Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 17.11.2015. Последняя правка: 16.11.2015.
Просмотров - 3744

Взаимосвязь пропорций и особенностей частей тела с типом высшей нервной деятельности в спортивном развитии учащихся студентов

Пущенко Арина Сергеевна

ассистент

ТАШГУ (Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), Биологический факультет

"Биофизика и Физиология человека и животных"

Аннотация:
К числу существующих проблем относится воздействие тренировочных нагрузок на спортсмена с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, повышение качества выполняемых нагрузок, нарушение режима моторики отрицательно влияют на функциональные возможности юных спортсменов. Проблема роста работоспособности и функциональных возможностей организма в условиях значительного увеличения учебной нагрузки, выполняемой тренировки является в настоящее время актуальной задачей.


Abstract:
Among the actual problems is the impact training loads on the athlete with a high level of mental and emotional and mental stress, improve the quality of running loads, violation of motor regime adversely affect the functionality of the young athletes. The problem of raising the health and functional abilities of the organism in a significant increase in training load carried out training provided by the current actual task.


Ключевые слова:
темперамент; телосложение; спорт; центральная нервная система.

Keywords:
temperament; physique;sport; the central nervous system.


УДК  747.19./751

Введение 

При всем разнообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент, является биологической основой, на которой формируется личность как социальное существо. Склад человека отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства нравов наиболее устойчивы, и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [8]. Разный характер при выполнении любой нагрузки, проявляет себя по разному, что не мало важно является изучение реакции и активности, пластичности и ригидности в тренировочных процессах у спортсменов [9] . Постоянная нагрузка образовательных режимов с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, увеличение интенсивности учебного процесса, повышение требований к объему, и качеству выполняемых упражнений, а также перенапряжение двигательного режима с нарушением распорядка дня - отрицательно влияют на функциональные возможности организма учащихся [2]. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению нарушения механизмов регуляции вегетативных функций, которые проявляются в виде ухудшения работоспособности спортсмена. В какой-то степени это объясняется высоким восприятием лиц со слабой нервной системой, и их возможностью за счет этого компенсировать недостаточно высокую выносливость, и другие качества присущие им в меньшей степени, чем лицам с сильной нервной системой.

Проблема увеличения высокой работоспособности физических упражнений и функциональных возможностей в условиях значительной высокой учебной нагрузки учащихся, в настоящее время является актуальной задачей. Культура Физического развития является наиболее действенным фактором сохранения и укрепления здоровья. 

Информация об исследованиях последних лет свидетельствуют, что особенность телосложения и тесно связанная с ним структура моторики являются важными, научно обоснованными критериями разделения педагогического процесса в спортивном воспитании [6;7]. Таким образом, целью данного исследования, являлось изучить конституцию тела студентов специальных групп спортивных направлений, и их характер определения типа высшей нервной системы. Учесть закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях спортивного воспитания и спорта под влиянием учебной, тренировочной и соревновательной деятельности.

  Объект и методы исследования. Нами было проведено изучение воздействия индивидуальных конституциональных особенностей учащихся факультета физической культуры, на показатели их спортивной подготовки различного профильного направления. Всего обследовано 38 учащихся в возрасте 21 ± 0,3 лет, по видам спорта: гимнастика, футбол и плавание. Применялись следующие методы антропометрических исследований: измерение длины тела, окружности грудной клетки, бедер и массы тела, определение типа совокупности функциональных и морфологических особенностей организма. Особое внимание уделялось и индивидуально половым различиям. Использовалась методика оценки типа строения (конституции тела) спортсмена по шкале конституционной типологии Э. Кречмера с трехкомпонентной структурой индивидуальных антропометрических данных каждого спортсмена [4]. Характер определяли методом опросника Яна Стреляу [5]. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качеств существенных компонентов личности. Нами исследовались три основные характеристики нервной системы: уровня (силы) процессов возбуждения, уровня (силы) процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. В расчете склада студента выделялись, реактивность (чувствительность и выносливость), и активность (объем и охват целенаправленных действий) при заданной величине стимуляции [1;3]. 

Результаты исследований и их обсуждение.  

В ходе анализа было установлено, что футболисты являются преимущественно энергичными. Спортсмены футболисты, показали себя как эмоционально – коммуникативный тип личности. Преимущественно сильно подвижные, веселые относящиеся к гипоманикам [Изображение.1.]. Обладают с резкостью движений, импульсивностью, очень сильно выражена эмоциональность. Иногда не способны к самоконтролю. По опроснику являются сильными уравновешенными и подвижными типами – сангвиник.
 
Из индивидуально внешних наблюдений, нами было установлено, что у юношей-футболистов реактивность по степени непроизвольности реакций на внешние и внутренний воздействия (критическое замечание, резкий тон - звук) явно преобладает над активностью. Поэтому отмечается большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость относящиеся к спонтанному типу - циклотимик, уравновешенный, подвижный - сангвиник [Изображение.4.]. как Большинство юношей - футболистов являются эмоционально - коммуникативным видом, с выражено астеническим типом телосложения. Диаметр по окружности запястья 16-17,5 см. Своенравное развитие скелета, высокий рост, плоская грудная клетка и длинные конечности ног.
 
Индивидуальные пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей девушек - гимнасток имеют равное соотношение атлетического и астенического типа телосложения [Изображение.2.]. Из контингента выделяются девушки среднего роста с хрупким телосложением, длинными пластичными руками, вытянутым лицом со слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. В рассматриваемой группе гимнасток, по измерениям, диаметр по окружности запястья составляло 15-16 см, что говорит нам о тонко костном типе телосложения. Но у спортсменов пловцов индивидуальные наблюдения показали, большой показатель атлетического типа телосложения, высокий рост, широкие плечи, развитая мышечная мускулатура [рис.4.]. диаметр по окружности запястья составил 17-18,5 см. По типу характера они преимущественно тяжело кровные, относящиеся к шизотомической черте характера, с преобладанием равнодушия, размеренности и спокойствия в движениях, жестах и мимике [Изображение.3.]. Проявляют большую уверенность в себе, и хорошо скоординированы, систематически последовательны. Но гимнастки по типу склада эмоциональности показали отличительные особенности по опроснику, обладают аккуратностью в действиях, раздражительны, застенчивы - гиперстеники с преобладанием сильного, уравновешенного, инертного типа - флегматики. 

Рисунок 1. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы) юношей-футболистов (m±17):



 

Рисунок 2. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы) девушек -гимнасток (m±12):

 

 

Рисунок 3. Показатели свойств темперамента (типа нервной системы)

юношей - пловцов (m±9):




Рисунок 4. Конституционная типология  спортсменов дифференциальных направлений видов спорта (m±38):



Основные выводы: Результат анализа спортивной подготовки учащихся студентов позволили, сделать вывод, что студенты отличаются характером, с конституционной типологией: юноши-футболисты проявили себя как сангвиники - преимущественно атлетическим типом. Комплексный анализ конституционной типологии спортсменов, с типом высшей нервной системой у представителей разных направлений спортсменов позволил выявить отличительную способность: наличие у каждого типа телосложения (атлетического, астенического, пикнического) индивидуально - своеобразные свойства психики, (синтонный, шизотомный, анестетики, гиперстеники), которые отражают динамику психической деятельности. Подвижность нервной системы футболистов выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, с гибким поведением. Уравновешенность нервных процессов гимнасток отражает соотношение, баланса возбуждения и торможения. Исходя из этого, мы видим силу уравновешенности, что является важным в спортивной деятельности спортсменов. Способность нервных клеток сохранить нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, тут и возможность Ц.Н.С выполнять определённую работу. По результатам проведённого исследования становится выявленным то, что при работе со спортсменами в разных секциях по направлению (вид спорта) необходимо учитывать характер учащегося студента, и применять индивидуальный подход с постепенным увеличением нагрузок. Обязательным в функционировании Ц.Н.С является поперемнным чередование работы, и отдыха с разносторонней спортивной подготовкой, что и следует учитывать при занятиях физической культурой и спортом.

Библиографический список:

1. Dweck C. S. : Self-theories: Their role in motivation, personality- аnd development.// Philadelphia, 2009. -74 p.
2. Кабачкова, А.В. /Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: авто-реф. дис. канд. биол. наук/ А.В.Кабачкова; Томский гос. университет.- Томск, 2009.-38 с.
3. Личко А.Е. Типы акцентуаций ответа и психопатий у подростков.//М., 1999./Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.-216 с.
4. Мартиросов, Э.Г, Лаптев М.А./ Технологии и методы определения состава тела человека //Руднев. - М.: Наука, 2006. - 275 с.
5. Николаев В. Г. /Методики психологического обследования склада эмоций в клинической практике / /Красноярск: изд-во, ООО «Версо», 2007.- 173 с.
6. Поддьяков А.Н./ Исследовательское поведение.//М., «Наука»,2-е изд.;2011.-184с.
7. Rees, W.L. A Factorial Study of Some Morphological and Psychological Aspects of Human constitution / W.L. Rees, H.J. Eisenck // Br. J. Psych. - 1999. - V.91, № 382. -21 р.
8. Стреляу Я. В. Роль характерных особенностей в психическом развитии. М.; «Наука»; 3-е изд.; 2006.-148 с.
9. Юнг К. Психологические типы. М.,1992.




Рецензии:

4.02.2016, 16:49 Огнистый Андрей Владимирович
Рецензия: Статья «Взаимосвязь пропорций и особенностей частей тела с типом нервной высшей деятельности в спортивном развитии учащихся студентов» несомненно, актуальна, представляет научный интерес, содержательна и является результатом самостоятельного поиска автора. В результате исследования автором выявлено то, что при работе со спортсменами в разных секциях по видах спорта необходимо учитывать характер учащегося студента, и применять индивидуальный подход с постепенным увеличением нагрузок, что сегодня редко встречается в деятельности тренеров. Структура статьи отвечает требованиям, литература актуальная. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

24.07.2016, 12:59 Пущенко Арина Сергеевна
Отзыв: Здравствуйте. Спасибо за столь приятные отзывы. Я рада стараться в дальнейшем открыть в своих исследованиях более широкие и редкие результаты Мне нравится работать в направлении психологии и индивидуально - типологических параметров (проявление ответных реакций,поведение,темперамент).


Оставить комментарий


 
 

Вверх