Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Менеджмент
Размещена 13.11.2015. Последняя правка: 12.11.2015.
Просмотров - 9172

Геймификация - как новейший метод мотивации персонала

Стяжкин Марк Сергеевич

нету

Томский Политехнический Университет, кафедра менеджмента

студент

Научный руководитель: Меньшикова Екатерина Валентиновна, доцент кафедры менеджмента, кандидат философских наук Национально Исследовательского Томского Политехнического Университета города Томска


Аннотация:
В данной статье были рассмотрены вопросы: значимости и необходимости мотивации для деятельности компании; необходимость нематериальной составляющей; преимущества и недостатки геймификации; формы геймификации.


Abstract:
In this article we were discussed: the importance of and the need for incentives for the company; the need for intangible component; advantages and disadvantages of gamification; form gamification.


Ключевые слова:
геймификация; мотивация; менеджмент; персонал; эффективность

Keywords:
gamification; motivation; management; staff; effectiveness


УДК 338

В данной статье рассмотрим геймификацию как один из наиболее эффективных способов мотивации персонала. Из курса теории менеджмента известно, что основными функциями в менеджменте являются: планирование, организация, мотивация, контроль, и чтобы деятельность предприятия была успешна, необходимо не только выполнять их, но и учитывать их особенности.

Любое предприятие, организация, фирма, компания – это люди, которые выполняют работу для достижения основных целей своей организации. Но не секрет, чтобы заставить людей выполнять работу действительно качественно, их необходимо стимулировать и мотивировать различными способами.

Таким образом, мотивация персонала является одной из важнейших составляющих задач организации, которая нацелена на достижение своих корпоративных целей.

Итак, мотивация – это одна из основных функций менеджмента, направленная  на побуждение людей к эффективной деятельности.  

В теории существует множество способов и методов мотивации персонала, которые основываются на содержательной и процессуальной теориях мотивации. В современном мире выделяют 2 вида мотивации персонала:[1]

  • материальная мотивация;
  • нематериальная мотивация;

Каждый вид мотивации играет определенную роль в системе мотивации, и только сочетание данных видов сделает систему мотивации наиболее эффективной. [2]

Однако, многие компании делают огромную ошибку не обращая внимание на нематериальную мотивацию персонала. И это действительно фатальная ошибка руководителей, которые считают, что подвигнуть людей к труду возможно только денежными поощрениями. Однако, по мнению многих кадровых экспертов, ученых и психологов, поощрение современного человека не должно ограничиваться только окладами и премиями. Современное поколение людей в возрасте от 20 до 30 лет ценит не только деньги, но и возможность для карьерного роста, самореализации, свободы личного времени и творчество при решении различных задач.

Таким образом, чтобы удовлетворить данные потребности персонала необходимо сочетать материальную и нематериальную мотивацию. Если исходить из потребностей персонала описанных выше, то наиболее эффективным инструментом, по моему мнению, является геймификация.

Геймификация – новейший способ мотивации персонала, который заключается в превращении рутинной работы в особый игровой процесс. [3]

Данный способ основывается:

  • на вовлечение сотрудников в бизнес – процессы;
  • на творчестве сотрудников, в решении задач и достижении целей компании;
  • на решении задач в рамках игрового процесса;

Для реализации мотивации на практики используются следующие приемы:

  • виртуальные бейджи;
  • статусы;
  • уведомления;
  • общие рейтинги сотрудников;
  • конкурсы;
  • квесты;
  • и т.д.;

Данный способ используется передовыми американскими и европейскими компаниями. В российской практике геймификация не так популярна, однако, с каждым днем уровень заинтересованности у российских работодателей все больше возрастает. И это не удивительно, благодаря данному способу сотрудники действительно нацелены на достижении результата.

Геймификация, действительно, прекрасный способ мотивации персонала, применение которого, несомненно, принесет свои плоды. Однако, используя данный способ, можно повысить деятельность сотрудников в несколько раз. Для этого рассмотрим основные формы геймифакции:

  • соревновательная;
  • победная;
  • эстетическая;

Соревновательная геймификация основана на мотивации сотрудников путем различных соревнований, тематика которых тесно связанна с проблемами или задачами компании. Данная форма подразумевает создание различных конкурсов, состязаний, в рамках которых будут решены первостепенные задачи компании.[3]

Победная геймификация основана на заинтересованности сотрудников в игровом процессе, в рамках которого будут выполнены задачи компании. Отличие данной формы в том, что по окончанию игрового процесса все сотрудниками будут победителями. При этом, климат и атмосфера в компании будет всегда положительными, а сотрудники смогут сплотиться.

Эстетическая геймификация основывается на доведении главных целей и задач для сотрудников, при этом, данные цели и задачи должны совпадать с интересами и желаниями сотрудников компании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда за перевыполнение плана продаж сотрудник будет получать какую-либо медаль, грамоту или незначительный подарок.

Таким образом, внедряя данный способ мотивации персонала, можно применять как все три формы геймификации, так и одну. Однако, как показывает зарубежная практика передовых компаний, сочетая все три формы геймификации можно добиться максимального эффекта.

Рассмотрев геймификацию как новейший способ мотивации персонала, а также углубившись в его формы, можно выделить следующие преимущества и недостатки.

Преимущества:[2]

  1. Замена рутинной работы игровым процессом;
  2. Вовлечение всех сотрудников в бизнес – процессы для решения задач;
  3. Развитие творческого и неординарного мышления у сотрудников;
  4. Возможность самореализации сотрудников;
  5. Заинтересованность сотрудников в выполнении задач компании;
  6. Повышение сплоченности коллектива при совместном решении задач;
  7. Визуализация достижений и прогресса сотрудников;

Недостатки:

  1. Поверхностность;
  2. Концепция геймификации не учитывает то, что применение данного способа должно приносить человеку удовольствие;
  3. Краткосрочный эффект;
  4. Развитие конкуренции между сотрудниками, что может привести не к достижению целей компании, а низкому корпоративному духу;

Таким образом, подводя итог данной статье, можно сказать, что геймификация, действительно, новейший метод мотивации персонала, который может дать желаемый результат для руководителей компании. Применение данного способа во многом зависит от возрастной структуры персонала, а также их потребностей. Только глубокое знание своих сотрудников может определить возможность  и необходимость внедрения данного способа в систему мотивации.[1]

Однако, учитывая опыт американских и европейских передовых компаний, а также тенденции к омоложению персонала компаний, стоит сказать, что геймификация и разновидность ее форм, непременно, повысят эффективность работы не только всех сотрудников, но и компании в целом.

При этом, не стоит забывать, что только при сочетании всех видов мотивации можно повысить эффективность всей системы мотивации персонала, а, следовательно, и деятельность компании, в целом.

Библиографический список:

1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. пособие/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 1995. – 438 с.
2. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала/ Е.А. Добролюбов// Банковские технологии.- 2002.- № 3
3. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011




Рецензии:

10.12.2015, 20:59 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Материал имеет элементы новизны, отвечает соответствующим требованиям, рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх