часто называемой «горячей линией». Студенты отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или дается рекомендация записаться на личный прием.
4. Выездные консультации.
Некоторые юридические клиники могут организовывать выездные консультации в различные социальные учреждения (например, в дома престарелых, детские дома и др.). Подобное консультирование проходит по предварительной записи на прием, где студенты юридической клиники консультируют людей, не имеющих возможности обратиться за консультацией в клинику другим способом.
Как показывает практика, все данные модели консультирования активно используются студентами юридических клиник на всей территории нашей страны.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время юридические клиники получают весьма широкое распространение, и выгоды от их существования получают разные стороны – и оказывающие помощь, и получающие ее, и система образования, и правовая система в целом, а также система социального обеспечения.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий